[Программирование, .NET, Разработка под MacOS, Разработка под Windows] От WPF к Авалонии

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 3 месяца
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
16-Фев-2021 14:32

WPF — любимый сообществом фреймворк для десктопной разработки, однако в то время как дотнет и вся его экосистема уже давно кроссплатформенные, WPF работает только под Windows. Сообщество решило эту проблему и теперь у нас есть Авалония — фреймворк, во многом очень похожий на WPF, но работающий на разных платформах. Под катом мы разберем отличия Авалонии от WPF. Что нужно знать людям, переходящим с WPF на Авалонию? В чем преимущества нового фреймворка, а в чем его недостатки по сравнению с WPF?
СтилиНа первый взгляд, стили в Авалонии выглядят точно также, как и в WPF — они задаются в блоке Styles с помощью селекторов и сеттеров. Первые выбирают набор блоков, к которым применяются стили, вторые — задают непосредственно стили. Давайте сравним два одинаковых стиля в WPF и Авалонии:
<Style TargetType="TextBlock">
  <Setter Property="HorizontalAlignment" Value="Center" />
  <Setter Property="FontSize" Value="24"/>
</Style>
<Style Selector="TextBlock">
  <Setter Property="HorizontalAlignment" Value="Center" />
  <Setter Property="FontSize" Value="24"/>
</Style>
Как видите, в данном фрагменте различается только объявление тега Style — в WPF для выбора целевого блока используется параметр TargetType, а в Авалонии - Selector. Однако селекторы в Авалонии куда мощнее, чем TargetType в WPF. Больше всего они напоминают селекторы из CSS — с классами, псевдоклассами и кастомными обращениями. Например, вот так мы можем задать размер шрифта для всех текстовых блоков с классом h1
<Styles>
  <Style Selector="TextBlock.h1">
    <Setter Property="FontSize" Value="24"/>
  </Style>
</Styles>
<TextBlock Classes="h1">Header</TextBlock>
Псевдоклассы позволяют нам выбирать элементы в определенном состоянии — когда они в фокусе, когда на них наведена мышь, когда чекбокс выбран и так далее. В WPF подобное реализовывалось через триггеры (стиль изменялся, когда активировалось некоторое событие), однако подход через псевдоклассы выглядит более удобным и современным. 
<Styles>
  <Style Selector="Button:pointerover">
    <Setter Property="Button.Foreground" Value="Red"/>
  </Style>
</Styles>
<Button>I will have red text when hovered.</Button>
И, конечно же, селекторы в Авалонии позволяют гибко выбирать целевые контролы для стилей — через цепочки дочерних элементов, по совпадению нескольких классов, по шаблонам и по значениям определенных свойств. Опять же, это очень похоже на селекторы в CSS. Например, вот так мы можем выбрать кнопку, являющуюся прямым наследником элемента с классом block, имеющую значение свойства IsDefault = true:
.block > Button[IsDefault=true]
Полный список доступных селекторов и их описания вы можете найти в документации Авалонии.Обновленный синтаксис XAMLКак и в случае со стилями, синтаксис XAML не слишком сильно отличается от WPF. Объявление контролов, параметры, биндинги — все выглядит по-прежнему. Однако некоторые отличия все же есть — синтаксис стал более емким и понятным, а где-то добавились новые возможности. Посмотрим на изменения по порядку.Начнем с упрощений в синтаксисе. Самый простой пример такого упрощения — это объявление строк и столбцов в Grid. Классическое, привычное с WPF объявление будет выглядеть следующим образом:
<Grid>
  <Grid.RowDefinitions>
    <RowDefinition Height="*"></RowDefinition>
    <RowDefinition Height="Auto"></RowDefinition>
    <RowDefinition Height="32"></RowDefinition>
  </Grid.RowDefinitions>
</Grid>
Этот код будет отлично работать и в Авалонии, однако, помимо полного варианта объявления, добавился и сокращенный.
<Grid RowDefinitions="*,Auto,32,"/>
Упростилось и подключение зависимостей в XAML файлах. Теперь clr-namespace можно заменить на using. Такое изменение позволяет сделать подключение сторонних библиотек короче и читаемее.Было: xmlns:styles="clr-namespace:Material.Styles;assembly=Material.Styles"Стало: xmlns:styles="using=Material.Styles"Другое любопытное изменение — это вынесение DataTemplates и Styles в отдельные теги. Раньше они размещались внутри Resources.
<UserControl xmlns:viewmodels="clr-namespace:MyApp.ViewModels;assembly=MyApp">
  <UserControl.DataTemplates>
    <DataTemplate DataType="viewmodels:FooViewModel">
      <Border Background="Red" CornerRadius="8">
        <TextBox Text="{Binding Name}"/>
      </Border>
    </DataTemplate>
  </UserControl.DataTemplates>
  <UserControl.Styles>
    <Style Selector="ContentControl.Red">
      <Setter Property="Background" Value="Red"/>
    </Style>
  </UserControl.Styles>
<UserControl>
Важные изменения произошли и в биндингах. Авалония позволяет связывать между собой элементы разметки, прибегая только к свойствам XAML. Достаточно обратиться к источнику зависимости, используя # и имя элемента. Например, вот такой код привяжет значение поля other к значению поля source.
<TextBox Name="source"/>
<!-- Binds to the Text property of the "source" control -->
<TextBlock Name=”other” Text="{Binding #source.Text}"/>
Конструкция $parent позволяет обращаться к родительским компонентам.
<Border Tag="Hello World!">
  <TextBlock Text="{Binding $parent.Tag}"/>
</Border>
Кстати, такое обращение поддерживает индексирование. Иначе говоря, конструкция $parent[1] позволит вам обратиться к родителю родителя вашего компонента. А конструкция $parent[0] эквивалентна $parent. Помимо индексов здесь также можно использовать обращение по типу. $parent[Border] позволит вам обратиться к первому предку с типом Border. А еще такое обращение можно совместить с индексированием.
<Border Tag="Hello World!">
  <Border>
    <Decorator>
      <TextBlock Text="{Binding $parent[Border;1].Tag}"/>
    </Decorator>
  </Border>
</Border>
В WPF аналогичную функцию выполняет свойство RelativeSource, однако RelativeSource завязано на визуальном дереве элементов, а не на логическом. Подробнее почитать о разнице вы можете в этой статье.Небольшие изменения также коснулись конвертеров. Один из самых популярных конвертеров, логическое отрицание, был реализован в виде синтаксиса в XAML коде.
<StackPanel>
  <TextBox Name="input" IsEnabled="{Binding AllowInput}"/>
  <TextBlock IsVisible="{Binding !AllowInput}">Sorry, no can do!</TextBlock>
</StackPanel>
Кстати, этот конвертер использует метод Convert.ToBoolean для преобразования значений, что позволяет писать код такого вида:
<Panel>
  <ListBox Items="{Binding Items}"/>
  <TextBlock IsVisible="{Binding !Items.Count}">No results found</TextBlock>
</Panel>
А еще конвертер поддерживает множественное использование, что позволяет преобразовывать не-булевские значения в boolean с помощью двойного отрицания.
<Panel>
  <ListBox Items="{Binding Items}" IsVisible="{Binding !!Items.Count}"/>
</Panel>
Я бы не рекомендовал использовать такой трюк, однако множественное применение конвертеров может пригодиться, когда в Авалонии реализуют синтаксическую поддержку для других конвертеров. Теоретически вы можете сделать это сами, но на практике это достаточно сложно и никак не документировано.Помимо синтаксической поддержки, Авалония дает пользователю несколько дефолтных конвертеров. Для них не реализован никакой специфический XAML синтаксис, так что они используются как обычные конвертеры. 
<TextBlock Text="{Binding MyText}" IsVisible="{Binding MyText, Converter={x:Static StringConverters.IsNotNullOrEmpty}}"/>
И последняя возможность, которую хочется упомянуть, относится к проблемам кроссплатформенности. Видели вот это меню в macOS?
Подобные элементы — это вечная головная боль кроссплатформенных приложений. На маках такое меню есть, а на винде — нет. А в Linux есть, но не везде, только в некоторых оконных менеджерах. Для работы с такими меню в девятой версии Авалонии реализовали компонент NativeMenu. По умолчанию, даже без добавления NativeMenu в приложение, Авалония будет генерировать меню с базовыми пунктами — как раз они и представлены на скриншоте. А для добавления новых пунктов как раз и используется NativeMenu.
<Application>
  <NativeMenu.Menu>
    <NativeMenu>
      <NativeMenuItem Header="About MyApp" Command="{Binding AboutCommand}" />
    </NativeMenu>
  </NativeMenu.Menu>
</Application>
Декларативный UI via F#Несмотря на все улучшения и упрощения для XAML, многим он кажется громоздким и избыточным, поэтому все большую популярность набирают разнообразные декларативные DSL. Сообщество Авалонии разработало отличную библиотеку Avalonia.FuncUI, позволяющую вам писать UI на Авалонии в декларативном стиле. Получающийся код напоминает реализацию UI с помощью Elm или Jetpack Compose
module Counter =
  type CounterState = {
    count : int
  }
  let init = {
    count = 0
  }
  type Msg =
  | Increment
  | Decrement
  let update (msg: Msg) (state: CounterState) : CounterState =
    match msg with
    | Increment -> { state with count =  state.count + 1 }
    | Decrement -> { state with count =  state.count - 1 }
  let view (state: CounterState) (dispatch): IView =
    DockPanel.create [
      DockPanel.children [
        Button.create [
          Button.onClick (fun _ -> dispatch Increment)
          Button.content "click to increment"
        ]
        Button.create [
          Button.onClick (fun _ -> dispatch Decrement)
          Button.content "click to decrement"
        ]
        TextBlock.create [
          TextBlock.dock Dock.Top
          TextBlock.text (sprintf "the count is %i" state.count)
        ]
      ]
    ]
Такая стилистика пока не стала чем-то общепринятым — кому-то привычнее XAML, а кто-то считает FuncUI громоздким по сравнению с конкурентами. В любом случае, это интересная опция, которая для многих может быть более удобной и понятной. НедостаткиПерейдем к самому интересному — а что же не так с Авалонией в сравнении с WPF?Если смотреть на функциональность, то Авалония не только приобрела новые фичи, но и потеряла некоторые возможности WPF. Например, в Авалонии из коробки отсутствуют триггеры (обсуждение этой фичи можно найти в репозитории Авалонии, а пока триггеры можно использовать с помощью пакета AvaloniaBehaviors), не работают биндинги через стили и так далее. Другая проблема — это экосистема. Так как Авалония куда моложе WPF и имеет значительно меньшую аудиторию, вокруг Авалонии пока не выстроилась богатая экосистема со множеством стилей и кастомных контролов. Да и гигантских платных UI фреймворков вроде DevExpress пока не появилось. Аналогичные сложности и с инструментами разработки — они есть, и поддержка становится все лучше, однако пока что отстает по качеству от WPF.Ну и самая заметная проблема, о которой говорят многие — это отсутствие гарантий. Авалония — это инструмент, создаваемый исключительно сообществом, что не слишком-то привычно для .NET разработчиков. За ним не стоит Microsoft или какая-то другая крупная компания. В этих условиях многим не хочется рисковать, надеясь на open source продукт — кто знает, вдруг завтра мейнтейнер потеряет интерес, и разработка встанет? Однако это же дает вам возможность заметно влиять на развитие Авалонии, исправляя существующие проблемы и предлагая новые фичи.ЗаключениеПодводя итог можно сказать, что Авалония — это осовремененная версия WPF. Синтаксис чуть полегче, стили современнее, да и в целом фреймворк подталкивает к использованию современных подходов вроде реактивного программирования и декларативного DSL. Компенсация за это — типичный набор проблем молодого опенсорсного инструмента. Кое-какие фичи не реализованы, экосистема бедновата, да и качественная поддержка в будущем не гарантирована. Так или иначе, это несет и преимущества в виде возможности заметно влиять на будущее Авалонии.Если вам нравится этот фреймворк — не стесняйтесь активно участвовать в его разработке. Пишите предложения в репозитории, участвуйте в дискуссиях, правьте найденные баги и общайтесь с сообществом в телеграме Авалонии. И, конечно же, подписывайтесь на наш блог на Хабре — мы уже готовим следующую статью про Авалонию. А на сегодня все, оставайтесь на связи.
===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_programmirovanie (Программирование), #_.net, #_razrabotka_pod_macos (Разработка под MacOS), #_razrabotka_pod_windows (Разработка под Windows), #_avalonia, #_wpf, #_desktop, #_crossplatform, #_avaloniaui, #_.net, #_blog_kompanii_kontur (
Блог компании Контур
)
, #_programmirovanie (
Программирование
)
, #_.net, #_razrabotka_pod_macos (
Разработка под MacOS
)
, #_razrabotka_pod_windows (
Разработка под Windows
)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 20-Май 04:49
Часовой пояс: UTC + 5