[История IT, IT-инфраструктура] Эволюция ИТ: от локальных серверов до managed services

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 4 месяца
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
28-Сен-2020 18:32

За последние 30 лет ИТ-индустрия и подход к предоставлению ИТ-услуг изменились кардинально. Попробуем проследить основные этапы этой эволюции.
Эволюция Managed IT наглядноВ хронологии будем опираться на западный как более релевантный.1990-е: зарождение аутсорсингаДо появления высокоскоростного интернета и удаленного доступа ИТ-сервисы разворачивались и управлялись локально. У не-ИТ-компаний сервисов было немного: MS Office, почта, телефония, специальный софт. Все это запускалось на собственных серверах и СХД. Тогда содержать серверную и штат ИТ-специалистов было нормальной практикой и не воспринималось как непрофильная инвестиция.Постепенно технологии множились и усложнялись. К середине 1990-х у большинства компаний была компьютерная сеть и, соответственно, сетевая инфраструктура: коммутаторы, маршрутизаторы, брандмауэры. При этом штатные ИТ-специалисты напоминали многоруких Шив, которые могут и то, и это, и даже чуть-чуть программировать. Рос спрос на квалифицированные кадры.Параллельно увеличивалось количество системных интеграторов и компаний, которые предлагали консультационные услуги. Это важный этап: ИТ-консультанты стали востребованными именно как приглашенные — внештатные сотрудники. Они делились лучшими практиками, давали рекомендации, помогали с настройкой и обслуживанием оборудования. Так, собственно, и зародился аутсорсинг ИТ-сервисов. Но это была ещё локальная услуга, которая предоставлялся «на месте».2000-е: появление управляемых сервисовВ начале 2000-х пропускная способность интернет-каналов выросла. Появилось ПО, которое позволяло подключаться к компьютерам и серверам из любой географической точки. Специалисты техподдержки стали устранять неполадки и обслуживать сервисы удаленно.В то же время начали появляться хостинг-провайдеры, которые сдавали в аренду аппаратные мощности в дата-центрах (co-location). Обслуживание инфраструктуры провайдеры брали на себя. Внутри компаний-заказчиков штатные ИТ-службы стали превращаться в «командные центры», которые координировали работу не связанных между собой подрядчиков. Сервисами же все больше управляли сами подрядчики в дата-центрах, предлагая расширенный набор ИТ-услуг в формате функционального аутсорсинга.Еще один маркер: появление прикладных корпоративных приложений в облаке — SaaS. Первопроходцем стала компания Salesforce, разработчик CRM-платформы, которая существует и поныне.  Здесь уже клиенты не задумывались о том, чтобы поддерживать инфраструктуру для функционирования корпоративного ПО — этим занимался поставщик.2010-е: становление MSPКомпании, которые раньше были ИТ-консультантами, стали предлагать, если буквально, «управляемые ИТ-услуги» (managed IT). Они набирали в команду специалистов разных квалификаций — от системных администраторов до разработчиков, — чтобы предоставлять полный набор услуг: настройку, администрирование и мониторинг ИТ-сервисов. Чем большим количеством сервисов управлял такой провайдер (Managed Service Provider — MSP), тем он был успешнее.Важная особенность: аутсорсинг у MSP стал уже преимущественно удаленным.Сфера ИТ-услуг поделилась на два сегмента: на компании, для которых ИТ — это бизнес, и на компании, которым ИТ нужны исключительно для автоматизации бизнес-процессов. Конкуренция за кадры сменила вектор: лучшие инженеры уходили в ИТ-компании; остальным приходилось выращивать специалистов самостоятельно.2020: «зрелость» managed ITНа Западе индустрия управляемых ИТ-услуг полностью созрела и стала доминирующей сервисной моделью в ИТ. В России, по нашим наблюдениям, этот процесс отстает лет на 5.Отметим главные особенности рынка managed IT.
  • В «облачную эпоху» для большинства организаций небольших и средних размеров, собственная серверная и штатный ИТ-отдел — роскошь. (Ну, или нецелесообразные вложения.) Использовать облака выгоднее, в том числе в техническом отношении.
  • Инфраструктура и сервисы передаются в ведение MSP, который управляет и «мониторит» сервисы онлайн.
  • Главная метрика для MSP — не количество часов, которые отработал инженер, а должный уровень доступности сервиса, прописанный в SLA.
  • Масштабирование вычислительных мощностей, которое раньше занимало недели и месяцы (с учетом закупки оборудования), теперь происходит за минуты.
  • Компаниям, для которых ИТ — непрофильная статья расходов, больше не нужно управлять собственной ИТ-инфраструктурой, программным обеспечением и даже иногда разработкой ПО.
  • Капитальные затраты на ИТ сменились на операционные — на ежемесячные платежи. Компаниям стало проще планировать ИТ-бюджет.
Полноценный MSP — больше, чем поставщик сервисов. Это советник и партнер для клиентов, который помогает стратегически развивать ИТ. MSP знает, как управлять сложными ИТ-процессами и системами, чтобы компания оставалась конкурентной на технологичных рынках.ИТ теперь затрагивают все бизнес-процессы: HR, закупки, финансы, продажи, обслуживание клиентов, информационную безопасность и так далее. Поддерживать эффективность этих процессов без помощи стороннего поставщика управляемых услуг всё сложнее.Managed IT в РоссииРынок управляемых ИТ-сервисов в России неровный. Среди наших клиентов — компании на разных этапах развития. Встречаются и такие, которые до сих пор покупают собственное «железо» и придерживаются политики тотального недоверия. Иногда на то есть причины. Например, банкам до сих пор нельзя пользоваться облаками, потому что у государства собственные представления об информационной безопасности.Компаний, ИТ-сервисы которых застряли в 1990–2000-х, конечно, с каждым годом меньше. Российский рынок ИТ медленно, но верно движется в сторону managed services — модели предоставления ИТ-услуг, которая, как нам кажется, наиболее адекватна реальности.
===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_istorija_it (История IT), #_itinfrastruktura (IT-инфраструктура), #_managed_it, #_autsorsing (аутсорсинг), #_outsourcing, #_outsourced_services, #_managed_services, #_blog_kompanii_itglobal.com (
Блог компании ITGLOBAL.COM
)
, #_istorija_it (
История IT
)
, #_itinfrastruktura (
IT-инфраструктура
)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 06-Июл 17:10
Часовой пояс: UTC + 5