[Учебный процесс в IT] Мой опыт. Онлайн-магистратура в России. МФТИ, «Технологическое предпринимательство»
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
В далеком 2004 году на первом курсе бакалавриата Новосибирского государственного технического университета я познакомился с платформой intuit.ru. Тогда это казалось невероятным: бесплатно получить знания, которых так не хватает в родном университете. Кто бы мог подумать, что в 2020 году онлайн-обучение вплотную подойдет к тому, чтобы стать новой версией реальности.
Уверен, в этом году со всей карантинной неопределенностью потребность дистанционного обучения возрастет. Тути тамрастут как грибы новые онлайн-магистратуры. Я расскажу свою историю принятия решения и поступления, опыт первого года, плюсы и минусы приведу в конце. Собрал все то, что хотел бы сам прочитать год назад, когда делал свой выбор.
Предыстория
Меня зовут Евгений, мне 32 года, и я программист.
Примерно 10 лет я работаю на зарубежную контору. Мои доходы растут, результаты ценят, а проекты меняются. Я понял, что программирование — классный навык для воплощения идей в реальность и способ неплохо зарабатывать в комфортных условиях. Но душа требует развития. И в моем случае это стремление нельзя насытить еще одной технологией или еще одним языком программирования. Как поется, «перемен требуют наши сердца».
Желание учиться в магистратуре у меня возникло 12 лет назад — в момент защиты бакалаврской работы. На тот момент жизненные планы были немного другие, да и понимания, с какой стороны продолжать грызть гранит науки, не было.
Но перерыв, как водится, затянулся. Основными камнями преткновения все эти годы были:
- непонимание, как совместить учебу с работой;
- фокус на каких-то других вещах.
В 2012 году, проживая в Москве, я хотел поступать в ВШЭ — там была (наверное, и есть) чудесная вечерняя программа. Но тогда по некоторым причинам я решил вернуться в Новосибирск, и планы поступления сорвались. А потом 8 лет пролетели незаметно.
Кстати, в том же 2012 году стартанула Coursera.
Выбор
Меня завлекали два направления: «экономика, финансы, инвестиции» и «трансформация идеи в реальность». Если с первым было понятно, то где учиться второму, я не очень представлял.
Я был зарегистрирован на Coursera, даже начинал проходить некоторые курсы там, но в основном не заканчивал. Не хватало вовлеченности в процесс, может, стимула дойти до конца. Многие курсы мигрируют на эту платформу с вузов, в основном зарубежных. Когда ты проходишь программу курса, то тебе на почту начинают приходить предложения о поступлении в эти учебные заведения. Однажды пришло от MIT — аж гордость взяла, даже подумывал о поступлении, но боялся не выдержать нагрузку и языковой барьер.
А в 2018 году мне прилетела информация о магистерской программе МФТИ «Технологическое предпринимательство». Два этих слова вместе я никогда раньше не произносил. Почитав программу, я понял, что это про то, как стать стартапером в России. Спорно, но интересно.
Также была приписка ОНЛАЙН — не надо ехать в Москву. Посмотрел немного, что такое МФТИ. К своему стыду, я не знал славную историю этой научной школы. Ну и, честно говоря, не особо заострил на этом внимание тогда. Это уже сейчас, во время учебы я узнал, как много успешных экономистов (например, Сергей Гуриев) и предпринимателей в высокотехнологичных сферах вышли из стен этого вуза. Цена была что-то около 270 тысяч в год. Немало, но и мне уже не 18 лет — что-то насобирал.
Почему вообще онлайн-магистратура? Альтернативой могли бы быть:
- попытка запилить проект самостоятельно — глупо бежать марафон, если не бегал хотя бы двадцатку;
- пойти в стартап и учиться на живом примере — отличный вариант, но очень быстро возникает конфликт интересов: ты выполняешь рутинные задачи, а не принимаешь ключевые решения;
- самостоятельно набрать набор курсов, тренингов — но я верю в комплексный подход, считаю, что самому сложно собрать нужную программу, она будет разрозненной.
Я начал подготовку к поступлению в 2018 году, но…
Поступление
… там возникла другая, более интересная оказия (part time работа в стартапе с русскими фаундерами — вот она, визуализация конечной цели).
В 2019 году я вернулся к идее поступления. Нужно было пройти собеседование о теме своего проекта (здесь помогла работа в стартапе — там много гипотез на проверку можно было найти) и сдать математику (тут пришлось поднапрячься — многое уже забылось). Понервничал немного, но все сдал со средним результатом, достаточным для поступления. Тут уже главное — желание и осознание ответственности и временных затрат. И спасибо жене — она меня поддержала (просто еще не знала, как и я, что некоторые предметы будут проходить у меня в два ночи).
Начало
Ноутбук. Наушники. Zoom. Сейчас так живет весь мир. А в октябре прошлого года так началось для меня новое «1 сентября» моей жизни. Передо мной на экране 25 плиток с видео моих одногруппников, кто со штатов, кто с Бали, кто с Ростова, кто с Питера, в основном, конечно, Москва. Нас объединяли русский язык и желание создавать в этом мире чудесные вещи, ну и как результат — заработать на этом кучу денег. Перед нами выступали наши будущие преподаватели — люди с высокими достижениями. Это одна из ключевых вещей для меня в образовании: ты окружаешь себя теми, кто мудрее, опытнее тебя, и учишься у них. Вот он, мегарост. Поэтому я считаю, что настоящее обучение возможно только в общине, а не индивидуально.
Процесс
С тех пор Zoom продолжается каждую субботу и воскресенье. Дополнительно — в будние дни, примерно раз в неделю по Москве с 9 до 11 вечера. Учитывая временную разницу, для меня это с 1 до 3 ночи. На вебинарах только лишь обсуждение проделанной работы (каждый применяет знания к своему проекту). Много работы с различными онлайн-площадками: Coursera, eduNano и прочими. Несмотря на территориальную удаленность, в группе возникло много кружков по интересам в виде разных telegram-чатов на 3–6 человек. Много коллективной работы. В целом онлайн-образование лучше, чем может казаться. И, что важно, тут все было изначально обдуманно, а не состряпано под карантин. На некоторые предметы была возможность приходить очно. На один я даже прилетал в Москву — очень хотелось вживую увидеть ребят. Я совместил приезд с работой, но приятно, что есть возможность выхватить живое присутствие в «поточке», «рабочий» обед в студенческой столовке. Сразу стал на 10 лет моложе).
Что дальше
Впереди еще год учебы. Защита и госэкзамены проходят по плану очно. В этом году из-за карантина было удаленно, но до моей защиты еще год — надеюсь, все восстановится к тому времени. Есть время для проработки проекта, должен активно подключится обещанный ментор (еще один плюс по сравнению с самодельной компиляцией курсов).
Ложка дегтя ...
Начнем с минусов. В основном они связаны с личным восприятием, а не с недостатками учебного процесса.
1. Без проекта учеба приносит печаль. В магистратуре ТехПреда важен свой проект — без него все становится пресным. Нужно чем-то гореть. Лучше сразу найти идеи и мысли, которые нравятся, и много-много общаться, чтобы из этого многообразия выточить что-то внятное. Тут преподаватели готовы общаться, но надо быть настойчивым — они занятые люди. Я считаю, что по-настоящему начал использовать эту возможность в последние пару месяцев. А жаль.
Есть одногруппники, которым подкидывали хорошие идеи на проработку для учебных целей. Надо активно пользоваться этой возможностью. В конце концов, цель учебы в первую очередь — попробовать все аспекты раскрутки идеи на себе, а уже во вторую — построить успешную компанию
2. Случается учеба по ночам. Уже писал об этом раньше, но повторюсь: некоторые предметы, например философия и английский, были не очень удобны по расписанию. Но в целом это было не чаще раза в неделю — можно перетерпеть.
3. Требуется много времени. При поступлении был заявлен объем времени, который потребуется посвятить учебе, — 10 часов в неделю. Тут у меня математика не сошлась, в реале 10 часов — это только очные занятия по выходным (иногда больше). По факту стоит выделять 20–25 часов в неделю на учебу, чтобы полностью усваивать материал.
4. Отсутствие треков. Я уже писал, что группа у нас разноплановая. В этом, помимо плюсов, есть и минусы. В некоторых предметах акценты можно расставлять в зависимости от стадии (идея, прототип или масштабирование) и области проекта (грубо говоря, софт, железо или работа с людьми). В целом есть возможность выбирать курсы, но по факту — скорее, ходить дополнительно. Один курс я выбрал, потому что он мне нравился, и не пожалел. Были курсы, которые мне не понравились. Если бы была возможность пропустить — я бы пропустил/заменил чем-то еще.
5. Для регионов может быть дороговато. Но прилететь в Москву и учиться там было бы явно дороже.
6. В организации процесса обучения есть прорехи. По некоторым предметам отличная обратная связь, а по некоторым явно запаздывает. Кому-то везет с менторами больше, а кому-то меньше. Это отчасти обратная сторона плюсов, о которых пойдет речь ниже. Преподаватели — практики, а не теоретики. Ощущается занятость. Есть куда расти. Для онлайна вдвойне важно быстрое реагирование на запросы, полноценный фидбек по обучению. Иначе интерес может потеряться. Об это хорошо написано тут.
… в бочке меда
1. Преподаватели — практики и теоретики. Их имена отлично гуглятся, и при других обстоятельствах я вряд ли бы мог рассчитывать на общение с ними. Помимо просто выдачи знаний, они влияют на методы мышления, помогают увидеть вещи с тех сторон, о которых не думал раньше. Такие преподаватели есть и в обычных вузах и школах. Но если там соотношение 20 на 80 развернуто в сторону меньшинства, то тут таких большинство. Артемий Малков, Роман Янковский, Вадим Воронин, Анатолий Левенчук, Александр Фурсов, Михаил Бухарин, Алан Бахчиев, Вячеслав Чикин и другие.
2. Одногруппники. В основном чуть-чуть старше меня, но есть сильно моложе. Само по себе это очень классно. Сталкиваются опыт и молодость. Как говорится, «если бы молодость знала, если бы старость могла». Тут и молодость знает, и старость может (старости особо нет, конечно. Наверное, 40 — это потолок). Средний возраст как раз мой: 30–32. Все с разных сфер, 30%-itшники, 30% — уже предприниматели, 30% — менеджеры продуктов, направлений в крупных компаниях и стартапах. Это дает хороший срез и множество точек зрения
3. Онлайн. Что ни говори, все остальное для меня был бы не вариант. Учись, когда (ну почти) и где хочешь.
4. Материал. Учебные материалы в большинстве своем загружены на открытые платформы, что задает высокую планку. Материалы качественные. Многие из них доступны для ознакомления просто так — если интересно, скину ссылки отдельно по запросу. Материалы по маркетингу, юридическому праву, управлению проектами, системному мышлению и другие. Со многим так или иначе сталкивался в жизни, но все было как-то не по полочкам.
5. Вуз. Я уже писал выше, что сейчас горжусь тем, что сопричастен с МФТИ. Круг полезных и приятных знакомств сильно расширился. Тут мы два года в одной лодке с одногруппниками и преподавателями. Такие отношения не строятся за пару дней какой-нибудь конференции.
6. Диплом государственного образца. Диплом и степень магистра весомее и приятнее, чем несколько сертификатов Сoursera.
Вывод
Учеба мне нравится, вызывает много эмоций (от «хочу уйти в академ» до «как круто, что я учусь у с этими людьми» — последнего в разы больше). Уверен, каким бы ни был мой дальнейший жизненный путь, эти знания и знакомства будут очень полезны. Ну и в учебе главное — использовать все возможности, не тратить время зря, и далеко не всегда это значит, что нужно получить пятерки по всем предметам. Если хотите учиться, то возможностей в мире сейчас куда больше, чем 20 лет назад. Лучше начать и бросить — посетить пару-тройку презентаций, подать заявки на обучение, пройти вступительные экзамены. А принимать решение можно, когда потребуется совершить платеж.
Послесловие
Один из навыков, который я хочу прокачивать, — это написание текстов. В своем канале студента я рассказываю больше об учебе в онлайн-магистратуре российского вуза и о своем пути из программистов в предприниматели: t.me/tehprednub
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [Учебный процесс в IT, Образование за рубежом, Карьера в IT-индустрии] Google говорит, университеты больше не нужны (перевод)
- [Java, Учебный процесс в IT, Интервью] «Наша школа — это больше, чем просто источник кадров»: интервью с основателями Java School
- [Управление разработкой, Развитие стартапа, Управление продуктом, Карьера в IT-индустрии] Создание программного продукта и управление его развитием. Как определить пользовательских персон для вашего продукта
- [Учебный процесс в IT, Управление персоналом, IT-компании] Оценить, обучить и вырастить. Как мы строим самообучающуюся организацию в НСПК
- [Учебный процесс в IT, Карьера в IT-индустрии, Интервью] Интервью: Как живётся стажёрам-разработчикам в Русфинанс Банке?
- [Учебный процесс в IT, Робототехника, Здоровье] Чтобы роботы были счастливы
- [Занимательные задачки, Математика, Учебный процесс в IT] Стратегия «выбрать самую нелогичную стратегию», или как мы заняли второе место в Математической регате Тинькофф
- [Настройка Linux, Open source, Системное администрирование, Учебный процесс в IT] Сборник полезных ссылок для системного администратора
- [Учебный процесс в IT, Карьера в IT-индустрии] Слёрм выпустил продвинутый практический курс по Docker
- [Учебный процесс в IT, Образование за рубежом, Карьера в IT-индустрии] «Новая норма»: что думают про эпоху онлайн-обучения профи из семи разных стран (перевод)
Теги для поиска: #_uchebnyj_protsess_v_it (Учебный процесс в IT), #_mfti (МФТИ), #_fizteh (Физтех), #_tehnologicheskoe_predprinimatelstvo (Технологическое предпринимательство), #_tehpred (ТехПред), #_blog_kompanii_moskovskij_fizikotehnicheskij_institut_(mfti) (
Блог компании Московский физико-технический институт (МФТИ)
), #_uchebnyj_protsess_v_it (
Учебный процесс в IT
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 19:45
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
В далеком 2004 году на первом курсе бакалавриата Новосибирского государственного технического университета я познакомился с платформой intuit.ru. Тогда это казалось невероятным: бесплатно получить знания, которых так не хватает в родном университете. Кто бы мог подумать, что в 2020 году онлайн-обучение вплотную подойдет к тому, чтобы стать новой версией реальности. Уверен, в этом году со всей карантинной неопределенностью потребность дистанционного обучения возрастет. Тути тамрастут как грибы новые онлайн-магистратуры. Я расскажу свою историю принятия решения и поступления, опыт первого года, плюсы и минусы приведу в конце. Собрал все то, что хотел бы сам прочитать год назад, когда делал свой выбор. Предыстория Меня зовут Евгений, мне 32 года, и я программист. Примерно 10 лет я работаю на зарубежную контору. Мои доходы растут, результаты ценят, а проекты меняются. Я понял, что программирование — классный навык для воплощения идей в реальность и способ неплохо зарабатывать в комфортных условиях. Но душа требует развития. И в моем случае это стремление нельзя насытить еще одной технологией или еще одним языком программирования. Как поется, «перемен требуют наши сердца». Желание учиться в магистратуре у меня возникло 12 лет назад — в момент защиты бакалаврской работы. На тот момент жизненные планы были немного другие, да и понимания, с какой стороны продолжать грызть гранит науки, не было. Но перерыв, как водится, затянулся. Основными камнями преткновения все эти годы были:
В 2012 году, проживая в Москве, я хотел поступать в ВШЭ — там была (наверное, и есть) чудесная вечерняя программа. Но тогда по некоторым причинам я решил вернуться в Новосибирск, и планы поступления сорвались. А потом 8 лет пролетели незаметно. Кстати, в том же 2012 году стартанула Coursera. Выбор Меня завлекали два направления: «экономика, финансы, инвестиции» и «трансформация идеи в реальность». Если с первым было понятно, то где учиться второму, я не очень представлял. Я был зарегистрирован на Coursera, даже начинал проходить некоторые курсы там, но в основном не заканчивал. Не хватало вовлеченности в процесс, может, стимула дойти до конца. Многие курсы мигрируют на эту платформу с вузов, в основном зарубежных. Когда ты проходишь программу курса, то тебе на почту начинают приходить предложения о поступлении в эти учебные заведения. Однажды пришло от MIT — аж гордость взяла, даже подумывал о поступлении, но боялся не выдержать нагрузку и языковой барьер. А в 2018 году мне прилетела информация о магистерской программе МФТИ «Технологическое предпринимательство». Два этих слова вместе я никогда раньше не произносил. Почитав программу, я понял, что это про то, как стать стартапером в России. Спорно, но интересно. Также была приписка ОНЛАЙН — не надо ехать в Москву. Посмотрел немного, что такое МФТИ. К своему стыду, я не знал славную историю этой научной школы. Ну и, честно говоря, не особо заострил на этом внимание тогда. Это уже сейчас, во время учебы я узнал, как много успешных экономистов (например, Сергей Гуриев) и предпринимателей в высокотехнологичных сферах вышли из стен этого вуза. Цена была что-то около 270 тысяч в год. Немало, но и мне уже не 18 лет — что-то насобирал. Почему вообще онлайн-магистратура? Альтернативой могли бы быть:
Я начал подготовку к поступлению в 2018 году, но… Поступление … там возникла другая, более интересная оказия (part time работа в стартапе с русскими фаундерами — вот она, визуализация конечной цели). В 2019 году я вернулся к идее поступления. Нужно было пройти собеседование о теме своего проекта (здесь помогла работа в стартапе — там много гипотез на проверку можно было найти) и сдать математику (тут пришлось поднапрячься — многое уже забылось). Понервничал немного, но все сдал со средним результатом, достаточным для поступления. Тут уже главное — желание и осознание ответственности и временных затрат. И спасибо жене — она меня поддержала (просто еще не знала, как и я, что некоторые предметы будут проходить у меня в два ночи). Начало Ноутбук. Наушники. Zoom. Сейчас так живет весь мир. А в октябре прошлого года так началось для меня новое «1 сентября» моей жизни. Передо мной на экране 25 плиток с видео моих одногруппников, кто со штатов, кто с Бали, кто с Ростова, кто с Питера, в основном, конечно, Москва. Нас объединяли русский язык и желание создавать в этом мире чудесные вещи, ну и как результат — заработать на этом кучу денег. Перед нами выступали наши будущие преподаватели — люди с высокими достижениями. Это одна из ключевых вещей для меня в образовании: ты окружаешь себя теми, кто мудрее, опытнее тебя, и учишься у них. Вот он, мегарост. Поэтому я считаю, что настоящее обучение возможно только в общине, а не индивидуально. Процесс С тех пор Zoom продолжается каждую субботу и воскресенье. Дополнительно — в будние дни, примерно раз в неделю по Москве с 9 до 11 вечера. Учитывая временную разницу, для меня это с 1 до 3 ночи. На вебинарах только лишь обсуждение проделанной работы (каждый применяет знания к своему проекту). Много работы с различными онлайн-площадками: Coursera, eduNano и прочими. Несмотря на территориальную удаленность, в группе возникло много кружков по интересам в виде разных telegram-чатов на 3–6 человек. Много коллективной работы. В целом онлайн-образование лучше, чем может казаться. И, что важно, тут все было изначально обдуманно, а не состряпано под карантин. На некоторые предметы была возможность приходить очно. На один я даже прилетал в Москву — очень хотелось вживую увидеть ребят. Я совместил приезд с работой, но приятно, что есть возможность выхватить живое присутствие в «поточке», «рабочий» обед в студенческой столовке. Сразу стал на 10 лет моложе). Что дальше Впереди еще год учебы. Защита и госэкзамены проходят по плану очно. В этом году из-за карантина было удаленно, но до моей защиты еще год — надеюсь, все восстановится к тому времени. Есть время для проработки проекта, должен активно подключится обещанный ментор (еще один плюс по сравнению с самодельной компиляцией курсов). Ложка дегтя ... Начнем с минусов. В основном они связаны с личным восприятием, а не с недостатками учебного процесса. 1. Без проекта учеба приносит печаль. В магистратуре ТехПреда важен свой проект — без него все становится пресным. Нужно чем-то гореть. Лучше сразу найти идеи и мысли, которые нравятся, и много-много общаться, чтобы из этого многообразия выточить что-то внятное. Тут преподаватели готовы общаться, но надо быть настойчивым — они занятые люди. Я считаю, что по-настоящему начал использовать эту возможность в последние пару месяцев. А жаль. Есть одногруппники, которым подкидывали хорошие идеи на проработку для учебных целей. Надо активно пользоваться этой возможностью. В конце концов, цель учебы в первую очередь — попробовать все аспекты раскрутки идеи на себе, а уже во вторую — построить успешную компанию 2. Случается учеба по ночам. Уже писал об этом раньше, но повторюсь: некоторые предметы, например философия и английский, были не очень удобны по расписанию. Но в целом это было не чаще раза в неделю — можно перетерпеть. 3. Требуется много времени. При поступлении был заявлен объем времени, который потребуется посвятить учебе, — 10 часов в неделю. Тут у меня математика не сошлась, в реале 10 часов — это только очные занятия по выходным (иногда больше). По факту стоит выделять 20–25 часов в неделю на учебу, чтобы полностью усваивать материал. 4. Отсутствие треков. Я уже писал, что группа у нас разноплановая. В этом, помимо плюсов, есть и минусы. В некоторых предметах акценты можно расставлять в зависимости от стадии (идея, прототип или масштабирование) и области проекта (грубо говоря, софт, железо или работа с людьми). В целом есть возможность выбирать курсы, но по факту — скорее, ходить дополнительно. Один курс я выбрал, потому что он мне нравился, и не пожалел. Были курсы, которые мне не понравились. Если бы была возможность пропустить — я бы пропустил/заменил чем-то еще. 5. Для регионов может быть дороговато. Но прилететь в Москву и учиться там было бы явно дороже. 6. В организации процесса обучения есть прорехи. По некоторым предметам отличная обратная связь, а по некоторым явно запаздывает. Кому-то везет с менторами больше, а кому-то меньше. Это отчасти обратная сторона плюсов, о которых пойдет речь ниже. Преподаватели — практики, а не теоретики. Ощущается занятость. Есть куда расти. Для онлайна вдвойне важно быстрое реагирование на запросы, полноценный фидбек по обучению. Иначе интерес может потеряться. Об это хорошо написано тут. … в бочке меда 1. Преподаватели — практики и теоретики. Их имена отлично гуглятся, и при других обстоятельствах я вряд ли бы мог рассчитывать на общение с ними. Помимо просто выдачи знаний, они влияют на методы мышления, помогают увидеть вещи с тех сторон, о которых не думал раньше. Такие преподаватели есть и в обычных вузах и школах. Но если там соотношение 20 на 80 развернуто в сторону меньшинства, то тут таких большинство. Артемий Малков, Роман Янковский, Вадим Воронин, Анатолий Левенчук, Александр Фурсов, Михаил Бухарин, Алан Бахчиев, Вячеслав Чикин и другие. 2. Одногруппники. В основном чуть-чуть старше меня, но есть сильно моложе. Само по себе это очень классно. Сталкиваются опыт и молодость. Как говорится, «если бы молодость знала, если бы старость могла». Тут и молодость знает, и старость может (старости особо нет, конечно. Наверное, 40 — это потолок). Средний возраст как раз мой: 30–32. Все с разных сфер, 30%-itшники, 30% — уже предприниматели, 30% — менеджеры продуктов, направлений в крупных компаниях и стартапах. Это дает хороший срез и множество точек зрения 3. Онлайн. Что ни говори, все остальное для меня был бы не вариант. Учись, когда (ну почти) и где хочешь. 4. Материал. Учебные материалы в большинстве своем загружены на открытые платформы, что задает высокую планку. Материалы качественные. Многие из них доступны для ознакомления просто так — если интересно, скину ссылки отдельно по запросу. Материалы по маркетингу, юридическому праву, управлению проектами, системному мышлению и другие. Со многим так или иначе сталкивался в жизни, но все было как-то не по полочкам. 5. Вуз. Я уже писал выше, что сейчас горжусь тем, что сопричастен с МФТИ. Круг полезных и приятных знакомств сильно расширился. Тут мы два года в одной лодке с одногруппниками и преподавателями. Такие отношения не строятся за пару дней какой-нибудь конференции. 6. Диплом государственного образца. Диплом и степень магистра весомее и приятнее, чем несколько сертификатов Сoursera. Вывод Учеба мне нравится, вызывает много эмоций (от «хочу уйти в академ» до «как круто, что я учусь у с этими людьми» — последнего в разы больше). Уверен, каким бы ни был мой дальнейший жизненный путь, эти знания и знакомства будут очень полезны. Ну и в учебе главное — использовать все возможности, не тратить время зря, и далеко не всегда это значит, что нужно получить пятерки по всем предметам. Если хотите учиться, то возможностей в мире сейчас куда больше, чем 20 лет назад. Лучше начать и бросить — посетить пару-тройку презентаций, подать заявки на обучение, пройти вступительные экзамены. А принимать решение можно, когда потребуется совершить платеж. Послесловие Один из навыков, который я хочу прокачивать, — это написание текстов. В своем канале студента я рассказываю больше об учебе в онлайн-магистратуре российского вуза и о своем пути из программистов в предприниматели: t.me/tehprednub =========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Блог компании Московский физико-технический институт (МФТИ) ), #_uchebnyj_protsess_v_it ( Учебный процесс в IT ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 19:45
Часовой пояс: UTC + 5