[Управление сообществом, Управление персоналом, Карьера в IT-индустрии] Как провести тренинг и не сойти с ума
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
Привет, Хабр!
Меня зовут Надежда, я живу в Чили и занимаюсь девопсом в международной финтех корпорации. Уже пару лет я регулярно провожу для коллег разные тренинги. Вебинары, мастер-классы… иными словами занятия, где участники получают практические навыки. Например, пишут скрипты, или учатся использовать дженкинс. В отличие от демо или презентации, где аудитория только смотрит, слушает и тупит в фейсбук, этот формат гораздо более интерактивный и трудоемкий.
Зачем вообще нужны такие тренинги? В идеальном мире — чтобы обучить людей пользоваться инструментом и ввести в курс дела новичков. В реальности обычно по требованию руководства, которому надо отчитаться за «развитие сотрудников» и «внедрение новых технологий». Менеджер у меня амбициозный, вот он и вписался нести людям свет. На свою беду, я энтузиастка и мне нравится делиться знаниями и помогать. Но как хоть чему-то обучить людей с разным техническим бэкграундом, сомнительной мотивацией «надо так надо» и многолетней привычкой лишний раз не шевелиться? Не потратить своё время и силы впустую, а приобрести полезный опыт? Как после этого, простите, не выгореть, как последний миллениал?
В этой статье я хочу поделиться опытом и дать несколько советов. Надеюсь, мои мысли будут полезны тем, кто вольно или невольно в это ввязался.
С чего начать?
Скорость коммуникации очень сильно влияет на организацию тренинга, поэтому заранее определите, будет ли обучение очным или удаленным. От этого зависят размер группы, сложность упражнений и степень контроля.
- Группа
Для очного занятия группа может быть до десяти человек, а для удаленного — максимум пятеро. Физическое присутствие в одном месте сильно упрощает дело. Например, если несколько студентов столкнулись с одинаковой проблемой, тренеру достаточно показать решение одному, и тот в свою очередь поможет остальным. Очень заморочно каждому расшаривать рабочий стол и каждому диктовать что делать, пока остальные проверяют рабочую почту, неизбежно теряя интерес и концентрацию.
- Упражнения
Из-за замедленной коммуникации для онлайн-тренинга подойдут только максимально простые, базовые упражнения, которые скорее всего не потребуют вмешательства тренера. Надо донести до студентов, что основная нагрузка ляжет на домашнюю, самостоятельную работу.
- Контроль
Отмалчиваться в скайпе гораздо проще, чем глядя в строгие глаза тренера. Онлайн формат требует больше формального контроля за студентами, за посещаемостью и тем, как они выполняют задачи. Как ни печально, без этого большинство просто не будет ничего делать.
Что дальше?
Учитывая специфику формата, разрабатываем учебный план: график, темы каждого занятия, домашние задания. Тут все индивидуально и зависит от конкретной темы. Подразумевается, что вы хорошо в ней разбираетесь и можете внятно и структурно излагать материал. Здорово, если вам интересно учить людей. В идеале вы обладаете ораторскими навыками, авторитетом среди коллег и приятным голосом. Но, главное — это хорошо понимать то, что собираетесь рассказывать.
Потом постарайтесь по максимуму отсеять тех, кому этот тренинг по большому счету не нужен. Здесь полезно для каждого кандидата определить мотивацию, уровень начальной подготовки и готовность потратить время на домашние задания. После небольшого общего демо программы занятий, я отправляла всем одинаковое и очень примитивное тестовое задание и просила ответить на вопрос «почему я хочу учавствовать в тренинге». Это нехитрое письмо уменьшило число потенциальных студентов в два раза. Прекрасно! Теперь для всех оставшихся надо получить согласие менеджеров, чтобы избежать разборок на тему «почему вы наших сотрудников занимаете какой-то ерундой без нашего согласия». Снова пишем: «Иван Петров будет проходить тренинг такой-то, раз в неделю, с такого-то по такое-то число. Подробная программа здесь (ссылка). На выполнение заданий потребуется около Х часов. Подтвердите, пожалуйста, участие Ивана Петрова в этом тренинге». Это также придаст солидности всему мероприятию.
Любите настраивать рабочее окружение? А помогать кому-то настраивать рабочее окружение? А четверым одновременно? А по вебексу через расшаренный десктоп? Вот и я о том. В качестве «нулевой» домашки пусть подготовят рабочее место, поставят всё необходимое. Желательно оставить подробную инструкцию, чтобы слишком часто не дергали вопросами. Кто не справился, тот сам виноват.
Далее нужно подготовить прозрачную систему контроля. Она необходима даже больше, чем детальный план каждого урока! Во-первых, чтобы стимулировать студентов (знаете значение слова стимул, да?), а во-вторых, чтобы сам тренер мог отчитаться о проделанной работе.
Я выделила три составляющие: контроль за студентами, финальное демо и артефакты.
- Контроль за студентами
Перефразируя известный фильм: they need structure, they need discipline. В переводе на русский — проверка посещаемости и проверка домашних заданий. Делаем табличку в экселе, список студентов, дата занятия, выполнена ли домашка. Расшариваем экран, чтобы все всё видели, начинаем занятие с переклички, ставим плюсики тем, кто молодец. Кто не молодец — спрашиваем, что не получилось, какие возникли сложности и вопросы. Тут главное, выдерживать эффектную паузу, а если нет ответа — повторять вопрос. Странная ошибка — покажи прямо сейчас, поможем исправить. Не было времени — посочувствуем, но и подчеркнём что все мы тут работаем, а не в носу ковыряем. После каждого занятия шлём табличку всем участникам и их менеджерам. Вежливость, только вежливость: спасибо за участие, great job, вот ваши результаты за сегодня, Маша и Ваня молодцы, так держать. Так вы даете им понять, что отсидеться и ничего не делать в рабочее время не удастся. Точнее, удастся, но будет немножко стыдно.
- Финальное демо
Поскольку мастер-класс дает практические навыки, то хорошо в самом конце дать студентам возможность презентовать под запись что-то работающее: скрипт, программу, что угодно. Для них это дополнительная ответственность и возможность получить обратную связь, а для тренера — полезный артефакт. Я для простоты сделала так, что финальный проект состоял из всех домашних заданий, собранных вместе, то есть не требовал отдельного времени, а заодно и мотивировал делать домашку вовремя.
- Артефакты
Все артефакты, возникающие в процесссе обучения, надо собирать в одном месте: программа занятий, списки участников, таблички посещаемости, записанные видео, код, результаты опросов, FAQ, любые метрики и графики, презентации итд. Я использовала конфлуэнс для этой цели, возможно есть что-то посовременнее.
Как себя вести во время тренинга?
Дайте студентам знать, что к вам можно обратиться с любым вопросом, подсказывайте, помогайте. Некоторые студенты могут быть искренне заинтересованы в том, чему вы их учите. Уделите больше времени тем, кому больше всех надо, ради них всё и затевалось. К сожалению, хватает и халявщиков, лучше их не поощрять. Не выполняйте за студентов их работу, помощь оказывайте только по конкретной проблеме, а за всем остальным шлите в гугл, сбережёте время. Большинство людей замотивировать невозможно, не надо с ними устраивать треугольник Карпмана, оставьте их в покое. Держитесь собственных правил, не заискивайте и уважайте свой труд. Ваша цель не изменить мир, а провести 1 (один) качественный тренинг.
Финальный аккорд
Когда занятия закончились и все демо записаны, хочется просто выдохнуть и больше ничего не делать. Но последний этап для тренера самый важный — нужно отчитаться о проделанной работе и, я бы даже сказала, невзначай попиариться. Рассортируйте артефакты, выложите их в открытый доступ. Весь материал должен быть доступен, это одновременно и результат работы тренера, и справочная информация. Обязательно отправьте общее письмо и поблагодарите за участие, дайте ссылку на материалы и попросите обратную связь(лучше через короткий олайн-опрос). Развернутые ответы где вас благодарят и хвалят, сохраните, пригодятся при оценке KPI. Кстати, про KPI — красиво распишите свои заслуги перед отечеством, используя слова leadership, coaching и development.
Поздравляю, дело сделано, можно, наконец, расслабиться!
Зачем вам это всё?
Может быть, из статьи это и не очевидно, но вести тренинги прикольно. Мне, лично, нравится такой формат общения, когда люди что-то делают вместе и друг другу помогают. Мне нравится, когда знания потом используются для настоящих проектов, когда спустя месяцы незнакомые коллеги просят ссылку на видео, задают вопросы по существу, спрашивают экспертное мнение. Для меня, как интроверта, это просто идеальный нетворкинг и одновременно способ заявить о себе.
Буду рада, если эта статья поможет кому-то получить удовольствие от организации тренингов. Пишите в комментариях о своем опыте, кого вы учили и как, и что из этого вышло, мне очень интересно.
ПС. Почему Чили — писала здесь
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [Карьера в IT-индустрии] 21 августа пройдет онлайн-встреча Mail.ru для бизнеса
- [Управление разработкой, Развитие стартапа, Управление продуктом, Карьера в IT-индустрии] Создание программного продукта и управление его развитием. Как определить пользовательских персон для вашего продукта
- [Исследования и прогнозы в IT, Карьера в IT-индустрии, Статистика в IT, Инфографика] Коротко: рынок труда в разработке после Covid
- [Учебный процесс в IT, Управление персоналом, IT-компании] Оценить, обучить и вырастить. Как мы строим самообучающуюся организацию в НСПК
- [Управление проектами, Управление персоналом, Карьера в IT-индустрии] 4 мифа о работе ИТ-специалиста в госсекторе
- [Учебный процесс в IT, Карьера в IT-индустрии, Интервью] Интервью: Как живётся стажёрам-разработчикам в Русфинанс Банке?
- [Карьера в IT-индустрии, Удалённая работа] Удалёнка за доллары: а меня возьмут?
- [Карьера в IT-индустрии, Удалённая работа] Как в 2020 году разработчику найти удаленную работу: статистика, инструменты + советы инженера
- [Управление проектами, Управление персоналом, IT-компании] Простые средства информирования внутри компании
- [Карьера в IT-индустрии] 5 стратегий успешного поиска работы в сфере IT (перевод)
Теги для поиска: #_upravlenie_soobschestvom (Управление сообществом), #_upravlenie_personalom (Управление персоналом), #_karera_v_itindustrii (Карьера в IT-индустрии), #_treningi_i_seminary (тренинги и семинары), #_karernyj_rost (карьерный рост), #_upravlenie_soobschestvom (
Управление сообществом
), #_upravlenie_personalom (
Управление персоналом
), #_karera_v_itindustrii (
Карьера в IT-индустрии
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 20:31
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
Привет, Хабр! Меня зовут Надежда, я живу в Чили и занимаюсь девопсом в международной финтех корпорации. Уже пару лет я регулярно провожу для коллег разные тренинги. Вебинары, мастер-классы… иными словами занятия, где участники получают практические навыки. Например, пишут скрипты, или учатся использовать дженкинс. В отличие от демо или презентации, где аудитория только смотрит, слушает и тупит в фейсбук, этот формат гораздо более интерактивный и трудоемкий. Зачем вообще нужны такие тренинги? В идеальном мире — чтобы обучить людей пользоваться инструментом и ввести в курс дела новичков. В реальности обычно по требованию руководства, которому надо отчитаться за «развитие сотрудников» и «внедрение новых технологий». Менеджер у меня амбициозный, вот он и вписался нести людям свет. На свою беду, я энтузиастка и мне нравится делиться знаниями и помогать. Но как хоть чему-то обучить людей с разным техническим бэкграундом, сомнительной мотивацией «надо так надо» и многолетней привычкой лишний раз не шевелиться? Не потратить своё время и силы впустую, а приобрести полезный опыт? Как после этого, простите, не выгореть, как последний миллениал? В этой статье я хочу поделиться опытом и дать несколько советов. Надеюсь, мои мысли будут полезны тем, кто вольно или невольно в это ввязался. С чего начать? Скорость коммуникации очень сильно влияет на организацию тренинга, поэтому заранее определите, будет ли обучение очным или удаленным. От этого зависят размер группы, сложность упражнений и степень контроля.
Что дальше? Учитывая специфику формата, разрабатываем учебный план: график, темы каждого занятия, домашние задания. Тут все индивидуально и зависит от конкретной темы. Подразумевается, что вы хорошо в ней разбираетесь и можете внятно и структурно излагать материал. Здорово, если вам интересно учить людей. В идеале вы обладаете ораторскими навыками, авторитетом среди коллег и приятным голосом. Но, главное — это хорошо понимать то, что собираетесь рассказывать. Потом постарайтесь по максимуму отсеять тех, кому этот тренинг по большому счету не нужен. Здесь полезно для каждого кандидата определить мотивацию, уровень начальной подготовки и готовность потратить время на домашние задания. После небольшого общего демо программы занятий, я отправляла всем одинаковое и очень примитивное тестовое задание и просила ответить на вопрос «почему я хочу учавствовать в тренинге». Это нехитрое письмо уменьшило число потенциальных студентов в два раза. Прекрасно! Теперь для всех оставшихся надо получить согласие менеджеров, чтобы избежать разборок на тему «почему вы наших сотрудников занимаете какой-то ерундой без нашего согласия». Снова пишем: «Иван Петров будет проходить тренинг такой-то, раз в неделю, с такого-то по такое-то число. Подробная программа здесь (ссылка). На выполнение заданий потребуется около Х часов. Подтвердите, пожалуйста, участие Ивана Петрова в этом тренинге». Это также придаст солидности всему мероприятию. Любите настраивать рабочее окружение? А помогать кому-то настраивать рабочее окружение? А четверым одновременно? А по вебексу через расшаренный десктоп? Вот и я о том. В качестве «нулевой» домашки пусть подготовят рабочее место, поставят всё необходимое. Желательно оставить подробную инструкцию, чтобы слишком часто не дергали вопросами. Кто не справился, тот сам виноват. Далее нужно подготовить прозрачную систему контроля. Она необходима даже больше, чем детальный план каждого урока! Во-первых, чтобы стимулировать студентов (знаете значение слова стимул, да?), а во-вторых, чтобы сам тренер мог отчитаться о проделанной работе. Я выделила три составляющие: контроль за студентами, финальное демо и артефакты.
Как себя вести во время тренинга? Дайте студентам знать, что к вам можно обратиться с любым вопросом, подсказывайте, помогайте. Некоторые студенты могут быть искренне заинтересованы в том, чему вы их учите. Уделите больше времени тем, кому больше всех надо, ради них всё и затевалось. К сожалению, хватает и халявщиков, лучше их не поощрять. Не выполняйте за студентов их работу, помощь оказывайте только по конкретной проблеме, а за всем остальным шлите в гугл, сбережёте время. Большинство людей замотивировать невозможно, не надо с ними устраивать треугольник Карпмана, оставьте их в покое. Держитесь собственных правил, не заискивайте и уважайте свой труд. Ваша цель не изменить мир, а провести 1 (один) качественный тренинг. Финальный аккорд Когда занятия закончились и все демо записаны, хочется просто выдохнуть и больше ничего не делать. Но последний этап для тренера самый важный — нужно отчитаться о проделанной работе и, я бы даже сказала, невзначай попиариться. Рассортируйте артефакты, выложите их в открытый доступ. Весь материал должен быть доступен, это одновременно и результат работы тренера, и справочная информация. Обязательно отправьте общее письмо и поблагодарите за участие, дайте ссылку на материалы и попросите обратную связь(лучше через короткий олайн-опрос). Развернутые ответы где вас благодарят и хвалят, сохраните, пригодятся при оценке KPI. Кстати, про KPI — красиво распишите свои заслуги перед отечеством, используя слова leadership, coaching и development. Поздравляю, дело сделано, можно, наконец, расслабиться! Зачем вам это всё? Может быть, из статьи это и не очевидно, но вести тренинги прикольно. Мне, лично, нравится такой формат общения, когда люди что-то делают вместе и друг другу помогают. Мне нравится, когда знания потом используются для настоящих проектов, когда спустя месяцы незнакомые коллеги просят ссылку на видео, задают вопросы по существу, спрашивают экспертное мнение. Для меня, как интроверта, это просто идеальный нетворкинг и одновременно способ заявить о себе. Буду рада, если эта статья поможет кому-то получить удовольствие от организации тренингов. Пишите в комментариях о своем опыте, кого вы учили и как, и что из этого вышло, мне очень интересно. ПС. Почему Чили — писала здесь =========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Управление сообществом ), #_upravlenie_personalom ( Управление персоналом ), #_karera_v_itindustrii ( Карьера в IT-индустрии ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 20:31
Часовой пояс: UTC + 5