[Разработка под Android, Хранилища данных] Обзор DataStore Library. Прощаемся с SharedPreference?

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 2 месяца
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
28-Окт-2020 13:31


Привет, меня зовут Сергей, я работаю в команде Мобильного Банка Тинькофф. Недавно Google представила очередной инструмент для хранения данных. На этот раз это библиотека DataStore. В официальном блоге Google пишут, что она должна заменить SharedPreference. В отличие от SharedPreference, DataStore работает асинхронно. Вся работа с библиотекой выполняется с помощью Kotlin Coroutines и Flow. DataStore позволяет нам хранить данные двумя способами:
  • По принципу «ключ — значение», аналогично SharedPreference.
  • Хранить типизированные объекты, основанные на protocol buffers.
Все взаимодействие с DataStore происходит через интерфейс DataStore<T>, который содержит в себе всего два элемента:
interface DataStore<T> {
   val data: Flow<T>
   suspend fun updateData(transform: suspend (t: T) -> T): T
}
Интерфейс очень прост. Все, что мы можем сделать с ним, это получить объект Flow<T> для чтения данных и вызвать метод updateData() для их записи.Типы DataStore
  • Preferences DataStore — хранит данные по принципу «ключ — значение» и не предоставляет нам никакой типобезопасности.
  • Proto DataStore — хранит данные в объектах. Это дает нам типобезопасноть, но описывать схему нужно с помощью protocol buffers.
Поговорим о каждом из них.Preferences DataStore
Для подключения библиотеки необходимо добавить зависимость в build.gradle нашего проекта:
// Preferences DataStore
implementation "androidx.datastore:datastore-preferences:1.0.0-alpha01"
Как получить экземпляр Preferences DataStoreДля этого нам предоставляется extension-функция, которую можно вызвать из объекта Context:
context.createDataStore(
    name = "user_data_store",
    corruptionHandler = null
    migrations = emptyList(),
    scope = CoroutineScope(Dispatchers.IO + Job())
)
Здесь есть четыре параметра. Давайте рассмотрим каждый из них.
  • name — обязательный параметр. Это название нашего DataStore. Под капотом будет создан файл, путь которого формируется на основании параметра name.
File(context.filesDir, "datastore/" + name + ".preferences_pb")
  • corruptionHandler — этот параметр необязательный. CorruptionHandler вызывается, если DataStore бросает CorruptionException при попытке чтения данных. Если CorruptionHandler успешно подменит данные, то исключение будет поглощено. Если в процессе подмены данных мы получим еще одно исключение, то оно будет добавлено к оригинальному исключению, после чего нам будет выброшено оригинальное исключение.
  • migrations — необязательный параметр, который позволяет легко мигрировать из SharedPreference. Сюда принимается список объектов DataMigration<Preferences>. На самом деле Google уже создала реализацию SharedPreferencesMigration. Все, что нам нужно, это описать логику переноса данных для каждого Shared Preference и передать их списком в параметр migrations:
fun getSharedPreferenceMigrationPref(): SharedPreferencesMigration<MutablePreferences> =
   SharedPreferencesMigration(
       context = context,
       sharedPreferencesName = "pref_name",
       deleteEmptyPreferences = true,
       shouldRunMigration = { true },
       migrate = { prefs, userPref ->
           userPref[FIELD_NAME] = prefs.getString(KEY_NAME)
           userPref[FIELD_LAST_NAME] = prefs.getString(KEY_LAST_NAME)
           userPref[FIELD_AGE] = prefs.getInt(KEY_AGE, 0)
           userPref[FIELD_ACTIVE] = prefs.getBoolean(KEY_IS_ACTIVE, false)
           userPref
       }
   )
В отличие от обычных Shared Preference, в качестве ключа здесь не строка, но об этом мы поговорим чуть позже. 
  • scope — тоже необязательный параметр. Здесь можно указать, в каком Coroutine Scope мы хотим выполнять операции с DataStore. По умолчанию там Dispatchers.IO.
Создание ключейЧтобы сделать запись в DataStore, нам необходимо определить ключи, под которыми будут храниться наши данные. Как упоминалось выше, это не строки. Поля имеют тип Preferences.Key<T>. Создать подобное поле можно с помощью extension-функции:
object UserScheme {
   val FIELD_NAME = preferencesKey<String>("name")
   val FIELD_LAST_NAME = preferencesKey<String>("last_name")
   val FIELD_AGE = preferencesKey<Int>("age")
   val FIELD_ACTIVE = preferencesKey<Boolean>("active")
}
Каждый ключ указывает на тип хранимых в нем данных и строковый ключ, по которому эти данные будут читаться. Поскольку при создании ключа мы указываем тип хранимых данных — мы получаем проверку на корректность передаваемого типа данных в compile time. Стоит помнить, что создавать ключи можно только для примитивных типов данных: Int, Long, Boolean, Float, String. В противном случае мы получим исключение. Также мы можем хранить Set<String>
val FIELD_STRINGS_SET = preferencesSetKey<Set<String>>("strings_set")
Скорее всего, количество типов будет расширяться, так как сейчас методы prefrencesKey() и prefrencesSetKey() на вход принимают дженерик и ограничение по типам сделано руками.Запись данныхДля записи данных DataStore предоставляет нам два метода для изменения данных:DataStore.updateData
coroutineScope.launch {
   prefDataStore.updateData { prefs ->
       prefs.toMutablePreferences().apply {
           set(UserScheme.FIELD_NAME, "John")
           set(UserScheme.FIELD_LAST_NAME, "Show")
           set(UserScheme.FIELD_AGE, 100)
           set(UserScheme.FIELD_IS_ACTIVE, false)
       }
   }
}
DataStore.edit
coroutineScope.launch {
   prefDataStore.edit { prefs ->
       prefs[UserScheme.FIELD_NAME] = "John"
       prefs[UserScheme.FIELD_LAST_NAME] = "Show"
       prefs[UserScheme.FIELD_AGE] = 100
       prefs[UserScheme.FIELD_IS_ACTIVE] = false
   }
}
В обоих случаях мы получаем объект Preferences с разницей лишь в том, что во втором случае приведение к мутабельности спрятано под капотом «функции обертки» edit().Preferences очень похожа на Generic Map, в которую мы в качестве ключа указываем определенные нами ранее preferenceKey. Для работы с Preferences есть всего четыре метода get(), contains(), asMap() и set(). Метод set() доступен только в MutablePreferences. Запись в Preferences происходит асинхронно, и корутина завершается после того, как данные сохраняются на диске.Чтение данныхDataStore предоставляет сохраненные данные в объекте Preferences. Все действия производятся на определенном нами при создании Dispatcher:
coroutineScope.launch {
   prefDataStore.data
       .collect { pref: Preferences ->
           val name: String? = pref[UserScheme.FIELD_NAME]
           val lastName: String? = pref[UserScheme.FIELD_LAST_NAME]
           val age: Int? = pref[UserScheme.FIELD_AGE]
           val isActive: Boolean? = pref[UserScheme.FIELD_IS_ACTIVE]
       }
}
DataStore возвращает объект Flow, который будет возвращать нам либо значение, либо исключение, в случае ошибки чтения с диска.Proto DataStore
Для подключения добавляем зависимость:
// Proto DataStore
implementation  "androidx.datastore:datastore-core:1.0.0-alpha01"
Перед работой с Proto DataStore нужно выполнить несколько действий:
  • В build.gradle добавить плагин:
plugins {
   id "com.google.protobuf" version "0.8.12"
}
  • Подключить зависимость в build.gradle:
implementation  "com.google.protobuf:protobuf-javalite:3.10.0"
Для этого нужно создать файл в app/src/main/proto/ с расширением .proto:
syntax = "proto3";
option java_package = "com.example.jetpackdatasource";
option java_multiple_files = true;
message UserProto {
string name = 1;
string last_name = 2;
int32 age = 3;
bool is_active = 4;
}
Здесь есть подробное руководство по работе с proto buffer файлами.Это будет наша схема хранения данных. Система сгенерирует модель, которую мы можем сохранять в наш DataStore.Когда вы все это сделаете, Android Studio предложит установить плагин Protocol Buffer Editor. Он сделает вашу работу с файлами .proto удобной. Плагин будет подсвечивать синтаксические элементы, проводить семантический анализ и др.Как получить экземпляр Proto DataStoreДля этого у нас тоже есть extension-функция:
context.createDataStore(
       fileName ="user.pb",
       serializer = UserSerializer,
       corruptionHandler = null,
       migrations = emptyList(),
       scope = CoroutineScope(Dispatchers.IO + Job())
)
Здесь все почти то же самое, как и с Preference DataStore. Но есть два отличия:
  • Первое — это путь, по которому будет сохраняться файл префов: File(context.filesDir, "datastore/$fileName").
  • Второе — наличие поля serializer. Давайте рассмотрим его подробнее. Чтобы Proto DataStore понимал, как ему сохранять данные в файл, мы должны к каждому модели прописать свой Serializer. Для этого нужно реализовать интерфейс Serializer<T>, в котором мы и опишем логику записи/чтения нашего файла:
object UserSerializer : Serializer<User> {
   override fun readFrom(input: InputStream): User {
       try {
           return User.parseFrom(input)
       } catch (exception: InvalidProtocolBufferException) {
           throw CorruptionException("Cannot read proto.", exception)
       }
   }
   override fun writeTo(t: User, output: OutputStream) = t.writeTo(output)
}
В остальном тут все так же, как в Preference DataStore.Запись данныхДля записи данных DataStore предоставляет нам функцию DataStore.updateData(). Она возвращает текущее состояние сохраненных данных. В качестве параметра мы получаем экземпляр модели, которую мы определили в файле .proto:
coroutineScope.launch {
   protoDataStore.updateData { user ->
       user.toBuilder()
           .setName(nameField.text.toString())
           .setLastName(lastNameField.text.toString())
           .setAge(ageField.text.toString().toIntOrNull() ?: 0)
           .setIsActive(isActiveSwitch.isChecked)
           .build()
   }
}
Модель предоставляет нам билдер для записи данных в DataStore. Для каждого поля, указанного в модели, описанной в .proto-файле, мы имеем свой set-метод. Чтение данныхЕсть два способа для чтения данных из Proto DataStore:Вызвать метод DataStore.updateData(). Так как в нем мы получаем актуальное состояние объекта, ничего не мешает прочитать их отсюда. Нюанс в том, что там нужно вернуть актуальное состояние модели в лямбде:
coroutineScope.launch {
   protoDataStore.updateData { user ->
       val name: String = user.name
       val lastName: String = user.lastName
       val age: Int = user.age
       val isActive: Boolean = user.isActive
       return@updateData user
   }
}
Получить объект data : Flow<T>, который вернет нам реактивный поток. Результатом этого Flow будет актуальный экземпляр хранимой в DataStore модели:
coroutineScope.launch(Dispatchers.Main) {
   protoDataStore.data
       .collect { user ->
           val receivedUser: User = user
       }
}
SharedPreference vs DataStore
  • DataStore предоставляет асинхронный API для записи и чтения данных, в отличие от Shared Preference, который предоставляет асинхронный API только при чтении данных.
  • DataStore безопасен для работы на UI-потоке, так как есть возможность указать подходящий для нас Dispatcher.
  • DataStore защищает от ошибок в рантайме, в то время как Shared Preference может бросить ошибку парсинга в рантайме.
  • Proto DataStore предоставляет лучшую типобезопасность из коробки.
Тут стоит отдельно поговорить о транзакционности.В Shared Preference транзакционность может быть достигнута за счет связки edit() -> apply()/commit(). Мы должны получить объект SharedPreferences.Editor, внести изменения и все это зафиксировать методами commit() или apply():
val editor: SharedPreferences.Editor = pref.edit()
editor.putString(KEY_LAST_NAME, lastName)
editor.putBoolean(KEY_IS_ACTIVE, isActive)
editor.apply()
В androidx этот же код будет выглядеть вот так:
pref.edit(commit = false) {
   putString(KEY_LAST_NAME, lastName)
   putBoolean(KEY_IS_ACTIVE, isActive)
}
По завершении операций в блоке edit{} внутри функции вызовется commit() или apply(), в зависимости от флага commit.DataStore создает транзакцию всякий раз при вызове методов DataStore.updateData() или DataStore.edit() и делает запись после выполнения всех операций внутри этих функций.DataStore vs RoomЕсли вам нужны частичные обновления, ссылочная целостность или поддержка больших/сложных наборов данных, подумайте об использовании Room вместо DataStore.DataStore идеально подходит для небольших простых наборов данных и не поддерживает частичные обновления или ссылочную целостность.Rx JavaВ данный момент поддержки RX Java в DataStore нет. Поэтому, если мы хотим в проект на RX затащить DataStore, придется писать свои обертки. Как вариант, можно использовать тулы для совместимости вроде этой. ВыводУ SharedPreferences есть несколько недостатков: 
  • Синхронный API, который может показаться безопасным для вызова на UI-потоке, но фактически он выполняет операции дискового ввода-вывода.
  • Отсутствует механизм сигнализации об ошибках, транзакционный API и многое другое.
DataStore — это замена SharedPreferences, которая устраняет большинство этих недостатков. DataStore включает в себя полностью асинхронный API, использующий Kotlin Coroutines и Flow. Дает нам очень простой и удобный инструмент для миграции данных. Гарантирует согласованность данных и обработку поврежденных данных.В данный момент библиотека находится в альфе, но вы всегда можете проверить последнюю версию в документации.
===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_razrabotka_pod_android (Разработка под Android), #_hranilischa_dannyh (Хранилища данных), #_android, #_sharedpreferences, #_kotlin, #_datasotre, #_blog_kompanii_tinkoff (
Блог компании Tinkoff
)
, #_razrabotka_pod_android (
Разработка под Android
)
, #_hranilischa_dannyh (
Хранилища данных
)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 28-Апр 03:45
Часовой пояс: UTC + 5