[Тестирование IT-систем, Тестирование веб-сервисов, Тестирование мобильных приложений, Тестирование игр] Фундаментальная теория тестирования
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
Тестирование — это не точная наука. Тут нет чётких устоявшихся определений, которые можно собрать в словарь и выучить перед собеседованием. Каждый IT-проект уникален, что порождает огромное количество разной, часто противоречивой информации. Важным в тестировании, как и в любой профессии, становится понимание процессов и подходов. Важно не только знать, как называется тот или иной процесс, вид тестирования, а что он из себя представляет и для чего он нужен на проекте.
Перейдем к основным понятиям.
Тестирование программного обеспечения (Software Testing) — проверка соответствия реальных и ожидаемых результатов поведения программы, проводимая на конечном наборе тестов, выбранном определённым образом.
Цель тестирования — проверка соответствия ПО предъявляемым требованиям, обеспечение уверенности в качестве ПО, поиск очевидных ошибок в программном обеспечении, которые должны быть выявлены до того, как их обнаружат пользователи программы.
Почему требуется тестирование ПО?
- Процесс тестирования гарантирует, что ПО будет работать в соответствии с требованиями.
- Это уменьшает циклы кодирования, выявляя проблемы на начальном этапе разработки. Обнаружение проблем на более ранних этапах разработки обеспечивает правильное использование ресурсов и предотвращает повышение стоимости.
- Команда тестирования привносит взгляд пользователя в процесс и находит варианты использования, о которых разработчик может не подумать.
- Любой сбой, дефект или ошибка, обнаруженные пользователем в готовом продукте, нарушают доверие к компании.
Принципы тестирования
- Принцип 1 — Тестирование демонстрирует наличие дефектов (Testing shows presence of defects). Тестирование может показать, что дефекты присутствуют, но не может доказать, что их нет. Тестирование снижает вероятность наличия дефектов, находящихся в программном обеспечении, но не гарантирует их отсутствия.
- Принцип 2 — Исчерпывающее тестирование недостижимо (Exhaustive testing is impossible). Полное тестирование с использованием всех комбинаций вводов и предусловий физически невыполнимо, за исключением тривиальных случаев. Вместо исчерпывающего тестирования должны использоваться анализ рисков и расстановка приоритетов, чтобы более точно сфокусировать усилия по тестированию.
- Принцип 3 — Раннее тестирование (Early testing). Чтобы найти дефекты как можно раньше, активности по тестированию должны быть начаты как можно раньше в жизненном цикле разработки ПО или системы, и должны быть сфокусированы на определенных целях.
- Принцип 4 — Скопление дефектов (Defects clustering). Разные модули системы могут содержать разное количество дефектов – то есть плотность скопления дефектов в разных частях кода может отличаться. Усилия по тестированию должны распределяться пропорционально фактической плотности дефектов. В основном, большую часть критических дефектов находят в ограниченном количестве модулей.
- Принцип 5 — Парадокс пестицида (Pesticide paradox). Если одни и те же тесты будут прогоняться много раз, в конечном счете этот набор тестовых сценариев больше не будет находить новых дефектов. Чтобы преодолеть этот «парадокс пестицида», тестовые сценарии должны регулярно рецензироваться и корректироваться, новые тесты должны быть разносторонними, чтобы охватить все компоненты программного обеспечения, или системы, и найти как можно больше дефектов.
- Принцип 6 — Тестирование зависит от контекста (Testing is concept depending). Тестирование выполняется по-разному в зависимости от контекста. Например, программное обеспечение, в котором критически важна безопасность, тестируется иначе, чем новостной портал.
- Принцип 7 — Заблуждение об отсутствии ошибок (Absence-of-errors fallacy). Отсутствие найденных дефектов при тестировании не всегда означает готовность продукта к релизу. Система должна быть удобна пользователю в использовании и удовлетворять его ожиданиям и потребностям.
Обеспечение качества (QA — Quality Assurance) и контроль качества (QC — Quality Control) — эти термины похожи на взаимозаменяемые, но разница между обеспечением качества и контролем качества все-таки есть, хоть на практике процессы и имеют некоторую схожесть.
QC (Quality Control) — Контроль качества продукта — анализ результатов тестирования и качества новых версий выпускаемого продукта.
К задачам контроля качества относятся:
- проверка готовности ПО к релизу;
- проверка соответствия требований и качества данного проекта.
QA (Quality Assurance) — Обеспечение качества продукта — изучение возможностей по изменению и улучшению процесса разработки, улучшению коммуникаций в команде, где тестирование является только одним из аспектов обеспечения качества.
К задачам обеспечения качества относятся:
- проверка технических характеристик и требований к ПО;
- оценка рисков;
- планирование задач для улучшения качества продукции;
- подготовка документации, тестового окружения и данных;
- тестирование;
- анализ результатов тестирования, а также составление отчетов и других документов.
Верификация и валидация — два понятия тесно связаны с процессами тестирования и обеспечения качества. К сожалению, их часто путают, хотя отличия между ними достаточно существенны.
Верификация (verification) — это процесс оценки системы, чтобы понять, удовлетворяют ли результаты текущего этапа разработки условиям, которые были сформулированы в его начале.
Валидация (validation) — это определение соответствия разрабатываемого ПО ожиданиям и потребностям пользователя, его требованиям к системе.
Пример: когда разрабатывали аэробус А310, то надо было сделать так, чтобы закрылки вставали в положение «торможение», когда шасси коснулись земли. Запрограммировали так, что когда шасси начинают крутиться, то закрылки ставим в положение «торможение». Но вот во время испытаний в Варшаве самолет выкатился за пределы полосы, так как была мокрая поверхность. Он проскользил, только потом был крутящий момент и они, закрылки, открылись. С точки зрения «верификации» — программа сработала, с точки зрения «валидации» — нет. Поэтому код изменили так, чтобы в момент изменения давления в шинах открывались закрылки.
Документацию, которая используется на проектах по разработке ПО, можно условно разделить на две группы:
- Проектная документация — включает в себя всё, что относится к проекту в целом.
- Продуктовая документация — часть проектной документации, выделяемая отдельно, которая относится непосредственно к разрабатываемому приложению или системе.
Этапы тестирования:
- Анализ продукта
- Работа с требованиями
- Разработка стратегии тестирования и планирование процедур контроля качества
- Создание тестовой документации
- Тестирование прототипа
- Основное тестирование
- Стабилизация
- Эксплуатация
Стадии разработки ПО — этапы, которые проходят команды разработчиков ПО, прежде чем программа станет доступной для широкого круга пользователей.
Программный продукт проходит следующие стадии:
- анализ требований к проекту;
- проектирование;
- реализация;
- тестирование продукта;
- внедрение и поддержка.
Требования
Требования — это спецификация (описание) того, что должно быть реализовано.
Требования описывают то, что необходимо реализовать, без детализации технической стороны решения.
Требования к требованиям:
- Корректность — каждое требование должно точно описывать желаемый функционал.
- Проверяемость — требование должно быть сформулировано так, чтобы существовали способы однозначной проверки, выполнено оно или нет.
- Полнота — каждое требование должно содержать всю информацию, необходимую разработчику, чтобы правильно спроектировать и реализовать требуемую функциональность.
- Недвусмысленность — требование описано без неочевидных аббревиатур и расплывчатых формулировок и допускает только однозначное объективное понимание.
- Непротиворечивость — требование не должно содержать внутренних противоречий и противоречий другим требованиям и документам.
- Приоритетность — приоритет требования представляет собой количественную оценку степени значимости (важности) требования.
- Атомарность — требование нельзя разбить на отдельные требования без потери завершённости и оно описывает одну и только одну ситуацию.
- Модифицируемость — характеризует простоту внесения изменений в отдельные требования и в набор требований.
- Прослеживаемость — у каждого требования должен быть уникальный идентификатор, по которому на него можно сослаться.
Дефект (bug) — отклонение фактического результата от ожидаемого.
Отчёт о дефекте (bug report) — это документ, описывающий ситуацию, которая привела к обнаружению дефекта, с указанием причин и ожидаемого результата.
Атрибуты отчета о дефекте:
- Уникальный идентификатор (ID) — присваивается автоматически, может содержать в себе данные о требовании, на которое ссылается дефект.
- Тема (краткое описание, Summary) — кратко сформулированная суть дефекта по правилу «Что? Где? Когда?»
- Подробное описание (Description) — более широкое описание сути дефекта (при необходимости).
- Шаги для воспроизведения (Steps To Reproduce) — последовательное описание действий, которые привели к выявлению дефекта (которые нужно выполнить для воспроизведения дефекта). Описываются максимально подробно, с указанием конкретных вводимых значений.
- Фактический результат (Actual result) — указывается, что не так работает, в каком месте продукта и при каких условиях. Описывая фактический результат, необходимо ответить на три вопроса: что? где? когда?
- Ожидаемый результат (Expected result) — указывается, как именно должна работать система по мнению тестировщика, основанному на требованиях и прочей проектной документации.
- Вложения (Attachments) — скриншоты, видео или лог-файлы.
- Серьёзность дефекта (важность, Severity) — характеризует влияние дефекта на работоспособность приложения.
- Приоритет дефекта (срочность, Priority) — указывает на очерёдность выполнения задачи или устранения дефекта. Чем выше приоритет, тем быстрее нужно исправить дефект.
- Статус (Status) — определяет текущее состояние дефекта. Отражает жизненный цикл дефекта от начального состояния до завершения. Названия статусов дефектов могут быть разными в разных баг-трекинговых системах.
- Окружение (environment) – указывается окружение, на котором воспроизвелся баг.
Жизненный цикл бага
Severity vs Priority
Серьёзность (severity) показывает степень ущерба, который наносится проекту существованием дефекта. Severity выставляется тестировщиком.
Градация Серьезности дефекта (Severity):
- Блокирующий (S1 – Blocker)
тестирование значительной части функциональности вообще недоступно. Блокирующая ошибка, приводящая приложение в нерабочее состояние, в результате которого дальнейшая работа с тестируемой системой или ее ключевыми функциями становится невозможна.
- Критический (S2 – Critical)
критическая ошибка, неправильно работающая ключевая бизнес-логика, дыра в системе безопасности, проблема, приведшая к временному падению сервера или приводящая в нерабочее состояние некоторую часть системы, то есть не работает важная часть одной какой-либо функции либо не работает значительная часть, но имеется workaround (обходной путь/другие входные точки), позволяющий продолжить тестирование.
- Значительный (S3 – Major)
не работает важная часть одной какой-либо функции/бизнес-логики, но при выполнении специфических условий, либо есть workaround, позволяющий продолжить ее тестирование либо не работает не очень значительная часть какой-либо функции. Также относится к дефектам с высокими visibility – обычно не сильно влияющие на функциональность дефекты дизайна, которые, однако, сразу бросаются в глаза.
- Незначительный (S4 – Minor)
часто ошибки GUI, которые не влияют на функциональность, но портят юзабилити или внешний вид. Также незначительные функциональные дефекты, либо которые воспроизводятся на определенном устройстве.
- Тривиальный (S5 – Trivial)
почти всегда дефекты на GUI — опечатки в тексте, несоответствие шрифта и оттенка и т.п., либо плохо воспроизводимая ошибка, не касающаяся бизнес-логики, проблема сторонних библиотек или сервисов, проблема, не оказывающая никакого влияния на общее качество продукта.
Срочность (priority) показывает, как быстро дефект должен быть устранён. Priority выставляется менеджером, тимлидом или заказчиком
Градация Приоритета дефекта (Priority):
- P1 Высокий (High)
Ошибка должна быть исправлена как можно быстрее, т.к. ее наличие является критичным для проекта.
- P2 Средний (Medium)
Ошибка должна быть исправлена, ее наличие не является критичным, но требует обязательного решения.
- P3 Низкий (Low)
Ошибка должна быть исправлена, но ее наличие не является критичным и не требует срочного решения.
Существует пять базовых типов задач:
- Эпик (epic) — большая задача, на решение которой команде нужно несколько спринтов.
- История (story) — часть большой задачи (эпика), которую команда может решить за 1 спринт.
- Задача (task) — техническая задача, которую делает один из членов команды.
- Под-задача (sub-task) — часть истории / задачи, которая описывает минимальный объем работы члена команды.
- Баг (bug) — задача, которая описывает ошибку в системе.
Тестовые среды
- Среда разработки (Development Env) – в ней разработчики пишут код, проводят отладку, исправляют ошибки, выполняют Unit-тестирование. За эту среду отвечают также разработчики.
- Среда тестирования (Test Env) – в этой среде работают тестировщики. Тут тестируются новые билды. Здесь тестировщики проверяют функционал, проводят регрессионные проверки, воспроизводят ошибки. Эта среда появляется во время начала динамического тестирования.
- Интеграционная среда (Integration Env) – иногда реализована в рамках среды тестирования, а иногда в рамках превью среды. В этой среде собрана необходимая для end-to-end тестирования схема взаимодействующих друг с другом модулей, систем, продуктов. Собственно, необходима она для интеграционного тестирования. Поддержка среды – также, как и в случае со средой тестирования.
- Превью среда (Preview, Preprod Env) – в идеале, это среда идентичная или максимально приближенная к продакшену: те же данные, то же аппаратно-программное окружение, та же производительность. Она используется, чтобы сделать финальную проверку ПО в условиях максимально приближенным к «боевым». Здесь тестировщики проводят заключительное end-to-end тестирование функционала, бизнес и/или пользователи проводят приемочное тестирование (User Acceptance Testing (UAT)), а команды поддержки L3 и L2 выполняют DryRun (пробную установку релиза). Как правило за эту среду отвечает группа L3 поддержки.
- Продакшн среда (Production Env) – среда, в которой работают пользователи. С этой средой работает команда L2 поддержки устанавливая поставки ПО или патчи с исправлениями, выполняя настройки, отвечая за работоспособность всех систем. Инциденты и проблемы требующие исправления ПО передаются в работу команде на L3.
Основные фазы тестирования
- Pre-Alpha: ПО является прототипом. Пользовательский интерфейс завершен. Но не все функции завершены. На данном этапе ПО не публикуется.
- Alpha: является ранней версией программного продукта. Цель — вовлечь клиента в процесс разработки. Хороший Альфа-тест должен иметь четко определенный план тестирования с комплексными тестовыми примерами. Это дает лучшее представление о надежности программного обеспечения на ранних стадиях. В некоторых случаях тестирование может быть передано на аутсорс.
- Beta: ПО стабильно и выпускается для ограниченной пользовательской базы. Цель состоит в том, чтобы получить отзывы клиентов о продукте и внести соответствующие изменения в ПО.
- Release Candidate (RC): основываясь на отзывах Beta Test, вы вносите изменения в ПО и хотите проверить исправления ошибок. На этом этапе вы не хотите вносить радикальные изменения в функциональность, а просто проверяете наличие ошибок. RC также может быть выпущен для общественности.
- Release: все работает, ПО выпущено для общественности.
Основные виды тестирования ПО
Вид тестирования — это совокупность активностей, направленных на тестирование заданных характеристик системы или её части, основанная на конкретных целях.
- Классификация по запуску кода на исполнение:
- Статическое тестирование — при статическом тестировании код не выполняется. Вы вручную проверяете код, документы требований и проектные документы на наличие ошибок. Отсюда и название «статичный». Основная цель этого тестирования — повысить качество программных продуктов путем выявления ошибок на ранних этапах цикла разработки.
- Динамическое тестирование — при динамическом тестировании выполняется код. Оно проверяет функциональное поведение ПО, использование памяти / процессора и общую производительность системы. Основная цель этого тестирования — подтвердить, что программный продукт работает в соответствии с требованиями бизнеса. Динамическое тестирование выполняется на всех уровнях тестирования, и это может быть либо тестирование черного, либо белого ящика.
- Классификация по доступу к коду и архитектуре:
- Тестирование белого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает, что внутренняя структура/устройство/реализация системы известны тестировщику.
- Тестирование серого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает комбинацию White Box и Black Box подходов. То есть, внутреннее устройство программы нам известно лишь частично.
- Тестирование чёрного ящика — также известное как тестирование, основанное на спецификации или тестирование поведения – техника тестирования, основанная на работе исключительно с внешними интерфейсами тестируемой системы.
- Классификация по уровню детализации приложения:
- Модульное тестирование — модульные тесты используются для тестирования какого-либо одного логически выделенного и изолированного элемента системы (отдельные методы класса или простая функция, subprograms, subroutines, классы или процедуры) в коде. Очевидно, что это тестирование методом белого ящика и чаще всего оно проводится самими разработчиками.
- Интеграционное тестирование — предназначено для проверки насколько хорошо два или более модулей ПО взаимодействуют друг с другом, а также взаимодействия с различными частями системы (операционной системой, оборудованием либо связи между различными системами).
- Системное тестирование — процесс тестирования системы в целом, чтобы проверить, соответствует ли она установленным требованиям.
- Приёмочное тестирование — проверяет соответствие системы потребностям, требованиям и бизнес-процессам пользователя.
- Классификация по степени автоматизации:
- Ручное тестирование.
- Автоматизированное тестирование.
- Классификация по принципам работы с приложением
- Позитивное тестирование — тестирование, при котором используются только корректные данные.
- Негативное тестирование — тестирование приложения, при котором используются некорректные данные и выполняются некорректные операции.
- Классификация по уровню функционального тестирования:
- Дымовое тестирование (smoke test) — короткий цикл тестов, выполняемый для каждой новой сборки для подтверждения того, что ПО стартует и выполняет основные функции без критических и блокирующих дефектов.
- Тестирование критического пути (critical path) — направлено для проверки функциональности, используемой обычными пользователями во время их повседневной деятельности.
- Расширенное тестирование (extended) — направлено на исследование всей заявленной в требованиях функциональности.
- Классификация в зависимости от исполнителей:
- Альфа-тестирование — является ранней версией программного продукта. Может выполняться внутри организации-разработчика с возможным частичным привлечением конечных пользователей.
- Бета-тестирование — ПО стабильно и выпускается для ограниченной пользовательской базы. Цель состоит в том, чтобы получить отзывы клиентов о продукте и внести соответствующие изменения в ПО.
- Классификация в зависимости от целей тестирования:
- Функциональное тестирование (functional testing) — направлено на проверку корректности работы функциональности приложения (корректность реализации функциональных требований).
- Нефункциональное тестирование (non-functional testing) — анализ атрибутов качества компонента или системы, не относящихся к функциональности, то есть проверка, «как работает система».
- Тестирование производительности (performance testing) —определение работоспособности, стабильности, потребления ресурсов в условиях различных сценариев использования и нагрузок.
- Нагрузочное тестирование (load testing) — оценка поведения системы при возрастающей нагрузке, а также для определения нагрузки, которую способны выдержать компонент или система.
- Тестирование масштабируемости (scalability testing) — тестирование программного обеспечения для измерения возможностей масштабирования.
- Объёмное тестирование (volume testing) — тестирование, при котором система испытывается на больших объёмах данных.
- Стрессовое тестирование (stress testing) — вид тестирования производительности, оценивающий систему на граничных значениях рабочих нагрузок или за их пределами.
- Инсталляционное тестирование (installation testing) — тестирование, направленное на проверку успешной установки и настройки, обновления или удаления приложения.
- Тестирование интерфейса (GUI/UI testing) — проверка требований к пользовательскому интерфейсу.
- Тестирование удобства использования (usability testing) — проверка того, насколько легко конечный пользователь системы может понять и освоить интерфейс.
- Тестирование локализации (localization testing) — проверка адаптации программного обеспечения для нового места эксплуатации (например, при смене языка).
- Тестирование безопасности (security testing) — тестирование программного продукта, чтобы определить его защищённость.
- Тестирование надёжности (reliability testing) — тестирование способности приложения выполнять свои функции в заданных условиях на протяжении заданного времени.
- Регрессионное тестирование (regression testing) — тестирование уже проверенной ранее функциональности после внесения изменений в код приложения, для уверенности в том, что эти изменения не внесли ошибки в областях, которые не подверглись изменениям.
- Повторное/подтверждающее тестирование (re-testing/confirmation testing) — тестирование, во время которого исполняются тестовые сценарии, выявившие ошибки во время последнего запуска, для подтверждения успешности исправления этих ошибок.
Тест-дизайн — это этап тестирования ПО, на котором проектируются и создаются тестовые случаи (тест-кейсы).
Техники тест-дизайна:
- Тестирование на основе классов эквивалентности (equivalence partitioning) — техника тест-дизайна на основе метода чёрного ящика. Помогает разрабатывать и выполнять меньше тест-кейсов, при этом сохраняя достаточное тестовое покрытие.
- Техника анализа граничных значений (boundary value testing) — проверка поведения продукта на крайних значениях входных данных.
- Попарное тестирование (pairwise testing) — разработка тестов методом чёрного ящика, в которой тестовые сценарии разрабатываются таким образом, чтобы выполнить все возможные отдельные комбинации каждой пары входных параметров.
- Тестирование на основе состояний и переходов (State-Transition Testing) применяется для фиксирования требований и описания дизайна приложения.
- Таблицы принятия решений (Decision Table Testing) — способ компактного представления модели со сложной логикой. А ещё это техника тестирования чёрного ящика, которая применяется для систем со сложной логикой.
- Исследовательское тестирование (Exploratory Testing) — это подход, когда тестировщик не использует тест-кейсы, а тестирует приложение по определённому сценарию, который часто составляется прямо во время проверки.
- Доменный анализ (Domain Analysis Testing) — это техника основана на разбиении диапазона возможных значений переменной (или переменных) на поддиапазоны (или домены), с последующим выбором одного или нескольких значений из каждого домена для тестирования.
- Сценарий использования (Use Case Testing) — Use Case описывает сценарий взаимодействия двух и более участников (как правило — пользователя и системы). Пользователем может выступать как человек, так и другая система. Для тестировщиков Use Case являются отличной базой для формирования тестовых сценариев (тест-кейсов), так как они описывают, в каком контексте должно производиться каждое действие пользователя.
Типы тестирования
Тестирование белого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает, что внутренняя структура/устройство/реализация системы известны тестировщику.
Согласно ISTQB, тестирование белого ящика — это:
– тестирование, основанное на анализе внутренней структуры компонента или системы;
– тест-дизайн, основанный на технике белого ящика — процедура написания или выбора тест-кейсов на основе анализа внутреннего устройства системы или компонента.
Почему «белый ящик»? Тестируемая программа для тестировщика — прозрачный ящик, содержимое которого он прекрасно видит.
Тестирование серого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает комбинацию White Box и Black Box подходов. То есть, внутреннее устройство программы нам известно лишь частично.
Тестирование чёрного ящика — также известное как тестирование, основанное на спецификации или тестирование поведения — техника тестирования, основанная на работе исключительно с внешними интерфейсами тестируемой системы.
Согласно ISTQB, тестирование черного ящика — это:
– тестирование, как функциональное, так и нефункциональное, не предполагающее знания внутреннего устройства компонента или системы;
– тест-дизайн, основанный на технике черного ящика — процедура написания или выбора тест-кейсов на основе анализа функциональной или нефункциональной спецификации компонента или системы без знания ее внутреннего устройства.
Тестовая документация
Тест план (Test Plan) — это документ, описывающий весь объем работ по тестированию, начиная с описания объекта, стратегии, расписания, критериев начала и окончания тестирования, до необходимого в процессе работы оборудования, специальных знаний, а также оценки рисков с вариантами их разрешения.
Тест план должен отвечать на следующие вопросы:
- Что надо тестировать?
- Что будете тестировать?
- Как будете тестировать?
- Когда будете тестировать?
- Критерии начала тестирования.
- Критерии окончания тестирования.
Основные пункты тест плана:
В стандарте IEEE 829 перечислены пункты, из которых должен состоять тест-план:
a) Идентификатор тест плана (Test plan identifier);
b) Введение (Introduction);
c) Объект тестирования (Test items);
d) Функции, которые будут протестированы (Features to be tested;)
e) Функции, которые не будут протестированы (Features not to be tested);
f) Тестовые подходы (Approach);
g) Критерии прохождения тестирования (Item pass/fail criteria);
h) Критерии приостановления и возобновления тестирования (Suspension criteria and resumption requirements);
i) Результаты тестирования (Test deliverables);
j) Задачи тестирования (Testing tasks);
k) Ресурсы системы (Environmental needs);
l) Обязанности (Responsibilities);
m) Роли и ответственность (Staffing and training needs);
n) Расписание (Schedule);
o) Оценка рисков (Risks and contingencies);
p) Согласования (Approvals).
Чек-лист (check list) — это документ, который описывает что должно быть протестировано. Чек-лист может быть абсолютно разного уровня детализации.
Чаще всего чек-лист содержит только действия, без ожидаемого результата. Чек-лист менее формализован.
Тестовый сценарий (test case) — это артефакт, описывающий совокупность шагов, конкретных условий и параметров, необходимых для проверки реализации тестируемой функции или её части.
Атрибуты тест кейса:
- Предусловия (PreConditions) — список действий, которые приводят систему к состоянию пригодному для проведения основной проверки. Либо список условий, выполнение которых говорит о том, что система находится в пригодном для проведения основного теста состояния.
- Шаги (Steps) — список действий, переводящих систему из одного состояния в другое, для получения результата, на основании которого можно сделать вывод о удовлетворении реализации, поставленным требованиям.
- Ожидаемый результат (PostConditions) — что по факту должны получить.
Резюме
Старайтесь понять определения, а не зазубривать. А если возникнет вопрос, всегда можете задать его нам в телеграм-канале @qa_chillout.
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [Системное администрирование, Сетевые технологии, Тестирование мобильных приложений, Дизайн мобильных приложений] Обзор мобильного приложения Drive
- [Интерфейсы, Usability, Тестирование мобильных приложений, IT-компании] Юзабилити-тестирование на удаленке. Выводы и лайфхаки по итогам года работы
- [Тестирование IT-систем, Тестирование веб-сервисов, Подготовка технической документации] State & Transition Diagramm — что это и как применять
- [Информационная безопасность, Тестирование IT-систем, Тестирование веб-сервисов, Карьера в IT-индустрии] 50 000 $ в месяц — не проблема, или Сколько на самом деле зарабатывают пентестеры
- [Тестирование IT-систем, Big Data, Хранилища данных] Как QA в управлении хранилища данных эволюционировал. Часть 2
- [Тестирование IT-систем, Тестирование веб-сервисов, Тестирование мобильных приложений, Тестирование игр] Как тестировали в 2020: технологии QA, общемировая статистика и тренды (перевод)
- [Тестирование IT-систем, Тестирование веб-сервисов] Почему вам не дают подробный фидбек после собеседования
- [Системное администрирование, Сетевые технологии, Тестирование мобильных приложений] Обзор мобильного приложения Team
- [Разработка под iOS, Swift, Тестирование мобильных приложений] Погружение в автотестирование на iOS. Часть 4. Ожидания в XCUITest
- [Тестирование IT-систем, Тестирование веб-сервисов, Тестирование мобильных приложений, Карьера в IT-индустрии] Курс тестировщика пройден. А дальше что?
Теги для поиска: #_testirovanie_itsistem (Тестирование IT-систем), #_testirovanie_vebservisov (Тестирование веб-сервисов), #_testirovanie_mobilnyh_prilozhenij (Тестирование мобильных приложений), #_testirovanie_igr (Тестирование игр), #_teorija (теория), #_teorija_testirovanija (теория тестирования), #_osnovnye_opredelenija_testirovanija (основные определения тестирования), #_testirovanie_itsistem (
Тестирование IT-систем
), #_testirovanie_vebservisov (
Тестирование веб-сервисов
), #_testirovanie_mobilnyh_prilozhenij (
Тестирование мобильных приложений
), #_testirovanie_igr (
Тестирование игр
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 15:09
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
Тестирование — это не точная наука. Тут нет чётких устоявшихся определений, которые можно собрать в словарь и выучить перед собеседованием. Каждый IT-проект уникален, что порождает огромное количество разной, часто противоречивой информации. Важным в тестировании, как и в любой профессии, становится понимание процессов и подходов. Важно не только знать, как называется тот или иной процесс, вид тестирования, а что он из себя представляет и для чего он нужен на проекте. Перейдем к основным понятиям. Тестирование программного обеспечения (Software Testing) — проверка соответствия реальных и ожидаемых результатов поведения программы, проводимая на конечном наборе тестов, выбранном определённым образом. Цель тестирования — проверка соответствия ПО предъявляемым требованиям, обеспечение уверенности в качестве ПО, поиск очевидных ошибок в программном обеспечении, которые должны быть выявлены до того, как их обнаружат пользователи программы. Почему требуется тестирование ПО?
Принципы тестирования
Обеспечение качества (QA — Quality Assurance) и контроль качества (QC — Quality Control) — эти термины похожи на взаимозаменяемые, но разница между обеспечением качества и контролем качества все-таки есть, хоть на практике процессы и имеют некоторую схожесть. QC (Quality Control) — Контроль качества продукта — анализ результатов тестирования и качества новых версий выпускаемого продукта. К задачам контроля качества относятся:
QA (Quality Assurance) — Обеспечение качества продукта — изучение возможностей по изменению и улучшению процесса разработки, улучшению коммуникаций в команде, где тестирование является только одним из аспектов обеспечения качества. К задачам обеспечения качества относятся:
Верификация и валидация — два понятия тесно связаны с процессами тестирования и обеспечения качества. К сожалению, их часто путают, хотя отличия между ними достаточно существенны. Верификация (verification) — это процесс оценки системы, чтобы понять, удовлетворяют ли результаты текущего этапа разработки условиям, которые были сформулированы в его начале. Валидация (validation) — это определение соответствия разрабатываемого ПО ожиданиям и потребностям пользователя, его требованиям к системе. Пример: когда разрабатывали аэробус А310, то надо было сделать так, чтобы закрылки вставали в положение «торможение», когда шасси коснулись земли. Запрограммировали так, что когда шасси начинают крутиться, то закрылки ставим в положение «торможение». Но вот во время испытаний в Варшаве самолет выкатился за пределы полосы, так как была мокрая поверхность. Он проскользил, только потом был крутящий момент и они, закрылки, открылись. С точки зрения «верификации» — программа сработала, с точки зрения «валидации» — нет. Поэтому код изменили так, чтобы в момент изменения давления в шинах открывались закрылки. Документацию, которая используется на проектах по разработке ПО, можно условно разделить на две группы:
Этапы тестирования:
Стадии разработки ПО — этапы, которые проходят команды разработчиков ПО, прежде чем программа станет доступной для широкого круга пользователей. Программный продукт проходит следующие стадии:
Требования Требования — это спецификация (описание) того, что должно быть реализовано. Требования описывают то, что необходимо реализовать, без детализации технической стороны решения. Требования к требованиям:
Дефект (bug) — отклонение фактического результата от ожидаемого. Отчёт о дефекте (bug report) — это документ, описывающий ситуацию, которая привела к обнаружению дефекта, с указанием причин и ожидаемого результата. Атрибуты отчета о дефекте:
Жизненный цикл бага Severity vs Priority Серьёзность (severity) показывает степень ущерба, который наносится проекту существованием дефекта. Severity выставляется тестировщиком. Градация Серьезности дефекта (Severity):
Срочность (priority) показывает, как быстро дефект должен быть устранён. Priority выставляется менеджером, тимлидом или заказчиком Градация Приоритета дефекта (Priority):
Существует пять базовых типов задач:
Тестовые среды
Основные фазы тестирования
Основные виды тестирования ПО Вид тестирования — это совокупность активностей, направленных на тестирование заданных характеристик системы или её части, основанная на конкретных целях.
Тест-дизайн — это этап тестирования ПО, на котором проектируются и создаются тестовые случаи (тест-кейсы). Техники тест-дизайна:
Типы тестирования Тестирование белого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает, что внутренняя структура/устройство/реализация системы известны тестировщику. Согласно ISTQB, тестирование белого ящика — это: – тестирование, основанное на анализе внутренней структуры компонента или системы; – тест-дизайн, основанный на технике белого ящика — процедура написания или выбора тест-кейсов на основе анализа внутреннего устройства системы или компонента. Почему «белый ящик»? Тестируемая программа для тестировщика — прозрачный ящик, содержимое которого он прекрасно видит. Тестирование серого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает комбинацию White Box и Black Box подходов. То есть, внутреннее устройство программы нам известно лишь частично. Тестирование чёрного ящика — также известное как тестирование, основанное на спецификации или тестирование поведения — техника тестирования, основанная на работе исключительно с внешними интерфейсами тестируемой системы. Согласно ISTQB, тестирование черного ящика — это: – тестирование, как функциональное, так и нефункциональное, не предполагающее знания внутреннего устройства компонента или системы; – тест-дизайн, основанный на технике черного ящика — процедура написания или выбора тест-кейсов на основе анализа функциональной или нефункциональной спецификации компонента или системы без знания ее внутреннего устройства. Тестовая документация Тест план (Test Plan) — это документ, описывающий весь объем работ по тестированию, начиная с описания объекта, стратегии, расписания, критериев начала и окончания тестирования, до необходимого в процессе работы оборудования, специальных знаний, а также оценки рисков с вариантами их разрешения. Тест план должен отвечать на следующие вопросы:
Основные пункты тест плана: В стандарте IEEE 829 перечислены пункты, из которых должен состоять тест-план: a) Идентификатор тест плана (Test plan identifier); b) Введение (Introduction); c) Объект тестирования (Test items); d) Функции, которые будут протестированы (Features to be tested;) e) Функции, которые не будут протестированы (Features not to be tested); f) Тестовые подходы (Approach); g) Критерии прохождения тестирования (Item pass/fail criteria); h) Критерии приостановления и возобновления тестирования (Suspension criteria and resumption requirements); i) Результаты тестирования (Test deliverables); j) Задачи тестирования (Testing tasks); k) Ресурсы системы (Environmental needs); l) Обязанности (Responsibilities); m) Роли и ответственность (Staffing and training needs); n) Расписание (Schedule); o) Оценка рисков (Risks and contingencies); p) Согласования (Approvals). Чек-лист (check list) — это документ, который описывает что должно быть протестировано. Чек-лист может быть абсолютно разного уровня детализации. Чаще всего чек-лист содержит только действия, без ожидаемого результата. Чек-лист менее формализован. Тестовый сценарий (test case) — это артефакт, описывающий совокупность шагов, конкретных условий и параметров, необходимых для проверки реализации тестируемой функции или её части. Атрибуты тест кейса:
Резюме Старайтесь понять определения, а не зазубривать. А если возникнет вопрос, всегда можете задать его нам в телеграм-канале @qa_chillout. =========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Тестирование IT-систем ), #_testirovanie_vebservisov ( Тестирование веб-сервисов ), #_testirovanie_mobilnyh_prilozhenij ( Тестирование мобильных приложений ), #_testirovanie_igr ( Тестирование игр ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 15:09
Часовой пояс: UTC + 5