[Управление персоналом, Карьера в IT-индустрии, Бизнес-модели, Удалённая работа] Гибридный формат — ни рыба ни мясо в удаленке

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
07-Июл-2021 17:30

С развитием коллективного иммунитета и вакцинацией удаленка перестает быть обязательной. И в этот момент людей пытаются вернуть в офис. Но открыто сказать об этом уже нельзя - удаленку распробовали. Мнимым выходом кажется идея гибридного формата работы: “Мы вам оставляем свободу, но предоставляем возможность не покрыться пылью дома, периодически встречаясь в офисе с коллегами и друзьями”. Но на деле все встречи придется планировать, а рабочие места - бронировать. И логистическими сложностями дело не ограничится. Гибридный формат как будто специально придуман, чтобы начать “классовую борьбу” вернувшихся в офис с теми, кто остался на удаленке.Под катом разберем, что же может пойти не так...
Обязательная удаленка потребовала от компаний адаптации и выстраивания новых бизнес-процессов, особенно в части управления командами. Несмотря на то, что распределенная разработка - штука не новая, за время ковида прошли сотни профильных мероприятий, посвященных тому, как сделать все правильно. И даже с такой информационной поддержкой “взлетело” не у всех.Когда удаленка перестала быть обязательной, все отправились своим путем. Оставшихся на полной удаленке не так много. Часть компаний, в том числе и весьма крупные, заговорила о преобразовании офисов в пространство для общения с возможностью выбрать один из трех вариантов работы:
  • классическое посещение офиса с закрепленным рабочим местом;
  • гибридный вариант - с периодическим посещением офиса в формате коворкинга, без закрепленного рабочего места. 
  • классическая удаленка.
Кто-то даже назвал это трендом времени...Судя по открытым публикациям, гибридный формат частично ввели, но потом заморозили из-за следующей волны пандемии в некоторых подразделениях Mail.ru (проначало эксперимента, новость о заморозке), думали в этом направлении (а где-то и вводили) в Альфа-банке, Дом.РФ и других. Из зарубежных компаний чуть ли не первыми о введении гибрида объявил Reddit, Twitter, Microsoft, Facebook и т.п.Гибридная модель в реальном мире - как это выглядит глазами сотрудникаКогда очередной исследователь общественного мнения спрашивает специалиста, какой формат работы ему хотелось бы сохранить, тот представляет в голове идеализированную картину:
… Пришел в офис, там все те, кого ты хочешь видеть (те, кого видеть не хочешь, естественно, отсутствуют по каким-то причинам). Все радуются, как будто ты вышел после долгого отпуска, обсуждают последние события и сплетни. Сразу же начинается продуктивное совещание, где за 10 минут решается вопрос, который не могли разобрать полгода...
Конечно, в такую идеализированную картину хочется иногда возвращаться, даже если удаленка понравилась. Но в реальности все выглядит не так.Те, кому “не зашла” удаленка, действительно работают в офисе. Но значительной части их коллег под боком уже нет. Они вообще не появляются или приезжают изредка - просто пообщаться. Никакой регулярности, о которой мечтают организаторы новых офисных пространств, никакой сплоченности команд.Почему? Потому что у гибридного режима с офисом-коворкингом целая куча недостатков как по сравнению с классическим офисом, так и на фоне удаленки.На фоне офиса:
  • Отсутствие привычного рабочего места - это неудобно. Для компании бронировать столы и стулья за теми, кто не ходит в офис, слишком затратно. Но для сотрудника непривязанное рабочее место - это ненастроенное окружение (если стоит техника), непривычный стул, отсутствие собственной чашки, сменной обуви в зимний период и т.п. Если на рабочем месте техники не стоит, то это еще и постоянное перетаскивание рабочего ноутбука из дома в офис и обратно.
  • Коллега за соседним столом уже не сидит. Гибридный офис и “свободная” раздача рабочих мест приводит к тому, что команды, даже присутствуя в одной локации, постоянно перемешиваются. Нужно отдельное управленческое решение и система бронирования мест, чтобы в выделенный день коллеги оказались за соседними столами. Не все компании готовы это вводить и как-то управлять днями присутствия. А без них стоит признать, что офис, как привычный рабочий уголок со знакомыми лицами, ушел в прошлое.
На фоне удаленки:
  • Дорога до офиса никуда не делась. С постепенным преобразованием библиотек в современные рабочие пространства и развитием идеи коммерческих коворкингов мест, где сесть с ноутбуком поближе к дому, становится действительно много. В отличие от них офис может быть расположен в другом районе или на другом конце города. А значит сколько-то часов в неделю уходит просто на дорогу.
  • Утренний график жизни удаленщика “ломается”, как будто он переехал в офис. Тот, кто привык начинать работу в халате, пока вторая половина варит кофе, в день визита в офис вынужден будет отказаться от этой роскоши.
  • Никаких путешествий! Путешествовать и одновременно работать тяжело. Но небольшая доля удаленщиков успешно сочетает свой формат работы с поездками в другие города и страны. Кстати, в основном в дорогу отправляются как раз те, кто спокойно пересаживается с одного рабочего места на другое без потери производительности. А вот гибридный формат путешествиям противоречит. При этом он все равно требует умения перестраиваться с одного рабочего пространства на другое.
  • На этом уже не принято делать акцент, но с точки зрения COVID-19 периодическое посещение офиса - это гораздо большая опасность, нежели работа из дома, даже если работодатель соблюдает все противоковидные нормы.
Единственное “личностное” преимущество гибридного рабочего пространства на фоне полной удаленки - социализация, которой многим не хватало в 2020. С командой можно встретиться и вне офиса (и, опять же, есть ежедневные созвоны). А вот спонтанная встреча и случайная чашка кофе с коллегой из смежной команды или даже соседнего направления могут произойти только в офисе. И решение конфликтных ситуаций в некоторых случаях проходит проще при личном общении. Но тут еще вопрос, что стало причиной конфликта. Возможно, это классическое офисное: “Мне жарко / мне холодно”.Гибрид неудобен самим компаниям(хотя они этого пока не поняли)Выше мы говорили о субъективных недостатках гибрида. Есть и более глобальный взгляд на проблему.Руководитель GitLab Сид Сижбрандиж высказал мнение, что у многих компаний, вводящих гибрид, за время вынужденной удаленки не произошло переосмысления подходов к управлению. Команда стала распределенной, появились инструменты для работы в онлайне, но ее все равно хочется контролировать по-старому. А поэтому гибридный режим скорее всего превратится в “допустимо удаленный” из-за дискриминации удаленщиков. Ведь руководство компании будет постоянно сидеть в головном офисе, а сотрудников будут (так и быть) отпускать на удаленку, но никаких процессов для их интеграции в корпоративную культуру не предусмотрят. Короче, все вернется на круги своя.Гибридная модель так или иначе развалит команду, выделит в ней “классы” удаленщиков и офисных сотрудников. Такова психология неравенства - мы лучше понимаем тех, кто относится к нашей социальной группе.Удаленщики окажутся изолированными. Офисные коллеги будут думать, что те работают менее усердно. Можно даже предположить, что именно в офисе будет больше карьерных преимуществ. Gartner исследовала этот вопрос задолго до пандемии, правда, не в ИТ. Анализируя работу одной китайской турфирмы, исследователи выявили явную предвзятость в принятии решений о повышении. Новая должность в два раза чаще доставалась тем, кто работает из офиса, поскольку они плотнее общались с руководителями вне своих рабочих задач - так сказать, “у кулера”.Думаете удаленщики этого не заметят? Прощай командный дух, да здравствует “классовая” война!  В такой атмосфере тот, кто хочет на удаленке работать в парадигме “главное результат”, просто уйдет из компании.Николас Блум, экономист из Стэнфордского Университета, считает, что предвзятого отношения можно было бы избежать, если ввести жесткое управление графиком сотрудников, которые лишь иногда посещают офис, чтобы вся команда присутствовала на месте одновременно. В зарубежных публикациях все чаще можно встретить советы о том, что при введении гибридного режима руководители должны придерживаться той же парадигмы, чтобы ничем не отличаться от своих подчиненных. Но в таком случае нельзя говорить, что гибридный формат - это вольность для сотрудников, как это позиционируется сейчас при возврате с удаленки. Гибридный офис с жестким графиком уже не будет свободным выбором, а превратится в такую же обязаловку, как это было раньше. Плюс никакого сокращения занятых рабочих мест - лишь простаивающий несколько дней в неделю офис.Гибридный формат работы продвигают в основном руководители компаний, надеясь снизить стресс от резкого перехода на удаленку. Вероятно, они не понимают, что им придется управлять подчиненными сразу с двух разных ракурсов - “офисного” и “удаленного”. Такое совмещение подчеркнет недостатки и нивелирует плюсы каждого из подходов. Чтобы справиться с гибридом, потребуется разрабатывать новую операционную модель, а вовсе не опираться на старые привычные табели учета рабочего времени, основанные на присутствии. На это нужны время и силы, которые имеет смысл вкладывать, только если без “гибрида” никуда - только если его нельзя заменить полным офисом или полной удаленкой.Кстати, попутно “гибрид” закрывает компании доступ к кадрам из регионов, а это одно из основных преимуществ удаленки (а вовсе не экономия на аренде офиса, как кричат из каждого утюга).Конфликт точки зрения руководства и взглядов на удаленку сотрудников отражается в результатах десятков опросов общественного мнения. Краткое резюме таких опросов - работники хотят гораздо реже бывать в офисе, чем мечтают работодатели. Многие не хотят возвращаться никогда.Самый яркий демарш организовали сотрудники Apple. После официального заявления компании о возврате из удаленки к осени, часть коллектива подписала обращение к руководству о том, что они не хотят три дня в неделю посещать офис. Кто-то даже уволился. Не удивительно, ведь возврат в офис выглядит примерно как заявление: “Вы, конечно, работали все эти месяцы, но нам кажется, что в офисе вы более продуктивны”. В пандемию многие сосредоточились на работе так, как не делали этого никогда раньше (руководители подтверждают, что производительность не просела). И такой итог годового марафона - лучший демотиватор.Удаленка как альтернатива гибриду(или как решить проблемы удаленки, не прибегая к гибриду)У нас весь коллектив, включая руководителей, работает удаленно с момента основания компании. И хотя базовые процессы были заложены еще тогда, мы продолжаем совершенствовать то, как у нас все устроено.Мы периодически описываем в блоге, как именно решаем те или иные насущные вопросы. Вместо заключения к анализу гибридной модели - несколько принципов, которые помогают нивелировать недостатки удаленки - как раз те, с которыми пытаются бороться авторы форматов совмещения дистанционной работы с офисом.
  • Удаленная работа не тождественна работе из дома. В качестве недостатка удаленки многие указывают сокращение рабочих социальных связей. Но не нужно переходить на гибрид, чтобы вернуть случайные офисные встречи и всю сопутствующую культуру. У нас каждый может трудиться там, где хочет. Те, кто не может позволить себе отдельный кабинет дома или кто хочет больше общаться с людьми, осваивают коворкинги и съемные офисы - в зависимости от того, что доступно поблизости.
  • Мы знаем, как управлять удаленной командой. Нам не нужно периодически собирать людей в одной локации (или, чего доброго, видеть коллег непрерывно), чтобы знать, кто и чем занимается. И мы не следим за сотрудниками круглые сутки. О том, как у нас устроен контроль, мы писали пару лет назад.
  • Способность генерировать идеи на удаленке зависит от конкретных команд или даже людей. Знаем множество примеров, когда отличные идеи рождаются в видеосозвонах. Не отрицаем, что некоторым командам нужно видеться лично, чтобы наладить неформальные связи. Поэтому мы периодически организуем встречи с коллегами. Инициаторами таких встреч выступает как компания, так и сами сотрудники, разъезжающие по всей стране друг к другу в гости. “Ковидный” год был беден на такие события, но у нас почти все вакцинированы или переболели, поэтому мы готовимся нарастить обороты. Кстати, мы даже оплачиваем совместные посиделки команд!
В заключение отметим, что гибридная модель, безусловно, имеет право на существование. Но с точки зрения управления она не должна восприниматься, как “легкая удаленка”. А соглашаясь на такой график, нужно понимать, как все выглядит в реальности.Всё, что не удалёнка — уже по определению минус! (С) Владимир, один из наших тестировщиков.P.S. Мы публикуем наши статьи на нескольких площадках Рунета. Подписывайтесь на наши страницы вVK,FB,Instagram илиTelegram-канал, чтобы узнавать обо всех наших публикациях и других новостях компании Maxilect.
===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_upravlenie_personalom (Управление персоналом), #_karera_v_itindustrii (Карьера в IT-индустрии), #_biznesmodeli (Бизнес-модели), #_udalennaja_rabota (Удалённая работа), #_gibridnaja_rabota (гибридная работа), #_gibridnyj_ofis (гибридный офис), #_udalennaja_rabota (удаленная работа), #_udalennyj_ofis (удаленный офис), #_blog_kompanii_maxilect (
Блог компании Maxilect
)
, #_upravlenie_personalom (
Управление персоналом
)
, #_karera_v_itindustrii (
Карьера в IT-индустрии
)
, #_biznesmodeli (
Бизнес-модели
)
, #_udalennaja_rabota (
Удалённая работа
)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 22-Ноя 12:36
Часовой пояс: UTC + 5