[Разработка веб-сайтов, Интерфейсы] Можно ли улучшить поиск сложных товаров в интернет-магазинах (или Яндекс Маркете)?
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
Возможно, те кто постарше, еще помнят price.ru. Вот и я еще помню те времена, когда Яндекс Маркета не было вообще. И даже был период, когда я пытался делать аналог price.ru для американского заказчика, и при этом amazon.com был у нас всего-лишь одним из многих сайтов - источников сведений о товарах (книгах, CD-ROM и т.п.), при том не самым крупным, и еще был живой yahoo... В общем, с тех пор многое изменилось.Потом появился Яндекс Маркет, сильно вырос Амазон, и скажу прямо - много лет я использовал их как основной инструмент для поиска нужных мне товаров. А теперь вот подумываю, не уйти ли куда-то, на e-katalog скажем (шутка, там свои проблемы)? Или найти другое решение, получше?Почему, спросите вы? Ну, в первую очередь потому, что поиск. Поиск категорически перестал меня устраивать. Попробуем описать для начала, с какими проблемами я сталкивался при поиске. Яндекс Маркет тут будет как пример, но многое из описанного касается и других похожих сайтов (Амазон - первый же кто приходит на ум, и там все почти так же плохо).Как выглядит поиск здорового человека? Ну, как-то вот так наверное :)
Если что, это реальный скришнот с мобильного приложения Маркета, сделанный с год назад. Сочетание страницы про IPhone и фото циркулярки от DeWalt сделало тогда мой день. Ну ок, это был баг, его исправили, так что забудем про это и вернемся к реальному поиску и его результатам.Я буду использовать в качестве примеров поиск инструмента, как ту область, которая мне близка и понятна. В области компьютерного железа, да и пожалуй, в любой другой области, где есть технически сложные товары, мы будем видеть плюс-минус тоже самое.Начнем с того, какие на мой взгляд, бывают интернет-магазины?
- Узко специализированные. В нашем случае это например магазин Рубанков, инструменты и прочие товары для столярки. Его отличает от прочих то, что там знают о существовании компаний-производителей японского ручного инструмента Silky, или известнейшей канадской инструментальной компании Veritas. И продукция этих производителей не просто есть на сайте, но и, как правило, в наличии. Специализация не значит, что тут вы найдете все - скажем, инструмент элитного уровня от производителя Bridge City вы вообще в РФ скорее всего не купите. Но тем не менее, тут есть многое.
- Просто специализированные. Это например Все Инструменты. Тут вы тоже сможете найти товары от той же Silky - но в наличии только одна пилка (из обширного ассортимента в десятки моделей).
- Не специализированные. Ну это просто Яндекс Маркет, и большинство тех, кто продает на нем. Магазины из двух предыдущих пунктов тут тоже представлены, но структура каталога - от Маркета. Так вот, в нашем конкретном случае Маркет вообще не знает о существовании таких производителей, как Silky или Veritas, и даже если товар (скажем пилу) вы сможете найти - то не через каталог и выбор производителя. А поиск по Veritas приведет вас в лучшем случае к швейным машинкам.
В чем состоят проблемы неспециализированных магазинов при поиске товаров любого относительно узкого сегмента? Ну, наверное проблем тут больше одной, опишу их как я вижу. Во-первых, это отсутствие специалистов именно в узком сегменте, которые бы детально разбирались в товаре. При этом слово "узкий" не следует понимать буквально, потому что узкий сегмент инструмента, к примеру, это на самом деле широчайший ассортимент, которые растет и меняется каждый год. И который производят как известные солидные фирмы, так и мелкие (в основном китайские) фирмочки. Результат - неполные и неточные описания товаров.Во-вторых, типовая, уже скорее техническая проблема - это отсутствие уникального идентификатора у товара. Очень часто один товар продается в разных комплектациях. Компьютер в памятью 8 или 16 гигабайт из коробки, инструмент в картонной коробке или кейсе, с теми или иными дополнительными приспособлениями либо расходкой. При этом в сущности, это одна и та же модель - но стоимость дополнительной расходки, кейсов, памяти и пр. вполне может составлять значительную часть цены. Эта проблема приводит к дублированию позиций в поиске, и затрудняет выбор лучшего предложения.Ну и наверное третья - небольшая глубина и ширина каталога в специализированных разделах. Скажем, при том что в Яндекс Маркете есть 14 (sic!) типов ручных рубанков - там все равно нет например грунтубелей. Ну т.е. даже если у продавца такой появится - в поиске он все равно будет валяться в общей куче (то, что в Яндекс Маркете при этом в основном вообще одна китайская дешевка - это отдельная история, тут я бы винил скорее покупателей, что лучше берут - то и в продаже).Таким образом, мы имеем, с одной стороны, объяснимый недостаток специалистов, которые разбирались бы в товаре, его пользовательской ценности, комплектации, отличиях моделей друг от друга, а с другой - кучу этих самых моделей, которые отличаются непойми чем. На выходе получается тоже довольно странно. Вот например это - фрагмент моих закладок:
Что мы тут видим? Яндекс Маркет знает, что был вот такой товар, Bosch Biturbo GKT 18V-52 GC бла-бла-бла (в конце концов, я же как-то его в закладки поместил, правда?). И он раньше продавался, а теперь (в этом магазине) не продается. Но он был, и Маркет знает про него достаточно, чтобы его найти. В теории... а попробуем найти реально?Я не буду приводить вам полный скриншот результатов поиска, они длинные.
Что мы тут видим? Мы видим, что именно этого товара в списке результатов нет. А есть куча других, которые сюда попали не иначе, как по недоразумению. Ну то есть, с одной стороны - в списке куча пил, в названии которых встречается 18V или 18В. С другой - вот на третьей позиции пилка от Bosch на 12 вольт. С третьей - есть пилы сетевые. Есть Bosch PRO и Bosch DIY (несовместимые друг с другом). Есть вообще другие производители. Но самое смешное то, что в длиннющем списке есть лишь одна сетевая погружная пила, которая реально является аналогом искомого товара - на восьмом месте в списке. Ну т.е. на 99% результаты поиска - мусор.Если вы вдруг не заметили: оно ищет по 18V. А по слову the в английском тексте они не пробовали искать? Нашли бы намного больше :) Где же ваш ИИ, в конце концов?Решение?Главный вопрос - что с этим можно сделать? Если бы директором был я (с), то я бы пошел по пути, который давно опробован (скажем, в картах), и пусть не идеально, но работает. Пусть у вас (а в данном случае у вас - это ни у кого) нет специалистов, которые глубоко разбирались бы в товарах, зато у вас есть сообщество. И это сообщество как раз разбирается - ну хотя бы настолько, насколько ему это нужно. Следует сделать так, чтобы каталог товаров был устроен наподобие wiki. И дать возможность пользователям самим расширять и исправлять характеристики товаров. Сейчас некоторые карточки товаров уже отличаются от других. Вот конкретно эта - предложение магазина itUnite:
Вероятно, эти карточки заполняет продавец, а Маркет тут является платформой, позволяющей магазинам публиковать предложения. И все бы неплохо - кто публикует, тот и отвечает за качество описания. Но...Если посмотреть внимательно, то ровно эта же пила есть и сама по себе, в виде обычной карточки. Т.е. эта часть товаров просто не занесены в каталог как следует, и поэтому они дублируют друг друга (а если предложений много - то это может быть и три карточки, и больше). Одна из вещей, которые сообщество могло бы сделать - это как раз убрать это дублирование, т.е. отметить в каталоге, что вот эти карточки - это комплектации или предложения одного и того же товара. Вторая - это занести в каталог такие малоизвестные :) фирмы, как канадская Veritas, или Lee Nielsen, научить софт различать японские пилы катаба и дозуки, и учитывать многие другие тонкости. По сути - пополнять и исправлять каталог на постоянной основе.Вернемся еще раз к нашей Bosch Biturbo GKT 18V-52 GC. Почему сегодня результаты поиска нерелевантны? Потому что они очевидно не учитывают один из признаков этой пилы - она погружная. Т.е. мы можем нажать на рукоятку, и погрузить диск в материал. Все пилки с префиксом GKS этого не умеют, так что аналогом не являются. С другой стороны, есть ли у найденных товаров что-то общее? Да, есть - у некоторых. Буковка G в обозначении пилы показывает, что пила умеет работать по направляющей шине. Т.е. GKT 18V-52 GC умеет, и GKS 18V-57 G тоже. И как ни странно, но умеет и GKS 12V-26 - хотя в обозначении этого признака в виде буковки тут G нет. Что-то из атрибутов можно было бы извлечь, применяя методы типа машинного обучения, NLP и т.п. Но проще всего - доверить это сообществу. Дав конечному пользователю возможность редактировать атрибуты, можно было бы позволять ему добавить к некоторым из этих товаров аттрибут "погружная", или атрибут "работа по шине". Что характерно - если попробуете сейчас эти свойства найти в описании, то вы их не найдете. На самом деле все еще чуть сложнее, потому что есть разные типы шин, и лишь некоторые из них совместимы, так что работа по шине - это на самом деле тип поддерживаемой шины, от которого мы приходим к моделям самих шин, и уже к их атрибутам). Ну и добавив атрибуты, нужно сделать возможным потом по ним искать, естественно. Понятно, что дать редактировать описания и заголовки тоже было бы неплохо. Тогда не было бы таких карточек товаров, как вот эта:
Проблема тут в том, что это не плитка. На ней нельзя готовить, ее даже нельзя поставить так, чтобы нагреваемая поверхность была горизонтальна. При этом в отзывах (год назад) это уже было явно написано. И что вы думаете, хоть кто-то озаботился тем, чтобы поправить заголовок? Только сообщество, на мой взгляд в состоянии такое привести в нормальный вид.Что еще можно и нужно улучшить?Стоит заметить, что редактировать сообществу нужно позволять не только атрибуты, но и метаданные о них (тип данных, по сути), потому что сегодня органы управления поиском - это отдельная боль. Скажем, как выглядит чекбокс курильщика? А вот он:
В чем тут проблема? В том, что выбор между аккумуляторным и сетевым инструментом не сводится к "покажите мне только аккумуляторные". На самом деле - это выбор из трех вариантов, только аккумуляторные, только сетевые, и мне все равно. Самое смешное, что зайдя в какой-нибудь соседний раздел вы имено такой набор из двух чекбоксов (или трех радио) и увидите. А почему тут иначе? А фиг его знает. Кто-то когда-то так решил - и все.И это я еще на начал вспоминать о том, то бывают инструменты, умеющие работать как от сети, так и от аккумулятора. Скажем, из того что сразу пришло в голову - пылесос DeWALT DCV582. Замечу так же, что если в основу разметки атрибутов положить что-то типа RDF, и некоторые атрибуты сделать URI, то можно было бы легко делать связи между товарами, скажем, принтером, и его расходниками, лобзиком и пилками для него, ну и так далее. Причем связи типизированные, не просто "см. также", а именно для этого инструмента подходят вот такие аккумуляторы. В общем-то, такое решение это совсем не новость, его можно посмотреть, взглянув скажем на JIRA (я тут говорю не только про связи между страницами, но и про набор полей, и их вид). Ну то есть, в природе существуют продукты (правда, сделанные совсем для других целей), которые позволяют настраивать UI под себя, в зависимости от того, что именно мы показываем, и весьма гибко.ВыводыДля начала, хочу отметить, что все что выше описано, не является проблемами, специфичными именно для Яндекс Маркета. Скажем, поиск Амазона в аналогичных ситуациях ведет себя ничуть не лучше, и знание Амазона о производителях тоже оставляет желать. Что с упомянутым e-katalog? Ну тут ситуация чуть другая, судя по всему (я вижу лишь то, что я вижу снаружи) тут за сайтом стоит именно и только пополняемый каким-то способом каталог моделей, поэтому части проблем либо нет, либо они иного сорта. Реально он меня больше устраивает в ряде специфических ситуаций, когда нужно найти не "что-то вроде вот этого", а "конкретно вот это, и если можно - подешевле". Но ассортимент, а в итоге объем и глубина каталога тут явно меньше, поэтому шансы найти что-то редкое вообще стремятся к нулю.Понятно, что у меня нет готового решения. Это лишь предложения, основное из которых - отдать часть работы по поддержке каталога товаров сообществу, раз уж все равно поддержка того же Яндекс Маркета/Амазона с этой работой явно не справляется. Прекрасно представляю все сложности реализации такой идеи на готовом продукте. Но мне кажется, этот путь - чуть ли не единственно возможный путь реального наполнения интернет-каталога знаниями о реальных товарах.
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [Разработка веб-сайтов, DevOps, VueJS, Облачные сервисы] Пишем мессенджер на Vue в облаке Amazon (перевод)
- [Веб-дизайн, Разработка веб-сайтов, Фриланс, Дизайн, Удалённая работа] Web-дизайнер — кто он, сколько зарабатывает и как же на него выучиться?
- [Веб-дизайн, Разработка веб-сайтов, Фриланс] Верстальщик — кто он и чем занимается?
- [Разработка веб-сайтов, JavaScript, Интерфейсы, Big Data, TypeScript] Автоматическая виртуализация рендеринга произвольной вёрстки
- [Интерфейсы, Разработка под Windows, Дизайн, Софт] Windows 10 Sun Valley: что мы знаем на сегодня (перевод)
- [Разработка веб-сайтов, Поисковые технологии, Серверная оптимизация, Серверное администрирование] Как не держать лишнее железо и справляться с ростом нагрузки: внедрение graceful degradation в Яндекс.Маркете
- [Информационная безопасность, Системное администрирование, DevOps] Лучшие практики при написании безопасного Dockerfile
- [Интерфейсы, Дизайн мобильных приложений] Сага по мобильном дизайне. Часть 1
- [Разработка веб-сайтов, PHP, Программирование] Это не легаси-код, это PHP (перевод)
- [Разработка веб-сайтов, JavaScript, Программирование] Будущее JavaScript: декораторы
Теги для поиска: #_razrabotka_vebsajtov (Разработка веб-сайтов), #_interfejsy (Интерфейсы), #_poisk (поиск), #_tovary (товары), #_rdf, #_wiki, #_razrabotka_vebsajtov (
Разработка веб-сайтов
), #_interfejsy (
Интерфейсы
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 25-Ноя 11:53
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
Возможно, те кто постарше, еще помнят price.ru. Вот и я еще помню те времена, когда Яндекс Маркета не было вообще. И даже был период, когда я пытался делать аналог price.ru для американского заказчика, и при этом amazon.com был у нас всего-лишь одним из многих сайтов - источников сведений о товарах (книгах, CD-ROM и т.п.), при том не самым крупным, и еще был живой yahoo... В общем, с тех пор многое изменилось.Потом появился Яндекс Маркет, сильно вырос Амазон, и скажу прямо - много лет я использовал их как основной инструмент для поиска нужных мне товаров. А теперь вот подумываю, не уйти ли куда-то, на e-katalog скажем (шутка, там свои проблемы)? Или найти другое решение, получше?Почему, спросите вы? Ну, в первую очередь потому, что поиск. Поиск категорически перестал меня устраивать. Попробуем описать для начала, с какими проблемами я сталкивался при поиске. Яндекс Маркет тут будет как пример, но многое из описанного касается и других похожих сайтов (Амазон - первый же кто приходит на ум, и там все почти так же плохо).Как выглядит поиск здорового человека? Ну, как-то вот так наверное :) Если что, это реальный скришнот с мобильного приложения Маркета, сделанный с год назад. Сочетание страницы про IPhone и фото циркулярки от DeWalt сделало тогда мой день. Ну ок, это был баг, его исправили, так что забудем про это и вернемся к реальному поиску и его результатам.Я буду использовать в качестве примеров поиск инструмента, как ту область, которая мне близка и понятна. В области компьютерного железа, да и пожалуй, в любой другой области, где есть технически сложные товары, мы будем видеть плюс-минус тоже самое.Начнем с того, какие на мой взгляд, бывают интернет-магазины?
Что мы тут видим? Яндекс Маркет знает, что был вот такой товар, Bosch Biturbo GKT 18V-52 GC бла-бла-бла (в конце концов, я же как-то его в закладки поместил, правда?). И он раньше продавался, а теперь (в этом магазине) не продается. Но он был, и Маркет знает про него достаточно, чтобы его найти. В теории... а попробуем найти реально?Я не буду приводить вам полный скриншот результатов поиска, они длинные. Что мы тут видим? Мы видим, что именно этого товара в списке результатов нет. А есть куча других, которые сюда попали не иначе, как по недоразумению. Ну то есть, с одной стороны - в списке куча пил, в названии которых встречается 18V или 18В. С другой - вот на третьей позиции пилка от Bosch на 12 вольт. С третьей - есть пилы сетевые. Есть Bosch PRO и Bosch DIY (несовместимые друг с другом). Есть вообще другие производители. Но самое смешное то, что в длиннющем списке есть лишь одна сетевая погружная пила, которая реально является аналогом искомого товара - на восьмом месте в списке. Ну т.е. на 99% результаты поиска - мусор.Если вы вдруг не заметили: оно ищет по 18V. А по слову the в английском тексте они не пробовали искать? Нашли бы намного больше :) Где же ваш ИИ, в конце концов?Решение?Главный вопрос - что с этим можно сделать? Если бы директором был я (с), то я бы пошел по пути, который давно опробован (скажем, в картах), и пусть не идеально, но работает. Пусть у вас (а в данном случае у вас - это ни у кого) нет специалистов, которые глубоко разбирались бы в товарах, зато у вас есть сообщество. И это сообщество как раз разбирается - ну хотя бы настолько, насколько ему это нужно. Следует сделать так, чтобы каталог товаров был устроен наподобие wiki. И дать возможность пользователям самим расширять и исправлять характеристики товаров. Сейчас некоторые карточки товаров уже отличаются от других. Вот конкретно эта - предложение магазина itUnite: Вероятно, эти карточки заполняет продавец, а Маркет тут является платформой, позволяющей магазинам публиковать предложения. И все бы неплохо - кто публикует, тот и отвечает за качество описания. Но...Если посмотреть внимательно, то ровно эта же пила есть и сама по себе, в виде обычной карточки. Т.е. эта часть товаров просто не занесены в каталог как следует, и поэтому они дублируют друг друга (а если предложений много - то это может быть и три карточки, и больше). Одна из вещей, которые сообщество могло бы сделать - это как раз убрать это дублирование, т.е. отметить в каталоге, что вот эти карточки - это комплектации или предложения одного и того же товара. Вторая - это занести в каталог такие малоизвестные :) фирмы, как канадская Veritas, или Lee Nielsen, научить софт различать японские пилы катаба и дозуки, и учитывать многие другие тонкости. По сути - пополнять и исправлять каталог на постоянной основе.Вернемся еще раз к нашей Bosch Biturbo GKT 18V-52 GC. Почему сегодня результаты поиска нерелевантны? Потому что они очевидно не учитывают один из признаков этой пилы - она погружная. Т.е. мы можем нажать на рукоятку, и погрузить диск в материал. Все пилки с префиксом GKS этого не умеют, так что аналогом не являются. С другой стороны, есть ли у найденных товаров что-то общее? Да, есть - у некоторых. Буковка G в обозначении пилы показывает, что пила умеет работать по направляющей шине. Т.е. GKT 18V-52 GC умеет, и GKS 18V-57 G тоже. И как ни странно, но умеет и GKS 12V-26 - хотя в обозначении этого признака в виде буковки тут G нет. Что-то из атрибутов можно было бы извлечь, применяя методы типа машинного обучения, NLP и т.п. Но проще всего - доверить это сообществу. Дав конечному пользователю возможность редактировать атрибуты, можно было бы позволять ему добавить к некоторым из этих товаров аттрибут "погружная", или атрибут "работа по шине". Что характерно - если попробуете сейчас эти свойства найти в описании, то вы их не найдете. На самом деле все еще чуть сложнее, потому что есть разные типы шин, и лишь некоторые из них совместимы, так что работа по шине - это на самом деле тип поддерживаемой шины, от которого мы приходим к моделям самих шин, и уже к их атрибутам). Ну и добавив атрибуты, нужно сделать возможным потом по ним искать, естественно. Понятно, что дать редактировать описания и заголовки тоже было бы неплохо. Тогда не было бы таких карточек товаров, как вот эта: Проблема тут в том, что это не плитка. На ней нельзя готовить, ее даже нельзя поставить так, чтобы нагреваемая поверхность была горизонтальна. При этом в отзывах (год назад) это уже было явно написано. И что вы думаете, хоть кто-то озаботился тем, чтобы поправить заголовок? Только сообщество, на мой взгляд в состоянии такое привести в нормальный вид.Что еще можно и нужно улучшить?Стоит заметить, что редактировать сообществу нужно позволять не только атрибуты, но и метаданные о них (тип данных, по сути), потому что сегодня органы управления поиском - это отдельная боль. Скажем, как выглядит чекбокс курильщика? А вот он: В чем тут проблема? В том, что выбор между аккумуляторным и сетевым инструментом не сводится к "покажите мне только аккумуляторные". На самом деле - это выбор из трех вариантов, только аккумуляторные, только сетевые, и мне все равно. Самое смешное, что зайдя в какой-нибудь соседний раздел вы имено такой набор из двух чекбоксов (или трех радио) и увидите. А почему тут иначе? А фиг его знает. Кто-то когда-то так решил - и все.И это я еще на начал вспоминать о том, то бывают инструменты, умеющие работать как от сети, так и от аккумулятора. Скажем, из того что сразу пришло в голову - пылесос DeWALT DCV582. Замечу так же, что если в основу разметки атрибутов положить что-то типа RDF, и некоторые атрибуты сделать URI, то можно было бы легко делать связи между товарами, скажем, принтером, и его расходниками, лобзиком и пилками для него, ну и так далее. Причем связи типизированные, не просто "см. также", а именно для этого инструмента подходят вот такие аккумуляторы. В общем-то, такое решение это совсем не новость, его можно посмотреть, взглянув скажем на JIRA (я тут говорю не только про связи между страницами, но и про набор полей, и их вид). Ну то есть, в природе существуют продукты (правда, сделанные совсем для других целей), которые позволяют настраивать UI под себя, в зависимости от того, что именно мы показываем, и весьма гибко.ВыводыДля начала, хочу отметить, что все что выше описано, не является проблемами, специфичными именно для Яндекс Маркета. Скажем, поиск Амазона в аналогичных ситуациях ведет себя ничуть не лучше, и знание Амазона о производителях тоже оставляет желать. Что с упомянутым e-katalog? Ну тут ситуация чуть другая, судя по всему (я вижу лишь то, что я вижу снаружи) тут за сайтом стоит именно и только пополняемый каким-то способом каталог моделей, поэтому части проблем либо нет, либо они иного сорта. Реально он меня больше устраивает в ряде специфических ситуаций, когда нужно найти не "что-то вроде вот этого", а "конкретно вот это, и если можно - подешевле". Но ассортимент, а в итоге объем и глубина каталога тут явно меньше, поэтому шансы найти что-то редкое вообще стремятся к нулю.Понятно, что у меня нет готового решения. Это лишь предложения, основное из которых - отдать часть работы по поддержке каталога товаров сообществу, раз уж все равно поддержка того же Яндекс Маркета/Амазона с этой работой явно не справляется. Прекрасно представляю все сложности реализации такой идеи на готовом продукте. Но мне кажется, этот путь - чуть ли не единственно возможный путь реального наполнения интернет-каталога знаниями о реальных товарах. =========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Разработка веб-сайтов ), #_interfejsy ( Интерфейсы ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 25-Ноя 11:53
Часовой пояс: UTC + 5