[Подготовка технической документации] Коммуникация: как понимать друг друга даже на удаленке

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
23-Мар-2021 01:31

Иногда вы договариваетесь с кем-то, и кажется, что всё нормально, но через какое-то время оказывается, что это не так. Вы друг друга не поняли, и теперь многое нужно переделывать. Иногда это несложно, а иногда требует огромных ресурсов. А всё из-за сбоя в коммуникации. Сегодня предлагаю подумать, как этого избежать. Поговорим про общие понятия коммуникации и конкретные советы, особенно для удаленки. Спойлер: при общении на расстоянии понять друг друга сложнее. А если еще общаться не на родном языке, то совсем сложно. Сначала давайте поговорим про коммуникацию в целом. Это не rocket science, как говорится, но лучше проясним. Допустим, вы хотите донести какое-то сообщение до вашего собеседника и получить адекватную реакцию.
Собеседник вас слышит, но понимает немного по-своему. Потому что за каждым словом стоит значение, и оно разное для всех. Например, представьте себе собаку. Представили? Напишите в комментах, как выглядит ваша собака. Я представила какую-то небольшую пятнистую болонку. Скорее всего, вариантов собак будет столько же, сколько и читателей. А теперь ближе к делу. Представьте, что вам нужно, чтобы кто-то внес некие правки. Вы говорите ему: "Внеси нужные правки". Вы понимаете, что нужны правки а и б. А вот ваш собеседник по умолчанию думает, что нужны правки в и г, и их и вносит. Он сделал то, что просили? Да, он же "внес нужные правки". Цель достигнута? Нет, правки же не те!Почему так происходит? У нас есть фоновые знания, которые мы используем в общении. Это наш опыт, наши смыслы, наша картина мира. Например, я думаю, что во всех документах нужно, например, поменять "-" на "—". На фоне у меня лингвистический перфекционизм, Chicago Manual of Style, разговоры с пруфридером, ну, и мое представление об эстетике текста. И вот я говорю об этом нашему локализатору (Женя, привет!). Но когда я с воодушевлением предлагаю такое изменение, реакция не совсем та, которую я ожидаю. Женя против. Как так? Почему? И как нам понять друг друга?
Очень просто. Нужно поделиться фоновыми знаниями. Какие фоновые знания у нашего локализатора? Стоимость. Изменение даже одного знака делает сегмент не полностью распознанным у вендора, и при переводе за каждое такое предложение будет браться плата, и немаленькая. А перевести надо на несколько языков. Получается солидная сумма. И за что? Только за то, чтобы одно тире на другое поменять? Очевидно, что у нас разные фоновые знания и ценности. Поэтому мы разговариваем и объясняем друг другу наши аргументы и точки зрения. Так создается общий информационный фон, который помогает нам обоим принять решение в новой, общей системе ценностей. Ура, коммуникация состоялась!
На этом от теории коммуникации переходим к практике. Прежде всего хочу отметить, что для общения очень, очень полезно, если люди сохраняют спокойствие и даже хорошее настроение. Если вы хотите, чтобы ваш собеседник понял вас как можно лучше, постарайтесь сделать так, чтобы ему было комфортно. Например, если у вас видеозвонок, и вашего собеседника отвлекает ребенок/кашель/плохой интернет, и собеседник из-за этого смущается, извиняется, и сбивается, скажите прямым текстом: «Все нормально, ребенок совершенно не мешает, пусть будет с нами», или «Вижу, что тебе тяжело говорить из-за кашля. Хочешь, сходи за водой, или давай письменно, или говори тише, я просто звук прибавлю». Подумайте, насколько проще станет человеку общаться с вами. И результат не заставит себя ждать. И все-таки сбои в коммуникации бывают. Как их распознать, как угадать, что вот сейчас вас не так поняли? А очень просто - по неожиданной, нелогичной реакции собеседника. Например, он совсем не соглашается, или соглашается слишком быстро. Это серьезный повод задуматься: он точно вас понял? Если, например, до сдачи осталось 2 дня, вы говорите, что нужно еще три недели, а вам говорят: «Конечно, не вопрос!» Задумайтесь, человек точно вас услышал? Попробуйте создать общий информационный фон, поделитесь своей информацией. Еще раз скажите, медленно и четко, что 3 недели больше 2 дней (surprise-surprise). Есть, конечно, соблазн, всё подписать и убежать, пока все согласны. Но все равно это всплывет, и скорее всего, в самый неподхдящий момент. Я думаю, что не стоит уходить от конфликта, нужно наоборот прояснить его и решить как можно раньше. В примере конфликт сроков явно есть, и, хотя сегодня все соглашаются, в день сдачи будет взрыв. С другой стороны, иногда кажется, что вас и так понимают, и дополнительно объяснять ничего не надо. Это очень опасная иллюзия. Если вы точно знаете, чего хотите от другого человека, то так и скажите, дайте ему все детали. Плохой пример: «Сделай все нужные документы». Хороший пример: «Сделай онлайн-справку, пдф на сайте, и справку в продукте». Не поленитесь сразу прояснить все детали, потом будет легче. Лучше перестраховаться. Проясните все критичные детали, а со всем, что некритично для вас, пусть человек разбирается сам. Будьте открыты для вопросов. Если у человека есть к вам вопросы, вы легко можете их решить еще на берегу, и дальше дело пойдет в нужном направлении. Мне доводилось встречать людей, которые очень не любят вопросы, и говорят что-то вроде "Очень странно, что ты не знаешь ответов". Но, на самом деле, часто вопросы задают люди, у которых много вариантов ответа, и все они разные. Например, в моих доках я могу по-разному представить работу с каким-то функционалом в зависимости от целевой аудитории, и поэтому обращаюсь к людям, которые знают нашу ЦА. Не потому что я не знаю своего дела, а потому что мне нужен опыт и знания человека из смежной области для решения моей задачи. Я могу попробовать угадать, но я не профессионал в вопросах таргетинга продукта, и могу промахнуться. К счастью, у меня есть возможность просто спросить наших продакт-менеджеров, и не стараться придумать все ответы за них. Я тоже, в свою очередь, стараюсь помогать всем, кому могут пригодиться мой опыт и знания. Отдельно стоит написать про удаленку. По зуму или в переписке, конечно, сложнее достичь взаимопонимания. Прежде всего, выбирайте способ общения в зависимости от того, какая у вас цель:
  • Пишите сообщение, если хотите четко закрепить и согласовать дедлайн, условия, какие-то точные детали. Здесь общение может быть асинхронным, то есть, возможно, ответят вам не сразу. Не надо паниковать. Это вовсе не значит, что ваш вопрос неважен. Человек может просто не увидеть сообщения сразу, нужно просто подождать. Я думаю, что ответа по почте можно ждать примерно день максимум. Потом еще раз написать, напомнить о себе. В мессенджерах обычно реакция быстрее.
  • Созванивайтесь, если нужно что-то объяснить на пальцах понятным языком, или нужны мнения нескольких участников одновременно, чтобы сразу все моменты обсудить на лету. Если на звонке нужно точно запомнить какие-то детали, и их много, лучше записать видео. После звонка основные моменты можно записать текстом и отправить ответным письмом всем участникам встречи. Потому что никто потом не вспомнит всего, что говорили на звонке. Только не надо дословный протокол всей встречи, лучше самое важное. Кроме того, на звонке важно дать собеседнику сказать, даже если ему нужно некоторое время, чтобы собраться с духом. Иногда людям просто нужно немного тишины, чтобы начать говорить, и это нужно учитывать.
    А еще звонок - это отличный повод лично пообщаться с человеком, с которым вы давно не виделись, и это здорово)
Личный секрет напоследок. Вежливость ничего не стоит, а приносит столько пользы! По своему опыту знаю, если кто-то не прав, это еще не повод орать и считать их идиотами. При ближайшем разборе очень вероятно, что недопонимание было и с вашей стороны. Вот в этот момент тот, кто изначально старался спокойно все разрулить, и сам не окажется идиотом и не будет выслушивать поток обвинений. Мы все люди и все ошибаемся. Давайте относиться к этому спокойно и помогать друг другу. Да, давайте жить дружно. Всем, кто в этот момент вспомнил кота Леопольда – я тоже его вспомнила и согласна с ним)
===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_podgotovka_tehnicheskoj_dokumentatsii (Подготовка технической документации), #_kommunikatsija (коммуникация), #_peregovory (переговоры), #_ponimanie (понимание), #_vzaimodejstvie (взаимодействие), #_jazyk (язык), #_teamwork, #_podgotovka_tehnicheskoj_dokumentatsii (
Подготовка технической документации
)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 22-Ноя 22:16
Часовой пояс: UTC + 5