Краткое сравнение распространенных lossless кодеков
Сейчас распространено довольно большое количество разных lossless кодеков сжатия звука (и еще большое количество разных опций настройки у этих кодеков), и нельзя однозначно говорить что один кодек может подойти для всех и всегда.
Некоторые люди выбирают кодек только по проценту сжатия, создавая большие архивы и экономя дисковое пространство, и не принимая во внимание другие параметры. Однако, как показано далее в таблице, имеются также и другие важные параметры на которые стоит обратить внимание.
Пользователям, заинтересованным в распространенности кодека и поддержке большого количества операционных систем и программного обеспечения можно выбрать WavPack или FLAC.
Пользователям, заинтересованным в максимальной степени сжатия, может лучше подойти другой формат, например OptimFROG.
Для имеющих портативные аудио плееры - лучше подойдут FLAC, ALAC (Apple) и другие кодеки, в зависимости от поддержки устройства.
В настоящее время наибольшую распространенность (среди распространителей музыки в lossless) получили два формата: FLAC и Monkey's (APE).
Вы всегда можете перевести файлы из одного кодека в другой, причем без потери качества, этим-то и хороши lossless кодеки в отличие от "lossy".
Пояснения Компрессия считается как отношение размера сжатого файла к несжатому, в процентах. Чем меньше - тем лучше. Скорость кодирования, скорость раскодирования (воспроизведения) и компрессия получены при настроках кодеков по умолчанию. В зависмости от настроек кодека обычно можно улучшить одни параметры за счет других. Гибкость настроек - предлагаемые пользователю опции при кодировании (быстрая компрессия при меньшем проценте сжатия, больший процент сжатия при медленном кодировании и промежуточные значения). Форматы звука с потерями (mp3, wma, ogg и прочее) вырезают некоторые данные из звукового потока изходя из психоакустики (наука о восприятии звуков человеком) так, чтобы человек не замечал разницы от исходника. Поэтому можно, посмотрев на спектрограмму мп3 файла, увидеть вырезанные зоны аудиопотока. Вырезаются частоты выше 16 КГц, а также некоторая информация ниже 16 КГц, но уже гораздо меньше чем свыше 16КГц. То, что вырезается ниже 16 КГц на спектрограмме уже намного сложнее заметить. В общем вырезается то, что человек плохо или вообще не слышит. Так, мп3 битрейтом в 128 кбит/с практически полностью вырезает все частотные данные выше 16 КГц. Но при этом происходит огромная экономия в размере звуковых файлов. Форматы звука без потерь (flac, ape и прочее) не вырезают вообще ничего из аудиопотока. Они просто, используя математические операции, в прямом смысле слова архивируют звук и, при прослушивании лосслесс, звук как бы разархивируется и сразу подается на выход (поэтому прослушивание форматов без потерь больше загружает процессор компа, чем мп3) и звук ПОЛНОСТЬЮ совпадает с исходником. Естественно лосслесс весит намного больше, чем мп3.
Теперь о том стоит ли вообще гоняться за лосслесс. Во-первых, зависит от самого звукового потока, который конвертируется в мп3. Чем нагромажденнее звук, тем легче услышать следствия сжатия мп3. Если, например, играет одно лишь соло пиано ИЛИ одна лишь спокойная речь человека, то ухудшения звучания можно не услышать даже на низких битрейтах. А если играет какой-нибудь бешеный рок с его гитарными запилами, ором и бабаханием, то уже можно будет легко услышать отличия мп3 от оригинала. Во-вторых, важную роль играет ОБОРУДОВАНИЕ. Нужны хорошие колонки. Какие-такие хорошие? Ну уж явно не пластмассовые игрушечные пищалки! Нужна хорошая звуковая карточка, которая качественно бы воспроизводила звук как таковой. Встроенный звук АС97 - это вообще фекалии беспросветное, ОН ВООБЩЕ НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ МУЗЫКИ, а нужен для всяких пиканий, тырляляшек, тынц-тынцев, которые издает операционная система. Да еще к тому же АС97 не обрабатывает звук аппаратно, то есть этим занимается центральный процессор компа, как следствие вы ловите всякие кряхтения, прерывания и прочие задержки при прослушивании музыки. В-третьих, важен битрейт мп3. Выше я говорил о важности характера звука, который проигрывается. Возьмем самый тяжелый случай - дичайший рок. Так вот, даже на дерьмовейших колонках, встроенном звуке АС97 почти всегда слышно ухудшение звука от оригинала ЕСЛИ БИТРЕЙТ МЕНЬШЕ 192 кбит/с. То есть мп3 192 кбит/с - это минимум, который стоит слушать! Для обладателей хорошего оборудования этого битрейта мало - их оборудование не губит качество звукозаписи, а передает все ее нюансы. Им годится только битрейт в 320 кбит/с. Хотя, существует еще другой тип рипов мп3 - рипы с переменным битрейтом. При конвертации звука в мп3 с переменным битрейтом, учитывается характер звука, и, к примеру, в момент тишины используется минимальный битрейт, а в момент грохота-скрежета-ора-бабахания используется максимальный битрейт. Тем самым происходит экономия и без падения качества уменьшается вес мп3 файла. У мп3 с переменным битрейтом своя градация (VBRV0, VBRV1, VBRV2 и так далее). VBRV0 - вариант с максимально возможным качеством. Но обычно хорошее качество мп3 с переменным битрейтом бывает при УСРЕДНЕННОМ битрейте начиная с 225 кбит/с, а 265 кбит/с - совсем хорошо. Усредненный битрейт показывает, например, винамп, когда заходишь в информацию о песне.
Ну и как бонус - в придачу, кругом существуют подлейшие люди, которые создают фальшивые рипы. Они просто берут и конвертируют мп3 с какими-нибудь 128 кбит/с В МП3 320 кбит/с ИЛИ ВООБЩЕ ВО ФЛАК! В общем, скачав спокойно мп3 с 320 битрейтом вы можете получить 128 кбитный кусок дерьма. Но бороться с этим можно. Используя спектроанализаторы можно определить по изображению частот звукового файла фальшивый ли лосслесс - не должно быть вообще никаких зон вырезаных частот, можно сделать вывод настоящий ли мп3 320 битрейта - при битрейте в 128-160 вырезается практически вся информация свыше 16КГц, в то время как в более высокобитрейтовом мп3 инфы выше 16 КГц предостаточно.
ИТОГО, не смотря на защищающих лосслесс эстетов, смысла в лосслесс мало. КАЧЕСТВЕННЫЙ рип в мп3 320 кбит/с практически невозможно отличить от исходника даже на хорошем оборудовании и при максимально нагромажденном звуке. Это не мой вывод, а результат экспериментов с людьми, которые проводились различными организациями. Хотя, уверен, найдутся те, кто будет говорить, что различает качественный мп3 320 кбит/с от лосслесс - не важно. Лосслесс - это просто эстетика и гарантия качества, при условии, что сам лосслесс рип не фальшивый. А уж делать выбор между гарантией качества и весом вашей коллекции музыки ваше дело. В любом случае найти лосслесс хорошего, но непопулярного ансамбля в интернете - та еще задачка. © stothea
Последний раз редактировалось: KypaToP_HM (2009-03-01 17:09), всего редактировалось 1 раз
|