[Карьера в IT-индустрии, Управление персоналом, Управление проектами] Старый новый VUCA-мир: как ответить на его вызовы
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
VUCA — хаотичная, быстро меняющаяся бизнес-среда, которая стала новой реальностью. Эта реальность трансформирует не только подход компаний к ведению бизнеса, но и модель лидерского поведения.
Вместе с Еленой Герасимовой, руководительницей направления «Аналитика и Data Science» в Нетологии, разбираемся, что такое VUCA-мир, какими должны быть VUCA-лидеры, как развиваться в условиях неопределённости и почему любознательность помогает в развитии VUCA-навыков.
Что такое VUCA
Акроним VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность) характеризует изменчивую и сложную среду современного мира, где не существует гарантированной стабильности. Термин придумали в 1990-х годах американские военные, а сегодня он используется в бизнес-среде для обозначения условий, в которых работают компании.
Нестабильность характеризуют неустойчивые ситуации и непредсказуемые изменения — по своей природе, скорости, объёму, динамике. Непонятна продолжительность такого положения дел. Многие бизнесы сейчас ведут деятельность на нестабильных рынках с быстро меняющимися обстоятельствами.
Неопределённость означает отсутствие информации для прогнозирования последствий и планирования необходимых действий. То, что раньше считалось бесспорным, утратило свою силу, и руководители больше не могут основывать свои решения на прошлом опыте. Например, ожидаемый выход нового продукта конкурента на рынок ставит под вопрос будущее бизнеса и рынка.
Сложность подразумевает ситуации, где много взаимосвязанных элементов и огромный объём информации. Такое большое количество факторов значительно усложняет процесс принятия решения и планирования. Например, выход на международные рынки предполагает следование многочисленным правилам и нормам.
Неоднозначность определяется отсутствием чёткого понимания правил игры. Иногда это вызвано ситуационной новизной и сомнениями, которые могут возникнуть при попытке принимать решения в новом контексте. Переход от печатных газет к цифровому медиа — пример новой бизнес-модели и неоднозначной ситуации, когда поведение клиентов в новой среде не до конца известно.
Нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность стали определять цифровую экономику как чрезвычайно разрушительную среду и потенциальную опасность для компаний, ориентированных на постепенный рост. Поэтому поиск «рычагов» для совершения прорыва — ключевая составляющая стратегий успешных компаний. И чаще всего такой «рычаг» имеет природу новейших технологий (цикл зрелости технологий Gartner).
Скорость изменений во многих отраслях сейчас намного выше, чем десять или двадцать лет назад. Благодаря цифровым технологиям и изменяющимся потребностям клиентов, эта повышенная волатильность реальна для многих компаний.
Возможно, до пандемии многие не обращали внимание или не видели примеров угрозы экономическому балансу. Хаос, который царит в результате стремительных непредвиденных изменений, будет накапливаться долгие годы.
Жить в хаосе значит быть гибким и готовым изменить своё мнение, отбросить прошлые убеждения, а затем отбросить их снова и снова. Таким образом, движение и изменения становятся частью ДНК любого из нас — гарантом антихрупкости.
Однако чувство неопределённости старо как мир. Вряд ли текущая ситуация является более сложной, чем во время эпидемии чумы или мировой войны.
То, насколько мы ощущаем мир более неопределённым и неоднозначным, во многом зависит от нашей способности справляться с его изменчивостью и сложностью.
Как жить в режиме неопределённости
Предпринимателям и специалистам остаётся лишь относиться к изменениям в мире как к нормальному существованию: движение = жизнь.
«When life gives you lemons, make a lemonade» — это может звучать как совет от капитана Очевидность, но новые условия означают новые возможности. Ими точно стоит пользоваться, особенно если предыдущие возможности больше недоступны.
Важно помнить, что каждый новый день = новые вы. Это значит, что не стоит откладывать развитие на «следующий год» или «понедельник». Начать всегда сложно, поэтому стоит сделать привычными развитие и совершение ошибок. Так не придётся каждый раз испытывать холодный старт.
В посткоронавирусном мире способность работать удалённо помогает компаниям выжить: значит, стоит освоить профессию, которая позволяет это делать, либо цифровые инструменты в текущей профессии или бизнесе.
Проекты говорят лучше, чем слова. Сегодня стоит собирать портфолио не только из рабочих проектов, но и из пет-проектов или хобби, если в них применяются профессиональные навыки.
Не надо бросать работу ради обучения. Задавая себе драйв, проще влиться в новую деятельность по его окончании. Новая работа всегда стресс, даже если он связан с радостью от применения успешно освоенных знаний.
При определении траектории обучения лучше выбирать навыки, которые будут применимы в разных сценариях будущего, — универсальные, метанавыки. Они пригодятся как в кризисной ситуации, когда важно не цепляться за соломинку, а двигаться самому, так и в спокойное время — ценно то, что умеешь и можешь применить, а не просто знаешь.
VUCA Prime: отвечаем на вызовы VUCA-мира
Для эффективного взаимодействия с VUCA-средой важно развивать соответствующие навыки. Управленческие компетенции, которые отличают лидеров VUCA, описал Боб Йохансен в книге «Лидеры создают будущее: десять новых качеств для неопределённого мира». Автор — учёный из Института будущего — говорит о том, что лидеров нового поколения отличают Vision (видение), Understanding (понимание), Clarity (ясность) и Agility (быстрота) — модель VUCA Prime.
Видение (vision) противодействует нестабильности (volatility).
В лихорадочное время формирование видения будущего компании важнее, чем в обычное время. Это поможет противостоять турбулентности, кризису или выдержать конкуренцию. Важно также, чтобы сотрудники также понимали, куда и зачем идёт компания.
Понимание (understanding) противодействует неопределённости (uncertainty).
Чтобы выявить новые возможности, руководителю нужно выйти за границы своих компетенций. Важно быть гибким, общаться с сотрудниками разного уровня. И здесь важную роль играют soft skills, в частности коммуникативные навыки и эмпатия.
Ясность (clarity) противодействует сложности (complexity).
В среде VUCA хаос наступает быстро и жёстко. Нужно оперативно определить, на каких стратегических направлениях фокусироваться для скорейшего выхода из кризисной ситуации.
Быстрота (agility) противодействует неоднозначности (ambiguity).
Под быстротой подразумевается способность эффективно общаться, быстро принимать и исполнять решения.
Для жизни в VUCA-мире компании недостаточно нанять «гибких» руководителей. Важно, чтобы они создали культуру VUCA, которая нацелена на инновации, адаптивное поведение и продуманный риск.
Как видим, не последнюю роль в VUCA-мире занимают развитые soft skills. Важность soft skills доказана многими исследованиями. Например, 92% респондентов LinkedIn приравняли важность soft skills к hard skills.
Роль любознательности в развитии soft skills для VUCA-среды
Слово «любознательность» происходит от латинского «cura» — «забота, внимание». Означает пытливое мышление и проявляется в виде изучения и обучения чему-то новому. Любознательность — движущая сила не только в развитии человека, но и науки, языка и промышленности.
Любознательность помогает ускорять исследования нового, быть открытыми к новому опыту, творчески решать задачи, сформировать устойчивость к неопределённости, а также сотрудничать и учиться. Всё это позволяет развивать основные soft skills — эмпатию, ситуационную и межличностную адаптивность, кросс-культурную чуткость, логическое мышление.
Разберёмся на конкретных примерах, почему бизнесу выгодно культивировать любознательность среди своих команд.
Генерация идей
Согласно опросу бизнес-школы INSEAD и SurveyMonkey, любознательность помогает сотрудникам сильнее вовлекаться в свою работу, генерировать новые идеи и делиться ими с другими. 73% опрошенных, которым на работе интересно, признали, что они «больше обмениваются идеями» и «генерируют новые идеи для своих организаций».
Мышление роста
Любознательность характерна для мышления роста (установки на развитие) — такого, как преобразование неудач в возможность обучения и выбор деятельности, которая улучшает текущие навыки и способствует развитию новых.
Компании, которые придерживаются мышления роста и создают среду, дружелюбную для опыта неудач, только выигрывают.
В компаниях со здоровой культурой обучения на 92% больше шансов разработать новые продукты и процессы, они на 52% продуктивнее и на 17% более прибыльные по сравнению с теми, кто не делает упор на культуру обучения.
Это означает, что специалисты разных направлений, которые развивают мышление роста, лучше адаптируются к VUCA-среде. В частности к консолидации индустрии, технологическим, регулятивным и геополитическим потрясениям, а также к переменчивым потребительским предпочтениям.
Любознательность стала новой золотой лихорадкой. При поиске сотрудников компании ждут открытых для новых знаний сотрудников, причём в разных сферах — от менеджера по продажам до аналитика данных.
Вакансия аналитика данных от Авито
Ощущается дефицит сотрудников с творческим подходом, коммуникативными навыками и способностью к адаптации.
Но не всё просто даже в тех компаниях, где такие сотрудники есть. Согласно опросу INSEAD и SurveyMonkey, 83% руководителей высшего звена считают, что в их компании любознательность поощряется «очень сильно» или «хорошо», в то время как только 52% сотрудников согласились с этим.
Около половины (49%) топ-менеджеров утверждают, что любознательность вознаграждается ростом зарплаты, но 81% сотрудников ответил, что пытливость ума не влияет существенно на их доход.
Это большая проблема для бизнеса: если сотрудники не видят ценности в любознательности, то они с меньшей вероятностью будут использовать в работе новую информацию.
Успешный бизнес опирается на любознательность сотрудников. Чтобы генерировать новые идеи и создавать добавленную стоимость для компании, сотрудники любого уровня нуждаются в среде, где они могут проявлять интерес к новому, искать и усваивать новую информацию, а также устанавливать новые связи.
Открытость к разному опыту, исследовательское поведение и стремление к знаниям сотрудников могут помочь компаниям лучше справляться с неопределённостью и нестабильностью рынка.
Развитие в VUCA-мире
Работникам придётся адаптироваться, приобретать новые навыки, чтобы успевать за изменениями. В то же время взрослым людям сложнее адаптироваться к изменениям на рынке труда и технологическим инновациям, поэтому особое значение приобретает непрерывное обучение на протяжении всей жизни (lifelong learning) — меняется система образования.
Опыт копится в каждом человеке под влиянием внешней среды, и передать опыт в том контексте, в котором он приобретён одним человеком, другому невозможно. Взгляд на этот опыт, его обработка, масштабирование, преобразование в знание индивидуальны: их нельзя передать без искажений. «Бесшовность» опыта важна для объективности оценки ожиданий от его применения. Самая частая проблема — «я делаю всё ровно так, как Х, но у меня ничего не получилось — почему?».
Даже если в компании много умных людей, их опыт будет принадлежать только им.
Решением может стать тщательно спроектированная система корпоративного обучения — своеобразный корпоративный университет 2.0, в котором методология — это живой и динамически развивающийся продукт. Такие системы обучения имеют потенциал роста в коммерческие продукты для широкого рынка.
Из-за трудностей в передаче знаний от человека к человеку стало гораздо важнее находить новые, более эффективные способы решения проблем компании в VUCA-среде.
Обычно люди используют только те знания, которые удалось проверить на практике. В противном случае новая информация забывается или подвергается сомнению и всё равно откидывается. Поэтому и возникла ценность постоянного самостоятельного получения новых навыков. Готовность искать, перерабатывать и транслировать далее информацию помогает лучше накапливать и применять знания.
Можно утверждать, что человечество только выиграет от перемен. Многие системы уже слишком «застоялись» и нуждаются во встряске и доле хаоса, чтобы развиться до нового уровня.
Lifelong learning: обучение длиною в жизнь
К такому обучению относится:
- формальное образование в (не)государственных образовательных учреждениях;
- неформальное (включая корпоративное) — наставничество, стажировки, инструктаж, тренинги;
- самообразование — онлайн-курсы, конференции TED, каналы YouTube и др.
Традиционное высшее образование — основа, но необходимой узкоспециализированной подготовки в большинстве случаев не гарантирует. И после пяти-шести лет учёбы у выпускника часто нет практических навыков, чтобы быть полезным работодателю сразу после окончания вуза. Более того, бывает, что обучение в вузе демотивирует продолжать учиться в принципе.
Тем временем, образование тесно связано с уровнем дохода. По данным ЮНЕСКО за 2019 год, увеличение средней продолжительности образования взрослого населения (от 24 лет) на один год в долгосрочной перспективе ведёт к увеличению экономического роста на 4%, а доходов на душу населения — на 6%.
ЮНЕСКО указывает, что норма рентабельности каждого дополнительного года обучения составляет 9,7% — это выгоднее, чем хранить деньги во вкладах и депозитах.
Непрерывное образование — это не вопрос выбора, а уже данность. Постоянное изменение техники, производства и рыночной конъюнктуры приводит к тому, что в развитых странах работник в среднем не менее пяти раз в течение трудовой жизни меняет специальность.
В то же время, образование перестало быть функциональным. Подход «я иду учить Python, потому что мне нужно выучить Python» уже редкость.
Сегодня в обучении люди ищут новые возможности, пути и направления развития.
По оценкам McKinsey, к 2030 году из-за развития технологий от 75 до 375 млн человек, то есть 3–14% от общей численности рабочей силы в мире, станут безработными или будут вынуждены сменить профессию.
Атлас новых профессий беспощаден: 57 профессий, по словам его создателей – агентства стратегических инициатив и Сколково – обречены на вымирание и попадание в карьерный тупик. Менеджеры, администраторы, юристы, водители, диспетчеры, операторы, экономисты, специалисты по учёту и снабжению, кассиры и другие — до 2030 года разными темпами начнут терять работу, если не пройдут дополнительного обучения.
95% «уволенных» работников могут выйти из карьерного тупика.
Чаще всего в 70% случаев речь идёт о переходе на позиции со смежными задачами с использованием новых технологий: например, специалисты по учёту и контролю с легкостью переучиваются в аналитиков, журналист может стать дата-журналистом. Главное — определить, какой ваш предыдущий опыт станет базой для получения нового.
Сильнее всего растёт спрос на технологические навыки (и программирование): сейчас они задействуются в 11% рабочего времени, в 2030 году это будет 17%.
На умение работать в команде, руководить другими, вести переговоры и проявлять эмпатию придётся рост на 24%. И здесь может помочь (как ни странно) удалённая работа, которая хорошо развивает навыки коллаборации. Пробелы, недочёты в таком формате работы проявляются быстрее, — оперативнее можно их отработать и улучшить.
Учимся учиться: как дойти из текущей точки А в желанную точку Б
Вспомните, какие чувства у вас вызывает обучение. Надеемся, что среди них есть место радости, удовлетворения, наслаждения от результата, когда «я смог» :-)
Можно начать из этой точки — учиться ради эмоций, заветного удовольствия от результата в конце.
Если цель сложная, удобнее разложить её на составные части. Тогда она не будет казаться такой недостижимой.
Для каждого шага нужно выбрать подход: освою сам(а), найду ментора, пойду в ассистенты (буду наблюдать), куплю или найду бесплатный курс по теме, прочту книгу — любой доступный вам способ.
Дальше стоит найти способ попрактиковаться — именно так из знаний сформируются умения.
После всего важно оценить полученный результат — возможно, нужно будет ещё поработать, а возможно, новых знаний уже будет достаточно для использования на реальных задачах. Как бы там ни было, в конце обязательно стоит похвалить себя за приложенные усилия — и порадоваться результату.
Изменения затрагивают не только систему образования, но и рынок труда. Прежде всего это касается увеличения количества распределённых команд, так как многие компании стали перестраиваться на онлайн-рельсы.
Офис больше не преимущество
Четверть российских компаний имеет в штате удалённых сотрудников (Superjob).
Принято считать, что удалённую работу сложно организовать и контролировать. А также влечёт за собой затраты на перевод рабочих мест в цифровой формат: тут и безопасность, и доступность, и полнота информации.
Да и в целом, кому не приятно сменить обстановку и прийти в офис. Разве что в ИТ удалённая работа давно стала золотым стандартом.
Среди остальных — ⅓ один день работает из дома.
Когда говорим «удалённая работа», имеем в виду штатных сотрудников.
По разным оценкам, после пандемии в 2020 году 5‒10% сотрудников останутся на удалёнке и дальше.
Немного сотрудников от общего числа занятых на постоянной основе продолжат работать удалённо. Играет роль необходимость оснащения домашнего офиса, за которое работодатель платить не обязан.
Пострадавший от пандемии бизнес будет сокращать расходы на офис и увеличивать на средства обеспечения удалённой работы команд.
Компании готовы покупать лицензии и вкладываться в обеспечение цифровых рабочих мест, чтобы обеспечить непрерывность процессов и подстраховаться от проблем с вредоносным или нелицензионным ПО.
Экономия на офисе, электроэнергии, канцелярских товарах и многочисленных административных функциях позволяет перераспределить затраты и, возможно, даже выиграть.
Трансформация физических рабочих мест в цифровые неизбежна для тех отраслей, где такой перевод позволит бизнесу выиграть с экономической точки зрения.
При этом культура удалённой работы в нецифровых областях экономики ещё далека от идеала, но хорошая новость в том, что можно использовать опыт ИТ и диджитал-агентств.
Какие компании растут в кризис
Стартапы
Во время хаоса и неопределённости лучше всего себя чувствуют те, в чьих «генах» уже заложено ожидание сложностей и гибкость в адаптации к любой ситуации в окружающем мире.
Один из примеров — стартапы. Это сервисы и бизнесы, которые опираются на быстрое и безболезненное закрытие потребностей пользователей и рынка.
Лучше продолжать, а не начинать карьеру в стартапе. Пригодится любой нецифровой опыт, если вы найдёте бизнес из вашей сферы.
Сотрудники стартапов постоянно учатся, поэтому это плодотворная почва для саморазвития.
Продуктовые и сервисные компании с распределёнными командами
Есть довольно много компаний, которые придерживаются концепции remote-first. Их основатели и сотрудники изначально живут в разных городах и даже странах. Всё общение, как правило, организовано через видеосвязь и инструменты совместной работы — такие, как виртуальные доски для заметок и мессенджеры.
В таких командах — без привязки к сфере бизнеса — на первый план выходят навыки soft skills, то есть гибкой работы с людьми и наличие эмоционального интеллекта.
Среди сфер — EdTech, телемедицина, онлайн-стриминг, FoodTech, онлайн-ритейл.
Российские представительства зарубежных компаний
Неплохо себя чувствуют компании, головной офис которых находится за рубежом, а в России находятся, как правило, сервисные сотрудники.
Можно экономить на зарплатах (даже давая их в среднем выше рынка) и релокации. При этом требовать соответствующий опыт и владение корпоративными инструментами.
Что в итоге
Мы живём в VUCA-мире, который требует от нас изменений.
Лидеров нового поколения отличают Vision (видение), Understanding (понимание), Clarity (ясность) и Agility (быстрота) — модель VUCA Prime.
Обучение длиною в жизнь — необходимость. К тому же, оно признаётся одной из самых выгодных статей вложения для взрослых.
«Чтобы стоять на месте, нужно бежать изо всех сил» — лучший совет для VUCA-мира.
Цифровые навыки связаны не только с технологиями, но и с плодотворным взаимодействием с людьми.
Любознательность помогает развивать такие soft skills, как эмпатию, адаптивность, кросс-культурную чуткость, логическое мышление.
Также любознательность помогает сотрудникам сильнее вовлекаться в свою работу, генерировать новые идеи и делиться ими с другими.
Каждый может найти профессию для себя.
Выйти из карьерного тупика поможет переход на позицию со смежными задачами с использованием новых технологий: например, журналист может стать дата-журналистом, а специалист по учёту — аналитиком.
Стабильности не существует. Согласны?
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [Законодательство в IT, Копирайт, Управление персоналом] Террор авторского права и дизайн сайта
- [Карьера в IT-индустрии, Управление персоналом] Финтех на карантине: студенты и преподаватели Тинькофф Финтеха рассказывают о переходе в онлайн
- [Agile, DevOps, Управление персоналом, Читальный зал] DevOps или как мы теряем заработную плату и будущее IT-отрасли
- [IT-компании, Удалённая работа, Управление персоналом, Управление продажами, Фриланс] Увольнять или оставить: есть ли альтернатива бенчу, если грянул кризис
- [Карьера в IT-индустрии] Что нужно знать об онлайн-собеседованиях
- [Конференции, Управление персоналом, Управление проектами, Управление разработкой] Почему онлайн-конференция по управлению знаниями — это не скучно
- [Управление проектами, Управление разработкой] Три истории и один вопрос
- [Kotlin, Карьера в IT-индустрии, Разработка мобильных приложений, Разработка под Android] Ask me anything! Задай вопрос Android-команде Badoo
- [Управление персоналом] Хабр Карьера запускает Арсенал — инструмент для рекрутинга
- [Локализация продуктов, Управление продуктом, Управление проектами, Управление разработкой] Советы по эффективной локализации продукта
Теги для поиска: #_karera_v_itindustrii (Карьера в IT-индустрии), #_upravlenie_personalom (Управление персоналом), #_upravlenie_proektami (Управление проектами), #_netologija (нетология), #_soft_skills, #_lifelong_education, #_uchimsja (учимся), #_gibkost (гибкость), #_gibkoe_upravlenie (гибкое управление), #_neopredelennost (неопределенность), #_nestabilno (нестабильно), #_slozhnost (сложность), #_neodnoznachnost (неоднозначность), #_udalenka (удалёнка), #_udalennaja_rabota (удаленная работа), #_udalennoe_upravlenie_komandoj (удаленное управление командой), #_blog_kompanii_netologija (
Блог компании Нетология
), #_karera_v_itindustrii (
Карьера в IT-индустрии
), #_upravlenie_personalom (
Управление персоналом
), #_upravlenie_proektami (
Управление проектами
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 23:06
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
VUCA — хаотичная, быстро меняющаяся бизнес-среда, которая стала новой реальностью. Эта реальность трансформирует не только подход компаний к ведению бизнеса, но и модель лидерского поведения. Вместе с Еленой Герасимовой, руководительницей направления «Аналитика и Data Science» в Нетологии, разбираемся, что такое VUCA-мир, какими должны быть VUCA-лидеры, как развиваться в условиях неопределённости и почему любознательность помогает в развитии VUCA-навыков. Что такое VUCA Акроним VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность) характеризует изменчивую и сложную среду современного мира, где не существует гарантированной стабильности. Термин придумали в 1990-х годах американские военные, а сегодня он используется в бизнес-среде для обозначения условий, в которых работают компании. Нестабильность характеризуют неустойчивые ситуации и непредсказуемые изменения — по своей природе, скорости, объёму, динамике. Непонятна продолжительность такого положения дел. Многие бизнесы сейчас ведут деятельность на нестабильных рынках с быстро меняющимися обстоятельствами. Неопределённость означает отсутствие информации для прогнозирования последствий и планирования необходимых действий. То, что раньше считалось бесспорным, утратило свою силу, и руководители больше не могут основывать свои решения на прошлом опыте. Например, ожидаемый выход нового продукта конкурента на рынок ставит под вопрос будущее бизнеса и рынка. Сложность подразумевает ситуации, где много взаимосвязанных элементов и огромный объём информации. Такое большое количество факторов значительно усложняет процесс принятия решения и планирования. Например, выход на международные рынки предполагает следование многочисленным правилам и нормам. Неоднозначность определяется отсутствием чёткого понимания правил игры. Иногда это вызвано ситуационной новизной и сомнениями, которые могут возникнуть при попытке принимать решения в новом контексте. Переход от печатных газет к цифровому медиа — пример новой бизнес-модели и неоднозначной ситуации, когда поведение клиентов в новой среде не до конца известно. Нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность стали определять цифровую экономику как чрезвычайно разрушительную среду и потенциальную опасность для компаний, ориентированных на постепенный рост. Поэтому поиск «рычагов» для совершения прорыва — ключевая составляющая стратегий успешных компаний. И чаще всего такой «рычаг» имеет природу новейших технологий (цикл зрелости технологий Gartner).
Скорость изменений во многих отраслях сейчас намного выше, чем десять или двадцать лет назад. Благодаря цифровым технологиям и изменяющимся потребностям клиентов, эта повышенная волатильность реальна для многих компаний. Возможно, до пандемии многие не обращали внимание или не видели примеров угрозы экономическому балансу. Хаос, который царит в результате стремительных непредвиденных изменений, будет накапливаться долгие годы. Жить в хаосе значит быть гибким и готовым изменить своё мнение, отбросить прошлые убеждения, а затем отбросить их снова и снова. Таким образом, движение и изменения становятся частью ДНК любого из нас — гарантом антихрупкости. Однако чувство неопределённости старо как мир. Вряд ли текущая ситуация является более сложной, чем во время эпидемии чумы или мировой войны. То, насколько мы ощущаем мир более неопределённым и неоднозначным, во многом зависит от нашей способности справляться с его изменчивостью и сложностью.
Как жить в режиме неопределённости Предпринимателям и специалистам остаётся лишь относиться к изменениям в мире как к нормальному существованию: движение = жизнь. «When life gives you lemons, make a lemonade» — это может звучать как совет от капитана Очевидность, но новые условия означают новые возможности. Ими точно стоит пользоваться, особенно если предыдущие возможности больше недоступны. Важно помнить, что каждый новый день = новые вы. Это значит, что не стоит откладывать развитие на «следующий год» или «понедельник». Начать всегда сложно, поэтому стоит сделать привычными развитие и совершение ошибок. Так не придётся каждый раз испытывать холодный старт. В посткоронавирусном мире способность работать удалённо помогает компаниям выжить: значит, стоит освоить профессию, которая позволяет это делать, либо цифровые инструменты в текущей профессии или бизнесе. Проекты говорят лучше, чем слова. Сегодня стоит собирать портфолио не только из рабочих проектов, но и из пет-проектов или хобби, если в них применяются профессиональные навыки. Не надо бросать работу ради обучения. Задавая себе драйв, проще влиться в новую деятельность по его окончании. Новая работа всегда стресс, даже если он связан с радостью от применения успешно освоенных знаний. При определении траектории обучения лучше выбирать навыки, которые будут применимы в разных сценариях будущего, — универсальные, метанавыки. Они пригодятся как в кризисной ситуации, когда важно не цепляться за соломинку, а двигаться самому, так и в спокойное время — ценно то, что умеешь и можешь применить, а не просто знаешь. VUCA Prime: отвечаем на вызовы VUCA-мира Для эффективного взаимодействия с VUCA-средой важно развивать соответствующие навыки. Управленческие компетенции, которые отличают лидеров VUCA, описал Боб Йохансен в книге «Лидеры создают будущее: десять новых качеств для неопределённого мира». Автор — учёный из Института будущего — говорит о том, что лидеров нового поколения отличают Vision (видение), Understanding (понимание), Clarity (ясность) и Agility (быстрота) — модель VUCA Prime. Видение (vision) противодействует нестабильности (volatility). В лихорадочное время формирование видения будущего компании важнее, чем в обычное время. Это поможет противостоять турбулентности, кризису или выдержать конкуренцию. Важно также, чтобы сотрудники также понимали, куда и зачем идёт компания. Понимание (understanding) противодействует неопределённости (uncertainty). Чтобы выявить новые возможности, руководителю нужно выйти за границы своих компетенций. Важно быть гибким, общаться с сотрудниками разного уровня. И здесь важную роль играют soft skills, в частности коммуникативные навыки и эмпатия. Ясность (clarity) противодействует сложности (complexity). В среде VUCA хаос наступает быстро и жёстко. Нужно оперативно определить, на каких стратегических направлениях фокусироваться для скорейшего выхода из кризисной ситуации. Быстрота (agility) противодействует неоднозначности (ambiguity). Под быстротой подразумевается способность эффективно общаться, быстро принимать и исполнять решения. Для жизни в VUCA-мире компании недостаточно нанять «гибких» руководителей. Важно, чтобы они создали культуру VUCA, которая нацелена на инновации, адаптивное поведение и продуманный риск. Как видим, не последнюю роль в VUCA-мире занимают развитые soft skills. Важность soft skills доказана многими исследованиями. Например, 92% респондентов LinkedIn приравняли важность soft skills к hard skills. Роль любознательности в развитии soft skills для VUCA-среды Слово «любознательность» происходит от латинского «cura» — «забота, внимание». Означает пытливое мышление и проявляется в виде изучения и обучения чему-то новому. Любознательность — движущая сила не только в развитии человека, но и науки, языка и промышленности. Любознательность помогает ускорять исследования нового, быть открытыми к новому опыту, творчески решать задачи, сформировать устойчивость к неопределённости, а также сотрудничать и учиться. Всё это позволяет развивать основные soft skills — эмпатию, ситуационную и межличностную адаптивность, кросс-культурную чуткость, логическое мышление. Разберёмся на конкретных примерах, почему бизнесу выгодно культивировать любознательность среди своих команд. Генерация идей Согласно опросу бизнес-школы INSEAD и SurveyMonkey, любознательность помогает сотрудникам сильнее вовлекаться в свою работу, генерировать новые идеи и делиться ими с другими. 73% опрошенных, которым на работе интересно, признали, что они «больше обмениваются идеями» и «генерируют новые идеи для своих организаций». Мышление роста Любознательность характерна для мышления роста (установки на развитие) — такого, как преобразование неудач в возможность обучения и выбор деятельности, которая улучшает текущие навыки и способствует развитию новых. Компании, которые придерживаются мышления роста и создают среду, дружелюбную для опыта неудач, только выигрывают. В компаниях со здоровой культурой обучения на 92% больше шансов разработать новые продукты и процессы, они на 52% продуктивнее и на 17% более прибыльные по сравнению с теми, кто не делает упор на культуру обучения.
Это означает, что специалисты разных направлений, которые развивают мышление роста, лучше адаптируются к VUCA-среде. В частности к консолидации индустрии, технологическим, регулятивным и геополитическим потрясениям, а также к переменчивым потребительским предпочтениям. Любознательность стала новой золотой лихорадкой. При поиске сотрудников компании ждут открытых для новых знаний сотрудников, причём в разных сферах — от менеджера по продажам до аналитика данных. Вакансия аналитика данных от Авито Ощущается дефицит сотрудников с творческим подходом, коммуникативными навыками и способностью к адаптации. Но не всё просто даже в тех компаниях, где такие сотрудники есть. Согласно опросу INSEAD и SurveyMonkey, 83% руководителей высшего звена считают, что в их компании любознательность поощряется «очень сильно» или «хорошо», в то время как только 52% сотрудников согласились с этим. Около половины (49%) топ-менеджеров утверждают, что любознательность вознаграждается ростом зарплаты, но 81% сотрудников ответил, что пытливость ума не влияет существенно на их доход. Это большая проблема для бизнеса: если сотрудники не видят ценности в любознательности, то они с меньшей вероятностью будут использовать в работе новую информацию. Успешный бизнес опирается на любознательность сотрудников. Чтобы генерировать новые идеи и создавать добавленную стоимость для компании, сотрудники любого уровня нуждаются в среде, где они могут проявлять интерес к новому, искать и усваивать новую информацию, а также устанавливать новые связи.
Открытость к разному опыту, исследовательское поведение и стремление к знаниям сотрудников могут помочь компаниям лучше справляться с неопределённостью и нестабильностью рынка. Развитие в VUCA-мире Работникам придётся адаптироваться, приобретать новые навыки, чтобы успевать за изменениями. В то же время взрослым людям сложнее адаптироваться к изменениям на рынке труда и технологическим инновациям, поэтому особое значение приобретает непрерывное обучение на протяжении всей жизни (lifelong learning) — меняется система образования. Опыт копится в каждом человеке под влиянием внешней среды, и передать опыт в том контексте, в котором он приобретён одним человеком, другому невозможно. Взгляд на этот опыт, его обработка, масштабирование, преобразование в знание индивидуальны: их нельзя передать без искажений. «Бесшовность» опыта важна для объективности оценки ожиданий от его применения. Самая частая проблема — «я делаю всё ровно так, как Х, но у меня ничего не получилось — почему?». Даже если в компании много умных людей, их опыт будет принадлежать только им.
Решением может стать тщательно спроектированная система корпоративного обучения — своеобразный корпоративный университет 2.0, в котором методология — это живой и динамически развивающийся продукт. Такие системы обучения имеют потенциал роста в коммерческие продукты для широкого рынка. Из-за трудностей в передаче знаний от человека к человеку стало гораздо важнее находить новые, более эффективные способы решения проблем компании в VUCA-среде. Обычно люди используют только те знания, которые удалось проверить на практике. В противном случае новая информация забывается или подвергается сомнению и всё равно откидывается. Поэтому и возникла ценность постоянного самостоятельного получения новых навыков. Готовность искать, перерабатывать и транслировать далее информацию помогает лучше накапливать и применять знания. Можно утверждать, что человечество только выиграет от перемен. Многие системы уже слишком «застоялись» и нуждаются во встряске и доле хаоса, чтобы развиться до нового уровня. Lifelong learning: обучение длиною в жизнь К такому обучению относится:
Традиционное высшее образование — основа, но необходимой узкоспециализированной подготовки в большинстве случаев не гарантирует. И после пяти-шести лет учёбы у выпускника часто нет практических навыков, чтобы быть полезным работодателю сразу после окончания вуза. Более того, бывает, что обучение в вузе демотивирует продолжать учиться в принципе. Тем временем, образование тесно связано с уровнем дохода. По данным ЮНЕСКО за 2019 год, увеличение средней продолжительности образования взрослого населения (от 24 лет) на один год в долгосрочной перспективе ведёт к увеличению экономического роста на 4%, а доходов на душу населения — на 6%.
ЮНЕСКО указывает, что норма рентабельности каждого дополнительного года обучения составляет 9,7% — это выгоднее, чем хранить деньги во вкладах и депозитах. Непрерывное образование — это не вопрос выбора, а уже данность. Постоянное изменение техники, производства и рыночной конъюнктуры приводит к тому, что в развитых странах работник в среднем не менее пяти раз в течение трудовой жизни меняет специальность. В то же время, образование перестало быть функциональным. Подход «я иду учить Python, потому что мне нужно выучить Python» уже редкость. Сегодня в обучении люди ищут новые возможности, пути и направления развития.
По оценкам McKinsey, к 2030 году из-за развития технологий от 75 до 375 млн человек, то есть 3–14% от общей численности рабочей силы в мире, станут безработными или будут вынуждены сменить профессию. Атлас новых профессий беспощаден: 57 профессий, по словам его создателей – агентства стратегических инициатив и Сколково – обречены на вымирание и попадание в карьерный тупик. Менеджеры, администраторы, юристы, водители, диспетчеры, операторы, экономисты, специалисты по учёту и снабжению, кассиры и другие — до 2030 года разными темпами начнут терять работу, если не пройдут дополнительного обучения. 95% «уволенных» работников могут выйти из карьерного тупика.
Чаще всего в 70% случаев речь идёт о переходе на позиции со смежными задачами с использованием новых технологий: например, специалисты по учёту и контролю с легкостью переучиваются в аналитиков, журналист может стать дата-журналистом. Главное — определить, какой ваш предыдущий опыт станет базой для получения нового. Сильнее всего растёт спрос на технологические навыки (и программирование): сейчас они задействуются в 11% рабочего времени, в 2030 году это будет 17%. На умение работать в команде, руководить другими, вести переговоры и проявлять эмпатию придётся рост на 24%. И здесь может помочь (как ни странно) удалённая работа, которая хорошо развивает навыки коллаборации. Пробелы, недочёты в таком формате работы проявляются быстрее, — оперативнее можно их отработать и улучшить. Учимся учиться: как дойти из текущей точки А в желанную точку Б Вспомните, какие чувства у вас вызывает обучение. Надеемся, что среди них есть место радости, удовлетворения, наслаждения от результата, когда «я смог» :-) Можно начать из этой точки — учиться ради эмоций, заветного удовольствия от результата в конце. Если цель сложная, удобнее разложить её на составные части. Тогда она не будет казаться такой недостижимой. Для каждого шага нужно выбрать подход: освою сам(а), найду ментора, пойду в ассистенты (буду наблюдать), куплю или найду бесплатный курс по теме, прочту книгу — любой доступный вам способ. Дальше стоит найти способ попрактиковаться — именно так из знаний сформируются умения. После всего важно оценить полученный результат — возможно, нужно будет ещё поработать, а возможно, новых знаний уже будет достаточно для использования на реальных задачах. Как бы там ни было, в конце обязательно стоит похвалить себя за приложенные усилия — и порадоваться результату. Изменения затрагивают не только систему образования, но и рынок труда. Прежде всего это касается увеличения количества распределённых команд, так как многие компании стали перестраиваться на онлайн-рельсы. Офис больше не преимущество Четверть российских компаний имеет в штате удалённых сотрудников (Superjob). Принято считать, что удалённую работу сложно организовать и контролировать. А также влечёт за собой затраты на перевод рабочих мест в цифровой формат: тут и безопасность, и доступность, и полнота информации. Да и в целом, кому не приятно сменить обстановку и прийти в офис. Разве что в ИТ удалённая работа давно стала золотым стандартом. Среди остальных — ⅓ один день работает из дома. Когда говорим «удалённая работа», имеем в виду штатных сотрудников. По разным оценкам, после пандемии в 2020 году 5‒10% сотрудников останутся на удалёнке и дальше. Немного сотрудников от общего числа занятых на постоянной основе продолжат работать удалённо. Играет роль необходимость оснащения домашнего офиса, за которое работодатель платить не обязан. Пострадавший от пандемии бизнес будет сокращать расходы на офис и увеличивать на средства обеспечения удалённой работы команд. Компании готовы покупать лицензии и вкладываться в обеспечение цифровых рабочих мест, чтобы обеспечить непрерывность процессов и подстраховаться от проблем с вредоносным или нелицензионным ПО. Экономия на офисе, электроэнергии, канцелярских товарах и многочисленных административных функциях позволяет перераспределить затраты и, возможно, даже выиграть. Трансформация физических рабочих мест в цифровые неизбежна для тех отраслей, где такой перевод позволит бизнесу выиграть с экономической точки зрения. При этом культура удалённой работы в нецифровых областях экономики ещё далека от идеала, но хорошая новость в том, что можно использовать опыт ИТ и диджитал-агентств. Какие компании растут в кризис Стартапы Во время хаоса и неопределённости лучше всего себя чувствуют те, в чьих «генах» уже заложено ожидание сложностей и гибкость в адаптации к любой ситуации в окружающем мире. Один из примеров — стартапы. Это сервисы и бизнесы, которые опираются на быстрое и безболезненное закрытие потребностей пользователей и рынка. Лучше продолжать, а не начинать карьеру в стартапе. Пригодится любой нецифровой опыт, если вы найдёте бизнес из вашей сферы. Сотрудники стартапов постоянно учатся, поэтому это плодотворная почва для саморазвития. Продуктовые и сервисные компании с распределёнными командами Есть довольно много компаний, которые придерживаются концепции remote-first. Их основатели и сотрудники изначально живут в разных городах и даже странах. Всё общение, как правило, организовано через видеосвязь и инструменты совместной работы — такие, как виртуальные доски для заметок и мессенджеры. В таких командах — без привязки к сфере бизнеса — на первый план выходят навыки soft skills, то есть гибкой работы с людьми и наличие эмоционального интеллекта. Среди сфер — EdTech, телемедицина, онлайн-стриминг, FoodTech, онлайн-ритейл. Российские представительства зарубежных компаний Неплохо себя чувствуют компании, головной офис которых находится за рубежом, а в России находятся, как правило, сервисные сотрудники. Можно экономить на зарплатах (даже давая их в среднем выше рынка) и релокации. При этом требовать соответствующий опыт и владение корпоративными инструментами. Что в итоге Мы живём в VUCA-мире, который требует от нас изменений. Лидеров нового поколения отличают Vision (видение), Understanding (понимание), Clarity (ясность) и Agility (быстрота) — модель VUCA Prime. Обучение длиною в жизнь — необходимость. К тому же, оно признаётся одной из самых выгодных статей вложения для взрослых. «Чтобы стоять на месте, нужно бежать изо всех сил» — лучший совет для VUCA-мира. Цифровые навыки связаны не только с технологиями, но и с плодотворным взаимодействием с людьми. Любознательность помогает развивать такие soft skills, как эмпатию, адаптивность, кросс-культурную чуткость, логическое мышление. Также любознательность помогает сотрудникам сильнее вовлекаться в свою работу, генерировать новые идеи и делиться ими с другими. Каждый может найти профессию для себя. Выйти из карьерного тупика поможет переход на позицию со смежными задачами с использованием новых технологий: например, журналист может стать дата-журналистом, а специалист по учёту — аналитиком. Стабильности не существует. Согласны? =========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Блог компании Нетология ), #_karera_v_itindustrii ( Карьера в IT-индустрии ), #_upravlenie_personalom ( Управление персоналом ), #_upravlenie_proektami ( Управление проектами ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 23:06
Часовой пояс: UTC + 5