[1С-Битрикс, PHP] «Только не „Битрикс“!». Почему не стоит игнорировать изучение этого фреймворка

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
30-Авг-2020 18:31


Часто от программистов PHP можно услышать: «О нет! Только не „Битрикс“!». Многие специалисты не хотят связываться фреймворком, считают его некрасивым и неудобным. Однако вакансий битрикс-разработчиков с каждым годом становится все больше. Уже сейчас программисты, которые работают с «Битриксом», — одни из самых востребованных среди специалистов PHP.
Когда-то я был разработчиком 1С, а увлечение PHP помогло мне вырасти до руководителя подразделения веб-разработки в Neti. Я постараюсь объяснить, почему программистам полезно изучить фреймворк Bitrix.
Как я познакомился с «Битриксом»
Три года назад мне предложили развивать направление веб-разработки. Я согласился, потому что у меня был опыт создания высоконагруженных web-систем.
Первому же клиенту, который к нам обратился, требовался битрикс-разработчик. Заказчику нужно было собрать государственный сервис для поддержки малого бизнеса. Клиент искал профессионала, который разрабатывает для «Битрикса», знает объектно-ориентированное программирование и умеет писать сложные запросы.
У нас еще не было битрикс-разработчиков, поэтому заказчик решил пойти по другому пути и нанять веб-программиста, чтобы он уже на проекте изучил «Битрикс». Я взялся за задачу, где и познакомился с фреймворком. До этого я не работал с «Битриксом» и четкого мнения о системе у меня не было, хотя я читал много негативных отзывов о нем.
Разобравшись, я понял, что этот фреймворк ни в чем не проигрывает другим для таких задач.
Через полгода я покинул проект, чтобы полностью посвятить себя развитию подразделения. Уже два года я сам собеседую и набираю битрикс-разработчиков. Они востребованнее специалистов, которые работают с другими фреймворками, — восьми из десяти нашим клиентов нужны именно битрикс-разработчики.

Востребованность программистов PHP. Данные на 26 августа 2020 года. Источник: hh.ru.
Но, несмотря на потребности рынка, программисты PHP не хотят связываться с «Битриксом». Одни работали с ним поверхностно и не разобрались в его возможностях, другие не сталкивались с системой вообще, но относятся к ней плохо из-за негативных статей или отрицательных отзывов. Около 30% кандидатов, с которыми связывается наш HR-менеджер, отказываются от собеседования, когда узнают, что нужно писать для «Битрикса». Гораздо больше потенциальных сотрудников отсеиваются еще раньше, когда указывают в резюме, что не готовы работать с фреймворком.
Я хочу объяснить программистам PHP, почему стоит обратить внимание на «Битрикс». Но, чтобы не быть голословным, сначала расскажу, почему клиенты выбирают эту систему и чем продукты фирмы «1С-Битрикс» привлекают бизнес — основного потребителя услуг программирования.
Почему клиенты выбирают «Битрикс»
Основные клиенты фирмы «1С-Битрикс» — владельцы интернет-магазинов и собственники бизнеса. Они выбирают продукты компании потому, что это коробочные решения с большим количеством функций, которые легко ставятся и запускаются с минимальными требованиями.
Интернет-магазины
Клиент, который купит и установит «1С Битрикс: Управление сайтом» в лицензии «Малый бизнес» или выше, сразу получит:
  • Встроенную интеграцию почти со всеми российскими службами доставки, будь то Boxberry или «Деловые линии». Чтобы выбрать службу доставки, не надо ничего дополнительно подключать. Достаточно поставить галочку напротив нужного оператора.
  • Работающие по нашему законодательству системы онлайн-оплаты (Яндекс-касса, Сбербанк-онлайн).
  • Встроенную синхронизацию с «1С: Управление торговлей», «1С: Бухгалтерия», «1С: Зарплата и управление персоналом».

В большинстве зарубежных систем для создания интернет-магазинов нет полного комплекта синхронизаций: например, в них может быть интеграция с нашими службами доставки, но отсутствуют привычные онлайн-кассы. Такой функционал несложно подключить, но необходимо найти программиста, дать ему задание, дождаться, пока он его выполнит. Для предпринимателей это лишние действия, на которые нужны время и деньги. Проще и дешевле выбрать «Битрикс», в котором уже все есть.

В рейтинге CRM по реальным установкам на сайтах за сентябрь 2019 года, составленном компанией iTrack, «1С-Битрикс» занимает первое место среди коммерческих CRM
Корпоративные сайты
Большинство решений на рынке — узкоспециализированные: только CRM или только инструмент для управления проектами. «Битрикс24», корпоративный сайт, объединяет в себе большое количество функционала. Это онлайн-офис с системой управления продажами, настроенными бизнес-процессами, чатом, лентой новостей. В «Битрикс24» можно вести учет рабочего времени, управлять проектами, ставить задачи сотрудникам.
Чтобы собрать нечто похожее самостоятельно, клиенту придется купить много отдельных сервисов и объединить их. Это затратно по времени и деньгам — быстрее и дешевле поставить коробку «Битрикс24». Обилие функций в одном месте подкупает: компании смотрят на продукт с интересом и многие на него переходят.
Потребители видят, что запустить интернет-магазин или корпоративный портал, интегрированный с информационной системой предприятия, на «Битриксе» легко и недорого. Сделать то же самое на OpenCart или WordPress дольше и дороже. Разрабатывать подобное решение на фреймворках Laravel, Symfony или Yii2 более трудозатратно.
Решения для государственных организаций
С продуктами «1С-Битрикс» работают государственные, муниципальные, бюджетные организации. С 1 января 2016 года госучреждения обязаны использовать российское программное обеспечение, входящее в единый реестр. Решения «1С-Битрикс» есть в этом перечне.
Зачем нужны битрикс-разработчики
Теперь, когда понятно, почему потребители выбирают «Битрикс», разберемся, зачем нужны разработчики. У 80% клиентов коробка запускается быстро и просто, и им хватает типового функционала. Такие заказчики ищут специалистов, чтобы поддерживать систему. «Битрикс» — большое и сложное ПО, и, как в любом сложном механизме, в нем встречаются ошибки и баги. Это нормально.
Оставшимся 20% клиентов — чаще всего крупным компаниям — недостаточно базовых возможностей коробки. Они дорабатывают систему под свои бизнес-процессы или пишут решения с нуля, используя «Битрикс» как фреймворк.
Какие доработки чаще всего требуются заказчикам:
  • Добавить функционал. Например, на сайты для медицинских центров добавляют функционал онлайн-записи на прием, историю обращений и карточку пациента. Этих возможностей нет в коробке.
  • Настроить интеграцию. Часто клиентам нужна интеграция «Битрикса» с другими системами. Например, заказчики хотят, чтобы сотрудник в личном кабинете видел зарплату, остатки отпусков и другую информацию, которую дает отдел кадров. Изначально этих возможностей нет в «Битриксе» и, чтобы все работало, требуется программист.
  • Исправить серверную часть. Некоторым клиентам не нравится серверная часть коробки: им кажется, что внутренние механизмы системы работают медленно. Таким заказчикам нужны оптимизация и рефакторинг кода.

Для доработки и поддержки системы клиенты «Битрикса» ищут программистов, которые работают с фреймворком. Но таких специалистов мало.
За что программисты не любят «Битрикс»
Программисты PHP не хотят связываться с «Битриксом» — считают его неинтересным, слишком сложным, тяжелым, неизящным и переоцененным. Гораздо проще найти разработчика Laravel, Symfony или Yii2.
На мой взгляд, пренебрежение к «Битриксу» у программистов PHP появилось по трем причинам.
Плохо представлена документация. Во фреймворке много функционала, который не описан, и, чтобы понять, как он работает, надо лезть в код.
Быть только программистом недостаточно. Коробка содержит много механизмов, которые необходимо знать не только в качестве программиста, но и в качестве аналитика-консультанта.
Например, в «Битрикс24» запросы клиентов часто решаются не программированием, а обычной настройкой. Допустим, клиент хочет, чтобы после завершения задачи стартовал еще один бизнес-процесс. Тут не надо писать код — нужно лезть в настройки. Это, скорее, задача для консультанта, а не для программиста. Но консультантов «Битрикс» сейчас еще меньше, чем разработчиков, поэтому с этими вопросами заказчики идут к программистам, которые не знают, что ответить.
Обе проблемы временные и связаны с тем, что «Битрикс» только развивается и рынок еще не устоялся. Постепенно документацию исправят и произойдет четкое разделение на консультантов и программистов.
«Битрикс» в основном известен как CMS. Большинство разработчиков знают «Битрикс» как CMS для создания сайтов-визиток. 80% программистов использовали только базовые функции и никогда не погружались внутрь, не пытались изучать систему и ядро фреймворка: ORM, Highload-блоки, мастера, визарды. Пощупали «Битрикс» снаружи — не понравилось, а развернуть не попытались. Это как попробовать съесть мандарин в кожуре.
Те, кому, как мне, посчастливилось поработать на серьезных проектах, где на базе «Битрикса» разрабатывают собственный функционал, говорят, что «Битрикс» — полноценный фреймворк. У него есть недочеты, но он позволяет полностью вести разработку.
Становление «Битрикса» похоже на становление 1С
То, что происходит сейчас с «Битриксом», напоминает мне становление 1С. Когда 1С только появился, среди программистов существовало мнение, что это не язык программирования, а ерунда. Над специалистами, которые осваивали 1С, смеялись. Им говорили, что писать на русском — «фи» и что скоро фирма «1С» загнется.
Но этого не произошло. У компании настолько сильный маркетинговый штат, что «1С» завоевала рынок. Сначала она заинтересовала предприятия малого и среднего бизнеса, а программные продукты на базе восьмого ядра привели фирме «1С» крупных клиентов. Сейчас «1С: Предприятие» используют 1 500 000 организаций.
Разработчики, которые стояли на том, что программировать на 1С низко и неинтересно, оказались не правы. Нельзя сказать, что они остались не у дел. Они все равно востребованы, но намного меньше. Большинство специалистов все-таки пришло к тому, что надо перепрофилироваться на 1С.
То же самое происходит с «Битриксом». С каждым годом «Битрикс» все популярнее у клиентов, но большинство программистов PHP не хочет с ним работать, хотя это перспективное и высокооплачиваемое направление.
Перспективы «Битрикса»
Битрикс-разработчики, которые занимаются программированием больших порталов и сложных личных кабинетов, очень востребованы и высокооплачиваемы. В зависимости от региона они зарабатывают от 30 000 (джуниоры) до 200 000 ₽ (сеньоры). Конечно, когда появится больше программистов и ниша заполнится, общий уровень заработка немного упадет. Но специалисты в этой сфере, скорее всего, будут востребованы всегда.
Специалисты, которые работают с Laravel, Symfony или любым другим MVC фреймворком PHP, останутся востребованными. У этих решений большая доля рынка, но достаточно специфические задачи.
Я считаю, через несколько лет «Битрикс» заберет 80–90% рынка, потому что он в первую очередь ориентирован на бизнес. Если посмотреть красочные фото или видео конференций, посвященных «Битриксу», становится ясно, как на них реагируют владельцы предприятий.

Конференция BitrixPower, прошедшая 4 октября 2019 года в Москве. Источник: группа «1С-Битрикс» во «ВКонтакте»
Судя по динамике последних лет, доли продуктов «1С-Битрикс» продолжат расти. Через несколько лет программистам PHP, чтобы быстро найти высокооплачиваемую работу, пригодится знание «Битрикса» наравне с другими фреймворками. И, возможно, при выборе между несколькими кандидатами именно знание «Битрикса» станет решающим аргументом в пользу одного из них.
===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_1sbitriks (1С-Битрикс), #_php, #_bitrix, #_php, #_internetmagaziny (интернет-магазины), #_bitrix24, #_korporativnye_sajty (корпоративные сайты), #_programmnoe_obespechenie (программное обеспечение), #_1sbitriks (
1С-Битрикс
)
, #_php
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 23-Ноя 03:47
Часовой пояс: UTC + 5