[Карьера в IT-индустрии, Развитие стартапа, Управление продуктом, Управление разработкой] Составление требований к разработке фичей: Курс Создание программного продукта и управление его развитием
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
Привет, Хабр! Продолжая серию публикаций по продуктовому менеджменту, сегодня мы обсуждаем требования к разработке. В этом посте речь пойдет о том, как продуктовый менеджер взаимодействует с разработчиками из R&D, зачем нужны требования, как правильно их сформулировать, и какие выводы из требований к разработке должны делать различные специалисты, включая самих разработчиков, менеджеров, QA и так далее. С другой стороны будущие и уже состоявшиеся разработчики узнают, что может (и вообще-то должен) предоставлять вам менеджер продукта. Все подробности — под катом.
Оглавление курса
1. Роль менеджера по продукту и фреймворк
2. Сегментирование рынка и конкурентный анализ
3. Пользовательские персоны
4. Проверка гипотез
5. Позиционирование продукта
6. Дорожная карта продукта
7. Составление требований для разработки < — Вы здесь
— Продолжение следует
Иногда кажется, что задача для разработчика просто очевидна! Но не стоит слишком сильно полагаться в вопросах постановки задачи на здравый смысл. Для любой, даже самой простой задачи возможны разночтения, потому что людям свойственно жить в мире собственных иллюзий. Например, в Республике Куба считается, что стены должны быть яркими и пестрыми, и если даже заказчик попросит покрасить стены в белый, работники могут добавить цветных пятен, потому что «так ведь красивее». То же самое касается и разработки.
Такой документ как требования помогает преодолеть «стену непонимания». Наличие требований позволяет создать одинаковое представление о том, что нужно сделать в продукте, какая именно должна быть фича.
Как строятся требования
Формируя требования к разработке, нужно нужно понимать, для какого пользователя разрабатываем продукт. Здесь очень полезны оказываются User Persona (мы уже говорили о них здесь). User Persona — это так называемый Актор (Actor) в системе, и для каждого актора мы определяем набор правил и возможностей.
Например, в приложении веб-форума могут быть определены следующие акторы:
● Администратор может всё, буквально все — в том числе назначать роли (персоны) другим пользователям
● Обычный пользователь может только оставлять сообщения
● Модератор может оставлять сообщения, удалять чужие сообщения, банить обычных пользователей
В случае с приложением для вызова такси, о котором мы периодически вспоминаем во время нашего курса, персонами могут быть пассажир, таксист и оператор.
Чтобы сформулировать адекватное требование, нужно составить документ который мы называем Feature Description. А для этого нужно ответить на следующие вопросы:
● Зачем? Какова цель? В чем польза для бизнеса?
● Почему? Каковы риски? что мы потеряем, если не сделаем? Что случится, если сделаем?
● Что? Какую проблему мы хотим решить? Для кого?
● Как? Функциональные требования и Сценарий использования (последовательность действий)
Также нужно предусмотреть наличие словаря терминов предметной области. Особенно это касается специфичных акронимов. Например, разработчик может не знать всех названий процессов и специфики сталелитейной промышленности или кулинарии.
Наконец, в документе нужно сделать секцию “Approvals” (согласование), где с одной стороны заказчики фичи (стейкхолдеры, клиенты, продакт-менеджер) согласятся, что описание соответствует тому что он хочет получить от продукта. А с другой стороны, разработчики (тимлиды, архитекторы) подтвердят, что описание задачи в требованиях является понятным и полным. Все участники процесса разработки таким образом должны сказать “Да, документ нам понятен, теперь это можно сделать».
Вспомогательные метрики
При работе с требованиями помогают вспомогательные метрики, которые помогают добиться точного исполнения задачи, а также сократить временные затраты на проверку соответствия
● Definition of Done — краткое описание того, как понять, что фича работает.
● Нефункциональные требования — требования к технических параметрам, такие как скорость реакции UI, загрузка бэкэнда, ограничения CPU и оперативной памяти. Это очень важный пункт, ведь если не озвучить требования можно получить монстра — встроенный фотошоп вместо простого выбора цвета автомобиля.
● Требования к безопасности — шифрование, хранение персональных данных и т.д.
● Corner Case — тестирование граничных случаев. Что будет если цена товара 0? Сколько машин такси может заказать человек одновременно?
● Частотность сценариев — определение, какие сценарии встречаются чаще. Например, при добавлении платежей хорошо указать, какой платежной системой, скорее всего, будут пользоваться клиенты — Visa, MasterCard, МИР, приложив ссылку на статистику.
● Требования к мониторингу и сбору метрик. Если есть фича, то нужно собирать данные, отслеживать, кто ее вызывает, как часто использует и так далее. Сбор данных можно вести анонимно, но нужно это делать, чтобы развивать продукт в дальнейшем. Ведь если мы ничего не измеряем, то ничего не знаем о реальной работе приложения
● Зависимости фичей помогают правильнее распределять ресурсы. Например, нельзя реализовать “возможность оплаты картой Мир”, пока мы не сделали фичу “выбор метода оплаты”.
Извините, данный ресурс не поддреживается. :(
Функциональные и Нефункциональные требования, сценарии использования
Остановимся немного на функциональных и нефункциональных требованиях.
Функциональные требования объясняют, что должно быть сделано, в них перечислены действия приложения, как реакция на действия Актора. Эти требования реализуются в перечисленных Use Scenarios (сценариях использования).
Нефункциональные требования фиксируют условия, при которых решение должно оставаться эффективным, или качества, которыми решение должно обладать. Самые распространенные примеры нефункциональных требований:
● Масштабируемость
● Надёжность, минимальное время простоя
● Методы поддержки
Также для описания требований применяются сценарии использования. Это основной элемент нашего документа, который мы готовим при формировании запроса на фичу. В Сценариях должен содержаться полный пошаговый алгоритм того, что пользователь может сделать с вашим приложением.
Пользовательские сценарии обычно содержат следующие секции:
Секция: Контекст
Отвечает на вопрос: Какой компонент? Какое состояние?
Пример: Пользователь не авторизован
Секция: Актор
Отвечает на вопрос: Какая персона?
Пример: Обычный пользователь
Секция: Предварительные условия
Отвечает на вопрос: Каковы особенности?
Пример: Есть приглашение получить VIP-статус
Секция: Цель
Отвечает на вопрос: Что пользователь намеревается сделать/получить?
Пример: Войти в систему
Секция: Основной сценарий
Отвечает на вопрос: Какие действия нужно совершить для достижения результата?
Пример: Ввести логин и пароль, нажать кнопку “войти”
Секция: Неудачные сценарии
Отвечает на вопрос: Что может пойти не так, список ошибок, включая текст сообщений об ошибках для пользователя
Пример: Кнопка не нажимается, не меняется язык, не удается установить соединение по протоколу https и так далее…
Секция: Макеты
Отвечает на вопрос: Возможные макеты или прототипы дизайна UI
Пример: нарисуйте в Figma или Sketch
В упрощенном виде пользовательские сценарии могут выглядеть следующим образом:
Раскрыть
SPL
Неавторизованный пользователь хочет попасть в систему. Пользователь вводит логин (в виде e-mail) и пароль (только латинские буквы и цифры). Если они верны и пользователь имеет право на вход, он входит в систему, иначе показываем ошибку: «неверный пароль» или «такого пользователя нет. Зарегистрироваться здесь»
Как читают Feature Description?
Каждая категория пользователей может почерпнуть из требований полезную информацию для себя. И поэтому очень важно иметь в виду, что требования будут читать разные люди
● Разработчики — Им важно знать, зачем нужна фича, какой вопрос она решает. Для того, чтобы не тратить потом время на исправления, разработчикам нужно предоставить полный список всех сценариев, а также обратить внимание на Corner cases. Если вовремя сообщить разработчику о том, что мы потом добавим, например, платежи картой МИР, он сможет предусмотреть эту возможность на уровне архитектуры. Таким образом, можно значительно сократить затраты, избежав переделок.
● Тестировщики, QA — Ожидают от вас получить данные о частотности сценариев, чтобы проверять в первую очередь самые критичные. Также им важны четко описанные Corner Cases. Для проверки нужно указать различия сценариев в зависимости от локализации, а также четко определить все пределы — максимальную длину имени, максимальное количество машин в заказе и т.д. Для инженеров нужно описать реакцию на возможные внешние изменения (пользователь переключился, вышел, закрыл окно) и принять базовое состояние для работы приложения. Это необходимо, чтобы не сломалась логика бизнес процесса. Также очень важны требования к производительности и отказоустойчивости.
● DevOps и Datacenter Operations— Им нужно знать, с какими компонентами работает продукт, какая инфраструктура для него требуется, сколько ресурсов будет использовать софтом от серверных мощностей. DevOps должны знать, какие метрики мониторинга важнее других, как убедиться, все ли работает с их стороны
● Технический писатель — Он должен четко понимать, какая проблема может возникнуть у пользователя, и как ее решить. Поэтому писатель тоже будет изучать сценарии использования, частотность сценариев, характеристики мокапов и тексты ошибок.
Если вы пишете требования к разработке, обязательно задайтесь вопросом — кто ваш пользователь, что он делает (или может делать), в каких условиях находится. Создайте схему его поведения, она поможет описать все аспекты требований.
При составлении документа нужно быть максимально краткими и не оставлять непонятных мест. Requirements в любом случае будут занимать несколько страниц. Его должно прочитать много человек, и нужно чтобы он был читабельным.
Руководствуйтесь простым правилом: начинайте с главного и только потом добавляйте детали. Кроме этого нужно получить обратную связь от QA, Developers, DevOps и других заинтересованных лиц. Скорее всего, Feature Description обрастет новыми деталями после общения со стейкхолдерами.
Постарайтесь подумать над неочевидными сценариями. Желательно сразу определить, что должно делать ваше приложение в нештатных ситуациях. Подумайте, какие внешние компоненты влияют на вашу фичу. А когда все уже будет готово, еще раз задайтесь вопросом: “Что еще можно протестировать кроме шагов, описанных в пользовательских сценариях?”
Заключение
В следующем материале мы поговорим о бизнес-плане и ценообразовании для нового продукта.
А пока делитесь в комментариях вашим опытом работы с требованиями, как со стороны менеджера, так и исполнителя. Расскажите, был ли в вашей практике пример, когда функциональный заказчик хотел одного, а в итоге получилось совсем другое из-за непонимания?
→ Видео-запись всех лекций курса доступна на YouTube
Лекция про дорожную карту и требования для разработки:
Извините, данный ресурс не поддреживается. :(
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [Карьера в IT-индустрии, Управление персоналом, Читальный зал] Почему 97% программистов 1С мало платят и так будет всегда
- [IT-эмиграция, Карьера в IT-индустрии] Германия, или Туда и Обратно — 3
- [Data Mining, Big Data, Визуализация данных, Управление проектами, Управление продуктом] Анализ расписания и загрузки в Tableau
- [Конференции, Информационная безопасность, Резервное копирование, Антивирусная защита] Безопасность, автоматизация и сокращение издержек: Виртуальная конференция Acronis о новых технологиях киберзащиты
- [Карьера в IT-индустрии, Учебный процесс в IT] Действительно ли в России вырос спрос на инженерные специальности?
- [C++, Учебный процесс в IT, Карьера в IT-индустрии] CRM, мессенджер и штрих-коды: продолжаем рассказывать об учебных проектах Технопарка
- [Карьера в IT-индустрии, Мозг, IT-компании] Планка найма для инженеров: что это за зверь? (перевод)
- [Карьера в IT-индустрии, IT-эмиграция] [Личный опыт] Работа в Uber в Амстердаме: как устроена разработка, карьерный рост, подготовка к интервью
- [Управление проектами, Управление продуктом] Пользовательские истории – это не требования
- [Программирование, Учебный процесс в IT, Карьера в IT-индустрии, Конференции] Бесплатные онлайн-мероприятия по разработке (15 сентября – 23 сентября)
Теги для поиска: #_karera_v_itindustrii (Карьера в IT-индустрии), #_razvitie_startapa (Развитие стартапа), #_upravlenie_produktom (Управление продуктом), #_upravlenie_razrabotkoj (Управление разработкой), #_acronis, #_mfti (МФТИ), #_product_management, #_upravlenie_produktom (управление продуктом), #_menedzher_produkta (менеджер продукта), #_trebovanija (требования), #_requirements, #_blog_kompanii_acronis (
Блог компании Acronis
), #_karera_v_itindustrii (
Карьера в IT-индустрии
), #_razvitie_startapa (
Развитие стартапа
), #_upravlenie_produktom (
Управление продуктом
), #_upravlenie_razrabotkoj (
Управление разработкой
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 23:27
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
Привет, Хабр! Продолжая серию публикаций по продуктовому менеджменту, сегодня мы обсуждаем требования к разработке. В этом посте речь пойдет о том, как продуктовый менеджер взаимодействует с разработчиками из R&D, зачем нужны требования, как правильно их сформулировать, и какие выводы из требований к разработке должны делать различные специалисты, включая самих разработчиков, менеджеров, QA и так далее. С другой стороны будущие и уже состоявшиеся разработчики узнают, что может (и вообще-то должен) предоставлять вам менеджер продукта. Все подробности — под катом. Оглавление курса 1. Роль менеджера по продукту и фреймворк 2. Сегментирование рынка и конкурентный анализ 3. Пользовательские персоны 4. Проверка гипотез 5. Позиционирование продукта 6. Дорожная карта продукта 7. Составление требований для разработки < — Вы здесь — Продолжение следует Иногда кажется, что задача для разработчика просто очевидна! Но не стоит слишком сильно полагаться в вопросах постановки задачи на здравый смысл. Для любой, даже самой простой задачи возможны разночтения, потому что людям свойственно жить в мире собственных иллюзий. Например, в Республике Куба считается, что стены должны быть яркими и пестрыми, и если даже заказчик попросит покрасить стены в белый, работники могут добавить цветных пятен, потому что «так ведь красивее». То же самое касается и разработки. Такой документ как требования помогает преодолеть «стену непонимания». Наличие требований позволяет создать одинаковое представление о том, что нужно сделать в продукте, какая именно должна быть фича. Как строятся требования Формируя требования к разработке, нужно нужно понимать, для какого пользователя разрабатываем продукт. Здесь очень полезны оказываются User Persona (мы уже говорили о них здесь). User Persona — это так называемый Актор (Actor) в системе, и для каждого актора мы определяем набор правил и возможностей. Например, в приложении веб-форума могут быть определены следующие акторы: ● Администратор может всё, буквально все — в том числе назначать роли (персоны) другим пользователям ● Обычный пользователь может только оставлять сообщения ● Модератор может оставлять сообщения, удалять чужие сообщения, банить обычных пользователей В случае с приложением для вызова такси, о котором мы периодически вспоминаем во время нашего курса, персонами могут быть пассажир, таксист и оператор. Чтобы сформулировать адекватное требование, нужно составить документ который мы называем Feature Description. А для этого нужно ответить на следующие вопросы: ● Зачем? Какова цель? В чем польза для бизнеса? ● Почему? Каковы риски? что мы потеряем, если не сделаем? Что случится, если сделаем? ● Что? Какую проблему мы хотим решить? Для кого? ● Как? Функциональные требования и Сценарий использования (последовательность действий) Также нужно предусмотреть наличие словаря терминов предметной области. Особенно это касается специфичных акронимов. Например, разработчик может не знать всех названий процессов и специфики сталелитейной промышленности или кулинарии. Наконец, в документе нужно сделать секцию “Approvals” (согласование), где с одной стороны заказчики фичи (стейкхолдеры, клиенты, продакт-менеджер) согласятся, что описание соответствует тому что он хочет получить от продукта. А с другой стороны, разработчики (тимлиды, архитекторы) подтвердят, что описание задачи в требованиях является понятным и полным. Все участники процесса разработки таким образом должны сказать “Да, документ нам понятен, теперь это можно сделать». Вспомогательные метрики При работе с требованиями помогают вспомогательные метрики, которые помогают добиться точного исполнения задачи, а также сократить временные затраты на проверку соответствия ● Definition of Done — краткое описание того, как понять, что фича работает. ● Нефункциональные требования — требования к технических параметрам, такие как скорость реакции UI, загрузка бэкэнда, ограничения CPU и оперативной памяти. Это очень важный пункт, ведь если не озвучить требования можно получить монстра — встроенный фотошоп вместо простого выбора цвета автомобиля. ● Требования к безопасности — шифрование, хранение персональных данных и т.д. ● Corner Case — тестирование граничных случаев. Что будет если цена товара 0? Сколько машин такси может заказать человек одновременно? ● Частотность сценариев — определение, какие сценарии встречаются чаще. Например, при добавлении платежей хорошо указать, какой платежной системой, скорее всего, будут пользоваться клиенты — Visa, MasterCard, МИР, приложив ссылку на статистику. ● Требования к мониторингу и сбору метрик. Если есть фича, то нужно собирать данные, отслеживать, кто ее вызывает, как часто использует и так далее. Сбор данных можно вести анонимно, но нужно это делать, чтобы развивать продукт в дальнейшем. Ведь если мы ничего не измеряем, то ничего не знаем о реальной работе приложения ● Зависимости фичей помогают правильнее распределять ресурсы. Например, нельзя реализовать “возможность оплаты картой Мир”, пока мы не сделали фичу “выбор метода оплаты”. Извините, данный ресурс не поддреживается. :( Функциональные и Нефункциональные требования, сценарии использования Остановимся немного на функциональных и нефункциональных требованиях. Функциональные требования объясняют, что должно быть сделано, в них перечислены действия приложения, как реакция на действия Актора. Эти требования реализуются в перечисленных Use Scenarios (сценариях использования). Нефункциональные требования фиксируют условия, при которых решение должно оставаться эффективным, или качества, которыми решение должно обладать. Самые распространенные примеры нефункциональных требований: ● Масштабируемость ● Надёжность, минимальное время простоя ● Методы поддержки Также для описания требований применяются сценарии использования. Это основной элемент нашего документа, который мы готовим при формировании запроса на фичу. В Сценариях должен содержаться полный пошаговый алгоритм того, что пользователь может сделать с вашим приложением. Пользовательские сценарии обычно содержат следующие секции: Секция: Контекст Отвечает на вопрос: Какой компонент? Какое состояние? Пример: Пользователь не авторизован Секция: Актор Отвечает на вопрос: Какая персона? Пример: Обычный пользователь Секция: Предварительные условия Отвечает на вопрос: Каковы особенности? Пример: Есть приглашение получить VIP-статус Секция: Цель Отвечает на вопрос: Что пользователь намеревается сделать/получить? Пример: Войти в систему Секция: Основной сценарий Отвечает на вопрос: Какие действия нужно совершить для достижения результата? Пример: Ввести логин и пароль, нажать кнопку “войти” Секция: Неудачные сценарии Отвечает на вопрос: Что может пойти не так, список ошибок, включая текст сообщений об ошибках для пользователя Пример: Кнопка не нажимается, не меняется язык, не удается установить соединение по протоколу https и так далее… Секция: Макеты Отвечает на вопрос: Возможные макеты или прототипы дизайна UI Пример: нарисуйте в Figma или Sketch В упрощенном виде пользовательские сценарии могут выглядеть следующим образом: РаскрытьSPLНеавторизованный пользователь хочет попасть в систему. Пользователь вводит логин (в виде e-mail) и пароль (только латинские буквы и цифры). Если они верны и пользователь имеет право на вход, он входит в систему, иначе показываем ошибку: «неверный пароль» или «такого пользователя нет. Зарегистрироваться здесь»
Как читают Feature Description? Каждая категория пользователей может почерпнуть из требований полезную информацию для себя. И поэтому очень важно иметь в виду, что требования будут читать разные люди ● Разработчики — Им важно знать, зачем нужна фича, какой вопрос она решает. Для того, чтобы не тратить потом время на исправления, разработчикам нужно предоставить полный список всех сценариев, а также обратить внимание на Corner cases. Если вовремя сообщить разработчику о том, что мы потом добавим, например, платежи картой МИР, он сможет предусмотреть эту возможность на уровне архитектуры. Таким образом, можно значительно сократить затраты, избежав переделок. ● Тестировщики, QA — Ожидают от вас получить данные о частотности сценариев, чтобы проверять в первую очередь самые критичные. Также им важны четко описанные Corner Cases. Для проверки нужно указать различия сценариев в зависимости от локализации, а также четко определить все пределы — максимальную длину имени, максимальное количество машин в заказе и т.д. Для инженеров нужно описать реакцию на возможные внешние изменения (пользователь переключился, вышел, закрыл окно) и принять базовое состояние для работы приложения. Это необходимо, чтобы не сломалась логика бизнес процесса. Также очень важны требования к производительности и отказоустойчивости. ● DevOps и Datacenter Operations— Им нужно знать, с какими компонентами работает продукт, какая инфраструктура для него требуется, сколько ресурсов будет использовать софтом от серверных мощностей. DevOps должны знать, какие метрики мониторинга важнее других, как убедиться, все ли работает с их стороны ● Технический писатель — Он должен четко понимать, какая проблема может возникнуть у пользователя, и как ее решить. Поэтому писатель тоже будет изучать сценарии использования, частотность сценариев, характеристики мокапов и тексты ошибок. Если вы пишете требования к разработке, обязательно задайтесь вопросом — кто ваш пользователь, что он делает (или может делать), в каких условиях находится. Создайте схему его поведения, она поможет описать все аспекты требований. При составлении документа нужно быть максимально краткими и не оставлять непонятных мест. Requirements в любом случае будут занимать несколько страниц. Его должно прочитать много человек, и нужно чтобы он был читабельным. Руководствуйтесь простым правилом: начинайте с главного и только потом добавляйте детали. Кроме этого нужно получить обратную связь от QA, Developers, DevOps и других заинтересованных лиц. Скорее всего, Feature Description обрастет новыми деталями после общения со стейкхолдерами. Постарайтесь подумать над неочевидными сценариями. Желательно сразу определить, что должно делать ваше приложение в нештатных ситуациях. Подумайте, какие внешние компоненты влияют на вашу фичу. А когда все уже будет готово, еще раз задайтесь вопросом: “Что еще можно протестировать кроме шагов, описанных в пользовательских сценариях?” Заключение В следующем материале мы поговорим о бизнес-плане и ценообразовании для нового продукта. А пока делитесь в комментариях вашим опытом работы с требованиями, как со стороны менеджера, так и исполнителя. Расскажите, был ли в вашей практике пример, когда функциональный заказчик хотел одного, а в итоге получилось совсем другое из-за непонимания? → Видео-запись всех лекций курса доступна на YouTube Лекция про дорожную карту и требования для разработки: Извините, данный ресурс не поддреживается. :( =========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Блог компании Acronis ), #_karera_v_itindustrii ( Карьера в IT-индустрии ), #_razvitie_startapa ( Развитие стартапа ), #_upravlenie_produktom ( Управление продуктом ), #_upravlenie_razrabotkoj ( Управление разработкой ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 23:27
Часовой пояс: UTC + 5