[Управление проектами, Управление продуктом] Как наладить бизнес-мониторинг продукта
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
Сегодня расскажем, как можно обеспечить эффективный мониторинг для сложного ИТ-продукта и какие процессы можно автоматизировать, чтобы упростить работу саппорт-инженеров.Именно с мониторинга стоит начинать постановку продукта на техподдержку. И уже на этом фундаменте выстраивать технологию обработки обращений (Incident Management) и развивать системный подход к решению проблем (Problem Management).Мониторинг даёт возможность выстраивать проактивный подход в техподдержке. Специалисты узнают о проблемах не когда сбой уже произошёл, а реагируя на первые тревожные сигналы.В общем и целом мониторинг отвечает на два главных вопроса:
- Жива ли вообще система?
- Могут ли пользователи выполнять нужные им операции?
Далее расскажем, как организовать мониторинг, который даст вам эти ответы.
Какой бывает мониторинг
- Технический – проверяет состояние программно-аппаратных компонентов.
Этот мониторинг отвечает на вопросы: как работает каждый отдельный компонент системы? Все ли сервисы пингуются? Не теряются ли запросы к модулям? Всё ли в порядке с сетевой инфраструктурой?
- Бизнесовый – проверяет состояние ключевых фич и их влияние на бизнес-показатели.
Здесь применяются пользовательские сценарии, чтобы проверить, как система справляется со своими верхнеуровневыми функциями.
Как правило, с техническим мониторингом у команд проблем не возникает. Трудности зачастую вызывает настройка бизнес-мониторинга – нашему подходу к решению этой задачи и посвящен этот выпуск.Четыре шага к запуску бизнес-мониторинга1. Встаем на место пользователяНа первом шаге вы описываете все действия, которые пользователи выполняют в продукте. Расписываете по шагам, что нужно сделать в интерфейсе, чтобы получить тот или иной результат.Удобно это делать в таблице. На этом этапе в ней появляются колонки:
- цель
- действия,
- критерии критичности,
- тип ситуации (штатная/нештатная)
На выходе вы получаете подробное руководство по всем операциям, для которых в принципе используется продукт. По этим данным далее можно готовить тесты, чтобы автоматически проверять, выполняет ли система свои задачи с точки зрения непосредственных пользователей.2. Переводим с человеческого на машинныйЧтобы автоматизировать эти проверки, это руководство нужно перевести на язык скриптов. Действия пользователя нужно соотнести с конкретными запросами в конкретные сервисы.Чтобы понять, на что смотреть в выдаче, в таблице добавляем данные:
- URL,
- тип запроса,
- данные,
- на что смотрим в ответе.
По результатам этой работы ваша таблица превращается из описания сценариев в полное руководство со всеми запросами, данными в логах, которые говорят о положительном или негативном результате (работает – не работает).
3. Налаживаем авторизацию (опционально)Большинство корпоративных систем закрыты от внешнего интернета, и для таких случаев нужно решить вопрос авторизации. То есть технически обеспечить возможность системам мониторинга отправить запрос в микросервис и получить данные.Для этого пишется отдельный модуль, который умеет получать авторизационные данные и передавать их службе мониторинга. Технически это похоже на кукисы в браузере – система, которую мы отслеживаем, передаёт авторизационному сервису токен с ограниченным периодом жизни, а средства мониторинга по этому токену подтверждают право доступа. 4. Автоматизируем и запускаем в работуТеперь можно начинать автоматизацию и готовить алёрты для процессов. Разработчики пишут скрипты, чтобы имитировать пользовательские действия по списку сценариев. Здесь нужно опираться на бизнес-задачи, смотреть, к какому времени поддержка должна узнать о сбое процесса, чтобы успеть предпринять действия.Эти скрипты можно «скормить» практически любой системе мониторинга. Лично нам нравится Zabbix, но это может быть Grafana или другой аналитический движок, с которым вы работаете. В вашей таблице есть всё что нужно для настройки. В результате у нас появляется механизм, который умеет авторизоваться в системе и отправить post-запросы её службам. Остаётся обозначить пороговые значения алёртов и настроить логику отчётов. И ваш мониторинг запущен в эксплуатацию. ЗаключениеНаш опыт показывает, что зачастую продуктовая команда сама усложняет себе задачу, слишком погружаясь в технологические параметры. На самом деле процесс прост и прозрачен. Мы показали это на живом примере.Ключ к решению – это побывать в шкуре пользователя, который каждое утро заходит в систему и проверяет, справляется ли она с его задачами. Если идти к технике через смысл продукта, путь к цели становится гораздо короче, а результаты мониторинга оказывается проще трактовать и контролировать.В следующем посте поделимся инструментами, которые помогают нашей поддержке работать с мониторингом без лишних манипуляций с кодом.
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [JavaScript, Программирование, Управление проектами, Управление продуктом, Карьера в IT-индустрии] Pet-проект для джуна. Или зачем и как выбрать pet project. (+личный опыт)
- [Развитие стартапа, Управление продуктом, Финансы в IT] Нужно ли стартапу в 2021 выдавать опционы сотрудникам? Разбираем что это и как оформить
- [Управление разработкой, Управление продуктом] Почему проекты переписываются и почему это не удается
- [SaaS / S+S, Управление продуктом] Как организовать эффективное управление продуктом в b2b
- [Спам и антиспам, Развитие стартапа, Управление продуктом, Социальные сети и сообщества] Как мы боролись с фейковыми аккаунтами на сайте знакомств
- [Управление разработкой, Управление проектами, Agile] Agile не только в офисе
- [Управление проектами, Управление персоналом, Конференции] SimbirSoft, ABBYY, Skillbox и другие эксперты обсудят технологии и управление в IT на «Технореволюции 2.0»
- [Программирование, Управление разработкой, Управление проектами, Финансы в IT] О проблемах нормальной оценки фич и как их решить
- [Системное администрирование] Мониторинг дисковой подсистемы VMware через CIM/Zabbix
- [Управление проектами, Agile] С чего начать внедрение методологий. Любимый Scrum
Теги для поиска: #_upravlenie_proektami (Управление проектами), #_upravlenie_produktom (Управление продуктом), #_monitoring (мониторинг), #_rabotosposobnaja_sistema (работоспособная система), #_rabotosposobnost_po (работоспособность по), #_upravlenie_proektami (
Управление проектами
), #_upravlenie_produktom (
Управление продуктом
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 14:21
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
Сегодня расскажем, как можно обеспечить эффективный мониторинг для сложного ИТ-продукта и какие процессы можно автоматизировать, чтобы упростить работу саппорт-инженеров.Именно с мониторинга стоит начинать постановку продукта на техподдержку. И уже на этом фундаменте выстраивать технологию обработки обращений (Incident Management) и развивать системный подход к решению проблем (Problem Management).Мониторинг даёт возможность выстраивать проактивный подход в техподдержке. Специалисты узнают о проблемах не когда сбой уже произошёл, а реагируя на первые тревожные сигналы.В общем и целом мониторинг отвечает на два главных вопроса:
Какой бывает мониторинг
На выходе вы получаете подробное руководство по всем операциям, для которых в принципе используется продукт. По этим данным далее можно готовить тесты, чтобы автоматически проверять, выполняет ли система свои задачи с точки зрения непосредственных пользователей.2. Переводим с человеческого на машинныйЧтобы автоматизировать эти проверки, это руководство нужно перевести на язык скриптов. Действия пользователя нужно соотнести с конкретными запросами в конкретные сервисы.Чтобы понять, на что смотреть в выдаче, в таблице добавляем данные:
3. Налаживаем авторизацию (опционально)Большинство корпоративных систем закрыты от внешнего интернета, и для таких случаев нужно решить вопрос авторизации. То есть технически обеспечить возможность системам мониторинга отправить запрос в микросервис и получить данные.Для этого пишется отдельный модуль, который умеет получать авторизационные данные и передавать их службе мониторинга. Технически это похоже на кукисы в браузере – система, которую мы отслеживаем, передаёт авторизационному сервису токен с ограниченным периодом жизни, а средства мониторинга по этому токену подтверждают право доступа. 4. Автоматизируем и запускаем в работуТеперь можно начинать автоматизацию и готовить алёрты для процессов. Разработчики пишут скрипты, чтобы имитировать пользовательские действия по списку сценариев. Здесь нужно опираться на бизнес-задачи, смотреть, к какому времени поддержка должна узнать о сбое процесса, чтобы успеть предпринять действия.Эти скрипты можно «скормить» практически любой системе мониторинга. Лично нам нравится Zabbix, но это может быть Grafana или другой аналитический движок, с которым вы работаете. В вашей таблице есть всё что нужно для настройки. В результате у нас появляется механизм, который умеет авторизоваться в системе и отправить post-запросы её службам. Остаётся обозначить пороговые значения алёртов и настроить логику отчётов. И ваш мониторинг запущен в эксплуатацию. ЗаключениеНаш опыт показывает, что зачастую продуктовая команда сама усложняет себе задачу, слишком погружаясь в технологические параметры. На самом деле процесс прост и прозрачен. Мы показали это на живом примере.Ключ к решению – это побывать в шкуре пользователя, который каждое утро заходит в систему и проверяет, справляется ли она с его задачами. Если идти к технике через смысл продукта, путь к цели становится гораздо короче, а результаты мониторинга оказывается проще трактовать и контролировать.В следующем посте поделимся инструментами, которые помогают нашей поддержке работать с мониторингом без лишних манипуляций с кодом. =========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Управление проектами ), #_upravlenie_produktom ( Управление продуктом ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 14:21
Часовой пояс: UTC + 5