[Управление разработкой, Управление проектами] С чего начать, чтобы стать архитектором в IT? Введение

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 4 месяца
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
23-Ноя-2020 05:31

Каждый раз рассказывая свой доклад про архитекторов качества я слышу один, самый популярный вопрос: "С чего начать?" - Хороший вопрос! Но прежде чем на него ответить, я предлагаю задаться таким вопросом: "А подходит ли это вам?"Архитектор - это человек, у которого много, очень много ответственности и очень мало влияния на реализацию архитектурного решения! Вне зависимости от того, какой это архитектор: архитектор решений, архитектор качества или системный архитектор. Сеньоры, мидлы и даже джуны (разработчики/тестировщики) ежедневно влияют на качество проекта тем, что разрабатывают и тестируют код. Девопсы следят и поддерживают инфраструктуру проекта. Лиды ежедневно влияют на качество проекта, работая с командами. Архитектор же не работает ни с кодом, ни с командами, ни с проектными процессами. Его влияние не такое явное, и ограничено его сферой деятельности по построению архитектуры. Архитектура должна быть проработана, удовлетворять требованиям заказчика как явным, так и неявным, и затем передана в работу команде. После передачи архитектуры в работу заканчивается и влияние архитектора, далее архитектор только корректирует нюансы. Но при этом ответственность за проект и за эффективность проекта все равно остается на архитекторе. Работа архитектора - это как дизайн-проекта дома или квартиры, который заказчики видят красивым при визуализации, но качество его реализации зависит еще и от строителей. Т.е. соответственно, архитектор отвечает за все, практически не имея физической возможности повлиять на качество работы. Возвращаясь к исходному вопросу, если это вас не смущает и не пугает, то архитектор – ваша стезя. Так с чего же начать? Конечно, начать со списка навыков, которыми должен обладать архитектор, провести соответствие с собой, какие навыки надо подтянуть, а какие необходимо развить. Навык коммуникации
Самый главный навык архитектора - это навык коммуникации! Иначе говоря, этот человек, у который soft скилы становятся hard скилами, т.к. это тот человек, который должен донести виденье заказчика команде и минимально исказить это видение в процессе. Или, если мы говорим об архитекторе качества, то донести до заказчика важность и необходимость хорошего, разностороннего тестирования, а команде, как это тестирование проводить. Это уже не только технический человек, а больше эмпатичный, цель которого сделать всех счастливыми. Для успешной коммуникации есть целый ряд методик, проведение которых и изучают в школе архитекторов. Но развивать этот навык надо с самого начала (рождения желательно), на уровне архитектора - уже поздновато, но при желании можно. Например, при помощи специальных упражнений или игр. Навык быть лидером
Следующий навык, которым должен обладать архитектор - это навык лидера, причем в нашем случае, это навык неявного лидера, этакие серые кардиналы, которые способны увлечь за собой не только джунов интересной идеей, но и лидов команд, у которых обычно критическое мышление развито хорошо, и к интересным идеям они относятся с опаской. Этот раздел в школе архитекторов не изучают, подразумевается, что на эту роль приходят люди с развитыми лидерскими качествами. Вот пару ресурсов, которые рассказывает о лидерских качествах: развитие лидерских качеств и 12 социальных навыков, которые совершенствуют работу руководителей IT-проектов. Технические навыки
Технические навыки включают в себя: знание доменной области, знание процессов разработки, тестирования, установки приложений, знание работы с инфраструктурой, архитектурные стили, шаблоны и тактики. Знание доменной области. Это знания подводных камней и возможностей обойти эти камни в какой-то конкретной области. Например, проблемы в gameDev будут отличаться от проблем при разработке или тестировании e-commerce. Это нарабатывается только опытным путем, и никак иначе. Почитав статьи, можно собрать информацию о типичных проблемах и как другие их решали. Но в реальности у каждого архитектора есть свое кладбище своих неудачных решений, на которых основан его опыт и знания, что можно или нельзя делать в этом домене. Более того, сеньерность архитектора увеличивается с количеством доменных областей, которые он знает. Знание процессов разработки, тестирования, установки приложений, работы с инфраструктурой. Об этом очень много написано, существует огромное количество видео, тренингов. Тут каждому надо определить самому, какую область ему необходимо подтянуть и в каком количестве. Но хочу напомнить о базе, с которой начинается хорошая разработка и тестирование, которую сейчас несправедливо забывают - Роберт Мартин "Чистый код". Но справедливости ради, прикладываю статью и на альтернативное мнение "О книге Боба Мартина «Чистый код»"Архитектурные стили, шаблоны и тактики. В IT как и у строителей существуют свои подходы для решения тех или иных проблем. Эти решения основываются на архитектурных стилях, шаблонах и тактиках.
  • Архитектурный стиль - это способ организации кода, который решает проблемы и предоставляет преимущества архитектурного решения . Например: клиент - сервер архитектура, монолит, микросервисная архитектура.
  • Архитектурный шаблон - это типовое решение для повторяющихся проблем. Говоря об архитектуре могу привести такие примеры: CQRS, шардирование.
  • Архитектурная тактика - это низкоуровневое решение конкретной архитектурной практической задачи.
Основной уклон архитектурных школ - это именно изучение стилей, шаблонов и тактик. Оставлю тут книгу, в которой хорошим и простым английским описаны практики архитекторов - Software Architecture in Practice (можно найти бесплатно в pdf формате). В следующих статьях я буду разбирать подробно эти практики. Навык доверять
И самый последний навык архитекторов, который я хочу сегодня упомянуть - это навык доверять. Становясь архитектором надо четко осознавать то, что от некоторых привычных активностей и привычного контроля необходимо отказаться. Т.е. ответственность за код теперь лежит на плечах разработчиков, ответственность за тестирование - на тестировщиках, а командами управляют лиды команды. Архитекторы обычно - это бывшие лиды, вышедшие из сеньеров, и они знают как писать код, как делать ревью кода, как распределять задачи "лучше всех". Но на этом уровне необходимо команде доверить делать свою работу! Этот навык тоже развивается и начать можно с соответствующей литературы. Доверие в командах: зачем это нужно и как построить, Доверие в бизнесеЗаключениеЭто статья - введение, которая только дает общие понятия, что необходимо развивать архитектору. Как видите, в навыках архитектора нет ничего специфичного, кроме знаний и подходов к построению архитектур. В остальном же - это все те же навыки, что каждый из нас использует в работе ежедневно. В дальнейшем цикле статей все понятия, описанные выше, будут специализированы и раскрыты именно с точки зрения работы архитектора:
  • с кем архитекторы общаются и какие тактики общения и для чего при этом применяют,
  • разобраны архитектурные стили, шаблоны и тактики на примерах,
  • и так же прольется свет на такую загадочную деятельность как preSale,
  • и многое другое!

===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_upravlenie_razrabotkoj (Управление разработкой), #_upravlenie_proektami (Управление проектами), #_architect, #_quality, #_quality_architect, #_solution_architect, #_s_chego_nachat (с чего начать), #_upravlenie_razrabotkoj (
Управление разработкой
)
, #_upravlenie_proektami (
Управление проектами
)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 03-Июл 11:41
Часовой пояс: UTC + 5