[Управление разработкой, Управление персоналом, Карьера в IT-индустрии, Удалённая работа] Культ айтишности

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 4 месяца
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
28-Июн-2021 16:43

Этот парень учился на 3 курсе и позвонил мне за помощью по профориентации в направлениях ИТ-сферы. После двух длинных бесед выяснилось, что он не может дышать без языка С++ и программирования микроконтроллеров, разобрали с ним направления развития, выбрали авионику (благо в городе есть куда податься). Через два месяца он подался мыслями в инфобез и лихорадочно искал место практики, от С++ не осталось и следа. Наконец, всё пришло к машинному обучению, но так, чтобы минимум поиск Яндекса, а не какая-нибудь там обработка изображений с камер или видеоаналитика. Весной 2020 начался ковид, желание учиться пропало вместе с дистанционным образованием. Сейчас он работает курьером Я.Еды и мечтает стать продажником, но в ИТ. Говорит, денег больше. На вопрос, почему бы тогда не в нефтянке или стали, отвечает, что ИТ — круто и если ты не в ИТ, то вроде как за бортом времени, упряжка на стоянке Tesla. Да, кстати, Tesla по его мнению хороша только тем что её создал великий айтишник. Как тебе такое, Илон Маск?И знаете что, такие метания в его возрасте пока простительны — он правда умён, шарит в математике, любит физику, кодит в свободное время. А вот когда в ИТ идёт твоя знакомая с филфака и говорит, что за 3 месяца в онлайн-школе стала миддл веб-разработчиком, становится очень страшно. Потому что у неё получится стать хотя бы проджектом, а нам с такими работать. А нам с таким ИТ жить. Есть в этом что-то глубинно неправильное.
Я пишу эту статью и понимаю, что в конце не будет ни ответа, ни диагноза — важно поставить вопрос, чтобы сделать первый шаг к определению правильного ответа. Но я за много лет в ИТ стала замечать некоторые характерные симптомы, которые говорят о том, что ИТ-сфера стала настоящим культом, который можно сравнить разве что с рок-музыкой. Даже медицина и инженерия так не смогли: IT перетрясло мир и породило миллионы фанатов и миллионы противников, стало идеей-фикс для нового поколения и родителей этого самого поколения, разрушило судьбы и возвело на пьедестал тех, кто уже отчаялся найти себя в работе и жизни. It is so rock!Итак, пройдёмся по симптомам.
Disclaimer. Эта статья написана сотрудником компании в рамках рубрики «свободный микрофон». Мнение компании может совпадать, а может не совпадать с мнением сотрудника.
Технологии…Одушевление технологийПсихологический баг человека, который заставляет нас сочувствовать роботам, как живым людям с телом и сознанием, распространяется на всю ИТ-сферу: пользователи верят в магию установленных приложений, а руководители компаний  в полном неведении полагают, что стоит купить софт, он сразу заработает вместо сотрудников и будет приносить деньги без устали. Увы, технология сама по себе не может создавать и добавлять реальные ценности, это всего лишь инструмент автоматизации (оптимизации, помощи и т.д.). Акцент в разработке и в отношениях «человек — софт» должен быть на людях и на процессах, в которых люди задействованы. Сами по себе технологии пока ничего сделать не могут. Но очень многим пользователям программного обеспечения нравится одушевлять программу, очеловечивать её, создавать образ партнёра по работе (спорту, пению и т.д.). Такой подход сильно осложняет жизнь команд саппорта во всём мире и одновременно истощает нервы пользователя (общение с кодом до хорошего не доводит).Слепая вера в технологииЭтот симптом вытекает из предыдущего, но протекает в гораздо более жёсткой форме. Время от времени (раньше реже, сейчас чаще) появляются какие-то супертехнологии, которые за счёт огромного информационного поля и влитой дозы маркетинга (может быть разной) становятся новой верой: вот эта-то технология точно нас спасёт и решит все проблемы. В этот момент происходит ряд пагубных процессов: разработчики вкладываются в это новое, пользователи оказываются не готовы к использованию, по ходу дела выясняется, что есть колоссальные технические ограничения. В итоге технология обрастает мифами и становится уже не столько инструментом, сколько предметом хайпа (да простят меня читатели, но это ёмкое и всем понятное слово).Так случилось с искусственными интеллектом и машинным обучением: их определение на старте в буквальном смысле взорвало мир технологий. Насколько это невероятно круто: ты скармливаешь алгоритму большие данные, а он учится думать! Про то что думает он в пределах алгоритма, адепты обычно умалчивают. А что на самом деле? Идеи и разработки ML/AI служат во многих сферах, помогают в вопросах компьютерного зрения, медицины и безопасности, но никого искусственного интеллекта как родственного естественному нет. Пока это пятилетний ребёнок рядом с доктором наук: умные слова повторит и даже вероятно встроит их в диалог, но понимания того, что скрыто за умными словами — ноль. И когда слышишь о том, что в очередном бизнес-приложении всё делает искусственный интеллект, задаёшься вопросом: а готовы ли компании, для которых он создан, работать на чужих данных (ведь своих у СМБ, например, бывает крайне мало для полноценного машинного обучения).Технологий может быть слишком многоМного может быть как гаджетов, так и приложений. Например, в компании могут одновременно использоваться CRM, вторая CRM, система управления проектами, корпоративный портал, учётная система, пара почтовых клиентов, мессенджер (хорошо, если один) и т.д. Несчастный сотрудник вынужден постоянно переключаться между окнами, отслеживать события из каждого приложения, тем самым рассеивая внимание и отвлекаясь от работы. Неоднократно мне приходилось видеть, как сотрудники в компаниях могут тратить на переписку с коллегами и составление отчётов по задачам 2-3 рабочих дня из пяти. Это крайне непродуктивно и неэффективно, и, увы, с выходом всего мира на удалёнку и гибридные форматы работы ситуация только ухудшается.Между тем разработчики, увлекаемые перспективой прибыли, создают новые и новые программы разного уровня. Иногда горе-инвесторы и ИТ-мечтатели не вникают в бизнес-модель известного приложения и стремятся его повторить: так, на фриланс-биржах уже много лет подряд нет отбоя от желающих получить копии Facebook, Instagram, яндексовых сервисов и т.д. Кстати, мы тоже встречали заказы с просьбой создать копию продуктов RegionSoft. Однако здесь работает простое правило: вот таких вот копий, особенно в мобильных приложениях, завались, но выстрелит и обогатит лишь то, что имеет в основе оригинальную идею и простую реализацию.Кстати о простой реализацииСоздаваемое программное обеспечение неоправданно сложное. Я хожу в одну стоматологию сто лет и не могла не попросить своего врача показать мне их внутреннюю систему для работы с пациентами. Если вкратце, то самые сложные CRM и ITSM-системы рядом с этим ПО просто Лего рядом с адронным коллайдером. При этом доктора используют не больше 30% возможностей и даже предпочитают некоторые вещи делать «по старинке» на бумаге. И такая история практически везде: редко когда пользователь охватывает все 100% функциональных возможностей. И тут вы можете мне сказать: стоп, а не разработчики ли в этом виноваты? На первый взгляд, так и есть. Но разработчики стараются объединить в ПО самые востребованные «хотелки», чтобы универсальный софт могли быстро начать использовать все кто угодно. Это логично и правильно. А у всей проблемы есть изящное решение: кастомизация и возможность отключения функций. И действительно, в бизнес-среде это реализовано у большинства, причём иногда даже сочетанием нескольких редакций, возможностей кастомизации и доступа к отключению модулей и функций (как это сделано для RegionSoft CRM, например). Но в мире ПО и приложений для частного использования, особенно среди мобильных приложений таких реализаций нет: хочешь пользоваться калоризатором, люби и смотреть на модули с ненужными советами и рецептами; хочешь играть в аркадную игрушку, терпи массу выпадающих лиг, спецучастков и прочей визуальной шелухи. Маркетинг и стремление разработчиков увеличить время взаимодействия с пользователем начисто убивают уважение ко времени и интересам потребителя. Ненужные технологииСоздаются продукты, которые не нужны аудитории, на которые нет спроса — иногда они выстреливают на некоторый период, а иногда так и остаются невостребованными, но при этом поглощают колоссальное количество трудовых и финансовых ресурсов. Наверное, самый яркий пример таких технологий — очки Google Glass. Олды наверняка помнят скромную фотографию Сергея Брина в очках в нью-йоркском метро. Гикам страшно хотелось заполучить гаджет, остальным (тотальному, подавляющему большинству, включая бизнес-сегмент) было пофиг, они не могли понять, где и как использовать новомодные очки с дополненной реальностью. Такая же история сейчас происходит, например, с AI в CRM: пользователи ещё бизнес-процессы не освоили, а тут какая-то непонятная функция собирается принимать за них решения. Когда аудитория не готова к потреблению продукта или он ей функционально не близок (привет, Clubhouse), его поражение — дело времени.ПО меняется, люди — нетУ современных разработчиков много ложных ориентиров: возможность менять языки разработки и стек, постоянные нововведения в дизайне, невесть кем признанные стандарты интерфейса и поведения пользователей и т.д. Иногда они рационально выбирают лучшее и стараются снизить стоимость разработки, оптимизировать «внутренности» программы для более шустрой работы «морды» на ПК пользователя, а иногда они пускаются во все тяжкие и все новомодные штуки тянут на прод. Представьте, каково это простым пользователям: встать утром, а твоя корпоративная программа получила обновления и выглядит стильно-модно-молодёжно, но хрен поймёшь, как ей пользоваться. Это как будто вы обнаружили свой рабочий стол убранным кем-то ночью. В другом офисе. В другом городе. На японском языке. На МКС. Так себе ощущения, а главное, тотальное и довольно долговременное снижение темпов работы, постоянные ошибки и путаница.Такая проблема встречается очень часто. Да, стремление к новому и развитию это прекрасно, но нужно учитывать интересы пользователей и переводить на новый интерфейс постепенно, не исключать никакие используемые функции, до последней возможности оставлять право вернуться на старую версию.… и людиЕсли с программами все проблемы узнаваемые и линейные (а главное, исправимые), то в отношении людей к ИТ творится полная неразбериха. Люди выбирают деньгиИнформационные технологии — отрасль более доходная и стабильная, чем многие другие. К тому же, рынок кадров в ИТ очень ёмкий: не хватает буквально всех, от помощников пиарщика до ведущего разработчика. А это значит, что самое время бросить всё и вползти, въехать, запрыгнуть, войти в айти. Многие непрофильные сотрудники рвутся в ИТ-сферу именно за деньгами: им кажется, что стоит переступить порог технологической компании, на тебя свалится мешок с зарплатой, динамично привязанной к курсу доллара или евро. Увы, это так не работает: как и во всех сферах, в ИТ до хорошей оплаты труда нужно дорасти, причём с самого низа. Здесь как нигде отлично работает карьерный путь: стажёр → junior → middle → senior → lead. Ты можешь остаться на какой-то ступеньке, но перескочить удаётся редко, потому что переход на новый уровень требует новых серьёзных скиллов. И вне энтерпрайза та же история: фрилансеров много, они демпингуют и хорошо получают только те, кто реально хорошо делает. За сертификатик онлайн-школы по JavaScript вам не заплатят (а если и заплатят, то только очень немного — пока вы не покажете реальные навыки и умения). Доступность бросового обученияКогда-то очень давно меня попросили сделать обзор учебной программы, где главной задачей было написать змейку на Python. Я к тому времени знала только С и немного С++, но за описание взялась: прошла весь недлинный курс, написала по нему (следуя за преподавателем) змейку и сделала действительно классный текст для рассылки. То есть я за три дня написала рабочую змейку на Python. Ради интереса я открыла питонячьи задачки и решила написать простенький календарь с добавлением расписания игр по «Что? Где? Когда?». Я возилась неделю, изучала Хабр-форумы-учебник и кое-как создала не очень приятный рабочий прототип с говнокодом внутри. А змейка-то идеальная, курс пройден! Ради интереса я уже самостоятельно купила пару недлинных и недорогих курсов, везде рисовали сову:
С тех пор прошло 8 лет и та школа стала едва ли не классикой, а рынок наводнился школами, курсами, менторами и прочими способами освоить новую высокооплачиваемую профессию меньше чем за год с гарантией трудоустройства. Это печально: выпускники таких школ считают себя равными опытным разработчика, требуют какие-то сказочные суммы на старте и неадекватны в принципе. И если «программисты» ещё осознают, что на собеседовании поплывут на первой же сортировке, то выпускники менеджерских специализаций считают, что в них прямо на собеседовании умирает Стив Джобс и Илон Маск. И только очень редко встречаются те, кто пошёл на курс за бумажкой, а сам в это время пилил свой первый проект на GitHub, самообразовывался и глубоко разбирался в каждом небольшом вопросе.Кстати, в вузах творится то же самое: как когда-то нас пихали на эконом и на юрфак, так сейчас родители пихают детей на ИТ-специальности, невзирая на желание самого ребёнка (уже не ребёнка, к слову). Уровень образования во многих вузах остаётся низким, программы никак не могут перейти на новые ИТ-рельсы, а сами выпускники стремятся мотивировать себя исключительно деньгами и престижем. Опроси их и выяснится, что все хотят работать в Space X, Tesla, Google, Яндексе. Потому что эти названия на слуху и имидж продукта транслируется на имидж всей компании (хотя у некоторых даже зарплаты чуть ниже рынка — питайтесь престижем). Никто не говорит, что хочет развивать что-то системное, ценное, что готов работать и обучаться каждый день. Нет, дайте мне сто тыщ мильонов за сайт на вордпрессе. Это очень плохой тренд и пока без признаков того, что он переломится.Дырявое решето наймаУдивительно, но даже в совсем небольших компаниях первыми на тропу завоевания соискателя выступают HR. Чаще всего это сотрудники, знающие толк в найме и работе с персоналом, но не очень сведущие в айти. Именно они могут взять человека, который умеет отлично наговорить заученный текст. Работает это так: соискатель собирается в ИТ-компанию, например, на должность проджект-менеджера → он идёт к другу/знакомому, который рассказывает ему  о работе (иногда не желая того) → менеджер экспертно всё это рассказывает HR → HR очарован и рассказывает шефу о чудо-соискателе → руководитель доверяет своему HR, смотрит кадидата сквозь пальцы и даёт оффер. В итоге компания получает сотрудника, который знает свою тему только по верхушкам, стремится делать хорошее лицо и часто выигрывает за счёт других, придавливая их наглостью и витиеватыми высказываниями.К счастью, ИТ-компании это осознали и сейчас проводят многоступенчатое собеседование, ищут и обучают стажёров, хантят реально крутых профессионалов. Однако в регионах и сфере СМБ ситуация остаётся проблемной: отчасти из-за небрежного найма, отчасти из-за невозможности предложить конкурентную зарплату.Переоценённые сотрудникиЧасто достижения сотрудника можно рассматривать исключительно в контексте его команды и компании. Например, возьмём крутого и раскрученного ИТ-пиарщика, который работает в огромной компании. Тут тебе и спецпроекты, и интервью, и публикации в Forbes, и блог на Хабре, и конференции — весь арсенал суперкомпании. Он выдаёт офигенно крутые и красивые решения, которые приводят клиентов. И вот компания среднего бизнеса решает проинвестировать в золотого сотрудника, чтобы заработать максимум на таком пиаре и маркетинге. За какие-то нереальные для рынка деньги нашего героя удаётся переманить. Через некоторое время компания обнаруживает, что почти ничего не изменилось — продвижение идёт… никак. Почему так происходит? За суперпрофи в крупной компании стояла команда дизайнеров, аналитиков и разработчиков, стоял имидж компании и — главное! — стояли огромные бюджеты работодателя. Вне контекста сотрудник самый обычный и даже хуже — он испорчен возможностями и не хочет изыскивать что-то нестандартное.В разработке случается так же: бывает, раскрученные и известные в своей среде программисты оказываются совершенно обычными за пределами сильной команды и интересного продукта.Такие офферы ощутимо разогревают уровень зарплат на рынке и в итоге страдают и работники, и работодатели. И, если честно, мне очень не хватает какого-то технологичного инструмента адекватной оценки (и, что особенно важно, самооценки) профессионала. ИТ — специфическая отрасль. Она может быть независимой и крайне законодательно-зависимой, открытой и секретной, дорогой и массовой. Эта сфера — выгодный и удобный элемент экономики, так как это быстрый способ создать платежеспособный средний класс, который способен увеличить внутреннее потребление. Но, увы, за культом айтишности появляются тревожные проблемы, которые способны изменить процессы в отрасли. Компании не видят ценности, которую они приносят; люди в компаниях себя переоценивают; профессионалы проваливаются в кризис и синдром самозванца. Часто руки профессионалов связаны технологическими ограничениями, бюрократией и постоянной волокитой внутри команды. Сверху на всё это взирают потребители, для который айти — это что-то абстрактное, призванное и обязанное развлекать, реагировать и не жаловаться на жизнь.Как бы то ни было, за ИТ-сферой будущее и уже никому не удастся откатиться на предыдущую версию. Однако хочется, чтобы это будущее было создано профессионалами без раздутых пузырей и сложных схем. Иначе — что же станет с мечтой всего человечества?
До 30 июня у нас скидки и хорошие летние условия автоматизации RegionSoft CRM — 15% скидка на вечные лицензии, 30% скидка на 3 месяца аренды для новых клиентов Скидки до 20% на облачные сервисы: сервис обработки обращений клиентов ZEDLine Support и сервис геопозиционирования и управления удалёнными сотрудниками RegionSoft GeoMonitor

===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_upravlenie_razrabotkoj (Управление разработкой), #_upravlenie_personalom (Управление персоналом), #_karera_v_itindustrii (Карьера в IT-индустрии), #_udalennaja_rabota (Удалённая работа), #_vojtivajti (войтивайти), #_neprofessionalizm (непрофессионализм), #_blog_kompanii_regionsoft (
Блог компании RegionSoft
)
, #_upravlenie_razrabotkoj (
Управление разработкой
)
, #_upravlenie_personalom (
Управление персоналом
)
, #_karera_v_itindustrii (
Карьера в IT-индустрии
)
, #_udalennaja_rabota (
Удалённая работа
)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 18-Июн 17:05
Часовой пояс: UTC + 5