[IT-компании, IT-стандарты, Управление продуктом, Управление проектами] Методологический скачок: от таблиц-портянок к понятному каталогу услуг в ITSM-системе
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
Если вы аналитик-внедренец ITSM-решений, то точно знаете, какой гигантский клубок информации приходится разматывать в каждом клиентском проекте. Разобраться в процессах, собрать требования, заполнить десятки документов и согласовать их… На любом из этих этапов легко попасть в ловушку данных. Спасает итеративный подход и… опыт.
На этапе проектирования в ИТ-системе клиентского каталога услуг, задач не меньше. В этой статье хотим рассказать, как мы попробовали разные подходы к созданию сервисных каталогов, почему отказались от многостраничных документов и таблиц, а также как организован процесс сейчас.
Эволюция подхода к созданию сервисного каталога
В клиентских проектах мы пробовали разные подходы к составлению сервисных каталогов.
Таблицы в Word. Еще несколько лет назад по каскадной модели разработки (Waterfall) скрупулезно собирали информацию в текстовые файлы. В этих документах фиксировали всё — от наименования услуг, основных ответственных до видов деятельности по определенной услуге и SLA.
Пример табличного описания услуги «Электронная почта» в формате текстового документа
Процедура такой «описи» нетривиальна и отчасти бесполезна. Пока поочередно перебираешь услуги и добираешься до последней, первая уже теряет актуальность: исполнитель изменился, сроки пересогласованы, набор возможностей пересмотрен. Всю работу можно делать заново.
К концу аудита услуг заполненные таблицы могли исчисляться десятками
Мало того, что информация корректируется на ходу, так и сам набор параметров с каждым обновлением таблицы пухнет и пухнет. Ведь по услуге недостаточно знать SLA и ответственность. Лучше помнить всех получателей поименно, а также выяснить, какие ресурсы инфраструктуры услуга предоставляет и от каких ресурсов зависит.
В то же время в любой компании процессы не статичны. Появляются новые сервисы, развиваются существующие. Услуги обрастают огромным слоем объектов: запросами, справочниками, связями, параметрами, КЕ.
Сколько бы ни длилась разработка документа, конца и края не видать. Документ сложно согласовать, да и его пригодность сомнительна. Это как с ремонтом, который нельзя закончить, а можно только приостановить. Так и в наших прошлых проектах работа с многостраничными «свитками» обычно заканчивалась фразой: «Довольно! Пора перебираться в систему».
Таблицы в Excel. Взамен многостраничных документов в нашу практику ворвались другие таблицы. Описательную часть для клиента мы по-прежнему оставляли текстом. А к нему прикладывали таблицу со списком услуг и их параметрами. Сложить нужную информацию в один документ опять не получалось. По факту каталог услуг вырастал в сеть взаимосвязанных таблиц.
Сопровождать в Excel множество вкладок и столбцов вручную неудобно. На эту работу аналитик внедрения тратил сотни часов
Такой способ составления списка услуг нами рассматривался как почва для первичного импорта в систему автоматизации. Далее развитие и оптимизацию планировали вести уже в ИТ-системе. Но и этот подход оказался не без минусов.
Как показывает наш проектный опыт, подготовка каталогов в виде статичных документов – экономически не оправданная задача. Трудозатраты огромны, выхлоп нулевой. Кроме как для подписания документа и закрытия актов он больше не понадобится. Если внедрен удобный инструмент автоматизации, никто эти таблицы-портянки не пересматривает.
Другое дело – динамический каталог, который изначально проектируется со своей структурой и ценностью в инструменте автоматизации. Подобный каталог начинает функционировать только с появления в нем первой услуги. Нельзя на этапе внедрения разработать каталог услуг под ключ. За этот период удается запустить процесс по его наполнению и актуализации. А значит оптимальный подход – собрать минимум информации и сразу идти в ИТ-систему.
В чем ценность каталога услуг
Пользу грамотно спроектированного сервисного каталога почувствуют все участники процесса.
Получатель услуг быстро в пару кликов сможет сформировать обращение и не запутается, где и что выбрать.
Интерфейс Портала самообслуживания с удобной группировкой услуг. Реализован на базе платформы Naumen SMP
Практикам процессов по услугам не нужен каталог как таковой. Заданная структура помогает упростить процесс классификации заявок и их последующую обработку. Становятся понятны сроки, шаги выполнения, затронутые услуги, заинтересованные лица в согласовании и эскалации.
Менеджерам процессов срез данных по портфелю предоставляемых услуг необходим для управленческих решений: аудит объема обращений, информации о достижении договоренностей и соблюдении процессных процедур.
Владельцам и Заказчикам интересны параметры качества и финансов.
Какие шаги помогут создать каталог услуг в ИТ-системе
В основу разработки понятного каталога услуг лучше положить итеративный подход и двигаться по шагам.
Шаг 1. Определение цели
Главный вопрос в любой деятельности – «зачем?». Для себя цели сервисного каталога сформулировали так:
- Организовать продуктивное взаимодействие с получателями услуг.
- Использовать единую платформу для построения ITSM-процессов и применения сервисного подхода во всех подразделениях компании.
- Заложить основу для управления и развития всех бизнес-процессов.
Шаг 2. Проведение обследования
Нередко клиенты говорят: «Каталог услуг у нас готов. Но его не покажем, чтобы не сбивать подходом по наитию. Предложите нам правильный каталог с нуля».
В наше время «с нуля» – это как вернуться в каменный век или попробовать заново изобрести велосипед. Не стоит отказываться от наработок. Берем все, что есть, и упаковываем в ИТ-систему.
Если каталог услуг в компании не формализован, анализируем такие артефакты:
- журнал обращений;
- (если используются) классификаторы и справочники для заявок;
- список информационных систем и оборудования;
- оргструктуру;
- сервисные контракты с внешними поставщиками.
Далее алгоритм следующий:
- Выделяем популярные вопросы к сервисным службам.
- Формируем набор услуг на понятном пользователю языке.
- Группируем и «приземляем» обращения на управляемые ресурсы.
- Предлагаем наименование услуги, которое увидит пользователь в ИТ-системе при подаче обращения.
Пример корреляции: Обращение пользователя Оборудование Услуга в ИТ-системе
Изначально в каталоге стоит предусмотреть услугу «Прочее»/«Заявка в свободной форме». Негласно ее называют «Канал подачи мусора». При периодическом анализе подобных обращений можно определить:
- неудачно сформулированные наименования услуг. Например, конкретная услуга присутствует в каталоге, но пользователи ее не находят и выбирают универсальную;
- потребность в обучении персонала. Например, пользователи конкретного отдела систематически указывают услугу «Прочее», в то время как большинство подразделений выбирают корректные классификаторы;
- тенденции и потребности в развитии сферы услуг. Например, поступает большой объем повторяющихся обращений на услуги, которые не предоставляются сервисной организацией.
Шаг 3. Распределение ответственности
Когда стартовый набор услуг готов, необходимо установить и зафиксировать исполнителей.
Важно определить уровни ответственности:
- Исполнитель обращений.
- Менеджер услуги.
- Менеджер каталога.
Исполнителя найти проще. Для этого в опоре на статистику журнала обращений сопоставляем должностные инструкции с функциональными обязанностями и компетенциями.
Менеджером услуги будет тот, к кому в первую очередь приходят Заказчики, если услуга не функционирует либо ее качество не устраивает потребителей. Скорее всего, это руководитель исполнителя либо вышестоящий по ветке оргструктуры сотрудник.
Выбор ответственного за весь каталог – задача посложнее. Как показывает практика, чаще такими менеджерами назначаются:
- Руководитель проекта внедрения ПО. Видит картину в целом и может принимать управляющие централизованные решения.
- Руководитель сервисной организации (ИТ-департамента). Наиболее заинтересован в развитии взаимоотношений заказчиков и исполнителей, владеет знаниями стратегии сервисной организации и знает, как они коррелируют со стратегией основного бизнеса.
- Группа компетенций. Ответственность закрепляется не за конкретным специалистом, а формируется на основе знаний участников проекта внедрения: РП, главных консультантов, сотрудников, которые способны передавать знания другим участникам.
Шаг 4. Подготовка каталога
Когда первичная версия каталога собрана, можно приступать к более глубокой проработке.
Здесь сразу делимся нашими наработкам: какие параметры на практике оказались наиболее востребованными и зачем они нужны.
Готовый перечень параметров услуги. Скачать полную версию
Результатом формирования каталога услуг в ИТ-системе становится качественный классификатор, при этом еще обновляемый и управляемый.
Шаг 5. Развитие каталога
Важный этап развития каталога услуг – настройка связи с ресурсно-сервисной моделью (РСМ). Ее проектирование и поддержка может поглощать бесконечные трудоресурсы. Но пользы от нее гораздо больше.
Ценность этой связи покажем на простом примере. В компании не работает интернет. Инцидент зарегистрирован. Именно РСМ поможет быстрее узнать, в чем источник проблемы (по связям с поддерживающим оборудованием) и какие зависящие от этого узла сервисы будут отваливаться дальше.
Финальный аккорд – расписать взаимозависимости между услугами, добавить перечень КЕ и завести в ИТ-систему процесс управления конфигурациями. И главное – жить по процессу, чтобы все это нежно собранное не расплескать!
Пример части каталога услуг, который одновременно служит классификатором КЕ
Когда каталог услуг сформирован, КЕ загружены и связи прописаны, останется провести интеграцию с системой бухгалтерского учета. Рассчитать себестоимость услуг, стоимость их поддержки. Но это уже другая история…
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [.NET, Visual Studio, Unity] Sheduler удобный расспорядок вызова функций, моя система кондиций
- [Высокая производительность, C++, Конференции, VueJS] Бесплатный IT-фестивальчик TechTrain: вторая волна
- [Разработка мобильных приложений, Разработка под Android, Kotlin, Учебный процесс в IT] Android Academy Fundamentals: теперь прямо у тебя дома
- Удалённая уязимость в ядре NetBSD, эксплуатируемая из локальной сети
- [Карьера в IT-индустрии, Статистика в IT, Управление персоналом] Опрос про собеседования и тестовые задания
- [Бизнес-модели, Развитие стартапа, Финансы в IT] Финтех-стартап Revolut решил получить банковскую лицензию в США
- [1С-Битрикс, CRM-системы, Карьера в IT-индустрии] Помогаем HR-специалисту — 6 проверенных приемов автоматизации найма с помощью «Битрикс24»
- [Учебный процесс в IT, Карьера в IT-индустрии, Краудсорсинг, Интервью] Структурирование информации, критическое мышление и трудоустройство в лучшие ИТ-компании мира
- [GitHub, Open source, Python, Машинное обучение, Программирование] Делаем нейронную сеть, которая сможет отличить борщ от пельмешек
- [IT-компании, Гаджеты, Смартфоны] Apple представила iPhone 12, iPhone 12 mini, iPhone 12 Pro и Pro Max. Все с поддержкой 5G
Теги для поиска: #_itkompanii (IT-компании), #_itstandarty (IT-стандарты), #_upravlenie_produktom (Управление продуктом), #_upravlenie_proektami (Управление проектами), #_servicedesk, #_sd, #_itil, #_itil4, #_servicecatalog, #_service, #_protsessy (процессы), #_produkty (продукты), #_praktiki (практики), #_postavschiki (поставщики), #_po (ПО), #_katalog (Каталог), #_service_catalogue_management, #_itam, #_it, #_service_management (Service Мanagement), #_itsm, #_slm, #_scm, #_blog_kompanii_naumen (
Блог компании NAUMEN
), #_itkompanii (
IT-компании
), #_itstandarty (
IT-стандарты
), #_upravlenie_produktom (
Управление продуктом
), #_upravlenie_proektami (
Управление проектами
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 22:02
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
Если вы аналитик-внедренец ITSM-решений, то точно знаете, какой гигантский клубок информации приходится разматывать в каждом клиентском проекте. Разобраться в процессах, собрать требования, заполнить десятки документов и согласовать их… На любом из этих этапов легко попасть в ловушку данных. Спасает итеративный подход и… опыт. На этапе проектирования в ИТ-системе клиентского каталога услуг, задач не меньше. В этой статье хотим рассказать, как мы попробовали разные подходы к созданию сервисных каталогов, почему отказались от многостраничных документов и таблиц, а также как организован процесс сейчас. Эволюция подхода к созданию сервисного каталога В клиентских проектах мы пробовали разные подходы к составлению сервисных каталогов. Таблицы в Word. Еще несколько лет назад по каскадной модели разработки (Waterfall) скрупулезно собирали информацию в текстовые файлы. В этих документах фиксировали всё — от наименования услуг, основных ответственных до видов деятельности по определенной услуге и SLA. Пример табличного описания услуги «Электронная почта» в формате текстового документа Процедура такой «описи» нетривиальна и отчасти бесполезна. Пока поочередно перебираешь услуги и добираешься до последней, первая уже теряет актуальность: исполнитель изменился, сроки пересогласованы, набор возможностей пересмотрен. Всю работу можно делать заново. К концу аудита услуг заполненные таблицы могли исчисляться десятками Мало того, что информация корректируется на ходу, так и сам набор параметров с каждым обновлением таблицы пухнет и пухнет. Ведь по услуге недостаточно знать SLA и ответственность. Лучше помнить всех получателей поименно, а также выяснить, какие ресурсы инфраструктуры услуга предоставляет и от каких ресурсов зависит. В то же время в любой компании процессы не статичны. Появляются новые сервисы, развиваются существующие. Услуги обрастают огромным слоем объектов: запросами, справочниками, связями, параметрами, КЕ. Сколько бы ни длилась разработка документа, конца и края не видать. Документ сложно согласовать, да и его пригодность сомнительна. Это как с ремонтом, который нельзя закончить, а можно только приостановить. Так и в наших прошлых проектах работа с многостраничными «свитками» обычно заканчивалась фразой: «Довольно! Пора перебираться в систему». Таблицы в Excel. Взамен многостраничных документов в нашу практику ворвались другие таблицы. Описательную часть для клиента мы по-прежнему оставляли текстом. А к нему прикладывали таблицу со списком услуг и их параметрами. Сложить нужную информацию в один документ опять не получалось. По факту каталог услуг вырастал в сеть взаимосвязанных таблиц. Сопровождать в Excel множество вкладок и столбцов вручную неудобно. На эту работу аналитик внедрения тратил сотни часов Такой способ составления списка услуг нами рассматривался как почва для первичного импорта в систему автоматизации. Далее развитие и оптимизацию планировали вести уже в ИТ-системе. Но и этот подход оказался не без минусов. Как показывает наш проектный опыт, подготовка каталогов в виде статичных документов – экономически не оправданная задача. Трудозатраты огромны, выхлоп нулевой. Кроме как для подписания документа и закрытия актов он больше не понадобится. Если внедрен удобный инструмент автоматизации, никто эти таблицы-портянки не пересматривает. Другое дело – динамический каталог, который изначально проектируется со своей структурой и ценностью в инструменте автоматизации. Подобный каталог начинает функционировать только с появления в нем первой услуги. Нельзя на этапе внедрения разработать каталог услуг под ключ. За этот период удается запустить процесс по его наполнению и актуализации. А значит оптимальный подход – собрать минимум информации и сразу идти в ИТ-систему. В чем ценность каталога услуг Пользу грамотно спроектированного сервисного каталога почувствуют все участники процесса. Получатель услуг быстро в пару кликов сможет сформировать обращение и не запутается, где и что выбрать. Интерфейс Портала самообслуживания с удобной группировкой услуг. Реализован на базе платформы Naumen SMP Практикам процессов по услугам не нужен каталог как таковой. Заданная структура помогает упростить процесс классификации заявок и их последующую обработку. Становятся понятны сроки, шаги выполнения, затронутые услуги, заинтересованные лица в согласовании и эскалации. Менеджерам процессов срез данных по портфелю предоставляемых услуг необходим для управленческих решений: аудит объема обращений, информации о достижении договоренностей и соблюдении процессных процедур. Владельцам и Заказчикам интересны параметры качества и финансов. Какие шаги помогут создать каталог услуг в ИТ-системе В основу разработки понятного каталога услуг лучше положить итеративный подход и двигаться по шагам. Шаг 1. Определение цели Главный вопрос в любой деятельности – «зачем?». Для себя цели сервисного каталога сформулировали так:
Шаг 2. Проведение обследования Нередко клиенты говорят: «Каталог услуг у нас готов. Но его не покажем, чтобы не сбивать подходом по наитию. Предложите нам правильный каталог с нуля». В наше время «с нуля» – это как вернуться в каменный век или попробовать заново изобрести велосипед. Не стоит отказываться от наработок. Берем все, что есть, и упаковываем в ИТ-систему. Если каталог услуг в компании не формализован, анализируем такие артефакты:
Далее алгоритм следующий:
Пример корреляции: Обращение пользователя Оборудование Услуга в ИТ-системе Изначально в каталоге стоит предусмотреть услугу «Прочее»/«Заявка в свободной форме». Негласно ее называют «Канал подачи мусора». При периодическом анализе подобных обращений можно определить:
Шаг 3. Распределение ответственности Когда стартовый набор услуг готов, необходимо установить и зафиксировать исполнителей. Важно определить уровни ответственности:
Исполнителя найти проще. Для этого в опоре на статистику журнала обращений сопоставляем должностные инструкции с функциональными обязанностями и компетенциями. Менеджером услуги будет тот, к кому в первую очередь приходят Заказчики, если услуга не функционирует либо ее качество не устраивает потребителей. Скорее всего, это руководитель исполнителя либо вышестоящий по ветке оргструктуры сотрудник. Выбор ответственного за весь каталог – задача посложнее. Как показывает практика, чаще такими менеджерами назначаются:
Шаг 4. Подготовка каталога Когда первичная версия каталога собрана, можно приступать к более глубокой проработке. Здесь сразу делимся нашими наработкам: какие параметры на практике оказались наиболее востребованными и зачем они нужны. Готовый перечень параметров услуги. Скачать полную версию Результатом формирования каталога услуг в ИТ-системе становится качественный классификатор, при этом еще обновляемый и управляемый. Шаг 5. Развитие каталога Важный этап развития каталога услуг – настройка связи с ресурсно-сервисной моделью (РСМ). Ее проектирование и поддержка может поглощать бесконечные трудоресурсы. Но пользы от нее гораздо больше. Ценность этой связи покажем на простом примере. В компании не работает интернет. Инцидент зарегистрирован. Именно РСМ поможет быстрее узнать, в чем источник проблемы (по связям с поддерживающим оборудованием) и какие зависящие от этого узла сервисы будут отваливаться дальше. Финальный аккорд – расписать взаимозависимости между услугами, добавить перечень КЕ и завести в ИТ-систему процесс управления конфигурациями. И главное – жить по процессу, чтобы все это нежно собранное не расплескать! Пример части каталога услуг, который одновременно служит классификатором КЕ Когда каталог услуг сформирован, КЕ загружены и связи прописаны, останется провести интеграцию с системой бухгалтерского учета. Рассчитать себестоимость услуг, стоимость их поддержки. Но это уже другая история… =========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Блог компании NAUMEN ), #_itkompanii ( IT-компании ), #_itstandarty ( IT-стандарты ), #_upravlenie_produktom ( Управление продуктом ), #_upravlenie_proektami ( Управление проектами ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 22:02
Часовой пояс: UTC + 5