[Управление разработкой, Управление проектами, Agile, Управление продуктом] Как гибкие методы разработки помогают создавать стратегию для бизнеса
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
Между гибкой разработкой и стратегией есть конфликт: либо мы намечаем долгосрочную цель и идем к ней, либо постоянно подстраиваемся под меняющиеся условия. Такой тезис можно услышать на конференциях или в разговорах с предпринимателями. На самом деле, стратегия может строиться по agile-принципам. Владимир Алешин, руководитель департамента образовательных инициатив ВКонтакте, рассказал, как принципы гибкой разработки помогают создавать стратегию, которая не устаревает в быстро меняющемся мире.Стратегия — не золотая пилюля и не универсальный инструмент. Необходимо понимать, зачем она вам и что вы с ее помощью хотите достичь — причем понимать это надо еще до того, как вы начнете что-то делать. Возможно, чтобы добиться бизнес-целей, вам достаточно просто поискать готовые решения или фаундеры уже всё придумали, а вам надо структурировать их мысли и донести до всех сотрудников — то есть внедрить и легитимизировать уже готовую стратегию. Еще нередко стратегию воспринимают как некую обязательную формальность: «Конечно, нам нужна стратегия. Как мы без нее? Ведь она есть у всех». Поэтому для начала пообщайтесь с ключевыми стейкхолдерами и поймите, зачем вашей компании стратегия. Если окажется, что у вас более простые задачи, то не стоит «стрелять из пушки по воробьям» — реализация стратегического процесса повлечет за собой полную трансформацию компании.
Мы проводим исследование о том, как компании работают со стратегией и подготовили опрос — он займет не больше 20 минут, а в качестве бонуса пришлем большую подборку полезных материалов о стратегии. Результатами опроса поделимся со всеми.
Как раньше создавали стратегию
- Лидеры собирались на стратсессию и представляли какое-то светлое будущее — фактически, галлюциировали.
- После стратсессии они несколько месяцев декомпозировали задачи на разные структурные подразделения.
- Декомпозированные задачи собирали в один документ, синтезировали стратегию.
- Еще через несколько месяцев совет директоров утверждал стратегию.
- В итоге к реализации подходили только через полгода — а за это время контекст очень сильно менялся.
Как мы видим, стандартный процесс устарел и уже не отвечает современным вызовам рынка.Как же поступить иначе? Давайте посмотрим на классику — в ИТ давно существует подход Waterfall. Он состоит из пяти шагов:
- Requirements. Определение требований.
- Design. Проектирование.
- Implementation. Воплощение.
- Verification. Тестирование и отладка.
- Maintenance. Поддержка.
Так можно двигаться и в стратегическом процессе — и многие осуществляли это на практике. Но фактически чаще происходило следующее: брали стратегическое видение, быстро декомпозировали его и потом сразу запускали в работу, начинали последовательно реализовывать стратегию. В таком процессе терялся цикл обратной связи — общение с настоящими пользователями и клиентами, петли научения системы. В итоге компания могла оказаться совсем не в том светлом будущем, в которое хотела прийти. Опять не то.
Читайте также: Антипаттерны построения стратегии в компании
С чего начинается стратегияСтратегический процесс всегда должен начинаться с видения и миссии, то есть с ответа на вопрос, зачем существует ваш бизнес или продукт. К сожалению, фаундеры часто заканчивают стратегический процесс на этом этапе — особенно в небольших и средних компаниях. Им кажется, что это и есть стратегия. На самом деле такая «стратегия» — просто галлюцинация, потому что не может быть стратегии без нормальной постановки целей. В разных бизнесах я нередко наблюдал одну и ту же ошибку: в качестве стратегической цели выбирали «кратный рост по выручке с обеспечением безубыточности с учетом фокуса на качестве продукта». Такая цель никуда не годится — необходимо провести нормальное целеполагание, а цели должны быть:
- понятными;
- достижимыми;
- не противоречащими друг другу и самим себе.
И в идеале они должны быть SMART — это не обязательно, но к этому точно стоит стремиться. Когда цели поставлены, надо разобраться, достижимы они или нет, протестировать их, сверить с рынком, сопоставить свою картину мира с реальностью. Без этого не стоит приступать к стратегии.
Лучше всего — agile-методикиЧтобы стратегия не превратилась в неповоротливую махину, необходимо совершить внутренний переход от последовательной реализации стратегии к пониманию стратегического процесса как процесса постоянных инкрементов. И такой процесс для ИТ не является чем-то новым и неизведанным — на этой логике основаны lean startup и agile-методологии. В них приоритет отдается удовлетворению потребностей заказчика, а изменение требований приветствуется даже на поздних этапах разработки. Agile-манифест говорит о том, что наивысший приоритет — это удовлетворение потребностей заказчика (в случае стратегии — всех стейкхолдеров). Еще манифест описывает изменяющуюся систему, в которой наша задача — находить ответы на вызовы каждого конкретного момента. Тогда возникает закономерный вопрос: а зачем вообще разрабатывать стратегию — надо сразу действовать, ничего не планируя. Но такой подход не работает.Говоря об agile, я имею в виду логику формирования стратегии, в которой появляются инкременты, цикл обратной связи и бэклог. В этом случае процесс работы со стратегией полностью меняется: из стратегического бэклога мы собираем спринты, реализуем стратегию через итерации и быстро получаем инкременты в продукте. А если что-то меняется, мы подстраиваем методы формирования следующих итераций под новый контекст. В agile-стратегии Product Owner становится стратегом и отвечает за то, чтобы в конце каждого спринта был какой-то бизнес-результат. Причем не просто фича или фрагмент кода, а именно то, что влияет на бизнес: выход на новый рынок, новое продуктовое направление, оптимизированный бизнес-процесс.Чтобы реализовать такой подход понадобится agile-трансформация ролей.
- Product Owner — стратег.
- Стейкхолдеры — все пользователи стратегии, а не только пользователи продукта.
- User story включают потребности всех стейкхолдеров.
- Спринт приносит бизнес-результат.
- В конце спринта система учится, получает обратную связь.
В стратегическом процессе спринты должны быть длиннее, чем в классическом SCRUM, — до трех месяцев. Но самое главное изменение в работе со стратегией не в этом: если стратегический блок понятен, направлен на конкретные цели и согласуется с видением и миссией компании, то стратегию надо сразу брать в работу, а сама стратегия становится своеобразным бэклогом, задачи из которого можно выполнять параллельно.Раньше стратегия была монолитом, а предложенный концепт предполагает изменение по аналогии с эффективными agile-механиками. Стратегия трансформируется в процесс работы со стратегическим бэклогом — живым и связанным с актуальными потребностями всех стейкхолдеров.Как работает agile-стратегия
- Стратег отвечает за стратегический бэклог и циклы.
- По мере приоритизации в команды отдаются блоки стратегий или целей, которые сразу берутся в работу.
- Короткими циклами до квартала закрываются бизнес-спринты и собирается обратная связь от стейкхолдеров.
- Каждый закрытый блок реализованной стратегии — новый виток S-curve.
В этом случае задача организации — добавлять витки S-curve, это и будет цикл реализации стратегического бэклога.
Если у компании есть разные продуктовые направления, то надо декомпозировать стратегию до их уровня: сделать так, чтобы в каждом был свой стратег, который наполняет стратегический backlog. Еще хорошее решение — создавать мобильные команды для быстрого запуска продуктовых стратегий.
Читайте также: Почему стратегические сессии в России почти не работают
Чтобы agile-стратегия на самом деле работала, недостаточно просто «сделать домашнюю работу» и все прописать. Для этого есть два обязательных условия.
- Надо полностью трансформировать компанию и перейти от понимания организации как механизма к пониманию организации как организма.
- Синхронизация на уровне лидерства. Если приоритеты расставлены правильно, то уже не надо постоянно отвлекать руководителя согласованиями и вопросами, потому что логика принятия решений включена в процесс и все должны синхронизироваться друг с другом и понимать, в какой точке они сейчас находятся.
Пять слонов agile-организации
- Стратегия. Единый вектор и целеполагание. North Star Metrics, общее видение, помощь и аллокация ресурсов.
- Структура. Сеть empowered-команд. Плоская структура и четко выстроенные роли. Партнерство и экосистема. Fit-for-purpose-функции.
- Процесс. Быстрые циклы принятия решений и обучения. Короткие продуктовые циклы, стандартные процессы, прозрачность, постоянное обучение.
- Люди. Динамичная модель, поощряющая страсть к делу. Развитое лидерство, предпринимательский дух, мобильность ролей. Искать лучших на рынке или выращивать их самим.
- Технологии. Свежая архитектура, новейшие процессы разработки и внедрения. Нельзя сделать agile-организацию на устаревших технологиях и инфраструктуре.
Как оказаться в agileТрансформация — это часть стратегии. Начать надо с видения и правильного целеполагания: что будет, если мы окажемся в конечной точке? Менеджер должен смело брать на себя ответственность и говорить, что мир изменился, что надо идти к новому, быть стать евангелистом новых подходов, постоянно раскачивать систему, менять ее под запросы времени.
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [Машинное обучение, Управление продуктом, Искусственный интеллект] Через 10 лет ИИ будет решать большинство задач лучше человека: интервью с организатором конференции OpenTalks.AI
- [Управление продуктом] Дополнение к теме code escrow – депонированию исходного кода
- [Управление проектами, Управление персоналом, Карьера в IT-индустрии] Осмысленность работы и эффективность
- [IT-компании, IT-стандарты, Управление продуктом, Управление проектами] Методологический скачок: от таблиц-портянок к понятному каталогу услуг в ITSM-системе
- [Help Desk Software, Service Desk, Управление продуктом, SaaS / S+S, Облачные сервисы] Ликбез по типам поддержки, задачам саппорта и вариантам автоматизации
- [Управление проектами, Удалённая работа, Программирование, Лайфхаки для гиков] Один день удаленного тимлида на бэкенде
- [Программирование, Управление разработкой, Управление персоналом, Читальный зал] Посадите программиста в поток и защищайте. От самих себя
- [Управление проектами, Учебный процесс в IT, Управление персоналом, Карьера в IT-индустрии] Без эйчаров, интервью и спешки: как нанимают системных администраторов в Southbridge
- [API, Управление проектами, Управление продажами, Управление персоналом] Как я сделал бота, который контролирует моих сотрудников, следит за моими тренировками, весом и чтением книг
- [Управление продуктом] Escrow (эскроу) исходного кода
Теги для поиска: #_upravlenie_razrabotkoj (Управление разработкой), #_upravlenie_proektami (Управление проектами), #_agile, #_upravlenie_produktom (Управление продуктом), #_strategija (стратегия), #_gibkie_metodologii (гибкие методологии), #_agile, #_waterfall, #_kaskad (каскад), #_blog_kompanii_productsense (
Блог компании ProductSense
), #_upravlenie_razrabotkoj (
Управление разработкой
), #_upravlenie_proektami (
Управление проектами
), #_agile, #_upravlenie_produktom (
Управление продуктом
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 14:16
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
Между гибкой разработкой и стратегией есть конфликт: либо мы намечаем долгосрочную цель и идем к ней, либо постоянно подстраиваемся под меняющиеся условия. Такой тезис можно услышать на конференциях или в разговорах с предпринимателями. На самом деле, стратегия может строиться по agile-принципам. Владимир Алешин, руководитель департамента образовательных инициатив ВКонтакте, рассказал, как принципы гибкой разработки помогают создавать стратегию, которая не устаревает в быстро меняющемся мире.Стратегия — не золотая пилюля и не универсальный инструмент. Необходимо понимать, зачем она вам и что вы с ее помощью хотите достичь — причем понимать это надо еще до того, как вы начнете что-то делать. Возможно, чтобы добиться бизнес-целей, вам достаточно просто поискать готовые решения или фаундеры уже всё придумали, а вам надо структурировать их мысли и донести до всех сотрудников — то есть внедрить и легитимизировать уже готовую стратегию. Еще нередко стратегию воспринимают как некую обязательную формальность: «Конечно, нам нужна стратегия. Как мы без нее? Ведь она есть у всех». Поэтому для начала пообщайтесь с ключевыми стейкхолдерами и поймите, зачем вашей компании стратегия. Если окажется, что у вас более простые задачи, то не стоит «стрелять из пушки по воробьям» — реализация стратегического процесса повлечет за собой полную трансформацию компании. Мы проводим исследование о том, как компании работают со стратегией и подготовили опрос — он займет не больше 20 минут, а в качестве бонуса пришлем большую подборку полезных материалов о стратегии. Результатами опроса поделимся со всеми.
Так можно двигаться и в стратегическом процессе — и многие осуществляли это на практике. Но фактически чаще происходило следующее: брали стратегическое видение, быстро декомпозировали его и потом сразу запускали в работу, начинали последовательно реализовывать стратегию. В таком процессе терялся цикл обратной связи — общение с настоящими пользователями и клиентами, петли научения системы. В итоге компания могла оказаться совсем не в том светлом будущем, в которое хотела прийти. Опять не то. Читайте также: Антипаттерны построения стратегии в компании
Лучше всего — agile-методикиЧтобы стратегия не превратилась в неповоротливую махину, необходимо совершить внутренний переход от последовательной реализации стратегии к пониманию стратегического процесса как процесса постоянных инкрементов. И такой процесс для ИТ не является чем-то новым и неизведанным — на этой логике основаны lean startup и agile-методологии. В них приоритет отдается удовлетворению потребностей заказчика, а изменение требований приветствуется даже на поздних этапах разработки. Agile-манифест говорит о том, что наивысший приоритет — это удовлетворение потребностей заказчика (в случае стратегии — всех стейкхолдеров). Еще манифест описывает изменяющуюся систему, в которой наша задача — находить ответы на вызовы каждого конкретного момента. Тогда возникает закономерный вопрос: а зачем вообще разрабатывать стратегию — надо сразу действовать, ничего не планируя. Но такой подход не работает.Говоря об agile, я имею в виду логику формирования стратегии, в которой появляются инкременты, цикл обратной связи и бэклог. В этом случае процесс работы со стратегией полностью меняется: из стратегического бэклога мы собираем спринты, реализуем стратегию через итерации и быстро получаем инкременты в продукте. А если что-то меняется, мы подстраиваем методы формирования следующих итераций под новый контекст. В agile-стратегии Product Owner становится стратегом и отвечает за то, чтобы в конце каждого спринта был какой-то бизнес-результат. Причем не просто фича или фрагмент кода, а именно то, что влияет на бизнес: выход на новый рынок, новое продуктовое направление, оптимизированный бизнес-процесс.Чтобы реализовать такой подход понадобится agile-трансформация ролей.
Если у компании есть разные продуктовые направления, то надо декомпозировать стратегию до их уровня: сделать так, чтобы в каждом был свой стратег, который наполняет стратегический backlog. Еще хорошее решение — создавать мобильные команды для быстрого запуска продуктовых стратегий. Читайте также: Почему стратегические сессии в России почти не работают
Пять слонов agile-организации
=========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Блог компании ProductSense ), #_upravlenie_razrabotkoj ( Управление разработкой ), #_upravlenie_proektami ( Управление проектами ), #_agile, #_upravlenie_produktom ( Управление продуктом ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 14:16
Часовой пояс: UTC + 5