[Киберпанк, Научно-популярное, Научная фантастика, Будущее здесь] Литературный рок-н-рол: киберпанк в 21 веке
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
Небо над портом: Нейромант как предсказательная фантастика
В первом романе киберпанка – «Нейроманте» Уильяма Гибсона – есть уже все основные черты жанрового восприятия общества недалекого будущего. Высокие технологии и протезирование смешаны с нищетой и преступностью, а мультикультурализм – с хаосом в обществе и умах. Пока искусственный интеллект ищет путь к богу, а корпорации едва можно отличить от уличных бандитов, пока киберпространство становится новой обителью человечества, планета гибнет в огне войн и экологических катастроф. Мир уже давно умер, но вопреки всему продолжает жить.
В “импрессионисткой” картине Гибсона смешались все страхи и тенденции рейгановской Америки 1984 года. Это в первую очередь история того времени, а не будущего, в котором мы живем.
Тем не менее, Нейромант все же позиционирует себя в качестве фантастики ближнего прицела – через тенденции современного общества роман пытается предсказать, куда оно может прийти. В этом смысле он роднится с классической антиутопией, порой доводящей до абсурда тенденции общества, в котором живёт автор. Антиутопия демонстрирует, насколько опасен тот или иной путь человечества. Так и Гибсон, смотря на мир 1984 года, пытался увидеть будущее на несколько десятков лет вперёд. Для автора это мир, в котором мы сейчас живем. Удалось ли основателю жанра увидеть наше время?
High Tech [?]
Говоря о технологиях “Нейроманта”, важно подчеркнуть, что несмотря на их обилие, роман точно не ставит своей целью реалистично показать механизмы работы киберпротезирования и компьютерных систем. Герои постоянно жонглируют терминами – вот только делают это для виду. Соответственно, и реалистичность данных технологий сама по себе спорна.
К примеру, автор явно переоценил возможности киберпротезирования – улицы не заполнены профессиональными киборгами-убийцами с линзами вместо глаз («Молли, я в твою сторону смотрю»). Не получили мы и голографии. Технология до сих пор слишком дорога и сложна для массового использования. То же касается и клонирования (только в этот раз к списку проблем добавляется ещё и этика).
Отдельного упоминания заслуживают две конкретные новинки: космические колонии и само киберпространство. Необычно для киберпанка, но значительная часть “Нейроманта”, включая кульминацию, происходит в космосе. Там в лице владений развращенной семьи Тессье-Эшпул мы видим орбитальный город c искусственной гравитацией. Предполагалось, что подобные колонии в точках Лангранжа будут домом для космических колонистов. С тех пор идея не раз подвергалась критике, во многом из-за технических проблем, связанных со строительством и поддержанием подобной структуры, а сама колонизация космоса до сих пор финансово невыгодна.
Если промах «Нейроманта» в предсказании скорой колонизации космоса можно проследить и в другой научной фантастике, то киберпространство – уникальная черта киберпанка. Киберпространство для автора скорее магическое и романтичное место, а не привычная обыденность, поэтому спорить с реалистичностью картины довольно бессмысленно – её тут нет. Гибсон описывает киберпространство как “консенсусную галлюцинацию”, визуализацию данных, которые хранятся на серверах всего мира. Хакеры здесь предстают в амплуа исследователей, ковбоев и даже путешественников, чьи образы взламывают “лед” корпоративных хранилищ.
Ради этого романтического образа “Нейромант” жертвует в значительной мере реальностью (как выяснилось, ради подключения к интернету не нужно подключать провода к голове и создавать виртуальные миры). Но такой взгляд упускает другую проблему: романтизация киберпространства упускает, насколько обыденно сегодня мы воспринимаем тот же интернет.
“Нейромант” во многих местах совершает технологические промахи. Где-то автор был слишком оптимистичен, где-то наоборот проскальзывал пессимистический взгляд. Впрочем, технологическая точность от книги никогда и не требовалась. “Нейромант”, в первую очередь, — история о людях. Взглянем на общество киберпанка.
Low [?] Life
Как и другие социальные работы на протяжении всей истории фантастики, Гибсон для своей картины мира черпал вдохновение из происходящего вокруг него. В мрачную картину недалекого будущего перекочевало многое из западного мира первой половины восьмидесятых: рост Японии и Азиатских Тигров, уменьшение роли государства и расцвет свободного рынка в такт Рейганомике и Тэтчеризму, безработица и неконтролируемая преступность, укоренение транснациональных корпораций, подогреваемых глобализацией, уже заметный экологический кризис. Наконец, всё те же технологии, что при всех своих возможностях не решили ни одной проблемы человечества. Чума, война, голод и смерть всё так же остаются спутниками людей.
Конечно, тренированный глаз быстро разглядит в “Нейроманте” устаревшие детали. В первую очередь это роль государства: например, в мире Гибсона его значимость подменяется рынком и глобализацией. В целом, в книге крайне мала роль правительства и границ страны. В реальности всё оказалось интереснее: транснациональным корпорациям оказалось выгоднее сотрудничать с государством, чем заменять его – как в США, Японии и Корее. Более того, виден противоположный тренд: рост государственного капитализма, когда в рыночной экономике принимают участие государственные предприятия (например, это характерно для Китая). Ещё одним явлением эпохи, наряду с восхождением экономики, оказался рост преступности.
При всем этом “Нейромант” прав в одной из своих центральных тем: хаосе глобализированного мира. Мир Кейса, Молли и Армитиджа – мир без истории, но не в том смысле, что её нет. Наоборот, вселенная “Нейроманта” знала многое: технологические прорывы, мировые войны с применением ИИ и ядерного оружия, пандемии мирового уровня. Читатель узнает о ней по частям: через фразы из диалогов, чучело вымершей лошади на турецком рынке, через воспоминания персонажа (детство в пустошах разрушенного ядерным взрывом немецкого города). Этих деталей бесчисленное множество, так много, что в конце концов, полотно истории становится несвязным. Этот мир не имеет истории не потому, что её нет. Это мир без истории, потому что её слишком много. И тут мы приходим к главному и самому тревожному предсказанию Гибсона о мышлении людей.
Жертвы Постмодерна
Одним из наиболее частых посылов киберпанка и схожих по технологическому скептицизму произведений фантастики является отрицание улучшения человеческой природы с развитием технологий. Вопреки классическим представлениям модернизации люди не становятся более высокоморальными, если дать им доступ в интернет. То же самое можно сказать и об обществе. Технология является лишь инструментом. Киберпанк закономерно со скепсисом относится к позитивной роли технологий.
Посмотрим на персонажей “Нейроманта”. Все здесь, включая главного героя Генри Кейса, не являются в какой-либо степени одухотворенными людьми. Их в первую очередь беспокоит выживание, многие являются социопатами, манипуляторами или наркоманами. Однако более всего пугает их безразличие: у каждого своя мелкая и, в сущности, невзрачная жизнь. Едва ли кто-то кроме местных ИИ способен на долгосрочные планы – большая часть просто существует. Почему так?
Герои «Нейроманта».
Вернемся к одной из главных тем романа и киберпанка в целом — к хаосу. Мир “Нейроманта” находится на крайней стадии глобализации: герои романа побывали в Японской Тибе, на Восточном побережье США, в Стамбуле, СССР, Египте и даже на орбите Земли. В произведении упомянуты десятки культур и фракций. Это мир, в котором хиппи создали свою собственную космическую станцию, а герой, получив травму в Каире, залегает на дно на Дальнем Востоке. Мир полный возможностей, которые также приводят к полному хаосу. И это именно та деталь, которая роднит мир “Нейроманта” с нашим.
Герои книги становятся жертвой хаоса. Переизбыток информации приводит к перегрузке восприятия. Какой из этого выход? Стать безразличным ко всему, что не касается тебя. Таков и конечный выбор Кейса. Хорошим примером служит его реакция на заявление освобожденного ИИ о получении инопланетного сигнала с Альфа Центавра. Ему наплевать. Сигнал, который в других произведениях фантастики стал бы величайшим открытием в истории человечества и занял бы центр сюжета, был проигнорирован и забыт. Это его не касается.
Заключение: смех, который не был смехом
В своих предсказаниях “Нейромант” был далеко не идеален. Он не знал о многих технологических инновациях наших дней: смартфонах, 3D-принтерах, графене, нанотехнологиях. Значение других он, наоборот, преувеличил: космос, ИИ, киберпространство. Не все вещи были угаданы и в развитии общества. При этом удивительно, как Гибсону удалось угадать главное: люди потеряны в собственном мире, они не способны пойти по правильному пути не из-за отсутствия желания, а потому, что не знают, какой из возможных вариантов правильный.
В потерянности и безразличии, в хаосе этого мира, лишенном правды, в переизбытке возможных вариантов – главное и самое интересное, на мой взгляд, предсказание “Нейроманта”.
Автор — Егор Мельников, специально для проекта «xlebanёt».
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [Научно-популярное, Космонавтика] Rideshare 30 спутников. Запуски года: 94 всего, 36 от США
- [Развитие стартапа, Карьера в IT-индустрии, Научно-популярное, Транспорт] YC Startup Library на русском: Как программист решил строить сверхзвуковые самолёты будущего (перевод)
- [Научно-популярное, Энергия и элементы питания, Транспорт] Где мой летающий автомобиль? Прогресс и Великая стагнация (перевод)
- [Научно-популярное, Космонавтика, Астрономия] Астрономы объяснили загадку туманности Голубого кольца
- [Научная фантастика] Дебаг психопата или Хорошо воспитанный робот
- [Обработка изображений, Машинное обучение, Научно-популярное, Искусственный интеллект] Глубокие нейросети в компьютерном зрении: genesis for geeks
- [Научно-популярное, Физика, Здоровье, Химия] Ловушка для эмульсии: нанометровый компартмент для монодисперсных капель
- [Научно-популярное, Астрономия] Повреждённый в августе телескоп Аресибо решили разобрать
- [Научно-популярное, Здоровье] Тентакли животного мира
- [Мультикоптеры, Транспорт, Будущее здесь] Amazon сокращает отдел разработки доставки беспилотниками Prime Air. Заключен договор с внешним подрядчиком
Теги для поиска: #_kiberpank (Киберпанк), #_nauchnopopuljarnoe (Научно-популярное), #_nauchnaja_fantastika (Научная фантастика), #_buduschee_zdes (Будущее здесь), #_nauchnaja_fantastika (научная фантастика), #_kiberpank (киберпанк), #_kiberprostranstvo (киберпространство), #_antiutopija (антиутопия), #_nauchpop (научпоп), #_kiberpank (
Киберпанк
), #_nauchnopopuljarnoe (
Научно-популярное
), #_nauchnaja_fantastika (
Научная фантастика
), #_buduschee_zdes (
Будущее здесь
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 23-Ноя 00:52
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
Небо над портом: Нейромант как предсказательная фантастика В первом романе киберпанка – «Нейроманте» Уильяма Гибсона – есть уже все основные черты жанрового восприятия общества недалекого будущего. Высокие технологии и протезирование смешаны с нищетой и преступностью, а мультикультурализм – с хаосом в обществе и умах. Пока искусственный интеллект ищет путь к богу, а корпорации едва можно отличить от уличных бандитов, пока киберпространство становится новой обителью человечества, планета гибнет в огне войн и экологических катастроф. Мир уже давно умер, но вопреки всему продолжает жить. В “импрессионисткой” картине Гибсона смешались все страхи и тенденции рейгановской Америки 1984 года. Это в первую очередь история того времени, а не будущего, в котором мы живем. Тем не менее, Нейромант все же позиционирует себя в качестве фантастики ближнего прицела – через тенденции современного общества роман пытается предсказать, куда оно может прийти. В этом смысле он роднится с классической антиутопией, порой доводящей до абсурда тенденции общества, в котором живёт автор. Антиутопия демонстрирует, насколько опасен тот или иной путь человечества. Так и Гибсон, смотря на мир 1984 года, пытался увидеть будущее на несколько десятков лет вперёд. Для автора это мир, в котором мы сейчас живем. Удалось ли основателю жанра увидеть наше время? High Tech [?] Говоря о технологиях “Нейроманта”, важно подчеркнуть, что несмотря на их обилие, роман точно не ставит своей целью реалистично показать механизмы работы киберпротезирования и компьютерных систем. Герои постоянно жонглируют терминами – вот только делают это для виду. Соответственно, и реалистичность данных технологий сама по себе спорна. К примеру, автор явно переоценил возможности киберпротезирования – улицы не заполнены профессиональными киборгами-убийцами с линзами вместо глаз («Молли, я в твою сторону смотрю»). Не получили мы и голографии. Технология до сих пор слишком дорога и сложна для массового использования. То же касается и клонирования (только в этот раз к списку проблем добавляется ещё и этика). Отдельного упоминания заслуживают две конкретные новинки: космические колонии и само киберпространство. Необычно для киберпанка, но значительная часть “Нейроманта”, включая кульминацию, происходит в космосе. Там в лице владений развращенной семьи Тессье-Эшпул мы видим орбитальный город c искусственной гравитацией. Предполагалось, что подобные колонии в точках Лангранжа будут домом для космических колонистов. С тех пор идея не раз подвергалась критике, во многом из-за технических проблем, связанных со строительством и поддержанием подобной структуры, а сама колонизация космоса до сих пор финансово невыгодна. Если промах «Нейроманта» в предсказании скорой колонизации космоса можно проследить и в другой научной фантастике, то киберпространство – уникальная черта киберпанка. Киберпространство для автора скорее магическое и романтичное место, а не привычная обыденность, поэтому спорить с реалистичностью картины довольно бессмысленно – её тут нет. Гибсон описывает киберпространство как “консенсусную галлюцинацию”, визуализацию данных, которые хранятся на серверах всего мира. Хакеры здесь предстают в амплуа исследователей, ковбоев и даже путешественников, чьи образы взламывают “лед” корпоративных хранилищ. Ради этого романтического образа “Нейромант” жертвует в значительной мере реальностью (как выяснилось, ради подключения к интернету не нужно подключать провода к голове и создавать виртуальные миры). Но такой взгляд упускает другую проблему: романтизация киберпространства упускает, насколько обыденно сегодня мы воспринимаем тот же интернет. “Нейромант” во многих местах совершает технологические промахи. Где-то автор был слишком оптимистичен, где-то наоборот проскальзывал пессимистический взгляд. Впрочем, технологическая точность от книги никогда и не требовалась. “Нейромант”, в первую очередь, — история о людях. Взглянем на общество киберпанка. Low [?] Life Как и другие социальные работы на протяжении всей истории фантастики, Гибсон для своей картины мира черпал вдохновение из происходящего вокруг него. В мрачную картину недалекого будущего перекочевало многое из западного мира первой половины восьмидесятых: рост Японии и Азиатских Тигров, уменьшение роли государства и расцвет свободного рынка в такт Рейганомике и Тэтчеризму, безработица и неконтролируемая преступность, укоренение транснациональных корпораций, подогреваемых глобализацией, уже заметный экологический кризис. Наконец, всё те же технологии, что при всех своих возможностях не решили ни одной проблемы человечества. Чума, война, голод и смерть всё так же остаются спутниками людей. Конечно, тренированный глаз быстро разглядит в “Нейроманте” устаревшие детали. В первую очередь это роль государства: например, в мире Гибсона его значимость подменяется рынком и глобализацией. В целом, в книге крайне мала роль правительства и границ страны. В реальности всё оказалось интереснее: транснациональным корпорациям оказалось выгоднее сотрудничать с государством, чем заменять его – как в США, Японии и Корее. Более того, виден противоположный тренд: рост государственного капитализма, когда в рыночной экономике принимают участие государственные предприятия (например, это характерно для Китая). Ещё одним явлением эпохи, наряду с восхождением экономики, оказался рост преступности. При всем этом “Нейромант” прав в одной из своих центральных тем: хаосе глобализированного мира. Мир Кейса, Молли и Армитиджа – мир без истории, но не в том смысле, что её нет. Наоборот, вселенная “Нейроманта” знала многое: технологические прорывы, мировые войны с применением ИИ и ядерного оружия, пандемии мирового уровня. Читатель узнает о ней по частям: через фразы из диалогов, чучело вымершей лошади на турецком рынке, через воспоминания персонажа (детство в пустошах разрушенного ядерным взрывом немецкого города). Этих деталей бесчисленное множество, так много, что в конце концов, полотно истории становится несвязным. Этот мир не имеет истории не потому, что её нет. Это мир без истории, потому что её слишком много. И тут мы приходим к главному и самому тревожному предсказанию Гибсона о мышлении людей. Жертвы Постмодерна Одним из наиболее частых посылов киберпанка и схожих по технологическому скептицизму произведений фантастики является отрицание улучшения человеческой природы с развитием технологий. Вопреки классическим представлениям модернизации люди не становятся более высокоморальными, если дать им доступ в интернет. То же самое можно сказать и об обществе. Технология является лишь инструментом. Киберпанк закономерно со скепсисом относится к позитивной роли технологий. Посмотрим на персонажей “Нейроманта”. Все здесь, включая главного героя Генри Кейса, не являются в какой-либо степени одухотворенными людьми. Их в первую очередь беспокоит выживание, многие являются социопатами, манипуляторами или наркоманами. Однако более всего пугает их безразличие: у каждого своя мелкая и, в сущности, невзрачная жизнь. Едва ли кто-то кроме местных ИИ способен на долгосрочные планы – большая часть просто существует. Почему так? Герои «Нейроманта». Вернемся к одной из главных тем романа и киберпанка в целом — к хаосу. Мир “Нейроманта” находится на крайней стадии глобализации: герои романа побывали в Японской Тибе, на Восточном побережье США, в Стамбуле, СССР, Египте и даже на орбите Земли. В произведении упомянуты десятки культур и фракций. Это мир, в котором хиппи создали свою собственную космическую станцию, а герой, получив травму в Каире, залегает на дно на Дальнем Востоке. Мир полный возможностей, которые также приводят к полному хаосу. И это именно та деталь, которая роднит мир “Нейроманта” с нашим. Герои книги становятся жертвой хаоса. Переизбыток информации приводит к перегрузке восприятия. Какой из этого выход? Стать безразличным ко всему, что не касается тебя. Таков и конечный выбор Кейса. Хорошим примером служит его реакция на заявление освобожденного ИИ о получении инопланетного сигнала с Альфа Центавра. Ему наплевать. Сигнал, который в других произведениях фантастики стал бы величайшим открытием в истории человечества и занял бы центр сюжета, был проигнорирован и забыт. Это его не касается. Заключение: смех, который не был смехом В своих предсказаниях “Нейромант” был далеко не идеален. Он не знал о многих технологических инновациях наших дней: смартфонах, 3D-принтерах, графене, нанотехнологиях. Значение других он, наоборот, преувеличил: космос, ИИ, киберпространство. Не все вещи были угаданы и в развитии общества. При этом удивительно, как Гибсону удалось угадать главное: люди потеряны в собственном мире, они не способны пойти по правильному пути не из-за отсутствия желания, а потому, что не знают, какой из возможных вариантов правильный. В потерянности и безразличии, в хаосе этого мира, лишенном правды, в переизбытке возможных вариантов – главное и самое интересное, на мой взгляд, предсказание “Нейроманта”. Автор — Егор Мельников, специально для проекта «xlebanёt». =========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Киберпанк ), #_nauchnopopuljarnoe ( Научно-популярное ), #_nauchnaja_fantastika ( Научная фантастика ), #_buduschee_zdes ( Будущее здесь ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 23-Ноя 00:52
Часовой пояс: UTC + 5