[Управление персоналом, Законодательство в IT, Карьера в IT-индустрии, Здоровье] Поведение на рабочем месте все чаще становится причиной увольнения — что нужно об этом знать

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
25-Мар-2021 18:32

Разбираем тему простыми словами с практическими рекомендациями для специалистов и управленцев разного уровня. Комментируют эксперты «Актион Право» и «Актион 360».
Фотография: Guido Hofmann. Источник: Unsplash.comЧто происходитАналитический отдел одного из сервисов медиагруппы «Актион-МЦФЭР» весь прошлый год отслеживал динамику увольнений по стране —учитывал данные более четырех тысяч компаний с общим числом сотрудников в триста с лишним тысяч человек. Обширная выборка позволила экспертам увидеть, что весной, во время «первой волны», предприниматели по большей части верили в краткосрочный характер эпидемиологических ограничений и делали все возможное, чтобы сохранить специалистов — отправляли их в оплачиваемый отпуск или оформляли простой. В результате сокращение штата тогда было относительно небольшим, в среднем на 4,5%.Однако к концу лета, когда бизнес ожил и начал активнее возвращать всех в строй, волна увольнений парадоксальным образом поднялась и достигла отметки в 5,9%. Была ли это реакция на падение спроса, подготовка к кризису или сумма этих факторов, уже не имеет значения — осенью произошло удвоение показателей. В сентябре с работы уволили практически 10% сотрудников компаний из выборки, а октябрьский всплескподнялся до уровня в 16%.В столь напряженной обстановке вполне ожидаемо выросло число конфликтов и эмоциональных срывов как на рабочем месте, так и в онлайне. Однако если ранее работодатели были готовы мириться с разовыми проявлениями такого рода, сегодня резкие высказывания, необдуманные поступки и публикации в соцсетях все чаще становятся причиной для увольнения. И даже добросовестные предприниматели, которые не используют такие поводы в качестве формального предлога для сокращения штата, все пристальнее наблюдают за тем, как их сотрудники ведут себя в офисе и представляют компанию в публичном пространстве.
Обсудим основные триггеры и тонкости, о которых следует знать специалистам, чтобы чувствовать себя чуточку спокойнее и не терять работу на ровном месте.
Утомленные переменамиВ прошлом году мы все были вынуждены постоянно адаптироваться к изменениям: будь то эпидемиологические ограничения, переход на «удаленку», перестройка привычного образа жизни, реструктуризация личных финансов или пересмотр бизнес-процессов на работе. Раздражители сменяли друг друга поочередно, оставляя след на самочувствии и психике. В начале этого года ситуация, кажется, немного стабилизировалась. Однако, как замечают эксперты Gartner, «change fatigue» — или накопленная усталость от бесконечной вереницы перемен — как раз сейчас и набирает силу, формируя почву для внезапных срывов.Главным образом аналитики акцентируют внимание на негативных проявлениях такой усталости на рабочем месте: от эмоционального выгорания и отстраненности от происходящего в офисе до полного безразличия к действиям коллег и отрицательного отношения к любым нововведениям. В крайних случаях речь может идти о прямых конфликтах и прогулах, быстро перерастающих в систематическийабсентеизм и, как следствие, увольнение сотрудника с места работы.
Если в прошлом году вы трудились в выходные и праздничные дни, брали дополнительную нагрузку по просьбе работодателя, не торопитесь самовольно уходить на отдых. Использовать заслуженные отгулы или брать отпуск — пусть даже и неоплачиваемый — можно только по согласованию с руководством.В противном случае ваше отсутствие HR-специалисты и отдел кадров — с формальной точки зрения — смогут трактовать как прогул. Причем под такое определение подпадают и ситуации, когда вас нет в офисе или вы не выходите на связь более четырех часов подряд в течение дня без каких-либо уважительных причин. Если в организации не предусмотрены иные меры, даже за такую мелочь может грозить увольнение.— эксперты «Актион Право» и «Актион 360»

Фотография: Laura Davidson. Источник: Unsplash.comНеуверенность в том, как будут развиваться события в долгосрочной перспективе, и невозможность спрогнозировать размах экономического кризиса только подогревают ситуацию и вызывают еще больший стресс у предпринимателей. В условиях нехватки ресурсов и накопленного напряжения непривычное или вызывающее поведение сотрудников — вроде внезапного отсутствия на работе — становится триггером к «репрессиям».
Для оформления прогула отделу кадров в общем случае достаточно проставить соответствующую отметку в табеле учета рабочего времени, подготовить «служебку» или акт о неявке, заверенный подписями двух свидетелей. После этого — попытаться связаться с «прогульщиком» любым доступным способом, позволяющим зафиксировать результат таких попыток, и попросить его вернуться к выполнению обязанностей.Такую процедуру повторяют несколько дней подряд, пока у руководства хватает терпения. Далее — по аналогии с актом о прогуле — кадровики готовят акт об отсутствии объяснений и вновь подкрепляют его подписями свидетелей, за этим следует приказ об увольнении и соответствующая запись в трудовой книжке.Однако причина отсутствия может быть уважительной. Даже если руководство выяснит это после оформления документов или допустит неточность в соблюдении этой процедуры, сотрудника восстановят. В противном случае компании придется выплатить компенсацию за время вынужденного прогула в размере среднего заработка.— эксперты «Актион Право» и «Актион 360»
Контролируйте этоДля превентивной разрядки атмосферы аналитики Gartnerрекомендуют уделять внимания тому, какие настроения царят в коллективе, и прислушиваться к обратной связи от коллег. Стоит обратить особое внимание и на ситуации, которые выглядят как полная противоположность «change fatigue» — например, когда коллектив или его отдельные участники постоянно перерабатывают и соревнуются в том, кто жертвует большим ради общего дела.Такие проявления называют презентеизмом [противоположность абсентеизма], и чаще всего они говорят о том, что человек — по тем или иным причинам — боится потерять работу и даже при плохом самочувствии вынуждает себя что-то делать. Если при этом он еще и тянет за собой других и продвигает в коллективе «hustle-культуру», то за наигранным подъемом последует не только спад производительности этого сотрудника, но и общее напряжение в команде.
Фотография: Nikita Vantorin. Источник: Unsplash.comЕще одна возможная причина, казалось бы, необоснованных прогулов может быть связана с «синдромом больного здания». Он является следствием крайне негативного восприятия организмом и психикой человека обстановки в офисе, дома или в другом помещении. На его результат влияет сумма факторов — от качества воздуха, строительных или отделочных материалов и пыли на поверхностях до психосоциальных особенностей окружения.Недомогание, раздражение слизистых или даже тошнота без явных причин, как и нежелание задерживаться в пространстве, усиливаются с ходом времени и иногда приводят к полной потере связи с сотрудником, который в определенный момент просто не может заставить себя появиться в помещении, где ему становится плохо. Стоит заметить, что об этой проблеме мало кто знает, хотя ВОЗ занимается ей с 1982 года, а соответствующие рекомендации есть дажена сайте Роспотребнадзора. А рядисследований связывают «синдром больного здания» с риском распространения SARS ивирусом Норуолк, от которого страдают люди всех возрастов.Парочка важных моментовДополнительно мы уточнили, как правильно уволиться, если ощущаешь, что нет сил и желания работать, чтобы не потерять в выплатах и минимизировать необходимую отработку:
Единственный вариант минимизировать необходимую отработку — уйти в отпуск с последующим увольнением. Но тут надо учитывать, что работодатель обязан предоставить такой отпуск, только если он запланирован по графику отпусков или у сотрудника есть приоритетное право использовать отпуск в удобное ему время.Чтобы уволиться без отработки, должны быть веские причины: серьёзная болезнь, которая мешает работе, переезд, выход на пенсию. Даже если попытаться договориться с боссом, увольнение без отработки скорее всего не одобрят кадровики: вам либо придётся две недели бить баклуши, либо вас в любом случае отправят в отпуск. Есть, конечно, ещё вариант: работодатель признает ваше выгорание уважительной причиной, чтобы расторгнуть договор без отработки. Но тут надо будет привести аргументы в пользу этого решения. Если вы увольняетесь по своей инициативе, вам выплатят не полученную к этому моменту зарплату и компенсацию за неиспользованный отпуск. Получить другие компенсации сотрудник имеет право, если увольняется по соглашению сторон или по сокращению. Первый вариант вряд ли устроит работодателя: ему легче отправить вас на пару месяцев в отпуск, если вы ценный специалист. Второй менее удобный и означает, что вашу должность нужно вывести из штатного расписания. Но сокращать, а потом вводить новую должность компания точно не будет. Если увольняетесь по собственному, но хотите больше денег, заявление можно подать на следующий день после аванса или зарплаты. Тогда гарантированно получите вторую часть заработка. А если делать это ещё и между майским, например, то и отработку можно будет минимизировать. Ещё вариант — подать заявление на увольнение и уйти на больничный. Получите пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск, зато не получите в полном объеме зарплату, потому что за время на больничном ее не начисляют. Ну и больничный оплатят только в проценте от зарплаты. Поэтому с выплатами лучше не хитрить и не пытаться что-то на этом «заработать». — эксперты «Актион Право» и «Актион 360»
И узнали, как стоит поступить с сотрудником, который не справляется с обязанностями в силу недомогания [физического или психологического], спросили о рисках для компании:
Тут не помешало бы оценить, всегда ли сотрудник работал так себе или он просто выгорел и у него всё падает из рук. Если первое, можно уволить по инициативе работодателя, потому что сотрудник не справляется с обязанностями. Но тут надо будет доказать, что он действительно не справляется, иначе работник пойдет в суд и его быстро восстановят. Выгоревшего специалиста стоит отправить в отпуск, условный саббатикал на пару месяцев. Основной риск тут только в том, что после этого он все-таки решит уволиться. Получается, вы только потратите время и зря будете ждать его.Поэтому неплохо не только думать о том, какой хитрый маневр предпринять, чтобы вытурить работника на отдых без последствий для компании, но и побеседовать с ним и узнать, в чем дело — почему он постоянно недомогает. Если у него дома проблемы, отпуск действительно пригодится. А если это связано напрямую с работой, одного отдыха не хватит. Человек вернётся, какое-то время все будет хорошо, а потом начнётся сначала. Например, если он устает из-за дороги на работу, можно попытаться отправить его на удалёнку. Если перегружен задачами, оценить и оптимизировать объем работ. Устает от рутины? Добавить хотя бы немного творческих задач. Всегда важно понимать реальных причины происходящего, а не пытаться бороться с симптоматикой. — эксперты «Актион Право» и «Актион 360»

===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_upravlenie_personalom (Управление персоналом), #_zakonodatelstvo_v_it (Законодательство в IT), #_karera_v_itindustrii (Карьера в IT-индустрии), #_zdorove (Здоровье), #_aktion_360 (актион 360), #_uvolnenie_sotrudnikov (увольнение сотрудников), #_upravlenie_personalom (управление персоналом), #_vygoranie (выгорание), #_ustalost (усталость), #_blog_kompanii_aktion_360 (
Блог компании Актион 360
)
, #_upravlenie_personalom (
Управление персоналом
)
, #_zakonodatelstvo_v_it (
Законодательство в IT
)
, #_karera_v_itindustrii (
Карьера в IT-индустрии
)
, #_zdorove (
Здоровье
)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 22-Ноя 12:38
Часовой пояс: UTC + 5