[Assembler] Туториал по FASM (Windows x32 API/Win32API), «Hello world!»

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
29-Май-2021 01:31

Коротко о FASM, ассемблере, WinAPI
  • Что такое FASM? - Это компилятор ассемблера (flat assembler).
  • Что такое ассемблер? - это машинные инструкции, то есть команды что делать процессору.
  • Что такое Windows API/WinAPI? - Это функции Windows, без них нельзя работать с Windows. Что дают WinAPI функции? - Очень много чего:
  • Работа с файлами.
  • Работа с окнами, отрисовка картинок, OpenGL, DirectX, GDI, и все в таком духе.
  • Взаимодействие с другими процессами.
  • Работа с портами.
  • Работа с консолью Windows
  • И еще очень много интересных функций.
Зачем нужен ассемблер?На нем можно сделать все что угодно, от ОС до 3D игр.Вот плюсы ассемблера:
  • Он очень быстрый.
  • На нем можно сделать любую программу.
А вот минусы ассемблера:
  • Долго делать программу. (относительно)
  • Сложен в освоении.
Что нужно для программирования на ассемблере (FASM)? Установка компонентов (если можно так назвать)Архив FASM-а распаковуем в C:\\FASM\ или любой другой, но потом не забудьте настроить FASMEditor.Архив FASMEdit-a распаковуем куда-то, в моем случае C:\\FASM Editor 2.0\ Архив OlyDbg распаковуем тоже куда-то, в моем случае C:\\Users\****\Documents\FasmEditorProjects\Настройка FASM Editor-aДля этого его нужно запустить.
Сразу вас приветствует FASM Editor соей заставкой.Теперь вам нужно зайти в вкладку "Сервис" (на картинке выделил синим) -> "Настройки..."
Жмем на кнопку с названием "..." и выбираем путь к файлам или папкам.Теперь мы полностью готовы. К началу.Пишем "Hello world!" на FASMВ Fasm Editor нужно нажать на кнопку слева сверху или "файл" -> "новый". Выбираем любое, но можно выбрать "Console"По началу вас это может напугать, но не боимся и разбираемся.
format PE Console ; говорим компилятору FASM какой файл делать
entry start ; говорим windows-у где из этой каши стартовать программу.
include 'win32a.inc' ; подключаем библиотеку FASM-а
;можно и без нее но будет очень сложно.
section '.data' data readable writeable ; секция данных
  hello db 'hello world!',0 ; наша строка которую нужно вывести
section '.code' code readable writeable executable ; секция кода
start: ; метка старта
  invoke printf, hello ; вызываем функцию printf
  invoke getch ; вызываем её для того чтоб программа не схлопнулась
  ;то есть не закрылась сразу.
  invoke ExitProcess, 0 ; говорим windows-у что у нас программа закончилась
  ; то есть нужно программу закрыть (завершить)
section '.idata' data import readable ; секция импорта
        library kernel, 'kernel32.dll',\ ; тут немного сложней, объясню чуть позже
                msvcrt, 'msvcrt.dll'
  import kernel,\
          ExitProcess, 'ExitProcess'
  import msvcrt,\
          printf, 'printf',\
          getch, '_getch'
На самом деле из всей этой каши текста, команд всего 3: на 16, 18, 21 строках. (и то это не команды, а макросы. Мы к командам даже не подобрались)Все остальное это просто подготовка программы к запуску.Программа при запуске должна выглядеть так:
Самое интересное то что программа весит 2КБ. (Можно сократить и до 1КБ, но для упрощения и так пойдет)Разбор: что значат этот весь текст?На 1 строчке: "format PE Console" - это строчка говорит FASM-у какой файл скомпилировать, точнее 1 слово, все остальные слова это аргументы (можно так сказать).PE - EXE файл, программа.Console - говорим что это у нас консольная программа, но вам некто не мешает сделать из консольной программы оконную и наоборот.Но есть кроме это остальные:
  • format MZ - EXE-файл НО под MS-DOS
  • format PE - EXE-файл под Windows, аналогично format PE GUI 4.0
  • format PE64 - EXE-файл под Windows, 64 битное приложение.
  • format PE GUI 4.0 - EXE-файл под Windows, графическое приложение.
  • format PE Console - EXE-файл под Windows, консольная программа. (просто подключается заранее консоль)
  • format PE Native - драйвер
  • format PE DLL - DLL-файл Windows, поясню позднее.
  • format COFF - OBJ-файл Linux
  • format MS COFF - аналогично предыдущему
  • format ELF - OBJ-файл для gcc (Linux)
  • format ELF64 - OBJ-файл для gcc (Linux), 64-bit
Сразу за командой (для компилятора) format PE Console идет ; это значит комментарий. К сожалению он есть только однострочный.3 строка: entry start
  • Говорим windows-у где\в каком месте стартовать. "start" это метка, но о метках чуть позже.
5 строка: include 'win32a.inc'
  • Подключает к проекту файл, в данном случае "win32a.inc" он находиться в папке INCLUDE (в папке с FASM). этот файл создает константы и создает макросы для облегчения программирования.
8 строка: section '.data' data readable writeable
  • Секция данных, то есть программа делиться на секции (части), к этим секциям мы можем дать разрешение, имя.
Флаг "data" (Флаг это бит\байт\аргумент хранившей в себе какую-то информацию) говорит то что эта секция данных.Флаги "readable writeable" говорят то что эта секция может читаться кем-то и записываться кем-то.Текст '.data' - имя секции10 строка: hello db 'hello world!',0hello - это метка, она может быть любого имени (почти, есть некоторые зарезервированные имена), эта метка хранит в себе адрес строки, это не переменная, а просто адрес, но чтобы не запоминать адреса в ручную, помогает FASM он запоминает адрес и потом когда видит эту метку снова, то он заменяет слово на адрес.db - говорит то что под каждый символ резервируем 1 байт. То есть 1 символ храниться в одном байте.'hello world!' - наша строка в кодировке ASCIIЧто значит ",0" в конце строки? - это символ с номером 0 (или просто ноль), у вас на клавиатуре нет клавиши которая имела символ с номером 0, по этому этот символ используют как показатель конца строки. То есть это значит конец строки. Просто ноль записываем в байт после строки.12 строка: section '.code' code readable writeable executableФлаг "code" - говорит то что это секция кода.Флаг "executable" - говорит то что эта секция исполняема, то есть в этой секции может выполняться код. Все остальное уже разобрали.14 строка: start:Это второй вид меток. Просто эта метка указывает на следующую команду. Обратите внимание на то что в 3 строке мы указали start как метку входа в программу, это она и есть. Может иметь эта метка любое имя, главное не забудьте ваше новое имя метки вписать в entry15 строка: invoke printf, hello
  • Функция printf - выводит текст\число в консоль. В данном случае текст по адресу "hello"
Это штото на подобие команды, но это и близко не команда ассемблера, а просто макрос.Макрос - Это макро команда для компилятора, то есть вместо имени макроса подставляется что-то другое.Например, макро команда invoke делиться на такие команды: (взят в пример команда с 15 строки)
push hello
call [printf]
Не переживайте если нечего не поняли.17 строка: invoke getch
  • getch - функция получения нажатой кнопки, то есть просто ждет нажатия кнопки и потом возвращает нажатую кнопку.
20 строка: invoke ExitProcess, 0
  • ExitProcess - WinAPI функция, она завершает программу. Она принимает значение, с которым завершиться, то есть код ошибки, ноль это нет ошибок.
23 строка: section '.idata' data import readableФлаг "import" - говорит то что это секция импорта библиотек.24-25 строки:
library kernel, 'kernel32.dll',\
          msvcrt, 'msvcrt.dll'
  • Макро команда "library" загружает DLL библиотеки в виртуальную память (не в ОЗУ, вам ОЗУ не хватит чтоб хранить всю виртуальную память).
Что такое DLL объясню позже.kernel - имя которое привязывается к библиотеке, оно может быть любым.Следующий текст после запятой: 'kernel32.dll' - это имя DLL библиотеки который вы хотите подключить.Дальше есть знак \ это значит что текст на следующей строке нужно подставить в эту строку.То есть код:
library kernel, 'kernel32.dll',\
          msvcrt, 'msvcrt.dll'
Заменяется на:
library kernel, 'kernel32.dll', msvcrt, 'msvcrt.dll'
Это нужно потому что у ассемблера 1 строка это 1 команда.27-28 строка:
import kernel,\
        ExitProcess, 'ExitProcess'
import - Макро команда, которая загружает функции из DLL.kernel - Имя к которой привязана DLL, может быть любым.ExitProcess - Как будет называться функция в программе, это имя будет только в вашей программе, и по этому имени вы будете вызывать функцию. (WinAPI функция)'ExitProcess' - Это имя функции которое будет загружено из DLL, то есть это имя функции которое прописано в DLL.Дальше думаю не стоит объяснять, вроде все понятно.Что такое DLL библиотека?Это файл с расширением DLL. В этом файле прописаны функции (какие не будь). Это обычная программа, но которая не запускается по двойному щелчку, а загружается к программе в виртуальную память, и потом вызываются функции находящиеся в этой DLL.Подводим итогНа ассемблере писать можно не зная самого языка, а используя всего лишь макро команды компилятора. За всю статью я упомянул всего 2 команды ассемблера это push hello и call [printf] . Что это значит расскажу в следующей статье.
===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_assembler, #_fasm, #_assembler, #_uroki (Уроки), #_tutorial (Туториал), #_winapi, #_windowsapi, #_assembler
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 25-Ноя 20:57
Часовой пояс: UTC + 5