[Профессиональная литература, Карьера в IT-индустрии, Читальный зал] Как айтишнику издать свою книгу. Часть первая: куда податься

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
01-Июн-2021 00:30

Пожалуй, многих хотя бы раз посещала мысль поделиться своим опытом. Помочь коллегам и подрастающему поколению собранными граблями, изложить сообществу любопытные (а может и поворотные, как знать!) идеи, оставить что-то «после».Книга, опыт выпуска которой и послужил источником данного материала, в статье ранее https://habr.com/ru/post/512460/ набрала тысячи скачиваний и десятки благодарных отзывов. Для тех, кто хочет узнать, как работает книжное дело сейчас, выкладывать ли онлайн самому или сотрудничать с издательством, сколько получают авторы, как попасть на полки Буквоеда, Читай-города, в главные интернет-магазины, и все ли решают лайки — прошу.
Для начала: спасибо всем, кто поддержал. С тех пор книга прошла путь от бесплатного самиздата до книжных магазинов, заинтересовав крупные издательства. Забавное стечение обстоятельств и айтишное упорство привели к созданию новой дополненной версии уже от Эксмо/Бомбора.А теперь к делу. Уверена, у многих случались события, достойные книг. Так, где и как простому айтишнику опубликовать свою книгу?Часть 1. Куда податься с книгой. Есть два пути: площадки самиздата и традиционные книжные издательства.Конечно, еще третий — полная самодеятельность. Можно разместить, например, в соцсетях, на своем сайте или Гитхабе. Но если хочется пойти дальше, чем бесплатная электронная версия: получить физическую печатную книгу, продавать на популярных маркетплейсах или, зайдя в ближайший книжный, видеть ее на полках, то… по мне для простого работающего айтишника продираться на своем велосипеде получается долго или дорого либо долго и дорого :) Честно попытавшись осознать масштаб полной независимости: отсмотрев десятки портфолио, найти фриланс-художников обложки, корректоров, верстальщиков, договориться с типографиями, затем разбираться с выкладкой в каждый магазин и налоговой, — остановилась на готовых площадках самиздата или сотрудничестве с издательствами. Плюсы и минусы первого варианта — самиздата:+ быстрый результат: не нужно ждать рассмотрения до нескольких месяцев издательствами. При том, что риск отказа высок, а пол года ожидания в IT — губительны для актуальности ваших материалов;+ свобода: можно обойтись без договоров с исключительными лицензиями, сохранить все права на распространение за собой. Печатать, раздавать сколько хотите; + название книги, дизайн обложки — на ваш вкус. Никаких сюрпризов от издательства;+ никакой редактуры, искажающей ваш авторский текст;+ услуги печати по требованию (print-on-demand) на основных площадках самиздата: при размещении через них в магазинах (Ozon, My-shop, Москва, Буквоед и др.) книга печатается при поступлении заказа. А значит можно продавать и печатные версии, нет перебоев с отсутствием тиражей, нет затрат автора на их подготовку и отправку в магазины или покупателям;- денежные затраты: оплата художников/дизайнеров, верстальщиков, корректоров, печать тиражей за свой счет, а затем и реклама; - временные затраты: поиск вышеупомянутых специалистов книжного дела и формулирования ТЗ, или выбор издательских сервисов и самостоятельная верстка в них, общение с поддержкой;- сложность попадания в сетевые «серьезные» книжные офлайн-магазины;- ограниченность каналов продвижения и маркетингового роста простым разработчиком. Без серьезных денежных вливаний (блогеры, каналы, выставки и др. реклама) спрос затухает.Плюсы и минусы издательств*:*(в случае наиболее традиционного сотрудничества на бесплатной основе по договору исключительной лицензии):+ все делается издательством за их счет;+ профессионализм и опыт. Знают, как сделать лучше и продать (крутые обложки, цепляющие названия,...);+ заинтересованность в успехе. Продажи и популярность вашей книги — их прибыль. Точка же монетизации самиздатов, например, Ридеро, скорее смещена в сторону денег с вас (подписки, платные выставки, недешевая оплата корректуры, тиражей и проч.), а не с потенциальных читателей;+ масштаб — больше печатные тиражи (~2000-3000 экз. на старте), больше крупных магазинов;+ солидность: сотрудничество в классическом книжном флоу вызывает вау-эффект, добавляет веса и серьезности;+ больше каналов продвижения, специальные маркетинговые отделы;+ как следствие проще попасть на полки книжных, в т.ч. офлайн, получить классический книжный путь.- человеческий фактор: редактор, издательство могут не оказаться на одной волне с вами. Вы можете не разделять их решения, включая названия, текст и обложки по вашему детищу, и будете иметь низкий вес вплоть до невозможности повлиять на их выбор;- получаете, как правило, меньший процент роялти (авторских отчислений);- ограничены в своих правах с книгой: получаете несколько напечатанных экземпляров или вынуждены заказывать на их условиях, связаны договором, неустойками за самостоятельное распространение и иные действия.В случае с издательствами есть еще вариант сотрудничества на платной основе — нечто среднее между первым самиздатным и вторым классическим вариантом.  Вы становитесь свободны в своём слове — выпустить, что написали, а не что считают продаваемым редакторы, — но и суммы некомфортно вырастают для простого айтишника, обретая лишние нули.Площадки самиздатаКачественных площадок самиздата сейчас, пожалуй, две: Ридеро и ЛитРес: Самиздат. Обе предоставляют базовые услуги по верстке, корректуре, редактуре, написанию аннотаций, печати тиража, Там же есть услуги для потенциального роста вашей книги: удобно разместить в ряде магазинов и продавать, сделать аудио-версию, заказать продвижение вплоть до печати мерча или раздачи с автографом или заказа перевода на китайский и др. Плюсы и минусы Ридеро:+ меньше багов, приятнее интерфейс; + больше услуг. Заказать художнику свою обложку, перевод, аудиоверсию, отправку в офлайн-магазины или выкладку в аэропортах;+ список магазинов релевантнее под IT-аудиторию (например, продажа печатной версии print-on-demand в Ozon, а не в My-shop как на ЛитРес);+ оперативная поддержка;- зависимость от посредничества и подсаживание на платные услуги. Например, скачать 1 раз сверстанную книгу в pdf — 250 руб., fb2 — еще 250 руб., для безлимита — покупать подписку в 1000-1500 руб./мес. Поправить аннотацию в магазинах — 2 мес. ожидания или доплата;- меньшая прозрачность. Статистика скудная — число покупок, поступает на 1-1.5 мес. позже. Оценить эффективность рекламных компаний — затруднительно. Статистика, полученная из альтернативных источников вызывала подозрения в занижение цифр продаж и причитающегося автору дохода соответственно;Отступление про бестселлеры в Ozon:Однажды, зайдя на страницу своей книги в Ozon, я увидела на ней метку «бестселлер». Предвкусила масштабы продаж Дарьи Донцовой. Дождавшись следующего месяца, получила статистику от Ridero — 2 продажи. На вопрос в Ozon, а по какой логике книги получают метку «бестселлер», получила политкорректный ответ — как товары, наиболее популярные и продаваемые среди остальных. Уточнения, сколько нужно продаж и как определяются товары сравнения, остались без ответа. Так что стать бестселлером не сложно и за 1-2 книги (правда, ненадолго — метка пропала через день-два), либо же, реальные продажи были чуть больше. Но к бестселлерам в Ozon стала относиться настороженнее.- нет детальной настройки под каждый магазин. Общее описание и аннотация ограничены минимальной длиной на одной из площадок, и не позволяют указывать доп. данные, теги, жанры по каждому онлайн-магазину отдельно. Как следствие: в какие категории разместить в конкретном магазине выбирается самостоятельно поддержкой.Плюсы и минусы ЛитРес:+ оперативная статистика без задержек в 1-2 мес. по самому ЛитРес-у, а это все же основная площадка электронных книг;+ больший контроль за отображение книги на ЛитРес;- сырость, на момент выбора не удалось загрузить, говорящих ошибок не было; - свой дизайн обложки возможен только для лицевой стороны;- только дефолтная верстка книги. Сделать на свой вкус более стильную по шрифтам и отступам (боль фронтендера!) верстку для печатной книги нельзя;- медленнее поддержка;- меньше привлекательных целевой айтишной аудитории каналов продажи. Например, нет Amаzon, нет продаж печатной версии на Ozon, Aliexpress;- нет управления списком площадок для публикации книги: нельзя выбрать куда публиковать (и, вероятно, откуда удалять при желании потом), видимо кроме как во все текущие партнеры.Традиционных книжных издательств гораздо больше, и их спектр зависит от тематики вашей книги.Мой путь на данном этапеМне как щепетильному айтишнику было важно выпустить в люди авторский текст, под исходным названием и нарисовать собственную придуманную обложку, без котов в мешке от издательств.Изучив сайты МИФа, Эксмо/Бомборы, Альпины, Питера, ДМК-Пресса и прочих основных и не очень игроков книжного рынка, сроки рассмотрения, % одобрений, процессы, включая в том же МИФе требования дописывания глав «под заказ» редакторов по потребностям аудитории, прочие условия и веющее от них пренебрежительное и бесправное отношение к авторам — поняла, что пока хочу сохранить свободу.Уверенность в правильном выборе позже подкрепило происходящее с книгой знакомого, выбравшего договорной путь с крупным издательством: установленное декларативно название, презентовать которое, мне, возможно, было бы неловко, обложка на вкус редакторов, отсутствие печатной версии в договоре и переворачивающие смысл ошибки редактуры.В то же время хотелось попасть в крупные сетевые книжные офлайн магазины вроде Читай-Город и Буквоед. Просто был такой пунктик :)  Как метрика серьезности результата, качества контента и легкий вызов себе — не каждое написанное в сети оказывается на полках классических книжных. И главное, как еще один сложнодоступный «своим ходом» канал распространения: чтобы студенты и начинающие могли зайти, увидеть и купить. Ведь главное для автора, чтобы его книги читали и использовали себе во благо как можно большее число людей.А посему убедилась, что выбранная площадка самиздата прав на самостоятельное распространение меня не лишает (т.е. готова принять от меня и неисключительную лицензию) и позволяет безболезненно расстаться, перейдя на сотрудничество с издательством. Хотя существуют и варианты с исключительной лицензией (т.е. передачей всех прав на распространение только им) и большими роялти.С другой стороны, заранее уточнила у интересующих «серьезных» издательств:
  • будут ли рассматривать рукопись, ранее открыто размещенную в сети?
  • ранее опубликованную на ресурсах ЛитРес и аналогах для продажи?
  • распечатанную за счет автора малым тиражом?
  • смогу ли сохранить за собой права (и какие) на распространение (т.е. исключительная или неисключительная лицензия предполагается сотрудничеством)?
Краткая сводка ответов:
Почти все ответившие рассмотреть были готовы. Только БХВ сразу предупредил, что как правило не рассматривает открыто размещенные, и работает только по исключительным лицензиям. Но если книга выкладывалась для продажи/печаталась малым тиражом, и права у других площадок на книгу закончились, — то возможно.С правами позиция у всех была примерно одна: «решается индивидуально предлагаемым договором в случае интереса к рукописи».  Питер сразу честно оговорил, что вариации возможны в части электронной, а печатная остается в распространении за ними, но все же стандарт — исключительная на обе версии. Очевидно, что издательствам невыгодно снижать себе прибыль, оставляя права неизвестным конкурентам. Из привилегий же самостоятельного распространения, автор может выкупить любое экземпляров со скидкой (например, в БХВ), либо их ограниченное количество, либо даже получить несколько авторских экземпляров бесплатно (например, до 10 в Бомборе), или заказать тираж по льготным ценам.  Небольшая правовая ремаркаИсключительная лицензия, в том числе, предполагает, что размещенная ранее книга должна быть убрана, не остаться нигде в продаже и в печатном виде. Важно следить, чтобы ваши заключаемые до начала сотрудничества с издательством договоры: с самиздатом, типографиями, магазинами и др. — позволяли во время «отсечь концы».К слову, несмотря на положительные ответы по первому пункту, на практике, субъективно, выкладка в сеть снизила шансы.В ответ на присланную рукопись, руководитель отдела компьютерной литературы БХВ, отреагировал в ключе «зачем выложили, как нам на этом теперь заработать?» В целом резко и не очень дружелюбно (хотя местами по рыночному справедливо) прокомментировал присланные вводные, а затем сразу перешел к делу. Мол, хотят одну книгу выпустить, как бы им ее назвать, какие технологии вынести на обложку, что сейчас популярно во фронтенде. С лихой овцы хоть шерсти клок :) Естественно, после получения бесплатной консультации, инициативы по связи о моей книге не последовало. Интереса ради, я поинтересовалась сама позже, получив ответ о готовности сотрудничества только за деньги автора. А еще, забегая вперед, не каждое предложение о сотрудничестве даже за счет издательства сейчас ведет к созданию бумажной версии и заветным полкам сетевых книжным. Все больше авторам рассылаются (вплоть до автоответов) письма счастья о готовности выпустить их произведение... Окрыленные признанием крупного издательства, будущие Джоан Роулинги спешат принять условия и перейти к изданию бестселлера. Однако договоры предполагают, как правило, закидывание электронной книги на ЛитРес и партнеров, что почти ничего не стоит издательству. В лучшем случае обещается аудио, а печатная — если «пойдут продажи электронной», что почти всегда рано никогда. Итого, вы просто дарите пассивный доход, лишая себя прав, шансов издаться на бумаге с другими серьезными игроками и большего роялти, размести вы книгу сами. Но об этом и прочих тонкостях работы с издательствами в следующих частях.Текущий итог: выбор самиздата (Ридеро) для выпуска авторской версии с гарантией себе существования книги в бумаге и цель на сотрудничество с издательствами для попадания на полки книжных и большей популяризации.Продолжение в следующих частях:Часть 2. Самиздат: сколько стоит свобода. Денежные и временные затраты на выпуск электронной и печатной книги.Часть 3. Издательства: как попасть на полки книжных магазинов. Шансы на интерес к вам, опасные договоры и процесс выпуска книги.Часть 4. Запись аудиоверсии книги.Часть 5. Сколько получают авторы.
===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_professionalnaja_literatura (Профессиональная литература), #_karera_v_itindustrii (Карьера в IT-индустрии), #_chitalnyj_zal (Читальный зал), #_samizdat (самиздат), #_izdanie_knigi (издание книги), #_vypusk_knigi (выпуск книги), #_govorjat_v_it_mnogo_platjat (говорят в IT много платят), #_put_v_it (путь в ИТ), #_kniga (книга), #_biografii (биографии), #_karera (карьера), #_professionalnaja_literatura (
Профессиональная литература
)
, #_karera_v_itindustrii (
Карьера в IT-индустрии
)
, #_chitalnyj_zal (
Читальный зал
)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 22-Ноя 12:55
Часовой пояс: UTC + 5