[Карьера в IT-индустрии, Интервью, IT-компании] Что такое soft skills для инженера в 2020 году, зачем и как компании их проверяют на собеседованиях

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
28-Авг-2020 00:31


Недавно один из моих знакомых инженеров устраивался на работу в Facebook. Он успешно прошел несколько кругов собеседований, его позвали на собеседование в офис, и уже там на этапе leadership and drive что-то пошло не так. Как признавался знакомый позднее, отвечать на вопросы в виде «как вы сработались со сложным коллегой» или «как вы добивались целей в токсичной обстановке» он был не очень готов.
Именно подобные вопросы позволяют оценить так называемые гибкие навыки (soft skills) инженеров. История собеседования в Facebook меня сильно заинтересовала, поэтому я решил изучить тему soft skills, их проверки и тренировки поподробнее. Бонусом прикладываю список полезных ресурсов и статей, на которые наткнулся в процессе подготовки материала. Поехали!
Что такое soft skills
В русскоязычном интернете и особенно на Хабре многие как минимум слышали о таком понятии. Обычно в него вкладывается такой смысл: «Это все то, что напрямую не связано с кодом – умение общаться в коллективе и т.п.» Отчасти это верно, но такое понятие слишком обобщено.
Вот хорошее описание того, что на самом деле такое soft skills: мягкие навыки требуют межличностной адаптируемости к различным людям, проблемам и ситуациям. К примеру, лидерство и коммуникация – это межличностные навыки, которые помогают инженерам быть успешнее, потому что они дополняют их hard skills типа знания конкретного языка программирования.
Согласно исследованию, проведенному LinkedIn, в 2020 году работодатели больше всего ценят следующие мягкие навыки:
  • креативность – как и в 2019 году работодатели ищут тех, кто сможет находить нестандартные пути решения рабочих задач.
  • способность к убеждению – как и годом ранее работодатели ценят тех, кто не просто предлагает решения и идеи, но и может объяснить их.
  • умение взаимодействовать – руководство компаний понимает, что одиночки не так эффективны в долгосрочной перспективе, чем качественно работающая команда.
  • навыки адаптации к изменениям – текущий год в полной мере продемонстрировал необходимость такого умения, в 2019 году опрос LinkedIn также показывал его востребованность.
  • эмоциональный интеллект – это новый навык, которого не было в прошлогоднем отчете. Он подразумевает наличие способности воспринимать, оценивать и реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

Мягкие навыки проверяют в ходе так называемых поведенческих интервью (behavioral interview). Существует более десятка аспектов, которые в ходе них могут анализировать рекрутеры, среди них:
  • Склонность к активным действиям, способности к самомотивации.
  • Способность адаптироваться к меняющимся условиям.
  • Коммуникационные навыки.
  • Умение разрешать конфликты.
  • Креативность и способность генерировать идеи.
  • Процесс принятия решений.
  • Умение ставить цели.
  • Навыки по донесению позиции, убеждению в своей правоте.
  • Планирование, расстановка приоритетов, тайм-менеджмент.
  • Решение проблем.
  • Работа в команде.
  • Работа под давлением.

Как все это устроено
Компании анализируют мягкие навыки по-разному. К примеру, Amazon в том числе использует для этого свои знаменитые Leadership Principles, и некоторые из них к кандидату «примеряют» уже на телефонном собеседовании.
Некоторые, начинают проверку уже на этапе отклика на вакансию. К примеру, мы разработали бота @g_jobbot, который позволяет кандидатам получать вакансии релевантные их опыту, прямо в Telegram. Компании же иногда размещают вакансию не только в боте, но и на других площадках, но в итоге отдают предпочтение тем, кто пришел через g-mate – это достаточно новый способ поиска работы, те кандидаты, что им пользуются показывают себя как людей, которые не боятся экспериментов и открыты к новым технологиям.
Для многих проектов – например, стартапов – наличие таких качеств – критически важно. По отзывам компаний, выборка кандидатов пришедших через бота значительно превышает по качеству ту, что можно получить через обычные джоб-борды.
В крупных ИТ-компаниях, особенно в США, обычно поведенческие собеседования становятся частью так называемого onsite loop – серии разговоров в офисе компании для кандидата, прошедшего телефонные скрининги.
На таких интервью мягкие навыки проверяются с помощью вопросов вида:
  • Расскажите мне о ситуации, в которой вы..
  • Поделитесь примером того, как вы...
  • Представьте, что вы оказались в ситуации, где вам нужно...
  • Вспомните, как вы действовали в ситуации, когда...

Такие открытые вопросы позволяют рекрутеру получить описание конкретной ситуации, действия, задачи, с которым сталкивался кандидат. При этом хорошей практикой среди рекрутеров считается задавать дополнительные вопросы по ходу рассказа.
Ниже – запись полезного вебинара по теме soft skills с практическими примерами и на русском языке:
Извините, данный ресурс не поддреживается. :(
Например, способности к коммуникации можно проверить с помощью вопроса: «Расскажите о ситуации, когда вам нужно было рассказать о какой-то сложной технической проблеме человеку, который далек от ИТ и не владеет сленгом? Как вы убедились, что собеседник вас понял?»
А о способности работать в команде многое скажет ответ на такой вопрос: «Случалось ли в вашей практике, что кто-то из членов команды не работал достаточно эффективно? Что вы делали в этой ситуации: обсудили ее с коллегой, руководителем, как прошла беседа, и каковы были результаты?»
Понятно, что для многих, если не большинства инженеров, такие вопросы не всегда кажутся комфортными и даже осмысленными. Но для компании ответы на них важны, потому что позволяют понять, насколько комфортно будет работать самому кандидату, и насколько быстро он притрется к команде. Это в конечном счете влияет на то, как быстро новый сотрудник выйдет на максимальную продуктивность и выйдет ли вообще.
В некоторых, довольно редких случаях, проверка soft skills может носить и экстремальный характер. К примеру в этом треде на Quora один из отвечающих рассказал о своем опыте проведения поведенческих интервью инженеров. Перед этим этапам он давал непростое тестовое задание, а затем в ходе разговора с теми, кто его успешно выполнил, говорил что-то вроде «все отлично, только оно не компилируется» – и затем смотрел на реакцию. Если кандидат начинал сразу возмущаться и говорить, что такого не может быть – это считалось минусом. Те, кто смущался, но не пытался уточнить, что именно пошло не так, казались интервьюеру недостаточно инициативными, а больше всего нравились те, кто пытался разобраться в выдуманной им проблеме.
Как подготовиться к проверке soft skills на собеседовании
Если вы хотите подготовиться к поведенческому интервью, то необходимо проделать несколько шагов:
  • Собрать побольше информации о вопросах, которые могут задать – в интернете есть множество подборок с вопросами по behavioral interview (несколько таких — в списке в конце статьи). Внимательно их прочитайте, подумайте, случались ли описываемые в вопросах ситуации в вашей карьере, как вы реагировали на них.
  • С этими знаниями, еще раз изучите описание вакансии – подумайте, какие вопросы по мягким навыкам вам могут задать, исходя из позиции, на которую вы претендуете. Уделите особое внимание подготовке ответов на эти вопросы.
  • При подготовке ответов используйте технику STAR – во многих американских компаниях, например в Amazon, очень ее любят. Работает это так – в начале идет описание ситуации и задачи (ST = Situation, Task), затем описываются действия (A = Actions), все завершается результатами (R = Results) – ее альтернативой является фреймворк SCORE.
  • Особенное внимание стоит уделить результатам – поднять цифры, что и как улучшилось в проекте по итогам вашей работы.
  • Попрактикуйтесь в ответах – ответы на вопросы по soft skills больше похожи на презентацию, так что придется потренироваться. Начать можно с проговаривания ответов перед зеркалом, затем лучше пригласить коллегу или кого-то из родственников, а если попросить некого – воспользоваться сервисом типа Pramp, где инженеры практикуются в прохождении интервью.
  • Будьте кратким – тот факт, что на таком интервью не нужно писать код, а просто рассказать что-то, еще не значит, что рассказы должны быть очень длинными. Старайтесь сделать так, чтоб ответ на любой вопрос из вашего списка не превышал 2-3 минуты. Засекайте с секундомером, это полезно.

Заключение: ссылки и инструменты для подготовке к поведенческим интервью
В завершение, подборка полезных ссылок, которые помогут лучше понять устройство поведенческих интервью и лучше к ним подготовиться:

===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_karera_v_itindustrii (Карьера в IT-индустрии), #_intervju (Интервью), #_itkompanii (IT-компании), #_intervju (интервью), #_povedencheskoe_intervju (поведенческое интервью), #_soft_skills, #_mjagkie_navyki (мягкие навыки), #_sobesedovanija (собеседования), #_karera (карьера), #_blog_kompanii_gms_&_gmate,_karera_v_tech (
Блог компании gms & g-mate, карьера в tech
)
, #_karera_v_itindustrii (
Карьера в IT-индустрии
)
, #_intervju (
Интервью
)
, #_itkompanii (
IT-компании
)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 22-Ноя 21:25
Часовой пояс: UTC + 5