[Подготовка технической документации] Новая роль в команде: технический писатель

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 7 лет 4 месяца
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
27-Май-2021 13:33

Привет! Я Катя, руководитель группы технических писателей в Ozon. Сейчас нас уже 9 человек и целая платформа документации, но коллеги всё ещё не всегда понимают, чем мы занимаемся.Из непонимания появляются запросы вида: “Хотим себе собственного техписателя в команду, но не знаем, чем именно он будет заниматься”. В итоге команда подстраивается под тренды и заводит себе документацию, но через пару месяцев оказывается, что доку не читают, а техписатель плавно превратился в аналитика.  Поэтому пришло время делиться опытом и рассказывать о каких-то концептуальных штуках ​ :)Кто вообще такие технические писатели?Встречала разные ответы, от "ребята, которые пишут никому ненужные талмуды по ГОСТам" до вполне близких к моей реальности определений. В Ozon технические писатели занимаются глобально тремя направлениями: 
  • пользовательской документацией (Помощь, База знаний, FAQ), 
  • документацией внешних API, 
  • описанием внутренних систем — от онбордингов до сложных архитектурных взаимодействий. 
Какое в итоге "правильное" занятие для техписа — поле для холивара — в Ozon вот так, в других компаниях может быть иначе. Когда я работала в Яндексе, например, конкретно моя команда не сильно занималась внутренними документами. Ещё к нам часто приходят просто за качественными текстами — для лендингов, постов, обучающих курсов. Нам интересно, и мы не отказываем, но не могу сказать, что это попадает под именно техническое писательство. При желании мы можем писать в принципе любые тексты, но будьте готовы, что от техписателя текст получится с уклоном в техническую часть, без завлекающих и рекламных заголовков. 
Технические писатели описывают, как устроены какие-то системы и как с этими системами работать. Это может быть пользовательская инструкция по оформлению возврата или схема взаимодействия методов API — но это всегда ответ на вопрос "как что-то сделать". 
Как понять, что пора заводить технического писателя?Если у вас есть продукт, которым пользуется кто-то снаружи — час пробил. Даже если "снаружи" сидит в соседней команде. Любое погружение посторонних в ваш продукт или проект уже подразумевает документацию, а, следовательно, и позицию технического писателя.  Но есть нюансы: 
  • Документации нет и это не создаёт никаких реальных проблем — техписатель не нужен.  
  • Документацию уже кто-то пишет и ему проще делать это самостоятельно, чем объяснять техписателю — у вас уже есть технический писатель, только называется он "инициативный разработчик" или "ответственный аналитик". 
  • В системе часто что-то меняется — чаще, чем приходится систему кому-то объяснять — проще рассказать на словах, чем поддерживать все изменения. Часто можно сказать: "Ребята, сейчас используем вот эту штуку, документация на официальном сайте", а не расписывать подробные инструкции, которые через пару месяцев уже будут не нужны. 
Подумайте о документации как о продукте — оцените её потенциальную аудиторию и задачи, которые она должна решать. Возможно, вам нужна не документация а вебинар, скринкаст. Или даже стикерпак.  Где искать технических писателей и как оценивать кандидатов?Я пришла в техписательство после бакалавриата компьютерных наук в Иннополисе, года автоматизированного тестирования и академии от Яндекса. Кто-то приходит из лингвистов и филологов со стремлениями уйти в аналитику или разработку. Я стараюсь искать (особенно стажеров) по техническим вузам; там довольно много ребят, осознавших, что кодить 24/7 — не их стезя. А вот что-то рядом, но чуть гуманитарнее — наш идеальный кандидат. Если нужен сильный специалист, который всё вам сделает под ключ — профильные сообщества, митапы. Если хватит и молодого, зеленого, но перспективного — чаще всего это кандидат совсем без опыта, но с сильным тестовым и пониманием мира IT. Если это ваш первый технический писатель на проекте, дайте что-то про описание процесса или архитектуры. Оцените полноту описания, структуру и термины, которые использует кандидат. Прочитайте Ильяхова или подпишитесь на рассылку о текстах, чтобы примерно понимать, где хорошо, а где не очень. Но важнее, чтобы устраивало конкретно вас и попадало в формат компании, чем полное соблюдение концептов информационного стиля и 10 баллов по Главреду. Как выстроить процесс?Чаще всего у документации есть заказчик. Это может быть менеджер, разработчик, дизайнер — любой человек, осознавший, что есть какая-то проблема в понимании происходящего. Задача техписателя — определить, реальна ли проблема и в каком формате её нужно решать.  В общем виде документация создаётся по такому сценарию: 
  • Определить цель документа и его аудиторию.  
  • Набросать структуру, согласовать с заказчиком. Скорее всего, изменения будут, здесь важнее понять какие вопросы хочет покрыть заказчик. 
  • Понять, кому и по каким темам можно задавать уточняющие вопросы — найти экспертов и договориться о формате работы с ними. 
  • Наполнять документ и параллельно отдавать на вычитку коллегам-техписателям и экспертам. 
  • Финализировать структуру и тексты — обязательно отдать кому-то на вычитку и после этого презентовать заказчику. 
Этапы не должны затягиваться. Если пошёл уже пятый круг обсуждения структуры документа, который ещё даже не начали наполнять — что-то пошло не по плану. Финальное согласование с окончательной заморозкой структуры и текста происходит только тогда, когда уже всё написано и проверено. Ещё один тонкий момент — что именно может править заказчик. Оговорите это сразу, при постановке задачи: важно, чтобы заказчик не пытался переписать ваш текст согласно своему субъективному взгляду. Факты и термины — да, тут он эксперт, но вкусовщину надо учиться фильтровать. Часто слышу, что технический писатель, особенно если он один на проекте, просто сидит и что-то пишет целыми сутками, без вычиток и конкретных задач. "Ну он же технический писатель, пусть и пишет всё сам" — бесспорно, существуют люди, которым комфортно работать в таком режиме, но в очень редких случаях это ведёт к хорошей документации и довольному сотруднику.  Моя формула найма: 1.5 техписателя на проект. За половинку может считаться стажер или техписатель из другой команды — так есть и с кем экспертизой обменяться, и кто на время отпуска-болезни подхватит проекты. Нужен ли вам техписатель: чеклист Чтобы понять, действительно ли вам нужен технический писатель, задайтесь вопросами: 
  • Кому может понадобиться документация к моему проекту? Моим же разработчикам, внешним пользователям? 
  • Как проблема отсутствия документации решается сейчас? Система понятна и без дополнительного описания? Может, кто-то уже снял обзор по этой теме на YouTube? 
  • Если документация всё же нужна, в каком виде её будет удобно потреблять? Всплывающие подсказки, вебинары, отдельный URL с базой знаний? 
  • Чем будет заниматься технический писатель, когда напишет документацию? Продолжит её актуализировать? Перейдёт на соседний проект? 
Начинайте поиски технического писателя, только если у вас сложилась общая картинка о месте документации в вашем проекте. Отнеситесь к документации как к полноценному продукту. 
Что дальше?Дальше — проверять полезность и качество документации, создавать и дополнять стайлгайды, развивать техписателей и повышать общую осознанность компании по теме текстов. И, конечно же, ждать подробностей в следующих статьях ​:) 
===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_podgotovka_tehnicheskoj_dokumentatsii (Подготовка технической документации), #_dokumentatsija (документация), #_tehnicheskie_pisateli (технические писатели), #_blog_kompanii_ozon_tech (
Блог компании Ozon Tech
)
, #_podgotovka_tehnicheskoj_dokumentatsii (
Подготовка технической документации
)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 17-Июн 00:15
Часовой пояс: UTC + 5