[Программирование, Assembler, Отладка] Assembler – Урок 0: Установка компилятора и запуск первой программы через DOSBox
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
В данном курсе планируется разобрать основные особенности программирования на самой простой реализации assembler – TASM. Этих знаний лично мне вполне хватило, чтобы на отлично сдать ЭВМ в институте и закончить все лабораторные работы. Во многих уроках будет домашние задание по их мотивам.Для начала давайте установим наш старенький компилятор.
Ссылка Почему именно vk.com?Я прекрасно понимаю, что это ещё тот колхоз делиться файлами через обсуждения VK, но кто знает, во что может превратиться эта маленькая группа в будущем. После распаковки файлов, советую сохранить их в папке Asm на диск C, чтобы иметь меньше расхождений с представленным тут материалом.Для запуска компилятора нам так же потребуется эмулятор DOSBox. Он и оживит все наши компоненты. Скачаем и установим его!
СсылкаВ папке Asm я специально оставил файл code.asm. Именно на нём мы и потренируемся запускать нашу программу. Советую сохранить его копию, ибо там хранится весь код, который в 99% случаев будет присутствовать в каждом вашем проекте.code.asm
s_s segment
s_s ends
d_s segment
d_s ends
c_s segment
assume ss:s_s, ds:d_s, cs:c_s
begin:
mov ax, d_s
mov ds, ax
mov ax, 0
; Your code needs to be here
mov ah, 4ch
int 21h
c_s ends
end begin
Итак. Запускаем наш DOSBox и видим следующее:
Для начала нам нужно смонтировать диск, на который вы сохранили вашу папку Asm. У меня это диск C, поэтому я прописываю следующую команду:
mount d: c:\asm
Здесь d: это не реальный диск на вашем компьютере, а виртуальный. С таким же успехом вы можете назвать его i или s. А вот C это наоборот реальный диск. Мы прописываем путь до наших файлов ассемблера.Теперь, откроем смонтированный диск:
d:
Прописав команду dir, вы сможете увидеть все файлы, которые там хранятся. Здесь можно заметить и наш файл CODE с расширением ASM, а так же дату его создания.
И только теперь мы начинает запускать наш файл! Бедные программисты 20 века, как они только терпели всё это? Пропишем следующую команду:
tasm code.asm
После мы увидим следующее сообщение, а наша директория пополнится новым файлом с расширением OBJ.
Теперь пропишем ещё одну команду:
tlink code.obj
В нашей папке появилась ещё пара файлов – CODE.MAP и CODE.EXE. Последний как раз и есть исполняемый файл нашего кода assembler.
Если он появился, значит, мы можем запустить режим отладки нашей программы, введя команду последнюю команду. Обратите внимание, теперь мы не указываем расширение файла, который запускаем.
td code
Этот старинный интерфейс насквозь пропитан духом ушедшей эпохи старых операционных систем. Тем не менее…Нажав F7 или fn + F7 вы сможете совершить 1 шаг по коду. Синяя строка начнёт движение вниз, изменяя значения регистров и флагов. Пока это всего лишь шаблон, на которым мы потренировались запускать нашу программу в режиме дебага. Реальное “волшебство” мы увидим лишь в следующих уроках. Пока давайте лишь ознакомимся с имеющимися разделами.
CSCode segment – место, где turbo debug отражает все найденные строки кода. Важное замечание – все данные отражаются в TD в виде 16-ричной системы. А значит какая-нибудь ‘12’ это на самом деле 18, а реальное 12 это ‘C’. CS аналогичен разделу “Begin end.” на Pascal или функции main.DSData segment, отражает пока все мусорные данные, которые обнаружил TD. Справа мы видим их символьную (char) интерпретацию. В будущем мы сможем увидеть здесь наш “Hello, world”, интерпретируемый компилятором в числа, по таблице ASCII. Хорошей аналогией DS является раздел VAR, как в Pascal. Пока будем считать, что это одно и тоже.SSStack segment – место хранения данных нашего стека. Возможно, вы уже слышали о такой структуре данных. Если нет, обязуюсь пояснить в последующих статьях.РегистрыВсе эти ax, bx, cx, si, di, ss, cs и т. д. – это наши регистры, которые используются как переменные для хранения данных. Да, это очень грубое упрощение. Переменные из Pascal и регистры Assembler это не одно и тоже, но надеюсь, такая аналогия даёт более чёткую картину. Здесь мы сможем хранить данные о циклах, арифметических операциях, системных прерываниях и т. д.ФлагиВсе эти c, z, s, o, p и т.д. это и есть наши флаги. В них хранится промежуточная информация о том, например, было ли полученное число чётным, произошло ранее переполнение или нет. Они могут хранить результат побитого сдвига. По опыту, могу сказать, на них обращаешь внимание лишь при отладке программы, а не во время штатного исполнения.Если пока что-то не понятно, уверяю, каждый из сегментов мы рассмотрим подробнее в следующих уроках. Они заслуживают детального обсуждения, и уместить в один абзац всю информацию просто невозможно.Ещё одно замечание. Если вы измените данные исходного файла с расширением .ASM, то вам придётся совершить все ранее описанные операции вновь, ибо обновив например code.asm вы не меняете code.obj или code.exe.Маленькая шпаргалка для заметок:
- mount d: c:\asm – создаём виртуальный диск, где корень –папка asm
- d: - открываем созданный диск
- tasm code.asm – компилируем исходный код
- tlink code.obj – создаём исполняемый файл
- td code – запускаем debug
- F7 – делаем шаг в программе
Буду ждать комментарии от всех, кому интересен Assembler. Чувствую, я где-то мог накосячить в терминологии или обозначении того или иного элемента. Но статья на Habr отличный повод всё повторить.
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [Системное программирование, D, Программирование микроконтроллеров] За рулем с D (перевод)
- [Программирование] Обычное двоичное дерево для тестового задания
- [Разработка веб-сайтов, JavaScript, Программирование, ReactJS] React испортил веб-разработку (перевод)
- [Программирование, Java] Применение JDBC в процессе ETL
- [Разработка веб-сайтов, Работа с видео, Программирование, Видеоконференцсвязь] How to make a multipoint WebRTC conference (MCU) with recording and screen-sharing in the browser
- [Разработка веб-сайтов, Работа с видео, Программирование, Видеоконференцсвязь] Как сделать многоточечную WebRTC-конференцию (MCU) с записью и демонстрацией экрана в браузере
- [Веб-дизайн, Разработка веб-сайтов, JavaScript, Программирование] Лёгкая, гибкая, производительная обёртка над Web Animations API — @okikio/animate (перевод)
- [JavaScript, Программирование, VueJS] Как работают функции provide и inject во Vue 3?
- [Программирование, Java] Работа с БД с помощью JAVA и JDBC
- [Программирование, Венчурные инвестиции, Развитие стартапа, Образование за рубежом, Бизнес-модели] Перевод Курса по стартапам и бизнесу от Стэнфордского Университета. Лекция №4. Создание продукта, общение с клиентами… (перевод)
Теги для поиска: #_programmirovanie (Программирование), #_assembler, #_otladka (Отладка), #_tasm, #_assembler, #_dosbox, #_debug, #_turbo, #_debugger, #_windows_10, #_programmirovanie (
Программирование
), #_assembler, #_otladka (
Отладка
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 19:35
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
В данном курсе планируется разобрать основные особенности программирования на самой простой реализации assembler – TASM. Этих знаний лично мне вполне хватило, чтобы на отлично сдать ЭВМ в институте и закончить все лабораторные работы. Во многих уроках будет домашние задание по их мотивам.Для начала давайте установим наш старенький компилятор. Ссылка Почему именно vk.com?Я прекрасно понимаю, что это ещё тот колхоз делиться файлами через обсуждения VK, но кто знает, во что может превратиться эта маленькая группа в будущем. После распаковки файлов, советую сохранить их в папке Asm на диск C, чтобы иметь меньше расхождений с представленным тут материалом.Для запуска компилятора нам так же потребуется эмулятор DOSBox. Он и оживит все наши компоненты. Скачаем и установим его! СсылкаВ папке Asm я специально оставил файл code.asm. Именно на нём мы и потренируемся запускать нашу программу. Советую сохранить его копию, ибо там хранится весь код, который в 99% случаев будет присутствовать в каждом вашем проекте.code.asm s_s segment
s_s ends d_s segment d_s ends c_s segment assume ss:s_s, ds:d_s, cs:c_s begin: mov ax, d_s mov ds, ax mov ax, 0 ; Your code needs to be here mov ah, 4ch int 21h c_s ends end begin Для начала нам нужно смонтировать диск, на который вы сохранили вашу папку Asm. У меня это диск C, поэтому я прописываю следующую команду: mount d: c:\asm
Здесь d: это не реальный диск на вашем компьютере, а виртуальный. С таким же успехом вы можете назвать его i или s. А вот C это наоборот реальный диск. Мы прописываем путь до наших файлов ассемблера.Теперь, откроем смонтированный диск: d:
И только теперь мы начинает запускать наш файл! Бедные программисты 20 века, как они только терпели всё это? Пропишем следующую команду: tasm code.asm
Теперь пропишем ещё одну команду: tlink code.obj
Если он появился, значит, мы можем запустить режим отладки нашей программы, введя команду последнюю команду. Обратите внимание, теперь мы не указываем расширение файла, который запускаем. td code
Этот старинный интерфейс насквозь пропитан духом ушедшей эпохи старых операционных систем. Тем не менее…Нажав F7 или fn + F7 вы сможете совершить 1 шаг по коду. Синяя строка начнёт движение вниз, изменяя значения регистров и флагов. Пока это всего лишь шаблон, на которым мы потренировались запускать нашу программу в режиме дебага. Реальное “волшебство” мы увидим лишь в следующих уроках. Пока давайте лишь ознакомимся с имеющимися разделами. CSCode segment – место, где turbo debug отражает все найденные строки кода. Важное замечание – все данные отражаются в TD в виде 16-ричной системы. А значит какая-нибудь ‘12’ это на самом деле 18, а реальное 12 это ‘C’. CS аналогичен разделу “Begin end.” на Pascal или функции main.DSData segment, отражает пока все мусорные данные, которые обнаружил TD. Справа мы видим их символьную (char) интерпретацию. В будущем мы сможем увидеть здесь наш “Hello, world”, интерпретируемый компилятором в числа, по таблице ASCII. Хорошей аналогией DS является раздел VAR, как в Pascal. Пока будем считать, что это одно и тоже.SSStack segment – место хранения данных нашего стека. Возможно, вы уже слышали о такой структуре данных. Если нет, обязуюсь пояснить в последующих статьях.РегистрыВсе эти ax, bx, cx, si, di, ss, cs и т. д. – это наши регистры, которые используются как переменные для хранения данных. Да, это очень грубое упрощение. Переменные из Pascal и регистры Assembler это не одно и тоже, но надеюсь, такая аналогия даёт более чёткую картину. Здесь мы сможем хранить данные о циклах, арифметических операциях, системных прерываниях и т. д.ФлагиВсе эти c, z, s, o, p и т.д. это и есть наши флаги. В них хранится промежуточная информация о том, например, было ли полученное число чётным, произошло ранее переполнение или нет. Они могут хранить результат побитого сдвига. По опыту, могу сказать, на них обращаешь внимание лишь при отладке программы, а не во время штатного исполнения.Если пока что-то не понятно, уверяю, каждый из сегментов мы рассмотрим подробнее в следующих уроках. Они заслуживают детального обсуждения, и уместить в один абзац всю информацию просто невозможно.Ещё одно замечание. Если вы измените данные исходного файла с расширением .ASM, то вам придётся совершить все ранее описанные операции вновь, ибо обновив например code.asm вы не меняете code.obj или code.exe.Маленькая шпаргалка для заметок:
=========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Программирование ), #_assembler, #_otladka ( Отладка ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 19:35
Часовой пояс: UTC + 5