[Управление разработкой, Agile, Управление продуктом, Управление персоналом] SCRUM: Понимание и применение фреймворка

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 7 месяцев
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
21-Апр-2021 23:31


После заморозки стартапа (более подробно можно ознакомиться в статье) компания заинтересовалась возможностью трансформации существующего производства включающего 400 сотрудников, работающих в 6 продуктовых направлениях. Данной публикацией, я запускаю цикл статей, в которых попытаюсь предложить формализованный подход для оценки степени зрелости аспектов разработки для внедрения SCRUM. Для решения данной сложной задачи, была предложена программа, которая включает в себя 4 этапа:
  • Оценка готовности производственных подразделений к трансформации
  • Разработка этапов трансформации
  • Разработка механизмов трансформации
  • Разработка ценностной модели обоснования трансформации
Для реализации первого этапа, я разработал программу оценки готовности, которая состоит из следующих частей:
  • Понимание и применение фреймворка SCRUM
  • Разработка и поставка продукта
  • Гибкое управление продуктовыми направлениями
  • Развитие продуктовых команд
В данной статье будет идти речь об атрибутах и их характеристиках в разрезе понимания и применения фреймворка SCRUM. Остальные части будут раскрыты в следующих публикациях. Философия эмпиризмаФилософия эмпиризма в контексте фреймворка описывает отношение и подходы, применяемые к возникающим проблемам. Данное отношение выражается в декомпозиции проблем на более мелкие инкременты, а также в возможности изучения нового в рамках предоставленных решений. ХарактеристикаМетод исследованияМетрикаДекомпозиция Наблюдение за инструментами фиксации проблем (JIRA) отсутствует декомпозиция - 0 баллов1 уровень декомпозиции - 1 балл2 уровня декомпозиции - 3 балла3 уровня декомпозиции - 5 баллов ПроблемаОпрос респондентов: “Как Вы относитесь к проблеме?” Проблема - негативное событие и его нельзя допускать - 0 балловПроблема - явление к которому я уже привык - 3 балла Проблема - возможность для роста и изучения нового - 5 баллов Наблюдение за реакцией сотрудников с руководящей функцией при возникновении проблемы. Негативная реакция со стороны руководителя - 0Позитивная реакция со стороны руководителя - 5Наблюдение за реакцией сотрудников при возникновении проблемы Негативная реакция со стороны сотрудника - 0 Позитивная реакция со стороны руководителя - 5 Определение интегральной шкалы оценки свойства “философия эмпиризма” не целесообразно, в связи с тем, что каждая характеристика является самодостаточной и требует индивидуального подхода в интерпритации и разработки мероприятий для развития. В случае низкой оценки для какой либо из характеристик, рекомендуется разработать индивидуальные программы в разрезе тренингов или коучинг сессий. Культурные ценностиКультурные ценности - шаблон поведения сотрудников внутри коллектива и внутри целой организации, который существует вне рамок регламентов и процедур. Данный шаблон определяет отношение сотрудника к выполняемому труду и формирует жизненную позицию. В интересах компании создать и развивать идеологический образ культурных ценностей, так как существует определенная корреляция между ценностями и производительностью труда. ХарактеристикаМетод исследованияМетрикаФокусНаблюдение за тем, что вся работа выполняется в контексте спринта для достижения своей цели работа появляется спонтанно вне определенного контекста - 0 баллов вся работа запланирована и выполняется в контексте спринта - 5 балловОткрытостьНаблюдение за тем, что разработчик продукта и стейкхолдеры открыты в отношении работы и вызовах, которые необходимо преодолеть для ее выполнениястейкхолдеры практикуют неконструктивную обратную связь (обвинение, унижение) - 0 балловстейкхолдеры проявляют лояльность по отношению работ и дают обратную связь в конструктивном ключе - 5 балловУважениеНаблюдение за тем, что участники разработки продукта проявляют уважение друг к другу в части компетенций и персональной самодостаточностиу частников ярко выражена модель ассоциации проблемы с индивидуальными способностями сотрудников - 0 балловучастники с пониманием относятся к ограниченности как своих знаний, так и окружающих их людей; с желанием делятся опытом с коллегами- 5 балловСмелостьНаблюдение за способностью сотрудников проявлять смелость в части решения сложных проблем участники настороженно относятся к сложным задачам, которые вызывают отторжение - 0 балловучастники с вызовом относятся к сложным проблемам и расценивают их как возможность сделать очередную запись успеха - 5 балловПриверженностьНаблюдение за персональной приверженностью сотрудников в части достижения целей спринтасотрудники не ощущают зоны ответственности, нет понимания собственного вклада - 0 балловсотрудники ощущают персональную ответственность перед командой и продукта; есть также понимание собственного вклада - 5 балловОпределение интегральной шкалы оценки свойства “культурные ценности” не целесообразно, в связи с тем, что каждая ценность является самодостаточной характеристикой и требует индивидуального подхода в интерпритации и разработки мероприятий для развития. В случае низкой оценки для какой либо из характеристик, рекомендуется разработать индивидуальные программы в разрезе тренингов или коучинг сессий.Команда как функциональная единицаРабочим механизмом доставки ценностей инкремента продукта является команда, организованная по предметному признаку (продукт). С позиции управления, наличие самодостаточной организационной единицы, которая в состоянии выполнить весь спектр работ для поставки инкремента в продуктивную среду клиента, предоставляет гибкость в планировании и решении стратегических задач для руководства. В целях упрощения управления командой на уровне организации, ролей состав сводится к минимальному составу: скрам мастер - управление организацией, владелец продукта - управление контентом, разработчик - исполнитель.ХарактеристикаМетод исследованияМетрикаКомандаНаблюдение за принципами организации групп и наличие существования сущности “команда”отсутствует понятие команды - 0 балловкоманда образована по функциональному признаку - 1 баллсамоорганизация команды по предметному признаку - 3 баллакоманда образована по предметному признаку (направление) - 5 баллов Скрам мастерНаблюдение за наличием функций:- Развитие продуктовой команды
- Поддержка среды с культурными ценностям
- Поддержка среды в рамках фреймворка SCRUM
- Мотивация продуктовой команды
- Применение модели "Менеджер - слуга"
- Организация производства
- Решение внутренних и внешних конфликтовроль отсутствует, функции роли отсутствуют - 0 балловроль отсутствует, функции роли присутствуют - 1 баллроль присутствует, функции роли отсутствуют - 3 баллароль присутствует, функции роли присутствуют - 5 балловВладелец продуктаНаблюдение за наличием функций:- Разработка дорожной карты продукта
- Управление продуктовым бэклогом
- Планирование и развитие продукта
- Проведение демонстрации продукта
- Проведение ежедневных стендапов
- Разработка бизнес гипотезроль отсутствует, функции роли отсутствуют - 0 балловроль отсутствует, функции роли присутствуют - 1 баллроль присутствует, функции роли отсутствуют - 3 баллароль присутствует, функции роли присутствуют - 5 балловРазработчикНаблюдение за восприятием роли разработчика в контексте всех необходимых функций для выполнения задач в командероль включает в себя только компетенции программирования - 0 балловроль включает в себя все необходимые компетенции для поставки версии продукта - 5 баллов [ 0 - 13] - низкий результат, характеризующий отсутствие команды в качестве производственной единицы признанной на уровне организации. Необходимо разработать комплексную программу мероприятий для выделения и формирования команды в контексте организационных уровней компании. Не допускается проводить мероприятия для отдельно взятых характеристик за рамками комплексной программы.[14 - 20] - средний результат, характеризующий наличие команды как класса, но существуют определенные ограничения для полного раскрытия потенциала. Необходимо определить проблемные характеристики для улучшения и разработать мероприятия. Допускается применение мероприятий без общей программы.[17 - 20] - высокий результат, характеризующий наличие самодостаточной организационной единицы производства инкремента продукта, признанной на уровне организации. При данном результате, рекомендуется сделать акцент на мероприятиях направленные на управление продуктом, непрерывное обеспечение качества и CI/CD, как вектор роста командыСобытияСобытия представляют из себя правила коммуникаций в разрезе следующих вопросов:
  • кто должен коммуницировать?
  • когда должен коммуницировать?
  • с какой целью должен коммуницировать?
Все события должны быть ограничены по времени для обеспечения гарантии эффективности коммуникаций и производительности труда. В дополнении, повторяющиеся по времени события создают производственный ритм, при котором формируется проактивный паттерн ответственности у сотрудников. Данный паттерн вырежется, в необходимости поделиться результатами своей работы и предоставить пояснения, если его деятельность кого-то блокирует.ХарактеристикаМетод исследованияМетрикаСпринтНаблюдение за ограниченным по времени событием в рамках которого производится выпуск работоспособного инкремента продукта.событие отсутствует - 0 балловприсутствует событие с фиксированной периодичностью (2-4 недели) - 5 балловЕжедневный стендапНаблюдение за событиями ежедневных коммуникаций где происходит синхронизация.событие отсутствует - 0 балловсобытие проходит каждый день и несколько раз - 1 баллсобытие фиксировано по времени, проходит каждый день и больше 15 минут - 3 балласобытие фиксировано по времени, проходит каждый день и ограничено 15 минутам - 5 балловПланирование спринтаНаблюдение за событием на котором происходит планирование содержания инкремента продуктасобытие отсутствует - 0 балловсобытие не имеет ритмичности и происходит хаотично - 1 баллсобытие имеет ритмичность, но не ограничено по времени - 3 балласобытие имеет ритмичность и ограничено по времени (4 часа - 2х недельный спринт) - 5 балловРевью спринтаНаблюдение за событием на котором происходит демонстрация работоспособного инкремента стейкхолдерамсобытие отсутствует - 0 балловсобытие не имеет ритмичности и происходит хаотично - 1 баллсобытие имеет ритмичность, но не ограничено по времени - 3 балласобытие имеет ритмичность и ограничено по времени (2 часа - 2х недельный спринт) - 5 балловРетроспективаНаблюдение за событием на котором команда анализирует результаты спринта для планирования мероприятий роста и развитиясобытие отсутствует - 0 балловсобытие не имеет ритмичности и происходит хаотично - 1 баллсобытие имеет ритмичность, но не ограничено по времени - 3 балласобытие имеет ритмичность и ограничено по времени (2 часа - 2х недельный спринт) - 5 баллов[ 0 - 17] - низкий результат, характеризующий события в качестве реактивных явлений, триггером появления которых служит возникшая проблема или задача. Данному результату свойственно большое время простоя производства в связи с отсутствием эффективных механизмов коммуникаций. При данном результате необходимо разработать комплексную программу внедрения и развития событий в командах. [18 - 20] - средний результат, характеризующий наличие событий с ограничением их эффективного использования. Ограничения выражены безосновательной продолжительностью, а также хаотичностью возникновения. При данном результате необходимо разработать мероприятия для проблемных характеристик с точки зрения сокращения времени и внедрения ритмичности. Допускается проведение мероприятий отдельно от общей программы в случае, если существующие события семантически соответствуют описанным выше. В том случае, если существуют дополнительные события, необходимо проанализировать эти события на предмет ценности и целесообразности.[21 - 25] - высокий результат, характеризующий наличие эффективно выстроенных коммуникаций и ритмичные процессы производства продукта. При данном результате, рекомендуется сделать акцент на характеристике “критерии завершенности” в качестве точки роста компетенций команды и качества выпускаемого инкремента.АртефактыВ традиционном водопадном подходе существует большое количество артефактов, целью которых является синхронизация функциональных групп. В гибкой разработке выделяют только три артефакта, которые являются единственными для организации работы команд:
  • Бэклог продукта - упорядоченный и постоянно обновляемый список всего, что планируется сделать для создания и улучшения продукта. Этот артефакт является единственным источником работы для команды.
  • Бэклог спринта - выбранный, с учетом имеющихся знаний и приоритетов, на спринт набор элементов бэклога продукта для достижения цели спринта, определенной командой.
  • Инкремент - протестированная и работоспособная версия с добавочной ценностью для клиента, которая соответствует критериям завершенности.
ХарактеристикаМетод исследованияМетрикаБэклог продуктаНаблюдение за единым местом хранения всех задач, направленных на развитие продуктабэклог продукта отсутствует - 0 балловбэклог продукта имеет вид разбросанных задач - 1 баллбэклог имеет вид отфильтрованного списка по предмету - 3 баллабэклог единое место хранения всех задач по продукту - 5 балловБэклог спринтаНаблюдение за единым местом хранения задач спринта, выполнение которых обеспечит выпуск инкрементабэклог спринта отсутствует - 0 балловбэклог спринта имеет вид разбросанных задач - 1 баллбэклог имеет вид отфильтрованного списка по предмету - 3 баллабэклог единое место хранения всех задач по спринту - 5 балловИнкрементНаблюдение за фактом выпуска протестированной и работоспособной версии продуктапонятие инкремента отсутствует - 0 балловпонятие инкремента присутствует, но выпуск работоспособной версии не происходит по факту окончания спринта - 1 баллапонятие инкремента отсутствует, но выпуск работоспособной версии происходит по факту окончания спринта - 3 баллапонятие инкремента присутствует, триггером появления служит спринт - 5 баллов[ 0 - 9 ] - низкий результат, характеризующий сложность существующих подходов в части управления и планирования содержанием работ. Данная сложность может быть причиной увеличения времени ожидания ответа на запрос внутри команды, а также причиной низкой концентрацией на актуальных задачах.[10 - 12] - средний результат, характеризующий наличие артефактов, однако существуют ограничения для их эффективного использования. Ограничения могут быть обусловлены разбросанностью элементов бэклога , а также наличие дополнительных артефактов. Рекомендуется разработать мероприятия, направленные на выделение артефактов как отдельной практики, задуманной по определению. [13 - 15] - высокий результат, характеризующий наличие и использования минимального набора артефактов для организации работ продуктовой команды. При данном результате рекомендуется сделать акцент на улучшение подходов по управлению содержанием продукта. Критерии завершенностиСписок критериев завершенности (далее DoD, от английского definition of done) является формальным чек-листом для принятия решения о выпуске инкремента. Критерии определяются стандартами организации или в случае если они отсутствуют, то команда сама должна определить список DoD. По мере развития команды, список критериев завершенности будет развиваться параллельно улучшению качества выпускаемого инкремента. ХарактеристикаМетод исследованияМетрикаНаличие списка DoDНаблюдение за существованием списка критериев завершенности и его использование для выпуска инкрементаDoD отсутствует - 0 балловDoD отсутствует, существуют разбросанные критерии - 1 баллDoD присутствует, инкремент выпускается соответствия критериям - 3 баллаDoD присутствует, инкремент выпускается при соответствии критериям - 5 балловПроверка уязвимостейНаблюдение за наличием критерия , который характеризует отсутствие уязвимостей в исходном кодекритерий отсутствует - 0 балловкритерий есть, не участвует в принятии решения - 1 баллкритерий есть, участвует в принятии решения, не используется специализированное ПО (sonarqube) - 3 балловкритерий есть, участвует в принятии решения, используется специализированное ПО (sonarqube) - 5 балловПокрытие исходного кодаНаблюдение за наличием критерия , который характеризует покрытие исходного кода тестамикритерий отсутствует - 0 балловкритерий есть, не участвует в принятии решения - 1 баллкритерий есть, участвует в принятии решения, не используется специализированное ПО (sonarqube) - 3 балловкритерий есть, участвует в принятии решения, используется специализированное ПО (sonarqube) - 5 балловИнженерные стандартыНаблюдение за наличием критерия , который характеризует применение инженерных стандартов (методы, тесты, переменные и т.д.)критерий отсутствует - 0 балловкритерий есть, не участвует в принятии решения - 1 баллкритерий есть, участвует в принятии решения, нет общей wiki страницы с описанием стандартов - 3 балловкритерий есть, участвует в принятии решения, есть wiki страница с описанием стандартов - 5 балловКритерии приемкиНаблюдение за наличием критерия, который характеризует условия при которых инкремент будет принят клиентомкритерий отсутствует - 0 балловкритерий есть, не участвует в принятии решения - 1 баллкритерий есть, участвует в принятии решения, нет общей wiki страницы с описанием критериев - 3 балловкритерий есть, участвует в принятии решения, есть wiki страница с описанием критериев - 5 балловАвтотестыНаблюдение за наличием критерия, который характеризует покрытие автотестами инкрементакритерий отсутствует - 0 баллов30 - 50 % покрытие - 1 балл50 - 80 % покрытие - 3 балла80 - 100% покрытие - 5 балловПроверка безопасностиНаблюдение за наличием критерия, который характеризует соответствие безопасности отгружаемого инкрементакритерий отсутствует - 0 балловкритерий есть, не участвует в принятии решения - 1 баллкритерий есть, участвует в принятии решения, не используется специализированное ПО - 3 балловкритерий есть, участвует в принятии решения, используется специализированное ПО - 5 балловUI/UX стандартыНаблюдение за наличием критерия, который характеризует соответствие стандартам дизайна и эргономикикритерий отсутствует - 0 балловкритерий есть, не участвует в принятии решения - 1 баллкритерий есть, участвует в принятии решения, нет общей wiki страницы с описанием стандартов - 3 балловкритерий есть, участвует в принятии решения, есть wiki страница с описанием стандартов - 5 балловАрхитектурные принципыНаблюдение за наличием критерия, который характеризует соответствие зафиксированным архитектурным принципамкритерий отсутствует - 0 балловкритерий есть, не участвует в принятии решения - 1 баллкритерий есть, участвует в принятии решения, нет общей wiki страницы с описанием принципов - 3 балловкритерий есть, участвует в принятии решения, есть wiki страница с описанием принципов - 5 баллов[ 0 - 31] - низкий результат, характеризующий отсутствие системы критериев завершенности, как механизма принятия решения о выпуске инкремента продукта. Для данного кейса свойственен иррациональный критерий - наступление даты релиза. Рекомендуется разработать комплексную программу внедрения критериев завершенности в минимальном составе. По мере того, как критерии будут приобретать рутинный характер, можно рассмотреть внедрение новых для улучшения качества выпускаемого инкремента. [32 - 37] - средний результат, характеризующий ограниченное использование системы критериев завершенности. Ограничение может быть обусловлено отсутствием полноты критериев, а так же их игнорированием при принятии решении о выпуске инкремента. Рекомендуется предусмотреть отдельные мероприятия для улучшения критериев с низкой оценкой. [38 - 45] - высокий результат, характеризующий устоявшуюся и применяемую систему критериев завершенности , которая гарантирует выпуск работоспособного инкремента за спринт. При данном результате, команда по умолчанию выполняет действия, направленные на удовлетворение критериям завершенности и это становится рутинной операцией. Рекомендуется зафиксировать подход как эталонный и разработать стандарт на уровне организации. МасштабированиеМеханизмы масштабирования самого продукта и производственных мощностей определяют капитализацию компании и прибыль.
  • Кадровое обеспечение - данный механизм определяет два способа наращивания штата новых сотрудников. Первый способ - запрос функциональных подразделений, второй способ - запрос продуктовой команды.
  • Новый продукт- механизм при котором происходит разворачивание нового продуктового направления. Первый способ - ресурсное привлечение отдельно взятого сотрудника, второй способ - привлечение устоявшейся продуктовой команды.
  • Новые клиенты - механизм при котором происходит внедрение существующих продуктов для нового клиента. Первый способ - для каждого клиента отдельная ветка и свой вектор развития продукта; второй способ - выделяется общее ядро и собственная ветка разработки для каждого клиента в рамках слоя кастомизации; третий способ - единственная ветка разработки с общими архитектурными механизмами.
  • Архитектура - механизм, который регулирует способ управления и развития архитектуры. Первый способ - монолитная архитектура, второй способ - микросервисный монолит, третий способ - микросервисная архитектура, четвертый способ - оркестратор бизнес процессов.
ХарактеристикаМетод исследованияМетрикаКадровое обеспечениеНаблюдение за способом наращивания штата новых сотрудниковзапрос функциональных подразделений - 1 баллзапрос продуктовых команд - 5 балловНовый продуктНаблюдение за способом мобилизации ресурсов на новые продуктовые направленияпривлечение отдельно взятого сотрудника - 1 баллпривлечение устоявшихся команд - 5 балловНовые клиентыНаблюдение за способом внедрения существующих продуктов для новых клиентовсвоя ветка для каждого клиента - 1 баллобщее ядро и собственная ветка разработки для каждого клиента - 3 балловединственная ветка разработки с общими архитектурными механизмами - 5 балловАрхитектураНаблюдение за способом развития архитектурымонолитная архитектура - 0 балловмикросервисный монолит - 1 баллмикросервисная архитектура - 3 баллаоркестратор - бизнес процессов - 5 балловОпределение интегральной шкалы оценки свойства “масштабирование” не целесообразно, так как оно не является обязательным условием для организации продуктовой разработки. Максимальная оценка характеризует вариант при котором может быть достигнут высокий синергетический эффект для компании в рамках оптимизации затрат на запуск нового продуктового направления или поддержку уже имеющихся. Обоснование метрик будет более подробно рассмотрено в рамках ценностной модели обоснования трансформации.
===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_upravlenie_razrabotkoj (Управление разработкой), #_agile, #_upravlenie_produktom (Управление продуктом), #_upravlenie_personalom (Управление персоналом), #_scrum, #_agile, #_startup, #_produkt (продукт), #_razrabotka (разработка), #_transformatsija (трансформация), #_komanda (команда), #_blog_kompanii_otr (
Блог компании ОТР
)
, #_upravlenie_razrabotkoj (
Управление разработкой
)
, #_agile, #_upravlenie_produktom (
Управление продуктом
)
, #_upravlenie_personalom (
Управление персоналом
)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 22-Сен 03:52
Часовой пояс: UTC + 5