[Разработка мобильных приложений, Разработка под Android, Gradle] Конфигурация многомодульных проектов

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
26-Авг-2020 16:30

Предыстория
Иногда, когда я прокрастинирую, я занимаюсь уборкой: чищу стол, раскладываю вещи, прибираюсь в комнате. По сути, привожу окружающую среду в порядок — это заряжает энергией и настраивает на рабочий лад. С программированием у меня та же ситуация, только я чищу проект: провожу рефакторинги, делаю различные инструменты и всячески стараюсь упростить жизнь себе и коллегам.
Некоторое время назад мы в команде Android решили сделать один из наших проектов — Кошелек — многомодульным. Это привело как к ряду преимуществ, так и проблем, одна из которых — необходимость конфигурировать каждый модуль заново. Конечно, можно просто копировать конфигурацию из модуля в модуль, но если мы захотим что-то поменять, то придется перебрать все модули.
Мне это не нравится, команде это не нравится, и вот какие шаги мы предприняли, чтобы упростить нашу жизнь и сделать конфигурации проще в сопровождении.

Первая итерация — вынос версий библиотек
На самом деле это уже было в проекте до меня, и вы, возможно, знаете этот подход. Я часто вижу, как разработчики пользуются им.
Подход заключается в том, что надо выносить версии библиотек в отдельные глобальные свойства проекта, тогда они становятся доступны по всему проекту, что помогает использовать их многократно. Обычно это делается в файле build.gradle на уровне проекта, но иногда эти переменные выносят в отдельный .gradle файл и подключают в основном build.gradle.
Скорее всего, вы уже видели такой код в проекте. В нем нет никакой магии, это просто одно из расширений Gradle под названием ExtraPropertiesExtension. Если кратко, то это просто Map<String, Object>, доступный по имени ext в объектe project, а все остальное — работа как будто с объектом, блоки конфигурации и прочее — магия Gradle. Примеры:
.gradle
.gradle.kts
// creation
ext {
  dagger = '2.25.3'
  fabric = '1.25.4'
  mindk = 17
}
// usage
println(dagger)
println(fabric)
println(mindk)

// creation
val dagger by extra { "2.25.3" }
val fabric by extra { "1.25.4" }
val minSdk by extra { 17 }
// usage
val dagger: String by extra.properties
val fabric: String by extra.properties
val minSdk: Int by extra.properties

Что мне нравится в этом подходе: он крайне простой и помогает версиям не разъезжаться. Но у него есть минусы: надо следить, чтобы разработчики использовали версии из этого набора, и это не сильно упрощает создание новых модулей, потому что всё равно приходится копировать еще много чего.
Кстати, подобного эффекта можно добиться, используя gradle.properties вместо ExtraPropertiesExtension, только будьте осторожны: ваши версии можно будет переопределить при сборке с помощью -P флагов, а если вы обращаетесь к переменной просто по имени в groovy-cкриптах, то gradle.properties заменят и их. Пример с gradle.properties и переопределением:
// grdle.properties
overriden=2
// build.gradle
ext.dagger = 1
ext.overriden = 1
// module/build.gradle
println(rootProject.ext.dagger)   // 1
println(dagger)                   // 1
println(rootProject.ext.overriden)// 1
println(overriden)                // 2

Вторая итерация — project.subprojects
Моя любознательность, помноноженная на нежелание копировать код и разбираться с настройкой каждого модуля, привела меня к следующему шагу: я вспомнил, что в корневом build.gradle есть блок, который генерируется по умолчанию — allprojects.
allprojects {
    repositories {
        google()
        jcenter()
    }
}

Я сходил в документацию и нашел, что в него можно передать блок кода, который будет конфигурировать этот проект и все вложенные проекты. Но это не совсем то, что было нужно, поэтому я пролистал дальше и нашел subprojects — метод для конфигурации сразу всех вложенных проектов. Пришлось добавить немного проверок, и вот что получилось.

Пример конфигурации модулей через project.subprojects

SPL
subprojects { project ->
    afterEvaluate {
        final boolean isAndroidProject =
            (project.pluginManager.hasPlugin('com.android.application') ||
                project.pluginManager.hasPlugin('com.android.library'))
        if (isAndroidProject) {
            apply plugin: 'kotlin-android'
            apply plugin: 'kotlin-android-extensions'
            apply plugin: 'kotlin-kapt'
            android {
                compileSdkVersion rootProject.ext.compileSdkVersion
                defaultConfig {
                    minSdkVersion rootProject.ext.minSdkVersion
                    targetSdkVersion rootProject.ext.targetSdkVersion
                    vectorDrawables.useSupportLibrary = true
                }
                compileOptions {
                    encoding 'UTF-8'
                    sourceCompatibility JavaVersion.VERSION_1_8
                    targetCompatibility JavaVersion.VERSION_1_8
                }
                androidExtensions {
                    experimental = true
                }
            }
        }
        dependencies {
            if (isAndroidProject) {
                // android dependencies here
            }
            // all subprojects dependencies here
        }
        project.tasks
            .withType(org.jetbrains.kotlin.gradle.tasks.KotlinCompile)
            .all {
                kotlinOptions.jvmTarget = JavaVersion.VERSION_1_8.toString()
            }
    }
}


Теперь для любого модуля с подключенным плагином com.android.application или com.android.library мы можем настраивать что угодно: подключаемые плагины, конфигурации плагинов, зависимости.
Все было бы отлично, если бы не пара проблем: если мы захотим в модуле переопределить какие-то параметры, заданные в subprojects, то у нас это не получится, потому что конфигурация модуля происходит до применения subprojects (спасибо afterEvaluate). А еще если мы захотим не применять это автоматическое конфигурирование в отдельных модулях, то в блоке subprojects начнет появляться много дополнительных проверок. Поэтому я стал думать дальше.
Третья итерация — buildSrc и plugin
До этого момента я уже несколько раз слышал про buildSrc и видел примеры, в которых buildSrc использовали как альтернативу первому шагу из этой статьи. А еще я слышал про gradle plugin’ы, поэтому стал копать в этом направлении. Все оказалось очень просто: у Gradle есть документация по разработке кастомных плагинов, в которой все написано.
Немного разобравшись, я сделал плагин, который может настраивать все что нужно с возможностью изменять при необходимости.

Код плагина

SPL
import org.gradle.api.JavaVersion
import org.gradle.api.Plugin
import org.gradle.api.Project
class ModulePlugin implements Plugin<Project> {
    @Override
    void apply(Project target) {
        target.pluginManager.apply("com.android.library")
        target.pluginManager.apply("kotlin-android")
        target.pluginManager.apply("kotlin-android-extensions")
        target.pluginManager.apply("kotlin-kapt")
        target.android {
            compileSdkVersion Versions.sdk.compile
            defaultConfig {
                minSdkVersion Versions.sdk.min
                targetSdkVersion Versions.sdk.target
                javaCompileOptions {
                    annotationProcessorOptions {
                        arguments << ["dagger.gradle.incremental": "true"]
                    }
                }
            }
            // resources prefix: modulename_
            resourcePrefix "${target.name.replace("-", "_")}_"
            lintOptions {
                baseline "lint-baseline.xml"
            }
            compileOptions {
                encoding 'UTF-8'
                sourceCompatibility JavaVersion.VERSION_1_8
                targetCompatibility JavaVersion.VERSION_1_8
            }
            testOptions {
                unitTests {
                    returnDefaultValues true
                    includeAndroidResources true
                }
            }
        }
        target.repositories {
            google()
            mavenCentral()
            jcenter()
            // add other repositories here
        }
        target.dependencies {
            implementation Dependencies.dagger.dagger
            implementation Dependencies.dagger.android
            kapt Dependencies.dagger.compiler
            kapt Dependencies.dagger.androidProcessor
            testImplementation Dependencies.test.junit
            // add other dependencies here
        }
    }
}


Теперь конфигурация нового проекта выглядит как apply plugin: ⁠⁠⁠⁠⁠⁠⁠⁠⁠⁠⁠⁠‘ru.yandex.money.module’ и все. Можно вносить свои дополнения в блок android или dependencies, можно добавлять плагины или настраивать их, но главное, что новый модуль конфигурируется одной строкой, а его конфигурация всегда актуальна и продуктовому разработчику больше не надо думать про настройку.
Из минусов я бы отметил то, что для этого решения нужны дополнительное время и изучение материала, но, с моей точки зрения, оно того стоит. Если вы захотите в будущем выносить плагин, как отдельный проект, то я бы не рекомендовал настраивать зависимости между модулями в плагине.
Важный момент: если вы используете android gradle plugin ниже 4.0, то некоторые вещи очень сложно сделать в kotlin-скриптах — по крайней мере, блок android проще конфигурировать в groovy-скриптах. Там есть проблема с тем, что некоторые типы недоступны при компиляции, а groovy — динамически типизированный, и ему это не важно =)
Дальше — standalone plugin или монорепо
Конечно же, третий шаг — это еще не всё. Нет предела совершенству, поэтому есть варианты, куда двигаться дальше.
Первый вариант — standalone plugin для gradle. После третьего шага это уже не так сложно: надо создать отдельный проект, перенести туда код и настроить публикацию.
Плюсы: плагин можно шарить между несколькими проектами, что упростит жизнь не в одном проекте, а в экосистеме.
Минусы: версионирование — при обновлении плагина придется обновлять и проверять его работоспособность в нескольких проектах сразу, а это может занять время. Кстати, на эту тему у моих коллег из бэкенд-разработки есть отличное решение, ключевое слово — modernizer — инструмент, который сам ходит по репозиториям и обновляет зависимости. Не буду на этом долго задерживаться, пусть лучше они сами расскажут.
Монорепо — это звучит громко, но у меня нет опыта работы с ним, а есть только соображения, что один проект, вроде buildSrc, можно использовать сразу в нескольких других проектах, и это могло бы помочь решить вопрос с версионированием. Если вдруг у тебя есть опыт работы с монорепо, то поделись в комментариях, чтобы я и другие читатели могли что-то узнать про это.
Итого
В новом проекте делай сразу третий шаг — buildSrc и plugin — проще будет всем, тем более, что код я приложил. А второй шаг — project.subprojects — используй для того, чтобы подключать общие модули между собой.
Если у тебя есть что добавить или возразить, пиши в комментарии или ищи меня в соцсетях.
===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_razrabotka_mobilnyh_prilozhenij (Разработка мобильных приложений), #_razrabotka_pod_android (Разработка под Android), #_gradle, #_android, #_android_development, #_android_dev, #_kotlin, #_kotlin_android, #_gradle, #_groovy, #_buildsrc, #_blog_kompanii_jandeks.dengi (
Блог компании Яндекс.Деньги
)
, #_razrabotka_mobilnyh_prilozhenij (
Разработка мобильных приложений
)
, #_razrabotka_pod_android (
Разработка под Android
)
, #_gradle
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 22-Ноя 23:18
Часовой пояс: UTC + 5