[Разработка мобильных приложений, Flutter] Внедрение зависимостей (Dependency Injection) с GetIt на примере Flutter-проекта

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
23-Июн-2021 10:30


Внедрение зависимостей - DI - Dependency injection - термин часто встречающийся на собеседованиях. Сам по себе концепт опирается на более объемный принцип инверсии зависимостей (буква D в SOLID), но намного проще и ближе к практике. Кратко можно сказать, что при внедрении зависимостей, мы задаем значения переменных объекта в момент выполнения программы, а не в момент компиляции.В этой статье я постараюсь показать, что использование специальных библиотек для DI  - это легко и удобно, даже для небольших проектов и опишу три случая с кодом ДО и ПОСЛЕ. Надеюсь, даже в небольшом проекте сразу станет понятно, что код после применения внедрения зависимостей стал чуть-чуть лучше. Часто программисты не понимают, для чего им в их небольших проектах, которые далеки от тысяч файлов корпоративных громад, нужно внедрение зависимостей. В таких проектах не описываются интерфейсы, используются одни и те же классы, экземпляры которых можно передать всем, кому это необходимо. На самый крайний случай, используются синглтоны для получения единственного экземпляра класса во всем приложении.Работать мы будем с достаточно популярной библиотекой GetIt. Проект минималистичен: приложение показывает погоду в настоящий момент  с использованием одного из двух сервисов: Yandex.Weather или VisualCrossing. Если пользователь разрешит, то учитывается его местоположение и погода будет актуальна для его города.Пример 1. Общий класс настроек. В нашем случае настройки приложения, а именно - какой сервис для получения погодных данных был выбран пользователем - хранятся в стандартном платформенно-зависимом хранилище - SharedPreferences. При запуске приложения запускается тот сервис, который был выбран ранее. Если ничего не выбрано, запускается сервис по-умолчанию. До внедрения DI класс настроек создавался в main и передавался в остальные классы через конструктор:
Future<void> main() async {
  WidgetsFlutterBinding.ensureInitialized();
  final settings = SettingsRepository();
  await settings.loaded;
  runApp(MyApp(settingsRepository: settings));
}
class MyApp extends StatelessWidget {
  const MyApp({Key? key, required this.settingsRepository}) : super(key: key);
  final SettingsRepository settingsRepository;
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
        home: HomePage(settingsRepository: settingsRepository),
...
      );
  }
}
class HomePage extends StatefulWidget {
  const HomePage({Key? key, required this.settingsRepository}) : super(key: key);
  final SettingsRepository settingsRepository;
...
После внедрения DI класс настроек регистрируется в GetIt и затем его получают только там, где он действительно нужен, промежуточные классы не нуждаются в нем.
Future<void> main() async {
  WidgetsFlutterBinding.ensureInitialized();
  final settings = SettingsRepository();
  await settings.loaded;
  GetIt.instance.registerSingleton(settings);
  runApp(const MyApp());
}
class HomePage extends StatefulWidget {
  const HomePage({Key? key}) : super(key: key);
  @override
  _HomePageState createState() => _HomePageState();
}
class _HomePageState extends State<HomePage> {
  SettingsRepository get settingsRepository => GetIt.instance.get<SettingsRepository>();
...
Аналогично может быть зарегистрирована служба логирования, служба обработки ошибок, клиент http и т.д. Нет нужды упоминать экземпляр класса в конструкторе, а значит меньше параметров, которые необходимо задать при инициализации.Пример 2. Использование одного из поставщиков данных. В приложении описан общий интерфейс получения погодных данных, тем не менее каждый раз определять, к какому конкретно классу надо обратиться для получения данных, - неудобно. Здесь тоже поможет DI. Вместо того, чтобы создавать экземпляр класса в виджете, который ответственен за показ погоды и пересоздавать виджет или экземпляр класса, в коде используется геттер, который получает всегда актуальный класс-поставщик погодных данных через DI. Было:
Future<void> _loadWeather() async {
    final position = await Geolocator.getLastKnownPosition();
    final Map<DateTime, WeatherCondition> predictions;
    if (widget.settingsRepository.remoteServerName == YandexWeatherProvider.providerName) {
      predictions = await YandexWeatherProvider().loadPredictions(position?.latitude ?? 0.0, position?.longitude ?? 0.0);
    } else {
      predictions = await VisualCrossingWeatherProvider().loadPredictions(position?.latitude ?? 0.0, position?.longitude ?? 0.0);
    }
    currentWeather = predictions[DateTime.now().hourStart];
    setState(() {});
  }
Стало:
// в main.dart
Future<void> main() async {
  ...
  GetIt.instance.registerSingleton<WeatherProvider>(settings.remoteServerName == YandexWeatherProvider.providerName ? YandexWeatherProvider() : VisualCrossingWeatherProvider());
  ...
}
...
// при загрузке погоды
WeatherProvider get weatherProvider => GetIt.instance.get<WeatherProvider>();
Future<void> _loadWeather() async {
    final position = await Geolocator.getLastKnownPosition();
    final predictions = await weatherProvider.loadPredictions(position?.latitude ?? 0.0, position?.longitude ?? 0.0);
    currentWeather = predictions[DateTime.now().hourStart];
    setState(() {});
  }
...
// при переключении настроек пользователя
void _changeServer(String? value) {
    if (value == null) return;
    settingsRepository.remoteServerName = value;
    GetIt.instance.unregister<WeatherProvider>();
    GetIt.instance.registerSingleton<WeatherProvider>(value == YandexWeatherProvider.providerName ? YandexWeatherProvider() : VisualCrossingWeatherProvider());
    setState(() {});
  }
Аналогично можно регистрировать онлайн/оффлайн поставщики данных, любые взаимозаменяемые модули.Пример 3. Использование mock-объектов для тестирования. А теперь нам нужно написать виджет-тесты. Если бы проект был чуть более сложным и включал например BLoC для управления состоянием, то эти модули тоже нужно было бы тестировать с помощью юнит-тестов. И здесь мы сразу встречаемся с невозможностью сделать это без дополнительного изменения кода, потому что при юнит-тестировании и виджет-тестировании SharedPreferences недоступны, да и предсказать, что ответит бэкенд невозможно. С DI тест написать просто - создаем mock-класс для настроек или для поставщика данных, моделируем ответы бэкенда, отображение которых будет легко проверить, через Mockito и можно быть уверенным в корректности работы приложения.
class MockProvider extends Mock implements WeatherProvider {}
void main() {
  final repository = MockProvider();
  setUpAll(() {
    final service = GetIt.instance;
    service.registerSingleton<WeatherProvider>(repository);
  });
  testWidgets('отображение данных о погоде', (WidgetTester tester) async {
    when(repository.loadPredictions(any, any)).thenAnswer((_) async {
      return {DateTime.now().hourStart: WeatherCondition(windDirection: WindDirection.north, temperature: 10.0, windSpeed: 3.0, windGust: 8.0)};
    });
    await tester.pumpWidget(const MaterialApp(
      home: HomePage(),
    ));
    await tester.pumpAndSettle();
    final titleText = find.text('Current weather:');
    expect(titleText, findsOneWidget);
    final weather = find.text('Ветер: 3.0 N, порывами 8.0, температура: 10.0');
    expect(weather, findsOneWidget);
  });
}
В наших проектах в Россельхозбанке мы применяем Dependency Injection в основном для тестирования и упрощения кода аналогично первому и третьему примеру. Бывают и ситуации, когда используются разные классы, реализующие одинаковый интерфейс, в зависимости от того, какой билд был создан. Например, для debug билда все логирование происходит в консоли, а для release билда используется другой класс логирования, который отправляет информацию о критических ошибках на бэкенд.Подведу итоги. В применении Dependency Injection есть неоспоримые преимущества: 
  • объекты не зависят от конкретной реализации классов, которые им необходимы, 
  • нет нужды менять код объекта, если зависимый класс поменял что-то в своей реализации или был заменен другим, 
  • реализация принципа «Зависимость от интерфейса, а не от реализации»,
  • возможность использования mock-объектов при тестировании.

===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_razrabotka_mobilnyh_prilozhenij (Разработка мобильных приложений), #_flutter, #_dependency_injection, #_flutter, #_testing, #_mockito, #_blog_kompanii_rosselhozbank (
Блог компании Россельхозбанк
)
, #_razrabotka_mobilnyh_prilozhenij (
Разработка мобильных приложений
)
, #_flutter
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 22-Ноя 19:30
Часовой пояс: UTC + 5