[Научно-популярное, Старое железо, Космонавтика, Будущее здесь] «Морской старт»: возвращение блудного космодрома
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 5 месяцев
Сообщений: 27286
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/f2038ec0b61ec32c7602d14ac1c636c0.jpg)
На Дальнем Востоке, порту Славянка, у списанных плавучих доков и стареньких буксиров, над серыми пятиэтажками инопланетной белоснежной громадой возвышается «Морской старт». Плавучий стартовый комплекс космических ракет состоит из двух судов Sea Launch Commander и Odyssey. Более двадцати лет своей активной жизни они провели неподалеку от Лос-Анджелеса, а сейчас вернулись домой.
«Морской старт» можно считать историческим наследником программы «Энергия-Буран». Хотя напрямую они не связаны, но занимались созданием плавучего космодрома во-многом те же специалисты. Идея запускать ракету из самой географически подходящей точки на Земле — акватории Тихого океана в области экватора — понравилась многим и в консорциум вступили российская РКК «Энергия» (25%), норвежский производитель нефтяных платформ Kvaerner (20%), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш» (15%), и американский Boeing (40%).
Основным источником средств выступал Boeing, остальные же участники больше вкладывались технологиями и работой. Для американцев интерес был двойной: с одной стороны загрузить работой постсоветских ракетчиков, чтобы они не разъехались по Иранам, Северным Кореям и прочим «дружественным» Америке странам; с другой — США было нужно более дешевое средство запуска тяжелых геостационарных спутников чем Space Shutlle.
Проект стартовал в 1995 году, и в 1999 состоялся первый успешный пуск демонстрационной «болванки». Место запуска из Тихого океана выбрано по трем причинам:
— с экватора наименее энергозатратны запуски на геостационарную орбиту телекоммуникационных спутников, т.к. не приходится тратить топливо на изменение наклонения орбиты;
— пуску с экватора дополнительно помогает осевое вращение Земли, добавляя около 150 м/с скорости или около 3% экономии массы топлива, по сравнению с Байконуром;
— после старта отработавшие ступени ракеты падают в океан, и не надо тратиться на их утилизацию.
Морской старт требовал уникальных технологий, ведь в относительно компактных масштабах пришлось разместить монтажно-испытательный комплекс, заправочную систему, наземную станцию управления, Центр управления полетом, и стартовый стол. Причем всё это для ракеты тяжелого класса. Всё это на обычных космодромах занимает сотни гектар, а тут распределяется между судном обеспечения Sea Launch Commander длиной 203 м, и пусковой платформой Odyssey длиной 133 м. Но всё равно это получились колоссальные конструкции, масштаб которых сложно оценить по фотографиям.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/fabb0bfc157e81d069be8238667787db.jpg)
Юридически там тоже была непростая схема. Компания Sea Launch была американской, но её долями владели участники проекта из разных стран. Требования Госдепа США о нераспространении технологий относились к этому проекту, несмотря на мир, дружбу и жвачку между американцами и постсоветскими странами. Головной частью ракеты занимался Boeing и она доставлялась в порт уже в полностью собранном и капсулированном виде — чтобы российские и украинские пусковые команды не могли заглянуть под обтекатель. Ракета использовалась украинская — «Зенит-3» в «морской» модификации. Разгонный блок — российский ДМ от РКК «Энергия», также на «Зените» использовались российские двигатели РД-171.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/51506c3caee1994bfb8a611ee6522e2b.jpg)
Все компоненты: американская головная часть с полезной нагрузкой, российский разгонный блок и украинская ракета собирались в порту Лонг Бич в трюмах Sea Launch Commander. Там же готовая к пуску, но незаправленная ракета перегружалась на Odyssey, после чего проходил сухой вывоз и установка ракеты — для последних проверок.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/3e9afe1390ba9eced80bbd59864e78e5.png)
Успешно проведя «репетицию» платформа прятала ракету в ангаре и своим ходом отправлялась в море. Командный корабль догонял платформу через несколько дней. На точке пуска проходили последние приготовления, заправка, и команда Odyssey переходила по трапу на Commander.
Несколько человек, которые завершали предстартовую подготовку, перемещались уже вертолетом. Поэтому площадки на обоих кораблях — производственная необходимость.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/f1701e6b1947b5ee5a5058d0aacab7a6.jpg)
Предпусковая подготовка ракеты выполнялась в автоматическом режиме, и следовал старт.
Далеко не все пуски проходили успешно. Из 36 стартов было три аварии, причем одна прямо на стартовом столе.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/755eb802aadf4874761ea60a482b6370.gif)
От взрыва никто не пострадал, но корабль пришлось почти год ремонтировать. Ещё через год компания подала на банкротство. Трехмиллиардные инвестиции не окупались, у США появились свои тяжелые ракеты благодаря программе EELV, и спрос упал. Бизнес-план «Морского старта» предполагал не менее четырех пусков в год, но удалось такое только три раза. Последний пуск состоялся в 2014 году после чего любое сотрудничество России и Украины в космосе стало невозможным.
После банкротства 2009 года проект перешел практически в полную собственность РКК «Энергия», но долг перед Boeing в $330 млн оставался. За эту юридическую «спецоперацию» тогдашний глава РКК «Энергия» Виталий Лопота получил уголовное дело и сейчас находится под подпиской о невыезде.
В 2016 году проект выкупила российская частная компания S7 Space, а долги перед американцами компенсировал Роскосмос. За счет российского госбюджета астронавтам NASA предоставили дополнительные места в российских космических кораблях «Союз». Подробнее я уже рассказывал.
Всё это время пара кораблей базировалась в порту Лонг Бич в Калифорнии. S7 Space попыталась деполитизировать российско-украинско-американский космический проект с помощью сборки ракет там же в порту, но не справилась с этим. Производство «Зенитов» восстановить не удалось, а запускать другие ракеты не давал Госдеп США. Ситуация серьезно усугубилась после гибели в авиакатастрофе совладелицы группы компаний S7 Наталии Филёвой. Окончательно подкосил российского авиа-космического частника коронакризис, который сильно ударил по основному бизнесу компании.
Главное достижение S7 Space — транспортировка пусковой платформы и командного судна в российский порт — Славянка, под Владивостоком. Но за этот заплатить пришлось не только деньгами.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/f3087848ab2f3df1defe62861d97c360.jpg)
Главная потеря — часть радиоэлектронного и пускового оборудования плавучего космодрома. Американское правительство потребовало, чтобы американская техника осталась на родном берегу, и украинская тоже. Глава Роскосмоса так описывал потери: «перед его передачей компании S7 все оборудование управления космическим пуском буквально "с мясом" было выдрано».
Были слухи, что к плавучему космодрому присматривался Росатом, и оценил восстановление в $1,2 млрд Но официального подтверждения не было. Позже вице-премьер Юрий Борисов озвучил планы правительства: «Морской старт» восстанавливается за бюджетные средства в размере примерно $0,5 млрд, Роскосмос создает ракеты «Союз-5» и «Союз-6», S7 Space продолжает участие в частно-государственном партнерстве. Возможно какое-то участие примет и Росатом.
В сентябре 2020 года уже российский космодром «Морской старт» впервые показали журналистам и блогерам.
Первое, что поражает — это масштаб. Корабли огромны, особенно для тех, кто не привык к таким размерам.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/3d62600eecfcb715839317978f8a75d7.jpg)
С пирса даже широкоугольного объектива не хватает чтобы охватить взглядом хотя бы одно судно.
Второе — диссонанс между ухоженными, хоть и не самыми современными кораблями Sea Launch, и окружающей приморской действительностью. Серые безлюдные цеха, с выбитыми стеклами и эко-крышами, поросшими молодым тропическим лесом. Брошенные умирать плавдоки, и корабли, которые если и выйдут в море, то только на резделку.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/3d57bc2ff92b6889c3491d76dd36af70.jpg)
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/9f3af7bc7be88c887aeea2936b63adc7.jpg)
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/a2ace214c8e8cfb2ced8c624c76e5429.jpg)
И над всем этим возвышаются капитанские рубки Odyssey и Sea Launch Commander. И сразу хочется их спасти, дать новую жизнь и работу, чтобы они не поросли той же ржавой плесенью и безнадегой, которая царит вокруг. Поэтому туда и возят представителей правительства, Роскосмоса и общественности — никому не захочется, чтобы такое чудо техники смешалось с местным ландшафтом.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/5ed5e23bd2495c84e88cc7ce25fa0112.jpg)
Многих журналистов и блогеров интересовали те самые места на кораблях разоренные «когтями американских ястребов». Но их-то и не показали, чтобы не портить впечатление. Зато проводили на верхнюю палубу командного судна.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/842039e430f66b25f643f5807af5f96a.jpg)
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/1d75a0849f7ecc23d3cdfda3892b3c26.jpg)
Кают-компанию.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/1f0ef5f191618017252745675ce13f1d.jpg)
Командную рубку.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/bae1240df332cfadbb4260a4294b7c71.jpg)
Важное технологическое оборудование управления пуском.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/5d6ad7c107a2f5143587e389b1f71a44.jpg)
Место капитана напомнило что-то из Star Trek.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/bbad3048106a111adeabefb39c5c7f91.jpg)
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/c50fc7c83182773ef75d2b72aa1f4129.jpg)
На вертолетном ангаре из окон видны логотипы спутников, которые запускались Sea Launch.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/74b4c554c54a14df261147cf85dff2c4.jpg)
Монтажно-испытательный трюм.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/3e0074202b2680191aa29f39e64a0375.jpg)
Сейчас это просто склад для оборудования, которое «эвакуировали» из США. Например этот контейнер от разгонного блока ДМ.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/00fe004a3fcacc76e18fe5854dd4eba9.jpg)
Крестовую отвертку под этот винт я так и не нашел.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/f959c5eb87caf835d526f36b2c340f41.jpg)
Хотя, на самом деле, это крепления для найтовки груза.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/15ea81db65db9b5c00287055d8e7afeb.jpg)
Следующий на очереди посещения — стартовая платформа Odyssey.
Необычная конструкция под рубкой управления — устройство перегрузки ракеты из командного судна в пусковое.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/e67557b7dbc6c2637159b2ae0be3019b.jpg)
И тут кроется ответ на один из вопросов относительно эффективности всего проекта: можно ли было производить несколько пусков за один выход в океан? Ответ — нет. Передача ракеты из одного корабля в другой возможна только в порту, и даже там выбирали спокойную погоду и утреннее время чтобы избежать заметной качки.
После перегрузки, ракету закрепляли в лежачем виде на подъемном устройстве, и так, в закрытом ангаре, проводили транспортировку.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/4409a2effa02648011d1c5f7f66f10ca.jpg)
Любопытно, что парой лет ранее я побывал на «Атоммаше» где делали этот подъемник, а сейчас производят корпуса атомных реакторов. О своем вкладе в космонавтику там до сих пор помнят и гордятся.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/d40e7d9d79cc8c15bcf21c9991a756ef.jpg)
Наконец, апофеоз экскурсии — стартовый стол.
Газоотводный канал, который принимал струи всех 36 ракет, которые отсюда стартовали. Необычные «клыки» в канале — это система охлаждения пламяотсекателя и гашения аккустических волн. Через них подается пресная вода, которая снижает нагрузки на конструкцию стартового стола.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/16c9cefbec3d1c4465cc8605771efddc.jpg)
На «дне» газоотводного канала — пламяотсекатель, который делил напополам, отклонял под прямым углом ракетную струю и не давал ей возможности ударять в океанскую воду. Судя по всему, это было необходимо чтобы не давать возмущений на поверхности воды и чтобы газ ракетной струи не прилетел обратно в сопло двигателя.
Вот так эта часть конструкции выглядит со стороны.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/748ff77ff33362e6fd9aa2c8ad82ba31.jpg)
На фоне lozga
В момент включения ракетного двигателя видно как гигантские струи пара разлетаются в стороны из-под стартового стола.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/fed0bf66e911a92709dd0566d09ce870.gif)
Совсем неподалеку — емкости хранения жидкого кислорода. Обычно они защищаются от ракетных газов небольшим заслоном.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/b1e7ddc4e15c7946c6a6880fd51d58f1.jpg)
Удивительно, но эти баки не только не повреждаются нормально стартующей ракетой, но остались практически целы после взрыва «Зенита».
Кабель-мачта. (А-образные элементы, расставленные по всему столу — это опоры для корабля на случай его установки в сухой док).
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/bca424099155b5d26d8fb88275507556.jpg)
Наконец, ответы на самые важные вопросы:
Может ли космодром совершать пуски сегодня, если будет ракета?
Нет, не может из-за удаленной американцами электроники и украинских стартовых систем.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/8bc58f21084e39fc4011a0b2fc7f684e.jpg)
Что из электроники удалено и требует замены?
Системы радиосвязи между двумя судами. И это не только рации для переговоров между экипажами. Это практически вся командно-телеметрическая система, передающая информацию между ЦУПом и стартовым столом вместе с ракетой. Такая система есть на каждом космодроме, но, как правило — это кабельная сеть. На «Морском старте» была дистанционная, и её уже нет.
И это еще не всё. Вторая жизненно-необходимая система — позиционирования, без которой невозможно идеально точно поставить два гигантских корабля рядом в центре океана. Такое позиционирование необходимо для перехода экипажа с пускового судна на командное перед стартом.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/f27b70437e92feb37bb65ec43cdea035.jpg)
Если же задаться целью перегрузки ракет в открытом море, то задача станет на порядок сложнее, хотя и значительно повысит эффективность космодрома.
Наконец, третья часть, которую в любом случае пришлось бы менять — это системы подготовки космических аппаратов к старту.
Способна ли Славянка обеспечить «Морской старт» в режиме работы активного космодрома?
Нет, нужна новая теплоэлектростанция, а для неё нужно тянуть газ в Славянку. Тут можно рассуждать об улучшении уровня жизни в поселке после прихода газа, мне же подумалось, что эта задача — подходящее применение для плавучей атомной электростанции Росатома.
![Клик для увеличения](https://linkme.ufanet.ru/box/200x100/e822107afab8fc152fa9913da7fe7884.jpg)
Сможет ли «Морской старт» конкурировать со SpaceX?
Нет, не сможет. Однозначно. Нынешняя политическая и экономическая ситуация в мире ставит крест на всех надеждах добиться прибыльности российских космических ракет на мировом рынке, с какого бы космодрома, какая бы ракета ни запускала. Когда SeaLaunch был американским оставалась надежда, что его получится использовать для обхода ограничений Пентагона, но сейчас уже никак. Поэтому впереди только госзаказ, и редкие заказы третьих стран, которые не боятся американских санкций.
Зачем тогда вообще нужен России «Морской старт»?
Да, прост. Крутая же штука, жалко резать на металлолом.
А если серьезно, то это прежде всего хороший имиджевый проект. Красивый и романтичный, хоть и бесполезный для экономики, как город на Марсе. Для Роскосмоса он дает ряд косвенных выгод — это дополнительный удобный повод перейти на новые ракеты «Союз-5» и «Союз-6», и сэкономить на строительстве стартовой площадки для них. А ракеты эти, в свою очередь, нужны чтобы дать работу химкинскому «Энергомашу», который двадцать лет держался продавая двигатели украинским «Зенитам» и американским Atlas V, и находится под угрозой остаться совсем без работы через год-два. Нынешняя «рабочая лошадка» Роскосмоса «Союз-2» прекрасная ракета и эстетически и технически, но двигатели для неё производит предприятие Ростеха, т.е. «вне контура», что выводит часть бюджетных средств на сторону от Роскосмоса, это его не устраивает. Также «Союз-5» и «Союз-6» — это элементы проектируемой Роскосмосом лунной ракеты, поэтому если будут летать они, то покорение Луны станет немного дешевле и реальнее, если государство-таки найдет средства на эту задачу.
Будет ли жить «Морской старт» и вообще российская космонавтика?
Да, но за наш с вами счет, дорогие налогоплательщики. Так, что обогащайтесь, господа, законопослушные граждане, обогащайтесь. Поднимайте ВВП и космос будет наш.
Выражаю признательность пресс-службе Роскосмоса за помощь в подготовке фоторепортажа.
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [IT-инфраструктура, Будущее здесь, Системное администрирование, Управление сообществом] Инфосистемы Джет продали в Беларусь оборудование для блокировки интернета
- [Научно-популярное, Медгаджеты, Мозг, Здоровье, Будущее здесь] Полное руководство по сезонной депрессии (SAD). 7 видов светотерапии
- [Delphi, Старое железо, Разработка под Windows, Смартфоны] BroKB Emulz — русскоязычная клавиатура для эмуляторов DosBox/Bochs/LBochs на Android-телефоне
- [Научно-популярное, Космонавтика] Запуск спутника ДЗЗ. Авария. 2020 год: 72 всего, 64 успешных, 26 от Китая
- [Будущее здесь, Интервью, Космонавтика, Научно-популярное] Практический опыт: Есть ли смысл IT-профессионалу участвовать на ТВ-шоу или давать интервью федеральным каналам?
- [Космонавтика, Научно-популярное] Тестовый запуск новой ракеты. Авария. 2020 год: 71 всего, 64 успешных, 27 от США
- [Научно-популярное, Логические игры] ThinkFun или как появилась кампания, которая выпускает «настолки» и головоломки для будущих программистов
- [Беспроводные технологии, Здоровье, Медгаджеты, Научно-популярное] МТИ показал трекер положений тела во сне, который работает на беспроводных сигналах
- [Космонавтика] НАСА предложило закупать лунный грунт у частных компаний — при этом доставлять его на Землю не нужно
- [Энергия и элементы питания, Физика, Научно-популярное] Вечный двигатель?
Теги для поиска: #_nauchnopopuljarnoe (Научно-популярное), #_staroe_zhelezo (Старое железо), #_kosmonavtika (Космонавтика), #_buduschee_zdes (Будущее здесь), #_morskoj_start (Морской старт), #_sea_launch, #_sealaunch, #_zenit (Зенит), #_raketa (ракета), #_kosmodrom (космодром), #_kosmodromy (космодромы), #_roskomos (Роскомос), #_s7, #_s7_space, #_nauchnopopuljarnoe (
Научно-популярное
), #_staroe_zhelezo (
Старое железо
), #_kosmonavtika (
Космонавтика
), #_buduschee_zdes (
Будущее здесь
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 08-Июл 20:55
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 5 месяцев |
|
![]() На Дальнем Востоке, порту Славянка, у списанных плавучих доков и стареньких буксиров, над серыми пятиэтажками инопланетной белоснежной громадой возвышается «Морской старт». Плавучий стартовый комплекс космических ракет состоит из двух судов Sea Launch Commander и Odyssey. Более двадцати лет своей активной жизни они провели неподалеку от Лос-Анджелеса, а сейчас вернулись домой. «Морской старт» можно считать историческим наследником программы «Энергия-Буран». Хотя напрямую они не связаны, но занимались созданием плавучего космодрома во-многом те же специалисты. Идея запускать ракету из самой географически подходящей точки на Земле — акватории Тихого океана в области экватора — понравилась многим и в консорциум вступили российская РКК «Энергия» (25%), норвежский производитель нефтяных платформ Kvaerner (20%), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш» (15%), и американский Boeing (40%). Основным источником средств выступал Boeing, остальные же участники больше вкладывались технологиями и работой. Для американцев интерес был двойной: с одной стороны загрузить работой постсоветских ракетчиков, чтобы они не разъехались по Иранам, Северным Кореям и прочим «дружественным» Америке странам; с другой — США было нужно более дешевое средство запуска тяжелых геостационарных спутников чем Space Shutlle. Проект стартовал в 1995 году, и в 1999 состоялся первый успешный пуск демонстрационной «болванки». Место запуска из Тихого океана выбрано по трем причинам: — с экватора наименее энергозатратны запуски на геостационарную орбиту телекоммуникационных спутников, т.к. не приходится тратить топливо на изменение наклонения орбиты; — пуску с экватора дополнительно помогает осевое вращение Земли, добавляя около 150 м/с скорости или около 3% экономии массы топлива, по сравнению с Байконуром; — после старта отработавшие ступени ракеты падают в океан, и не надо тратиться на их утилизацию. Морской старт требовал уникальных технологий, ведь в относительно компактных масштабах пришлось разместить монтажно-испытательный комплекс, заправочную систему, наземную станцию управления, Центр управления полетом, и стартовый стол. Причем всё это для ракеты тяжелого класса. Всё это на обычных космодромах занимает сотни гектар, а тут распределяется между судном обеспечения Sea Launch Commander длиной 203 м, и пусковой платформой Odyssey длиной 133 м. Но всё равно это получились колоссальные конструкции, масштаб которых сложно оценить по фотографиям. ![]() Юридически там тоже была непростая схема. Компания Sea Launch была американской, но её долями владели участники проекта из разных стран. Требования Госдепа США о нераспространении технологий относились к этому проекту, несмотря на мир, дружбу и жвачку между американцами и постсоветскими странами. Головной частью ракеты занимался Boeing и она доставлялась в порт уже в полностью собранном и капсулированном виде — чтобы российские и украинские пусковые команды не могли заглянуть под обтекатель. Ракета использовалась украинская — «Зенит-3» в «морской» модификации. Разгонный блок — российский ДМ от РКК «Энергия», также на «Зените» использовались российские двигатели РД-171. ![]() Все компоненты: американская головная часть с полезной нагрузкой, российский разгонный блок и украинская ракета собирались в порту Лонг Бич в трюмах Sea Launch Commander. Там же готовая к пуску, но незаправленная ракета перегружалась на Odyssey, после чего проходил сухой вывоз и установка ракеты — для последних проверок. ![]() Успешно проведя «репетицию» платформа прятала ракету в ангаре и своим ходом отправлялась в море. Командный корабль догонял платформу через несколько дней. На точке пуска проходили последние приготовления, заправка, и команда Odyssey переходила по трапу на Commander. Несколько человек, которые завершали предстартовую подготовку, перемещались уже вертолетом. Поэтому площадки на обоих кораблях — производственная необходимость. ![]() Предпусковая подготовка ракеты выполнялась в автоматическом режиме, и следовал старт. Далеко не все пуски проходили успешно. Из 36 стартов было три аварии, причем одна прямо на стартовом столе. ![]() От взрыва никто не пострадал, но корабль пришлось почти год ремонтировать. Ещё через год компания подала на банкротство. Трехмиллиардные инвестиции не окупались, у США появились свои тяжелые ракеты благодаря программе EELV, и спрос упал. Бизнес-план «Морского старта» предполагал не менее четырех пусков в год, но удалось такое только три раза. Последний пуск состоялся в 2014 году после чего любое сотрудничество России и Украины в космосе стало невозможным. После банкротства 2009 года проект перешел практически в полную собственность РКК «Энергия», но долг перед Boeing в $330 млн оставался. За эту юридическую «спецоперацию» тогдашний глава РКК «Энергия» Виталий Лопота получил уголовное дело и сейчас находится под подпиской о невыезде. В 2016 году проект выкупила российская частная компания S7 Space, а долги перед американцами компенсировал Роскосмос. За счет российского госбюджета астронавтам NASA предоставили дополнительные места в российских космических кораблях «Союз». Подробнее я уже рассказывал. Всё это время пара кораблей базировалась в порту Лонг Бич в Калифорнии. S7 Space попыталась деполитизировать российско-украинско-американский космический проект с помощью сборки ракет там же в порту, но не справилась с этим. Производство «Зенитов» восстановить не удалось, а запускать другие ракеты не давал Госдеп США. Ситуация серьезно усугубилась после гибели в авиакатастрофе совладелицы группы компаний S7 Наталии Филёвой. Окончательно подкосил российского авиа-космического частника коронакризис, который сильно ударил по основному бизнесу компании. Главное достижение S7 Space — транспортировка пусковой платформы и командного судна в российский порт — Славянка, под Владивостоком. Но за этот заплатить пришлось не только деньгами. ![]() Главная потеря — часть радиоэлектронного и пускового оборудования плавучего космодрома. Американское правительство потребовало, чтобы американская техника осталась на родном берегу, и украинская тоже. Глава Роскосмоса так описывал потери: «перед его передачей компании S7 все оборудование управления космическим пуском буквально "с мясом" было выдрано». Были слухи, что к плавучему космодрому присматривался Росатом, и оценил восстановление в $1,2 млрд Но официального подтверждения не было. Позже вице-премьер Юрий Борисов озвучил планы правительства: «Морской старт» восстанавливается за бюджетные средства в размере примерно $0,5 млрд, Роскосмос создает ракеты «Союз-5» и «Союз-6», S7 Space продолжает участие в частно-государственном партнерстве. Возможно какое-то участие примет и Росатом. В сентябре 2020 года уже российский космодром «Морской старт» впервые показали журналистам и блогерам. Первое, что поражает — это масштаб. Корабли огромны, особенно для тех, кто не привык к таким размерам. ![]() С пирса даже широкоугольного объектива не хватает чтобы охватить взглядом хотя бы одно судно. Второе — диссонанс между ухоженными, хоть и не самыми современными кораблями Sea Launch, и окружающей приморской действительностью. Серые безлюдные цеха, с выбитыми стеклами и эко-крышами, поросшими молодым тропическим лесом. Брошенные умирать плавдоки, и корабли, которые если и выйдут в море, то только на резделку. ![]() ![]() ![]() И над всем этим возвышаются капитанские рубки Odyssey и Sea Launch Commander. И сразу хочется их спасти, дать новую жизнь и работу, чтобы они не поросли той же ржавой плесенью и безнадегой, которая царит вокруг. Поэтому туда и возят представителей правительства, Роскосмоса и общественности — никому не захочется, чтобы такое чудо техники смешалось с местным ландшафтом. ![]() Многих журналистов и блогеров интересовали те самые места на кораблях разоренные «когтями американских ястребов». Но их-то и не показали, чтобы не портить впечатление. Зато проводили на верхнюю палубу командного судна. ![]() ![]() Кают-компанию. ![]() Командную рубку. ![]() Важное технологическое оборудование управления пуском. ![]() Место капитана напомнило что-то из Star Trek. ![]() ![]() На вертолетном ангаре из окон видны логотипы спутников, которые запускались Sea Launch. ![]() Монтажно-испытательный трюм. ![]() Сейчас это просто склад для оборудования, которое «эвакуировали» из США. Например этот контейнер от разгонного блока ДМ. ![]() Крестовую отвертку под этот винт я так и не нашел. ![]() Хотя, на самом деле, это крепления для найтовки груза. ![]() Следующий на очереди посещения — стартовая платформа Odyssey. Необычная конструкция под рубкой управления — устройство перегрузки ракеты из командного судна в пусковое. ![]() И тут кроется ответ на один из вопросов относительно эффективности всего проекта: можно ли было производить несколько пусков за один выход в океан? Ответ — нет. Передача ракеты из одного корабля в другой возможна только в порту, и даже там выбирали спокойную погоду и утреннее время чтобы избежать заметной качки. После перегрузки, ракету закрепляли в лежачем виде на подъемном устройстве, и так, в закрытом ангаре, проводили транспортировку. ![]() Любопытно, что парой лет ранее я побывал на «Атоммаше» где делали этот подъемник, а сейчас производят корпуса атомных реакторов. О своем вкладе в космонавтику там до сих пор помнят и гордятся. ![]() Наконец, апофеоз экскурсии — стартовый стол. Газоотводный канал, который принимал струи всех 36 ракет, которые отсюда стартовали. Необычные «клыки» в канале — это система охлаждения пламяотсекателя и гашения аккустических волн. Через них подается пресная вода, которая снижает нагрузки на конструкцию стартового стола. ![]() На «дне» газоотводного канала — пламяотсекатель, который делил напополам, отклонял под прямым углом ракетную струю и не давал ей возможности ударять в океанскую воду. Судя по всему, это было необходимо чтобы не давать возмущений на поверхности воды и чтобы газ ракетной струи не прилетел обратно в сопло двигателя. Вот так эта часть конструкции выглядит со стороны. ![]() На фоне lozga В момент включения ракетного двигателя видно как гигантские струи пара разлетаются в стороны из-под стартового стола. ![]() Совсем неподалеку — емкости хранения жидкого кислорода. Обычно они защищаются от ракетных газов небольшим заслоном. ![]() Удивительно, но эти баки не только не повреждаются нормально стартующей ракетой, но остались практически целы после взрыва «Зенита». Кабель-мачта. (А-образные элементы, расставленные по всему столу — это опоры для корабля на случай его установки в сухой док). ![]() Наконец, ответы на самые важные вопросы: Может ли космодром совершать пуски сегодня, если будет ракета? Нет, не может из-за удаленной американцами электроники и украинских стартовых систем. ![]() Что из электроники удалено и требует замены? Системы радиосвязи между двумя судами. И это не только рации для переговоров между экипажами. Это практически вся командно-телеметрическая система, передающая информацию между ЦУПом и стартовым столом вместе с ракетой. Такая система есть на каждом космодроме, но, как правило — это кабельная сеть. На «Морском старте» была дистанционная, и её уже нет. И это еще не всё. Вторая жизненно-необходимая система — позиционирования, без которой невозможно идеально точно поставить два гигантских корабля рядом в центре океана. Такое позиционирование необходимо для перехода экипажа с пускового судна на командное перед стартом. ![]() Если же задаться целью перегрузки ракет в открытом море, то задача станет на порядок сложнее, хотя и значительно повысит эффективность космодрома. Наконец, третья часть, которую в любом случае пришлось бы менять — это системы подготовки космических аппаратов к старту. Способна ли Славянка обеспечить «Морской старт» в режиме работы активного космодрома? Нет, нужна новая теплоэлектростанция, а для неё нужно тянуть газ в Славянку. Тут можно рассуждать об улучшении уровня жизни в поселке после прихода газа, мне же подумалось, что эта задача — подходящее применение для плавучей атомной электростанции Росатома. ![]() Сможет ли «Морской старт» конкурировать со SpaceX? Нет, не сможет. Однозначно. Нынешняя политическая и экономическая ситуация в мире ставит крест на всех надеждах добиться прибыльности российских космических ракет на мировом рынке, с какого бы космодрома, какая бы ракета ни запускала. Когда SeaLaunch был американским оставалась надежда, что его получится использовать для обхода ограничений Пентагона, но сейчас уже никак. Поэтому впереди только госзаказ, и редкие заказы третьих стран, которые не боятся американских санкций. Зачем тогда вообще нужен России «Морской старт»? Да, прост. Крутая же штука, жалко резать на металлолом. А если серьезно, то это прежде всего хороший имиджевый проект. Красивый и романтичный, хоть и бесполезный для экономики, как город на Марсе. Для Роскосмоса он дает ряд косвенных выгод — это дополнительный удобный повод перейти на новые ракеты «Союз-5» и «Союз-6», и сэкономить на строительстве стартовой площадки для них. А ракеты эти, в свою очередь, нужны чтобы дать работу химкинскому «Энергомашу», который двадцать лет держался продавая двигатели украинским «Зенитам» и американским Atlas V, и находится под угрозой остаться совсем без работы через год-два. Нынешняя «рабочая лошадка» Роскосмоса «Союз-2» прекрасная ракета и эстетически и технически, но двигатели для неё производит предприятие Ростеха, т.е. «вне контура», что выводит часть бюджетных средств на сторону от Роскосмоса, это его не устраивает. Также «Союз-5» и «Союз-6» — это элементы проектируемой Роскосмосом лунной ракеты, поэтому если будут летать они, то покорение Луны станет немного дешевле и реальнее, если государство-таки найдет средства на эту задачу. Будет ли жить «Морской старт» и вообще российская космонавтика? Да, но за наш с вами счет, дорогие налогоплательщики. Так, что обогащайтесь, господа, законопослушные граждане, обогащайтесь. Поднимайте ВВП и космос будет наш. Выражаю признательность пресс-службе Роскосмоса за помощь в подготовке фоторепортажа. =========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Научно-популярное ), #_staroe_zhelezo ( Старое железо ), #_kosmonavtika ( Космонавтика ), #_buduschee_zdes ( Будущее здесь ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 08-Июл 20:55
Часовой пояс: UTC + 5