[Habr, Учебный процесс в IT, Контент-маркетинг, Карьера в IT-индустрии, Управление медиа] Синдром самозванца у айтишников. Немного логики для тех, кто подумывает писать в блоги

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
23-Мар-2021 00:31

Imposter Phenomenon – это когда человек считает свой успех или результаты работы удачным стечением обстоятельств и не приписывает их своим стараниям или личным качествам. В результате он не готов об этом говорить и делиться полученным опытом.
Среди разработчиков и айтишников – достаточно распространенное явление. По тем источникам, которые мне попадались, да и по собственным наблюдениям, себя недооценивают 60-75% активных и талантливых людей. Та же Википедия со ссылками на различные статьи говорит нам о том, что синдромом самозванца страдали Альберт Эйнштейн, Шерил Сэндберг (исполнительный директор Facebook), ну и Эмма Уотсон в том же списке. Подборка забавная, но да ладно. Давайте лучше зададимся вопросом, кто бы как не относился к этим людям (я сейчас не про Эйнштейна), им же в любом случае есть что рассказать другим исходя из своего опыта? И у этих рассказов будет своя благодарная аудитория. Причем очень большая. Но не будем забегать вперед. Пойдем по порядку.
Главный источник проблем – это выпадение всех этих людей из некоторой части реальности. Из той, где они себя позиционируют в обществе или каком-то сообществе.
В чем проблема у айтишниковПсихологи выделяют 7-8 различных видов «самозванцев», но к айтишникам в абсолютном большинстве случаев относятся только два – назовем их условно «эксперт» и «перфекционист».Проблема «эксперта-самозванца»Проявляется в отрицании своей принадлежности к экспертам. Искренне считает, что еще очень многое необходимо узнать и сделать. Имеет глубинный страх, что не знает всего в своей области. И прежде чем рассказать что-то из своего опыта другим, ему сначала надо прочесть вон ту книгу, и потом еще вот эту. Ну а после прочтения становится искренне убежденным, что тут все и так понятно и рассказывать нечего.Проблема «перфекциониста-самозванца»Перфекционизм лежит в основе ощущения, что человек мог бы (и должен был бы) сделать лучше. Неважно, насколько хорошо выполнена задача (проект), «перфекционист» не принимает комплименты и не празднует достижения. Иногда успех даже не замечается, поэтому неудивительно, что уверенность в себе не вырабатывается.Эти две проблемы – одного поля ягоды, и связаны с самоуверенностью и собственным ошибочным позиционированием.Как избавиться от синдрома самозванцаВернуться к реальности и верно себя спозиционировать. Как и прочие психологические проблемы, за пять минут это не исправляется. Но если держать в голове несколько установок и припоминать их в нужное время, то «регенерация сознания» пойдет очень быстро. За месяц вполне можно справиться.1. Будьте объективны с самим собой и своим позиционированиемПредположим, за вашими плечами какой-то успешный проект или вы получили большой практический опыт в каком-то направлении. Задайтесь вопросом, сколько еще человек в теории может так сделать? Пусть будет тысяча. Второй вопрос – а сколько обладает реальным опытом? Таких окажется меньше, например лишь сотня. Сколько из этой сотни сможет выйти и рассказать об этом опыте? Возможно, что никто. Ну а какова аудитория, т.е. число желающих узнать детали по этому направлению, желающих перенять этот опыт? Скорее всего, десятки тысяч. Это новички, а может и профи из соседних областей или направлений, и наверняка кто-то давно ждет подсказок по этой теме.Можете ли вы в свете этой логики и обстоятельств выйти и рассказать свой кейс или поделиться опытом? Очевидно, что да. Особенно если будете первым. Ну а то, что про эту тему может рассказать кто-то еще, вам то что с того? Пусть найдут время и выскажутся следом. Думаете, у них получится в два раза лучше? Если и так, вас это не особо касается. Вы же не надуваете щеки и не ставите себя на место супер-мега-профи? Вы честно говорите со своей честной позиции. Это нормально. И те же новички будут вам за это благодарны. Новички – вообще самая благодарная аудитория.2. Не пытайтесь быть идеальнымОшибаются все, и нужно дать себе право на ошибку. У редакторов есть такая шутка, когда заказчик приносит текст и просит найти в нем ошибки, редактор тут же спрашивает: сколько ошибок надо найти? Смысл в том, что профи в своем деле может наковырять сколько угодно ошибок и у кого угодно. Хоть у Ильяхова с Норой Галь. Но это не отменяет того, что они молодцы. Хотя бы потому, что первыми подняли свои темы.3. Позвольте себе говорить о своих успехахВ моем детстве всех учили быть скромными, и в целом это хорошо. Но скромность не должна переходить границы адекватности. Скорее, она призвана уберечь человека от превозношения над другими. Ну а если вы закончили большой проект, не грех это и отметить. Ну или хотя бы тихонько сказать, что это сделал я. Кстати, в этом должна быть смелость – взять на себя ответственность за сделанную работу. Честно поговорить и о косяках в том числе. Но только не надо бичевать себя за всякие мелочи.4. Ориентируйтесь на принцип «достаточно хорошо»Каждый, кто сегодня выпускает масштабный продукт, знает, что будет шлифовать и патчить его вплоть до EOL. Является ли это причиной не выпускать его вовсе? Нет. И обязательно настает момент, когда продукт станет достаточно хорош, и его можно зарелизить. Он отрабатывает большинство кейсов, хотя при этом идеальным не будет никогда. По крайней мере, не для всех.5. Помните, что на протяжении всей своей жизни человек учитсяВы правильно прочли – вы сейчас ученик, и никак не истина в последней инстанции. Остальные – тоже. Если вы сегодня что-то делаете хорошо, то завтра сделаете еще лучше. Так устроена жизнь. Но если все будут молчать и ждать идеального состояния, мы не сможем учиться друг у друга. В глубине души осознанно займите позицию опытного и старательного ученика (кстати, по аналогии с учеными, вся жизнь которых – это эксперименты). Ну а какой спрос с ученика? Если у него получилось круто – все одобрят. Если не очень – подскажут (мы исходим из того, что вокруг культурные люди, а не хейтеры).И вот это классическое: «ну кто я такой чтобы о чем-то рассказывать»Мол на Хабре уже полно умных людей, которые всем все давно рассказывают. На самом деле вы один из вот этих товарищей:
Под товарищами я подразумеваю позиции рассказчиков. И вы можете занять любую из них, а не только specialist, которую все время держите у себя в голове.Чтобы не тратить время, не стану рассказывать про тех двух умников, что справа. А вот survivor и the called – отличные запасные варианты. Это «выживший» и «призванный». Они пригодятся, например, когда у вас нет достаточного количества времени, чтобы сделать из своей темы энциклопедический лонгрид, но при этом хочется поделиться чем-то интересным.Позиция «выжившего» удобна тем, что рассказчик делится своим успешным опытом и не претендует на истину в последней инстанции. Поэтому, когда в приличном сообществе в комментарии к такой статье придет суперэксперт по обозначенной теме, он, скорее всего, не будет хейтить и дополнит рассказ «выжившего» уже с профессиональной точки зрения или предложит альтернативу. И все от этого будут в плюсе.Пример «выжившего» – рассказ про то, как мы делали то-то и то-то. Т.е. история без глубокого погружения в теорию и разжевывания всего и вся.«Призванный» – это маньячина в какой-либо области. Например, я люблю рыбалку, и лодки-моторы – прям мое. Могу рассказать начинающим, как правильно выбрать лодку, чтобы она могла ходить в волну, как подобрать к ней мотор, чтобы с заданной нагрузкой лодка выходила на глиссер, как подобрать винт. Но в то же время я не проектировщик лодок, а эти парни могут рассказать детальнее. Будет ли мой рассказ интересен и полезен новичкам? Вполне. Скорее всего, им большего пока и не надо.Однако в роли «призванного» есть один важный момент – нужно все время перепроверять себя, нет ли ошибки в каких-то утверждениях. Если хорошо владеете теорией, практикой и можете накидать ссылки на доказательства и первоисточники – карты в руки.Еще одна подсказка из серии «куда податься, когда вокруг все умные» – на слайде, который я вытащил из курса лекций «Как писать на Habr»:
Если кто вдруг не догадался, то это темы, адресованные на Хабре новичкам. Обратите внимание на число просмотров. Для первых двух статей – по полтора миллиона! Разумеется, тут, в основном, поисковый трафик. Но рейтинг и число закладок говорят, что с содержимым тоже все хорошо. В итоге нереальная куча людей становится благодарна авторам этих материалов за их работу.Кстати, красной буквой «П» на слайде отмечены статьи из песочницы. Т.е. это первые посты этих авторов на Хабре. А, возможно, что и вообще проба пера.
===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_habr, #_uchebnyj_protsess_v_it (Учебный процесс в IT), #_kontentmarketing (Контент-маркетинг), #_karera_v_itindustrii (Карьера в IT-индустрии), #_upravlenie_media (Управление медиа), #_habr, #_pisatelstvo (писательство), #_blogi (блоги), #_habr, #_uchebnyj_protsess_v_it (
Учебный процесс в IT
)
, #_kontentmarketing (
Контент-маркетинг
)
, #_karera_v_itindustrii (
Карьера в IT-индустрии
)
, #_upravlenie_media (
Управление медиа
)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 22-Ноя 19:08
Часовой пояс: UTC + 5