[CRM-системы, Исследования и прогнозы в IT, IT-компании, 1С] Чем хуже, тем лучше. Маркетинг компании 1С на примере рынка CRM-систем

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
17-Май-2021 15:32

Эта статья появилась после общения с товарищами из группы 1С франчайзи. Не так давно они меня пригласили на неформальную встречу, где представили, как автора публикации «Что такое 1С и почему это плохо». В процессе общения я сам признал, что та статья была недостаточно глубокой. Кроме того, со времени написания публикации мое мнение также несколько изменилось. Потому пообещал провести анализ программных решений 1С с экономической точки зрения. Что с удовольствием и выполняю.Такой подход будет интересен руководителям и ведущим специалистам компаний 1С-франчайзи, т.е. людям, которые работают с этим продуктом, как партнеры 1С. Также надеюсь, что публикация принесет пользу людям, которые изучают возможность стать программистом 1С и устроиться на работу в саму 1С или в компанию-франчайзи.В прошлом я и сам работал с программными продуктами 1С, и меня, как и многих пользователей и разработчиков, мучили вопросы:Извините, данный ресурс не поддреживается. :(
  • Почему программные решения всегда такие недоработанные?
  • Почему любое программное решение от 1С необходимо регулярно обновлять?
  • Почему 1С не предлагает программные продукты, которые бы закрывали определенную нишу?
Причем, первый и второй вопрос, на самом деле, пересекаются только частично. А третий вызывает до сих пор множество споров. Так как уже более 3 лет я работаю преимущественно с иностранными информационными системами, я имею возможность изучить ситуацию со стороны, с учетом понимания особенностей построения работы европейских компаний. При этом большой опыт работы с 1С помогает мне видеть эту же ситуацию, так сказать, изнутри, с полным пониманием, что и как происходит с программными решениями 1С. Если вы работаете только на российским рынке, такая ситуация с программными решениями 1С кажется нормальной. Программные решения постоянно совершенствуются, дорабатываются, появляются новые решения. Но если вы попробуете работать с зарубежными IT-системами, окажется, что это совсем не так.  Кроме того, благодаря личному опыту я могу сравнить особенности общения и задачи, которые ставятся в рамках сотрудничества с зарубежными и российскими компаниями. Именно это помогло мне увидеть ситуацию в России со стороны, этим опытом я и хочу поделиться с читателями.Ситуация на рынке CRM-систем в РоссииЛично для себя я нашел ответы на описанные выше вопросы только тогда, когда начал работать с различными CRM-системами. Ко мне нередко обращаются люди с вопросом «Какую CRM вы посоветуете».  Обычно я задаю им встречный вопрос – «А чем вы сейчас пользуетесь?» И очень часто слышу, что текущая CRM – это АМО, Битрикс,  а на будущее они всерьез изучают 1С CRM. Впрочем, были и обратные ситуации, когда люди сейчас пользуются 1С CRM, а рассматривают возможность перехода на АМО или Мегаплан. В итоге я выяснил, что в любом обсуждении внедрения CRM с нуля или выбора CRM на замену текущей фигурируют 5 самых популярных решений:
  • АМО CRM;
  • 1С CRM;
  • Битрикс CRM;
  • Мой склад (там также есть CRM-система);
  • Мегаплан.
Если вы внимательно изучите эти программные продукты с точки зрения бизнеса и его владельцев, вас ждет сюрприз:Все эти программные решения принадлежат одной компании!В результате возникает такая ситуация. Пользователь покупает лицензию, например, 1С CRM, какое-то время пользуется, но ему что-то не нравится. И он переходит на Битрикс. Также покупает лицензию, пользуется, через время также испытывает недовольство, и уходит на Мегаплан.В этом процессе задействованы три стороны:
  • вендор, разработчики (1С), 
  • консультанты и программисты, которые непосредственно внедряют систему,
  • пользователи.
Давайте разберемся, кто при этом оказывается в выигрыше?На место кружков поставьте себе логотипы программных продуктовИзвините, данный ресурс не поддреживается. :( ПользователиЕсли пользователь меняет CRM-систему, значит, имеющимся программным продуктом он недоволен. Но при этом он потратил средства на лицензию, вложил силы и финансы в настройку и обучение персонала. А полноценно пользоваться системой он не может. Более того, ему приходится снова вкладывать деньги и время на внедрение новой CRM. Конечно, пользователь в этом случае в убытке.Казалось бы, в большинстве случаев пользователи покупают подписку SAAS на определенный срок, могут дождаться ее окончания, и только тогда перейти на другую систему. На самом деле, в большинстве случаев менеджеры убеждают оформить первую подписку на полгода или год со скидкой, и большинство пользователей, недовольные качеством системы, уходят, не дожидаясь окончания этого срока.КонсультантыКонсультанты и программисты находятся в лучшем положении в сравнении с пользователем. Тем не менее, из личного опыта я знаю, что и здесь все не настолько хорошо, как могло бы показаться. Я работал с этими CRM-системами, и очень часто недостатки выявлялись уже на этапе внедрения. Соответственно, проект не мог быть завершен на 100%, и вознаграждение специалисты получали также не в полном объеме.ВендорА теперь изучим эту ситуацию с точки зрения вендора. В случае реальной конкуренции разработчики при смене пользователем CRM-системы теряют потенциальную прибыль, так как покупатель перестает оплачивать лицензии. Но если вспомнить, что все эти программные решения принадлежат одному владельцу, получается, что вендор ничего не теряет. А нередко при смене пользователем CRM-системы даже получает дополнительную прибыль.Таким образом, единственная сторона, которая всегда в выигрыше в описанной выше ситуации – 1С.Остается воспользоваться широко известным правилом: «Если вы хотите понять, кому это нужно, ищите, кому это выгодно». В сложившейся ситуации невозможно 100% утверждать, что компании 1С такой порядок вещей выгоден. Но подобные предположения напрашиваются сами собой.Причем тут линейка продуктов 1С?Давайте рассмотрим типичную ситуацию в России и некоторых других постсоветских странах:
  • Компания покупает 1С Бухгалтерию, так как это решение самое популярное и привычное бухгалтерам. 
  • Но бухгалтерии оказывается мало, так как, чтобы выписать корректно счет, нужно видеть остатки по складу. В результате Бухгалтерию дополняют конфигурацией «Торговля плюс Склад». 
  • В процессе работы растет поток заказов, начинают возникать накладки. И компания принимает решение купить еще и серверную лицензию. 
  • Возможно, компания также внедряет собственное производство, и тогда они покупают 1С УНФ. В некоторых случаях УНФ оказывается недостаточно удобной. И тогда ее меняют на какие-то отраслевые решения или ЕРП. 
При покупке каждого из программных продуктов пользователь оплачивает компании 1С стоимость лицензии. В результате 1С регулярно получает прибыль, в том числе, при смене одного продукта на другой. Кроме того, на практике очень часто получается так, что к моменту понимания, что отделу продаж необходима CRM-система, в компании уже работают интегрированные между собой разные продукты 1С, и CRM также приобретают у этого разработчика. Кому это выгодно? Пользователю однозначно не выгодно покупать множество отдельных лицензий. Консультант, который внедряет необходимые решения, также не заинтересован в таком подходе, так как никакой дополнительной выгоды ему эти лицензии не приносят. А компания 1С получает чистую прибыль, причем, чем больше программных решений пользователь приобретает, тем выше сумма дохода 1С.Ситуация аналогична рассмотренному выше случаю со сменой CRM-систем.Особенности работы компании 1СЯ считаю, что компания 1С создала во многом гениальную систему получения прибыли. 
  • Во-первых, программный продукт много раз продают одному клиенту. Пока пользователь не попробует пользоваться, он не понимает, насколько выбранный продукт соответствует его потребностям. А если выбранное решение оказалось неудачным, он снова платит деньги компании 1С.
  • Во-вторых, компания 1С не занимается методологической проработкой программных продуктов. Т.е. пользователю сложно понять, какой именно продукт будет соответствовать особенностям его деятельности. Самый яркий пример – это УНФ (Управление нашей фирмой) или 1C Комплексное Управление. Эти две конфигурации во многом пересекаются по своему функционалу и возможностям. А ведь еще есть, например, 1С Управление торговлей. Бывает крайне сложно понять, какой из продуктов подойдет для конкретного случая.
  • В-третьих, ситуацию с выбором программных решений еще больше запутывают партнеры. Они также разрабатывают собственные разновидности конфигураций, предлагают какие-то собственные решения. И также вместе с вендором зарабатывают много раз на продаже лицензий.
Например, 1С CRM вы покупаете у одного франчайзи, а какое-то отраслевое решение учетной системы – у другой. Казалось бы, вы заплатили за разные программные продукты разным компаниям. На самом деле, с обеих лицензий прибыль получают и франчайзи, каждый за свою продажу, и компания 1С. Одновременно 1С-программисты получают дополнительную прибыль при смене одного программного решения на другое.Если бы продукт был один, как, например, Zoho Books и многие другие программные решения от солидных западных компаний, вы бы заплатили один раз за лицензию, а потом – просто пользовались всеми возможностями. Компания 1С сумела реализовать в IT-сфере тот же подход, который активно практикуют производители стиральных машин, холодильников и многой другой бытовой техники. Проходит несколько лет после покупки, и оказывается, что изделие уже совсем устарело, а технические несовершенства приводят к дорогостоящему ремонту или покупке новой техники.Как бороться с этой ситуацией, вопрос сложный и объемный. О нем мы обязательно поговорим в будущих публикациях. Почему компания 1С не “взлетает”  на новых рынкахИсходя из этой статьи, становится понятным, почему компания 1С не может выйти на иностранные рынки. Бытует мнение, что в англоязычном сегменте очень высокая конкуренция и новым игрокам пробиться почти невозможно. На самом деле, конкуренция и правда жесткая. Тем не менее, новые компании и программные продукты регулярно появляются, т.е. в принципе, это не является непреодолимым препятствием. Основная проблема для 1С заключается в том, что на западных рынков у компании нет монополии. Соответственно, она не может навязать всем остальным свою схему работы. И то, что считается хорошо при монополии, в том числе, сложность системы, ее нестабильность, необходимость в постоянных доработках и обновлениях, за рубежом считается большим минусом любого программного решения. Этими “преимуществами” можно воспользоваться только если вы являетесь монополистом.
===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_crmsistemy (CRM-системы), #_issledovanija_i_prognozy_v_it (Исследования и прогнозы в IT), #_itkompanii (IT-компании), #_1s (1С), #_1s (1с), #_crm, #_crmsistemy (crm-системы), #_biznes (бизнес), #_crmsistemy (
CRM-системы
)
, #_issledovanija_i_prognozy_v_it (
Исследования и прогнозы в IT
)
, #_itkompanii (
IT-компании
)
, #_1s (

)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 22-Ноя 09:00
Часовой пояс: UTC + 5