[Разработка веб-сайтов, PHP, Разработка мобильных приложений, Управление разработкой] Кто, где, когда: система компонентов для разделения зон ответственности команды
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
Меня зовут Евгений Тупиков, я ведущий PHP-разработчик в Badoo и Bumble. У нас в команде более 200 бэкенд-разработчиков, которые работают над сотнями модулей и отдельных сервисов в наших приложениях. Но поначалу всё было не так масштабно. В 2006 году это был один проект, над которым работала небольшая команда. Каждый разработчик хорошо понимал, как всё устроено: легко ориентировался в коде, знал, какие есть сервисы и как они взаимодействуют между собой. Однако по мере роста проекта всё больше времени занимал поиск «хранителей знаний» — тех, кто отвечает за ту или иную функциональность и к кому можно обратиться с вопросом или предложением. В этой статье я расскажу, как мы решили проблему разделения зон ответственности и сделали процесс актуализации информации быстрым и удобным с помощью компонентного подхода. ПредысторияПредставим ситуацию: разработчик одной из команд занимается исправлением бага и в процессе дебага дошёл до кода, за который отвечает другая команда. Как понять, кто именно ответственен за данную функциональность и к кому идти с вопросами?Другими словами, нужен способ легко найти ответственного за ту или иную часть системы. И для этого мы стали использовать два специальных тега в докблоке (DocBlock) файла:
- @team — команда, ответственная за данную часть системы;
- @maintainer — человек, разрабатывающий данную функциональность (таких сотрудников может быть несколько).
/**
* @team Team name <team@example.com>
* @maintainer John Smith <john.smith@example.com>
* @maintainer ....
*/
Такой подход очень просто внедрить и использовать. Например, можно настроить шаблон в PhpStorm — и нужные теги будут автоматически проставляться при создании нового файла. Мы ещё сделали отдельный Git hook, следящий за тем, чтобы у всех файлов были проставлены нужные теги в требуемом формате.Но вскоре такой подход стал терять свою гибкость. В компанию приходили новые люди, кто-то переходил из одной команды в другую — и каждый раз нужно было актуализировать информацию об ответственных. Кроме того, эта информация дублировалась при настройке мониторинга в Zabbix. И если поправить код — это довольно тривиальная задача, то обновить список получателей уведомлений о результатах определённой проверки быстро не получится. Нужно поставить задачу отделу мониторинга и ждать, когда он выполнит её в рамках заданного процесса.Нам же хотелось иметь возможность обновлять список ответственных в одном месте. И желательно, чтобы все остальные системы автоматически подхватывали изменения. Так мы пришли к компонентному подходу.Что такое компонентНачнём с определения: компонент — это абстракция, представляющая определённую часть системы. Важно отметить, что в нашем случае компоненты не столько инструмент структурирования кода, сколько административный (организационный) инструмент для разделения зон ответственности. Компонент — это не обязательно функциональность, непосредственно связанная с кодом. Компонентом может быть и организационный процесс, например выпуск новой версии приложения.При переходе на компонентный подход мы сформировали ряд правил и ограничений:
- структура компонентов должна быть линейной;
- каждая команда должна иметь свой набор компонентов (один и тот же компонент не может относиться к нескольким командам);
- для каждого компонента должен быть задан список ответственных, при этом оптимальное количество ответственных за один компонент — два—четыре человека;
- только менеджер или тимлид команды может добавлять и удалять компоненты;
- у каждого компонента должен быть уникальный идентификатор (alias).
Для управления компонентами у нас есть специальный интерфейс в интранете. Страница компонента выглядит следующим образом:
Пример страницы компонента в интранете Мы видим, что у компонента есть:
- уникальный идентификатор;
- email;
- название команды, которая отвечает за данный компонент;
- название проекта, к которому относится компонент, в Jira;
- краткое описание, которое помогает понять, для чего нужен компонент и какая у него зона ответственности;
- список ответственных: у каждого компонента есть владелец, который может его редактировать (это может быть как менеджер или тимлид команды, так и другой человек, который был явно указан как владелец при добавлении компонента);
Как мы используем компоненты в кодеДокблок файла
/**
* @component component_alias
*/
Мы доработали Git hook, проверяющий докблок. Он следит за тем, чтобы файлы, в которые были внесены изменения, содержали тег @component и чтобы указанный компонент существовал.
remote: ERROR in SomeClass.php:
remote: * Unknown @component: UnknownComponent. You have to create component before using it in the code
Также у нас есть хук, который рассылает ответственным за компонент уведомления обо всех изменениях в их файлах, сделанных другими разработчиками. Это полезно в тех случаях, когда разработчики из других команд вносят правки в ваш код и не отправляют задачу вам на ревью.Сервис для работы с компонентами в кодеДля работы с компонентами в коде у нас есть отдельный класс, который позволяет получить список всех компонентов и найти конкретный либо по полному названию, либо по идентификатору. В коде доступна та же информация, что в интерфейсе в интранете.
$componentManager = new \Components\ComponentManager();
$component = $componentManager->getComponent('component_alias');
$recipients = [];
foreach ($component->getMaintainers() as maintainer) {
$recipients[] = $maintainer->getEmail();
}
или найти дежурного по компоненту:
$componentManager = new \Components\ComponentManager();
$component = $componentManager->getComponent('component_alias');
foreach ($component->getMaintainers() as $maintainer) {
if ($maintainer->isDuty()) {
return $maintainer;
}
}
Интеграция с PhpStormВ нашем блоге есть статья про плагин для PhpStorm, который значительно упрощает жизнь разработчикам. За то время, что прошло с момента её написания, мы реализовали много новых удобных фич и добавили поддержку компонентов.Теперь IDE автоматически выводит на экран владельца компонента и дежурного. Также при наведении на идентификатор компонента отображается дополнительный блок со списком всех ответственных за него с возможностью отправки личных сообщений в мессенджер (Slack).
Дежурный по компонентуДумаю, многие из вас сталкивались с проблемой переключения контекста. На мой взгляд, надо стараться этого избегать. У каждого своя скорость — и требуется разное количество времени, чтобы снова погрузиться в задачу (контекст). Кому-то достаточно нескольких минут, а кому-то нужно гораздо больше.Чтобы минимизировать последствия переключения контекста, мы решили ввести практику дежурств. Теперь у каждого компонента есть дежурный, который является входной точкой для всех вопросов связанных с ним. Когда человек заступает на дежурство, отметка об этом появляется у всех нужных компонентов и отображается в публичной группе в мессенджере.Это не значит, что команда бросает дежурного на произвол судьбы. В случае если он не сталкивался с какой-либо проблемой ранее, он всегда может подключить коллег. Но если дежурный самостоятельно отвечает даже на 80% вопросов, это означает, что остальные члены команды 80% времени спокойно работают над своими задачами, не опасаясь, что их вырвут из контекста.Кроме того, дежурства позволяют делиться знаниями внутри команды, тем самым повышая bus factor.Интеграция с внутренними системамиПомимо использования компонентов непосредственно в коде, их поддержка была добавлена в большинство наших внутренних систем. Ниже я приведу несколько примеров.Система сбора и анализа PHP-ошибокИсторически для сбора и анализа PHP-ошибок мы используем самописную систему, которая по функциональности похожа на популярные Sentry и Splunk, но адаптирована к нашим внутренним процессам. В неё первую мы добавили поддержку компонентов. Один из этапов сбора ошибок — насыщение события дополнительной информацией. Мы добавили в пайплайн новый шаг, на котором система собирает список затронутых компонентов на основе списка файлов из стек-трейса ошибки. Эту информацию можно использовать:
- для поиска ошибок по определённому компоненту;
- для построения отчётов и графиков в разбивке по компонентам.
Помимо этого, наличие информации о компонентах упрощает поиск ответственного за ту часть системы, в которой произошла ошибка. Для этого достаточно зайти на страницу с детальной информацией об ошибке и посмотреть на стек-трейс:
Реестр баз данныхБэкенд наших приложений Badoo и Bumble состоит из сотен различных модулей, систем и сервисов. Большинство из них для хранения данных использует MySQL. Теперь представим ситуацию: разработчик начинает разбираться с новой для него функциональностью, и в процессе ему понадобилось посмотреть схему какой-то таблицы. Для этого нужно:
- Найти в коде, на каком хосте живёт база.
- Подключиться к хосту через любой удобный инструмент (консольная утилита, phpMyAdmin, Sequel Pro, IDE и т. д.).
- Найти нужную базу и таблицу.
- Изучить информацию о таблице.
А если нужно узнать размер таблицы на продакшене? Для начала нужно запросить доступ к базе данных, дождаться его предоставления — и только после этого можно будет получить необходимую информацию. На самом деле схема простая и рабочая — процесс получения доступа у нас автоматизирован. Но требуется довольно много времени для того, чтобы получить ответ на простой вопрос.Другой пример: нужно найти список таблиц, которые долгое время не используются и просто занимают место на сервере. Тут уже нужно писать скрипт, который обойдёт все нужные серверы и соберёт статистику.Чтобы упростить жизнь разработчикам, мы создали систему под названием DBRegistry. Она хранит в себе информацию для всех баз данных, доступную через INFORMATION_SCHEMA.
При внедрении компонентов мы добавили возможность указания, к какому компоненту относится та или иная база данных или таблица.Информация о компоненте будет полезна в случае, если с каким-то сервером начались проблемы (например, выросла нагрузка на CPU) и администратор баз данных нашёл проблемный запрос и хочет сообщить о проблеме разработчику. Он просто находит нужную таблицу в DBRegistry, смотрит, к какому компоненту она привязана, и пишет о проблеме дежурному.ЗаключениеС момента нашего перехода на компонентный подход прошло больше трёх лет, и за это время поддержка компонентов была реализована во всех внутренних системах. Нам удалось сделать процессы более быстрыми и понятными. Теперь ни у кого не возникает вопроса «А кто отвечает за этот код?». Достаточно открыть интранет и найти нужный компонент — он содержит всю необходимую информацию.Актуализация списка ответственных теперь сводится к нескольким кликам в интерфейсе, хотя до внедрения компонентов на обновление этой информации во всех системах могли уйти дни, а то и недели.На этом всё. Спасибо за внимание!
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [Программирование, Разработка мобильных приложений, Dart, Flutter] Flutter 2.2: что нового (перевод)
- [Информационная безопасность, Разработка веб-сайтов, Поисковая оптимизация, Научно-популярное] Самый популярный HTML-редактор в выдаче Google — это афера с поисковой оптимизацией (перевод)
- [Программирование, Управление разработкой, Управление персоналом] Парное программирование: цели, преимущества (перевод)
- [Разработка веб-сайтов, TypeScript, Лайфхаки для гиков] Карманная книга по TypeScript. Часть 4. Подробнее о функциях (перевод)
- [Управление разработкой, Управление проектами, Управление персоналом, Читальный зал, 1С] Как каменщик дядя Толя учил программистов
- [Управление разработкой, Управление проектами, Управление продуктом] Как запустить MVP и не превратить его в технический долг
- [Разработка веб-сайтов, PHP, Symfony, Yii, Laravel] Зачем нужен static при объявлении анонимных функций?
- [Разработка веб-сайтов, Работа с видео, Программирование, Видеоконференцсвязь] Стриминг множества RTSP IP камер на YouTube и/или Facebook
- [PHP, Разработка мобильных приложений, Визуализация данных, Финансы в IT] Телеграмм-бот для анализа опционов
- [Разработка веб-сайтов, Фриланс, Карьера в IT-индустрии, Читальный зал] Длинная история про то, как мы веб-разработчика на фрилансерских сайтах искали, но так и не нашли
Теги для поиска: #_razrabotka_vebsajtov (Разработка веб-сайтов), #_php, #_razrabotka_mobilnyh_prilozhenij (Разработка мобильных приложений), #_upravlenie_razrabotkoj (Управление разработкой), #_php, #_komponent (компонент), #_bus_factor, #_vnutrennie_servisy (внутренние сервисы), #_baza_znanij (база знаний), #_blog_kompanii_badoo (
Блог компании Badoo
), #_razrabotka_vebsajtov (
Разработка веб-сайтов
), #_php, #_razrabotka_mobilnyh_prilozhenij (
Разработка мобильных приложений
), #_upravlenie_razrabotkoj (
Управление разработкой
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 21:12
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
Меня зовут Евгений Тупиков, я ведущий PHP-разработчик в Badoo и Bumble. У нас в команде более 200 бэкенд-разработчиков, которые работают над сотнями модулей и отдельных сервисов в наших приложениях. Но поначалу всё было не так масштабно. В 2006 году это был один проект, над которым работала небольшая команда. Каждый разработчик хорошо понимал, как всё устроено: легко ориентировался в коде, знал, какие есть сервисы и как они взаимодействуют между собой. Однако по мере роста проекта всё больше времени занимал поиск «хранителей знаний» — тех, кто отвечает за ту или иную функциональность и к кому можно обратиться с вопросом или предложением. В этой статье я расскажу, как мы решили проблему разделения зон ответственности и сделали процесс актуализации информации быстрым и удобным с помощью компонентного подхода. ПредысторияПредставим ситуацию: разработчик одной из команд занимается исправлением бага и в процессе дебага дошёл до кода, за который отвечает другая команда. Как понять, кто именно ответственен за данную функциональность и к кому идти с вопросами?Другими словами, нужен способ легко найти ответственного за ту или иную часть системы. И для этого мы стали использовать два специальных тега в докблоке (DocBlock) файла:
/**
* @team Team name <team@example.com> * @maintainer John Smith <john.smith@example.com> * @maintainer .... */
Пример страницы компонента в интранете Мы видим, что у компонента есть:
/**
* @component component_alias */ remote: ERROR in SomeClass.php:
remote: * Unknown @component: UnknownComponent. You have to create component before using it in the code $componentManager = new \Components\ComponentManager();
$component = $componentManager->getComponent('component_alias'); $recipients = []; foreach ($component->getMaintainers() as maintainer) { $recipients[] = $maintainer->getEmail(); } $componentManager = new \Components\ComponentManager();
$component = $componentManager->getComponent('component_alias'); foreach ($component->getMaintainers() as $maintainer) { if ($maintainer->isDuty()) { return $maintainer; } } Дежурный по компонентуДумаю, многие из вас сталкивались с проблемой переключения контекста. На мой взгляд, надо стараться этого избегать. У каждого своя скорость — и требуется разное количество времени, чтобы снова погрузиться в задачу (контекст). Кому-то достаточно нескольких минут, а кому-то нужно гораздо больше.Чтобы минимизировать последствия переключения контекста, мы решили ввести практику дежурств. Теперь у каждого компонента есть дежурный, который является входной точкой для всех вопросов связанных с ним. Когда человек заступает на дежурство, отметка об этом появляется у всех нужных компонентов и отображается в публичной группе в мессенджере.Это не значит, что команда бросает дежурного на произвол судьбы. В случае если он не сталкивался с какой-либо проблемой ранее, он всегда может подключить коллег. Но если дежурный самостоятельно отвечает даже на 80% вопросов, это означает, что остальные члены команды 80% времени спокойно работают над своими задачами, не опасаясь, что их вырвут из контекста.Кроме того, дежурства позволяют делиться знаниями внутри команды, тем самым повышая bus factor.Интеграция с внутренними системамиПомимо использования компонентов непосредственно в коде, их поддержка была добавлена в большинство наших внутренних систем. Ниже я приведу несколько примеров.Система сбора и анализа PHP-ошибокИсторически для сбора и анализа PHP-ошибок мы используем самописную систему, которая по функциональности похожа на популярные Sentry и Splunk, но адаптирована к нашим внутренним процессам. В неё первую мы добавили поддержку компонентов. Один из этапов сбора ошибок — насыщение события дополнительной информацией. Мы добавили в пайплайн новый шаг, на котором система собирает список затронутых компонентов на основе списка файлов из стек-трейса ошибки. Эту информацию можно использовать:
Реестр баз данныхБэкенд наших приложений Badoo и Bumble состоит из сотен различных модулей, систем и сервисов. Большинство из них для хранения данных использует MySQL. Теперь представим ситуацию: разработчик начинает разбираться с новой для него функциональностью, и в процессе ему понадобилось посмотреть схему какой-то таблицы. Для этого нужно:
При внедрении компонентов мы добавили возможность указания, к какому компоненту относится та или иная база данных или таблица.Информация о компоненте будет полезна в случае, если с каким-то сервером начались проблемы (например, выросла нагрузка на CPU) и администратор баз данных нашёл проблемный запрос и хочет сообщить о проблеме разработчику. Он просто находит нужную таблицу в DBRegistry, смотрит, к какому компоненту она привязана, и пишет о проблеме дежурному.ЗаключениеС момента нашего перехода на компонентный подход прошло больше трёх лет, и за это время поддержка компонентов была реализована во всех внутренних системах. Нам удалось сделать процессы более быстрыми и понятными. Теперь ни у кого не возникает вопроса «А кто отвечает за этот код?». Достаточно открыть интранет и найти нужный компонент — он содержит всю необходимую информацию.Актуализация списка ответственных теперь сводится к нескольким кликам в интерфейсе, хотя до внедрения компонентов на обновление этой информации во всех системах могли уйти дни, а то и недели.На этом всё. Спасибо за внимание! =========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Блог компании Badoo ), #_razrabotka_vebsajtov ( Разработка веб-сайтов ), #_php, #_razrabotka_mobilnyh_prilozhenij ( Разработка мобильных приложений ), #_upravlenie_razrabotkoj ( Управление разработкой ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 21:12
Часовой пояс: UTC + 5