[Информационная безопасность, Учебный процесс в IT, CTF] Безопасные игры
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
Информационная безопасность — тема серьезная и сложная, может именно поэтому обучать ей эффективней простыми приемами и играючи?Привет, меня зовут Алексей Бабенко и в команде Mир Plat.Form я отвечаю за вопросы связанные с тестированием безопасности разрабатываемых программных продуктов. Наши системы — платежные сервисы, которые используют десятки миллионов клиентов. Помимо устойчивости и надежности, одной из основных характеристик для нас является безопасность. Поделюсь нашим опытом проведения игр по информационной безопасности внутри компании, но прежде, чем начать, немного расскажу о том, почему мы вообще пришли к этой истории.Обеспечение безопасности систем — это процесс, который затрагивает многие этапы, начиная от непосредственно момента создания ПО, заканчивая безопасностью компонентов на базе которого это ПО будет запущено и даже надежностью процессов и сотрудников, участвующих в процессе эксплуатации.Моя зона ответственности — безопасность на уровне приложений. А когда речь идет о продуктовой безопасности, первое что приходит на ум — это тестирование. Делаем надежное выявление багов до выкатки в продакшен и проблем не будет. К сожалению, реальность вносит свои коррективы. Чем позже мы выявили недостатки в ПО — тем сложнее их исправить, а это влияет на скорость выкатки релиза в прод.Поэтому наша задача не только выявлять недостатки при тестировании, а делать так, чтобы они стали реже появляться в создаваемых нами продуктах. Таким образом, один из векторов деятельности продуктовой безопасности — обучение и поднятие культуры безопасной разработки в продуктовых командах. Давайте поиграемКлассический подход к обучению — лекция + практическое задание, хорош, но не всегда оптимален. Мы используем различные варианты — тематические семинары, лучшие практики для самостоятельного ознакомления, информационные рассылки. В прошлом году решили добавить геймификацию в наше обучение и провели task-based CTF.Если говорить о CTF в целом, то выделяют 2-а основных варианта:
- классический CTF, где каждой команде выдается образ с заранее заложенными уязвимыми сервисами, которые нужно защищать со своей стороны и атаковать сервисы соперников.
- task-based CTF, представляющий из себя набор независимых заданий на различные тематики, связанные с безопасностью.
Классический CTF более динамичный и ограниченный по времени, но, к сожалению, предъявляет требования к минимальному порогу вхождения. Человек со стороны не поймет, что нужно делать и интерес к игре быстро угаснет. Для первого раза мы выбрали более размеренный и простой в освоении подход в виде task-based игры.Дополнительным плюсом выбора этого направления была возможность растянуть протяженность игры на две недели, а значит все желающие могли найти время что бы поучаствовать в ней без ущерба основной занятости.Перед планированием любой активности мы задаем себе вопрос: "А что мы хотим получить в итоге?" Запуская CTF мы сформировали следующие цели:
- повысить интерес к теме безопасности среди разработчиков,
- показать реальный риск, который может нести уязвимость, которая изначально не кажется критичной,
- собрать сообщество увлеченных разработчиков, которые хотят развиваться в теме безопасности и нести эту культуру в команды.
Мы отдавали себе отчет, что любая непроектная активность — это время, отнимаемое от работы, а чаще и от свободного времени. Это был первый опыт запуска игры в безопасность, важно было сделать ее так, чтобы она не отпугивала своей непростой тематикой, увлекала и несла пользу. StarMirC самого начала мы придумали историю — мы не просто запускаем очередной квест, мы запускаем минивселенную. Тематика — увлекательная и многосторонняя — пришла сразу: «Звездные войны»! Все задачи легко вписались в общую историю, даже призы оказались в нужной тематике и пришлись по вкусу всем победителям. А «StarWars» стал «StarMir».
Задачи по категориямКрасивая картинка и «легенда» — отличный способ завлечь участников, но все-таки главное это начинка. Все задачи были разбиты на достаточно классические CTF тематики: WebНачиная от простых захардкоденных паролей в html и js скриптах, заканчивая зубодробительными задачами на реализацию SSRF и RaceCondition. Crypto&steganoКейсы c криво реализованными алгоритмами шифрования и слабыми входными параметрами. Сюда же мы добавили пару заданий, связанных со стеганографией, чтобы познакомить участников с этим направлением.NetworkПримеры различных популярных протоколов передачи данных, в которых не обеспечивается должная их защита.ForensicЗадачи, связанные с исследованием предоставленных данных: секретов хранимых в метаданных документов, замысловатые кодировки, защищенные архивы.ReverseКатегория задач «со звездочкой», направленных на обратный инжиниринг скомпилированных приложений.TriviaНабор тасков без единого направления, которые не кажутся сложными с первого взгляда. Простые задачи, связанные с поиском данных, смекалкой, а где-то и везением.В выборе задач нам важно было сохранить баланс между тем, что бы они отражали наши «болевые точки», но при этом «мы не получили еще один курс» или «не превратились в очередной курс», в котором мы разбираем классические недостатки. Сложность задач была подобрана таким образом, чтобы первые задачи в категориях решались либо практически сходу, либо после недолгого поиска в интернете, и любой участник мог решить хоть чтото, вне зависимости от уровня его изначальных знаний. Это позволило нам сделать порог входа в игру достаточно небольшим и завлечь специалистов с любым уровнем начальных знаний в теме безопасности.
Распределение задач по количеству решенных за время игрыДля тех, кто уверенно чувствует себя в теме безопасности были заготовлены и более сложные таски, а несколько задач изначально создавались сложными в решении, чтобы всю игру нельзя было пройти за один подход и поддерживался интерес участников в течение всего времени проведения. Горшочек с медомВо время разработки игры мы понимали, что наша целевая аудитория — все ИТ-специалисты Мир Plat.Form, а, значит, попыток выйти за рамки, обозначенные игрой, не избежать и полезно будет подумать о выявлении альтернативных методов решения. На всякий случай решили одно из заданий сделать заведомо с неправильным ответом, а в журейку вбить ответ, который не мог быть получен путем решения задачи. И действительно, через несколько дней после начала игры, азарт накалился и вход пошли заранее неоговоренные способы (сложность в том, что некоторые потенциальные участники имеют административный доступ на сервераразвернутого решения). В результате один из участников сдал злополучное решение. Какое-то время мы отслеживали его активность и когда окончательно убедились в мухлеже, предъявили доказательства и с чистой совестью понизили его в турнирной таблице.Поддержка участниковВажным фактором при проведении StarMir оказалась поддержка участников. Для этого был организована группа в мессенджере с практически круглосуточным дежурством организаторов. Это помогло снизить порог входа в игру, решать возникающие проблемы, а иногда и понять, что формулировка задания не до конца очевидна и скорректировать ее.
Бонус-вопрос в чате мессенджераОдной из функций группы было и поддержание общего интереса к игре в течение всего времени проведения — подведение промежуточных итогов, подборки смешных неправильных вариантов ответов, бонусные задания для участников группы.Итоги игрыПриятным фактом для нас, как организаторов, стало то, что она протяжении всей игры не было общего лидера — ребята активно соревновались друг с другом и на столько вошли в азарт, что в какой-то момент нерешенные задания стали заканчиваться и мы решили добавить еще несколько «зубодробительных» задач для лидеров гонки. Вплоть до последних дней игры сохранялась интрига, кто же возьмет первое место.
Рейтинг Топ-10 участников в течение игрыВ результате победитель решил все предоставленные таски, но сделал это буквально в последний день — заданий хватило ровно на время проведения игры. Завершающей частью стало награждение победителя и ТОП—20 итогового рейтинга. Ребята получили крутые конструкторы Lego StarWars, а организаторы лишний раз пожалели, что сами не смогли принять участие в игре.В конце активности мы собрали обратную связь от игроков. Всем понравилось: участники отмечали, что узнали для себя много нового, писали в личных сообщения о том, что и не догадывались, как легко можно реализовать безобидные с первого взгляда недостатки. Дополнительно мы собрали и проанализировали все недочеты, которые были допущены, услышали пожелания участников. На этот год у нас запланирована аналогичная игра, но уже с учетом прошлого опыта, а главное поделенная на две категории — для ИТ-специалистов и для бизнес-пользователей. Цель сделать так, чтобы и далекие от ИТ сотрудники в игровой форме смогли усвоить основные требования информационной гигиены и обеспечения безопасности. Думаю, этому событию мы посвятим отдельную статью.
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [Информационная безопасность, Сетевые технологии, DNS] Разведка с geo2ip и reverse-whois
- [Разработка игр, Машинное обучение, Контент-маркетинг, Дизайн игр] Text-to-Video. Visper – новая платформа визуальных персонажей для создания видеоконтента
- [Информационная безопасность, Open source, Сетевые технологии, I2P] О скрытых сетях и анонимности их разработчиков
- [Информационная безопасность, Криптография, IT-инфраструктура, IT-стандарты] Памятка для удостоверяющих центров и других участников PKI
- [Разработка мобильных приложений, Машинное обучение, Софт, Искусственный интеллект, Flutter] Flitter Your Business With AI Integrated Flutter App Development
- [Информационная безопасность, Биографии гиков] Ушел из жизни исследователь кибербезопасности Дэн Камински
- [Информационная безопасность] Conan.io – неварварские методы работы
- [Информационная безопасность] Интернет-мошенничество в регионе: почему раскрываемость низкая, а жертв все больше
- [Информационная безопасность, Мессенджеры, Законодательство в IT, Смартфоны, IT-компании] Signal: Взлом Cellebrite с атакованного устройства (перевод)
- [IT-стандарты, Терминология IT, Машинное обучение, Учебный процесс в IT] Комментарий переводчика, или никто никого не обучает
Теги для поиска: #_informatsionnaja_bezopasnost (Информационная безопасность), #_uchebnyj_protsess_v_it (Учебный процесс в IT), #_ctf, #_ctf, #_appsec, #_informatsionnaja_bezopasnost (информационная безопасность), #_obuchenie (обучение), #_igry (игры), #_sdlc, #_blog_kompanii_mir_plat.form_(nspk) (
Блог компании Мир Plat.Form (НСПК)
), #_informatsionnaja_bezopasnost (
Информационная безопасность
), #_uchebnyj_protsess_v_it (
Учебный процесс в IT
), #_ctf
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 14:24
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
Информационная безопасность — тема серьезная и сложная, может именно поэтому обучать ей эффективней простыми приемами и играючи?Привет, меня зовут Алексей Бабенко и в команде Mир Plat.Form я отвечаю за вопросы связанные с тестированием безопасности разрабатываемых программных продуктов. Наши системы — платежные сервисы, которые используют десятки миллионов клиентов. Помимо устойчивости и надежности, одной из основных характеристик для нас является безопасность. Поделюсь нашим опытом проведения игр по информационной безопасности внутри компании, но прежде, чем начать, немного расскажу о том, почему мы вообще пришли к этой истории.Обеспечение безопасности систем — это процесс, который затрагивает многие этапы, начиная от непосредственно момента создания ПО, заканчивая безопасностью компонентов на базе которого это ПО будет запущено и даже надежностью процессов и сотрудников, участвующих в процессе эксплуатации.Моя зона ответственности — безопасность на уровне приложений. А когда речь идет о продуктовой безопасности, первое что приходит на ум — это тестирование. Делаем надежное выявление багов до выкатки в продакшен и проблем не будет. К сожалению, реальность вносит свои коррективы. Чем позже мы выявили недостатки в ПО — тем сложнее их исправить, а это влияет на скорость выкатки релиза в прод.Поэтому наша задача не только выявлять недостатки при тестировании, а делать так, чтобы они стали реже появляться в создаваемых нами продуктах. Таким образом, один из векторов деятельности продуктовой безопасности — обучение и поднятие культуры безопасной разработки в продуктовых командах. Давайте поиграемКлассический подход к обучению — лекция + практическое задание, хорош, но не всегда оптимален. Мы используем различные варианты — тематические семинары, лучшие практики для самостоятельного ознакомления, информационные рассылки. В прошлом году решили добавить геймификацию в наше обучение и провели task-based CTF.Если говорить о CTF в целом, то выделяют 2-а основных варианта:
Задачи по категориямКрасивая картинка и «легенда» — отличный способ завлечь участников, но все-таки главное это начинка. Все задачи были разбиты на достаточно классические CTF тематики: WebНачиная от простых захардкоденных паролей в html и js скриптах, заканчивая зубодробительными задачами на реализацию SSRF и RaceCondition. Crypto&steganoКейсы c криво реализованными алгоритмами шифрования и слабыми входными параметрами. Сюда же мы добавили пару заданий, связанных со стеганографией, чтобы познакомить участников с этим направлением.NetworkПримеры различных популярных протоколов передачи данных, в которых не обеспечивается должная их защита.ForensicЗадачи, связанные с исследованием предоставленных данных: секретов хранимых в метаданных документов, замысловатые кодировки, защищенные архивы.ReverseКатегория задач «со звездочкой», направленных на обратный инжиниринг скомпилированных приложений.TriviaНабор тасков без единого направления, которые не кажутся сложными с первого взгляда. Простые задачи, связанные с поиском данных, смекалкой, а где-то и везением.В выборе задач нам важно было сохранить баланс между тем, что бы они отражали наши «болевые точки», но при этом «мы не получили еще один курс» или «не превратились в очередной курс», в котором мы разбираем классические недостатки. Сложность задач была подобрана таким образом, чтобы первые задачи в категориях решались либо практически сходу, либо после недолгого поиска в интернете, и любой участник мог решить хоть чтото, вне зависимости от уровня его изначальных знаний. Это позволило нам сделать порог входа в игру достаточно небольшим и завлечь специалистов с любым уровнем начальных знаний в теме безопасности. Распределение задач по количеству решенных за время игрыДля тех, кто уверенно чувствует себя в теме безопасности были заготовлены и более сложные таски, а несколько задач изначально создавались сложными в решении, чтобы всю игру нельзя было пройти за один подход и поддерживался интерес участников в течение всего времени проведения. Горшочек с медомВо время разработки игры мы понимали, что наша целевая аудитория — все ИТ-специалисты Мир Plat.Form, а, значит, попыток выйти за рамки, обозначенные игрой, не избежать и полезно будет подумать о выявлении альтернативных методов решения. На всякий случай решили одно из заданий сделать заведомо с неправильным ответом, а в журейку вбить ответ, который не мог быть получен путем решения задачи. И действительно, через несколько дней после начала игры, азарт накалился и вход пошли заранее неоговоренные способы (сложность в том, что некоторые потенциальные участники имеют административный доступ на сервераразвернутого решения). В результате один из участников сдал злополучное решение. Какое-то время мы отслеживали его активность и когда окончательно убедились в мухлеже, предъявили доказательства и с чистой совестью понизили его в турнирной таблице.Поддержка участниковВажным фактором при проведении StarMir оказалась поддержка участников. Для этого был организована группа в мессенджере с практически круглосуточным дежурством организаторов. Это помогло снизить порог входа в игру, решать возникающие проблемы, а иногда и понять, что формулировка задания не до конца очевидна и скорректировать ее. Бонус-вопрос в чате мессенджераОдной из функций группы было и поддержание общего интереса к игре в течение всего времени проведения — подведение промежуточных итогов, подборки смешных неправильных вариантов ответов, бонусные задания для участников группы.Итоги игрыПриятным фактом для нас, как организаторов, стало то, что она протяжении всей игры не было общего лидера — ребята активно соревновались друг с другом и на столько вошли в азарт, что в какой-то момент нерешенные задания стали заканчиваться и мы решили добавить еще несколько «зубодробительных» задач для лидеров гонки. Вплоть до последних дней игры сохранялась интрига, кто же возьмет первое место. Рейтинг Топ-10 участников в течение игрыВ результате победитель решил все предоставленные таски, но сделал это буквально в последний день — заданий хватило ровно на время проведения игры. Завершающей частью стало награждение победителя и ТОП—20 итогового рейтинга. Ребята получили крутые конструкторы Lego StarWars, а организаторы лишний раз пожалели, что сами не смогли принять участие в игре.В конце активности мы собрали обратную связь от игроков. Всем понравилось: участники отмечали, что узнали для себя много нового, писали в личных сообщения о том, что и не догадывались, как легко можно реализовать безобидные с первого взгляда недостатки. Дополнительно мы собрали и проанализировали все недочеты, которые были допущены, услышали пожелания участников. На этот год у нас запланирована аналогичная игра, но уже с учетом прошлого опыта, а главное поделенная на две категории — для ИТ-специалистов и для бизнес-пользователей. Цель сделать так, чтобы и далекие от ИТ сотрудники в игровой форме смогли усвоить основные требования информационной гигиены и обеспечения безопасности. Думаю, этому событию мы посвятим отдельную статью. =========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Блог компании Мир Plat.Form (НСПК) ), #_informatsionnaja_bezopasnost ( Информационная безопасность ), #_uchebnyj_protsess_v_it ( Учебный процесс в IT ), #_ctf |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 14:24
Часовой пояс: UTC + 5