[IT-инфраструктура, ERP-системы, Хранение данных, Управление разработкой] SOA для проектного управления. С оркестром
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
Марат Садеков, руководитель направления проектов Business Continuity Management, X5 Retail GroupВидели ли вы проекты, для которых недостаточно одного менеджера? Надо назначить еще одного… Или лучше двух… В помощь первому — проект ведь "очень большой". Финал у таких историй предсказуем, так как менеджер у проекта должен быть один — для меня это аксиома. Как обеспечить разумную загрузку менеджера проекта и не создать очередную "лебедь-рако-щуку"? Как применить индивидуальный подход к группам специалистов, участвующих в решении масштабной многоплановой активности (свои сотрудники и подрядчики, консультанты SAP и тестировщики, спецы по инфраструктуре и «портальщики»)? Как увязать задачи, подлежащие четкому планированию, и исследовательские задачи, требующие гибкого подхода? Как увязать расписание этих задач с операционной деятельностью компании? Попробуйте реализовать управление через программу проектов.С конца нулевых, чуть более 10 лет, компания X5 Retail Group (X5) эксплуатировала дата-центры как на территории России, так и за рубежом. Большое количество критичных систем было размещено в дата-центре IBM в Швейцарии. С 2015 г. в связи с новыми требованиями законодательства РФ, а также изменениями экономической ситуации и стремлением минимизировать валютные риски компания начала сокращать размещение информационных систем в европейском ЦОД.В 2018 г. в X5 было принято решение о переносе оставшейся части информационных систем из европейского ЦОД (ЕЦОД), в ЦОД на территории РФ (РосЦОД). Тот факт, что в 2019 г. заканчивался очередной цикл эксплуатации большей части ИТ-инфраструктуры систем в ЕЦОД (необходимость увеличения производительности в связи с органическим ростом числа магазинов торговых сетей и истечение сроков вендорской поддержки), жестко ограничивал сроки миграции I кварталом 2020 г.Подготовка к масштабной миграцииНа момент, когда принималось решение о миграции, ландшафт систем, размещенных в дата-центре в Женеве, примерно соответствовал представленному на рис. 1.
Рис. 1. Ландшафт европейского ЦОД Ключевой системой являлась SAP ERP — одна из крупнейших инсталляций в мире. Помимо SAP ERP, в ЕЦОД функционировали системы, автоматизирующие процессы пополнения и товародвижения в магазинах, интеграционная шина и ряд других критичных для бизнеса систем (High Load). Требовалось исключить риски сбоев в работе этих систем как во время, так и после их миграции, поскольку от их стабильной работы зависит то, как "бьются" чеки в 17 тыс. магазинов Х5 по всей стране.Перед миграцией систем в РосЦОД был установлен, протестирован и введен в эксплуатацию комплекс технических средств (18 стоек), создающих запас производительности до 2022 г. включительно. Для того чтобы обеспечить надежный процесс репликации между площадками (ЕЦОД и РосЦОД), были организованы два дополнительных временных канала связи. Были также разработаны и одобрены документы, описывающие порядок миграции систем, согласованные плановые и резервные окна DT, порядок тестирования и сроки стабилизации после миграции. Параллельно с этим решались задачи создания и ввода в эксплуатацию геораспределенного кластера интеграционной шины (ГРК SAP PO) на территории РФ, обновления версии интеграционной шины, переключения интеграционных потоков из ЕЦОД на ГРК SAP PO в РосЦОД, подготовки к выводу из эксплуатации, утилизации и продаже оборудования в ЕЦОД по мере его высвобождения.В то же время технические владельцы информационных систем работали над сокращением требований к инфраструктурным мощностям, актуализацией описаний интеграционных потоков и сокращением списка интеграций (по итогам миграции до 300 интеграционных потоков были выведены из эксплуатации как потерявшие актуальность).Выбор подхода к управлению Традиционным для нас, как и для большинства ИТ-служб в РФ, подходом к решению перечисленных выше задач было создание временной организационной структуры в виде одного крупного проекта. Чтобы избежать классических проблем, свойственных всем "мегапроектам", я предложил руководству реализовать управление через формирование программы проектов. По аналогии с SOA (англ. Service-Oriented Architecture) — модульный подход к реализации изменений в компании даёт определённую гибкость в управлении. Каждый из проектов программы решал одну из крупных задач либо минимизировал риски, обусловленные реализацией "головного" проекта, который, в свою очередь, отвечал за достижение главной цели — миграцию информационных систем на территорию РФ.Для каждого проекта были четко определены свои цели и содержание, свой устав, свой менеджер проекта и своя команда. Если проект предполагалось выполнять собственными силами, а формирование однозначного ТЗ представлялось маловозможным, мы применяли Agile-подходы к управлению таким проектом. В других ситуациях — четкое ТЗ для подрядчика и планирование по Waterfall (Agile - гибкая, Waterfall - каскадная модели разработки проекта -- прим. редактора). Исходя из согласованного подхода к управлению, выбирали менеджера на данный конкретный проект, поскольку талант планировать и страсть работать по Agile редко встречаются в одном человеке.Устав программы проектовНа уровне устава программы проекты объединялись по тому же принципу, как рамочный договор объединяет несколько заказов общими условиями. Часть ключевых менеджеров и технических экспертов формировали команду программы и обеспечивали слаженность технических и управленческих решений для проектов, входящих в программу.Команда программы могла оперативно перераспределить ресурсы от одного проекта другому. Менеджер головного проекта одновременно являлся руководителем программы.Устав программы проектов ("рамочный договор") требовал жесткой фиксации скоупа, бюджета и сроков в уставе отдельно взятого проекта, причем скоуп, сроки и бюджет самой программы могли быть оперативно скорректированы решением управляющего комитета программы. Принцип корректируемого скоупа позволил оперативно разработать и согласовать устав программы, не описывая мельчайшие детали проектов, время инициации которых еще не пришло. Сроки реализацииВ проектах программы одновременно работало от 120 до 200 (в зависимости от периода) специалистов компании и подрядных организаций. Общий срок жизни программы от ее инициации и до завершения последнего из проектов составил 18 месяцев (рис. 2), при том что миграция информационных систем была осуществлена всего за три месяца. Остальное время ушло на подготовку к переезду, опытную эксплуатацию КТС в РФ, высвобождение площадей ЕЦОД и подведение итогов программы.
Рис. 2. Сроки реализации программы "Миграция ЕЦОЦ"7 ключевых эффектов от выбранного подходаРеализованный нами подход позволил:1. Синхронизировать проекты программы по целям, скоупу и срокам, примененным техническим решениям.2. Распределить ответственность и нагрузку на менеджеров проектов.3. Сократить суммарные издержки на реализацию проектов.4. Исключить инциденты прерывания ИТ-сервисов, обусловленные миграцией систем.5. Реализовать гибкие методологии в одних проектах и старый добрый "вотерфолл" в других.6. Обеспечить синхронизацию проектов программы и задач из операционной деятельности ИТ.7. Создать лучшую управляемость со стороны заказчиков и владельцев, объединенных в один управляющий комитет программы проектов.Итогом реализации программы стало сокращение расходов на инфраструктуру SAP-систем, предсказуемый рублевый бюджет на услуги Collocation и катастрофоустойчивое решение для интеграционной шины, связывающей несколько сотен информационных систем, эксплуатируемых в Х5.Надеюсь, управление программами проектов и далее будет практиковаться для достижения масштабных целей в Х5, а также поможет вам в решении управленческих задач. Попробуйте «микросервисную архитектуру» в проектном управлении!
===========
Источник:
habr.com
===========
Похожие новости:
- [Управление разработкой, Управление проектами, Управление продуктом] Как [не] продать технический долг (обзор и видео доклада)
- [Администрирование баз данных, Big Data, Хранение данных, Data Engineering] Фильтруйте больше — тратьте меньше с последней версией Cloudera Data Warehouse Runtime (перевод)
- [IT-инфраструктура] Крупнейшую в России сеть дата-центров будет развивать новая сервисная компания
- [Анализ и проектирование систем, IT-инфраструктура, Микросервисы] REST or Events? Choose the right communication style for your microservices
- [IT-инфраструктура, Конференции, Будущее здесь, IT-компании] ЦИПР-2021: бизнес, власть, NFT и немного 18+
- [IT-инфраструктура, Облачные вычисления] Гибридная ИТ-инфраструктура: как прикрутить облака к реальности?
- [IT-инфраструктура, Облачные вычисления, Серверное администрирование, Облачные сервисы] Bare metal за 5 минут: как мы из андерклауда сделали облачный сервис для аренды выделенных серверов
- [Информационная безопасность, Хранение данных, Софт, Накопители] Как быстро и надёжно удалить файлы, зачистить HDD/SSD перед обыском
- [Информационная безопасность, Хранение данных, Хранилища данных, Законодательство в IT, Софт] Российские IТ-компании используют обвинения в иностранном происхождении для конкуренции
- [Высокая производительность, Системное администрирование, Хранение данных] Версионирование Инфомодели Авито
Теги для поиска: #_itinfrastruktura (IT-инфраструктура), #_erpsistemy (ERP-системы), #_hranenie_dannyh (Хранение данных), #_upravlenie_razrabotkoj (Управление разработкой), #_tsod (цод), #_sap, #_sap_erp, #_mikroservisnaja_arhitektura (микросервисная архитектура), #_soa, #_migratsija_bd (миграция бд), #_datatsentry (дата-центры), #_infrastruktura (инфраструктура), #_proektirovanie_sistem (проектирование систем), #_upravlenie_proektami (управление проектами), #_blog_kompanii_x5_retail_group (
Блог компании X5 Retail Group
), #_itinfrastruktura (
IT-инфраструктура
), #_erpsistemy (
ERP-системы
), #_hranenie_dannyh (
Хранение данных
), #_upravlenie_razrabotkoj (
Управление разработкой
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 13:40
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
Марат Садеков, руководитель направления проектов Business Continuity Management, X5 Retail GroupВидели ли вы проекты, для которых недостаточно одного менеджера? Надо назначить еще одного… Или лучше двух… В помощь первому — проект ведь "очень большой". Финал у таких историй предсказуем, так как менеджер у проекта должен быть один — для меня это аксиома. Как обеспечить разумную загрузку менеджера проекта и не создать очередную "лебедь-рако-щуку"? Как применить индивидуальный подход к группам специалистов, участвующих в решении масштабной многоплановой активности (свои сотрудники и подрядчики, консультанты SAP и тестировщики, спецы по инфраструктуре и «портальщики»)? Как увязать задачи, подлежащие четкому планированию, и исследовательские задачи, требующие гибкого подхода? Как увязать расписание этих задач с операционной деятельностью компании? Попробуйте реализовать управление через программу проектов.С конца нулевых, чуть более 10 лет, компания X5 Retail Group (X5) эксплуатировала дата-центры как на территории России, так и за рубежом. Большое количество критичных систем было размещено в дата-центре IBM в Швейцарии. С 2015 г. в связи с новыми требованиями законодательства РФ, а также изменениями экономической ситуации и стремлением минимизировать валютные риски компания начала сокращать размещение информационных систем в европейском ЦОД.В 2018 г. в X5 было принято решение о переносе оставшейся части информационных систем из европейского ЦОД (ЕЦОД), в ЦОД на территории РФ (РосЦОД). Тот факт, что в 2019 г. заканчивался очередной цикл эксплуатации большей части ИТ-инфраструктуры систем в ЕЦОД (необходимость увеличения производительности в связи с органическим ростом числа магазинов торговых сетей и истечение сроков вендорской поддержки), жестко ограничивал сроки миграции I кварталом 2020 г.Подготовка к масштабной миграцииНа момент, когда принималось решение о миграции, ландшафт систем, размещенных в дата-центре в Женеве, примерно соответствовал представленному на рис. 1. Рис. 1. Ландшафт европейского ЦОД Ключевой системой являлась SAP ERP — одна из крупнейших инсталляций в мире. Помимо SAP ERP, в ЕЦОД функционировали системы, автоматизирующие процессы пополнения и товародвижения в магазинах, интеграционная шина и ряд других критичных для бизнеса систем (High Load). Требовалось исключить риски сбоев в работе этих систем как во время, так и после их миграции, поскольку от их стабильной работы зависит то, как "бьются" чеки в 17 тыс. магазинов Х5 по всей стране.Перед миграцией систем в РосЦОД был установлен, протестирован и введен в эксплуатацию комплекс технических средств (18 стоек), создающих запас производительности до 2022 г. включительно. Для того чтобы обеспечить надежный процесс репликации между площадками (ЕЦОД и РосЦОД), были организованы два дополнительных временных канала связи. Были также разработаны и одобрены документы, описывающие порядок миграции систем, согласованные плановые и резервные окна DT, порядок тестирования и сроки стабилизации после миграции. Параллельно с этим решались задачи создания и ввода в эксплуатацию геораспределенного кластера интеграционной шины (ГРК SAP PO) на территории РФ, обновления версии интеграционной шины, переключения интеграционных потоков из ЕЦОД на ГРК SAP PO в РосЦОД, подготовки к выводу из эксплуатации, утилизации и продаже оборудования в ЕЦОД по мере его высвобождения.В то же время технические владельцы информационных систем работали над сокращением требований к инфраструктурным мощностям, актуализацией описаний интеграционных потоков и сокращением списка интеграций (по итогам миграции до 300 интеграционных потоков были выведены из эксплуатации как потерявшие актуальность).Выбор подхода к управлению Традиционным для нас, как и для большинства ИТ-служб в РФ, подходом к решению перечисленных выше задач было создание временной организационной структуры в виде одного крупного проекта. Чтобы избежать классических проблем, свойственных всем "мегапроектам", я предложил руководству реализовать управление через формирование программы проектов. По аналогии с SOA (англ. Service-Oriented Architecture) — модульный подход к реализации изменений в компании даёт определённую гибкость в управлении. Каждый из проектов программы решал одну из крупных задач либо минимизировал риски, обусловленные реализацией "головного" проекта, который, в свою очередь, отвечал за достижение главной цели — миграцию информационных систем на территорию РФ.Для каждого проекта были четко определены свои цели и содержание, свой устав, свой менеджер проекта и своя команда. Если проект предполагалось выполнять собственными силами, а формирование однозначного ТЗ представлялось маловозможным, мы применяли Agile-подходы к управлению таким проектом. В других ситуациях — четкое ТЗ для подрядчика и планирование по Waterfall (Agile - гибкая, Waterfall - каскадная модели разработки проекта -- прим. редактора). Исходя из согласованного подхода к управлению, выбирали менеджера на данный конкретный проект, поскольку талант планировать и страсть работать по Agile редко встречаются в одном человеке.Устав программы проектовНа уровне устава программы проекты объединялись по тому же принципу, как рамочный договор объединяет несколько заказов общими условиями. Часть ключевых менеджеров и технических экспертов формировали команду программы и обеспечивали слаженность технических и управленческих решений для проектов, входящих в программу.Команда программы могла оперативно перераспределить ресурсы от одного проекта другому. Менеджер головного проекта одновременно являлся руководителем программы.Устав программы проектов ("рамочный договор") требовал жесткой фиксации скоупа, бюджета и сроков в уставе отдельно взятого проекта, причем скоуп, сроки и бюджет самой программы могли быть оперативно скорректированы решением управляющего комитета программы. Принцип корректируемого скоупа позволил оперативно разработать и согласовать устав программы, не описывая мельчайшие детали проектов, время инициации которых еще не пришло. Сроки реализацииВ проектах программы одновременно работало от 120 до 200 (в зависимости от периода) специалистов компании и подрядных организаций. Общий срок жизни программы от ее инициации и до завершения последнего из проектов составил 18 месяцев (рис. 2), при том что миграция информационных систем была осуществлена всего за три месяца. Остальное время ушло на подготовку к переезду, опытную эксплуатацию КТС в РФ, высвобождение площадей ЕЦОД и подведение итогов программы. Рис. 2. Сроки реализации программы "Миграция ЕЦОЦ"7 ключевых эффектов от выбранного подходаРеализованный нами подход позволил:1. Синхронизировать проекты программы по целям, скоупу и срокам, примененным техническим решениям.2. Распределить ответственность и нагрузку на менеджеров проектов.3. Сократить суммарные издержки на реализацию проектов.4. Исключить инциденты прерывания ИТ-сервисов, обусловленные миграцией систем.5. Реализовать гибкие методологии в одних проектах и старый добрый "вотерфолл" в других.6. Обеспечить синхронизацию проектов программы и задач из операционной деятельности ИТ.7. Создать лучшую управляемость со стороны заказчиков и владельцев, объединенных в один управляющий комитет программы проектов.Итогом реализации программы стало сокращение расходов на инфраструктуру SAP-систем, предсказуемый рублевый бюджет на услуги Collocation и катастрофоустойчивое решение для интеграционной шины, связывающей несколько сотен информационных систем, эксплуатируемых в Х5.Надеюсь, управление программами проектов и далее будет практиковаться для достижения масштабных целей в Х5, а также поможет вам в решении управленческих задач. Попробуйте «микросервисную архитектуру» в проектном управлении! =========== Источник: habr.com =========== Похожие новости:
Блог компании X5 Retail Group ), #_itinfrastruktura ( IT-инфраструктура ), #_erpsistemy ( ERP-системы ), #_hranenie_dannyh ( Хранение данных ), #_upravlenie_razrabotkoj ( Управление разработкой ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 13:40
Часовой пояс: UTC + 5