[IT-инфраструктура, Service Desk, Управление проектами, Карьера в IT-индустрии] Как мы развернули круглосуточную техническую поддержку с нуля всего за 1 год

Автор Сообщение
news_bot ®

Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286

Создавать темы news_bot ® написал(а)
15-Апр-2021 21:31


И снова здравствуйте. Сегодня мы бы хотели обсудить не столько вопрос разработки технологий, о которых мы рассказывали в этой и вот этой статьях, сколько вопрос поддержки клиентов, которые эти технологии используют. На самом деле, это вовсе не праздный вопрос, а решение сложной проблемы, не менее трудной, чем обучение многослойной нейросети. Техподдержка - одна из головных болей стартапов и молодых компаний. Ведь хочется, чтобы поддержка продукта была круглосуточной и круглогодичной, а клиенты были всем довольны. Когда планируешь, как все это будет работать, то нередко рисуешь себе идеальную картину с розовыми пони. К сожалению, в реальной жизни все немного иначе - розовые пони исчезают сразу, как начинается планирование службы поддержки со всеми деталями, включая стоимость оплаты услуг специалистов, планирование смен, ТК РФ. Сегодня хотим поделиться опытом.Начинаем с малого: ты, да я, да мы с тобойМы не собирались строить все из ничего, сходу создавая сложную структуру саппорта. Начали с малого в апреле 2020 года. Тогда мы пригласили тимлида и попросили его найти коллегу-инженера. Вместе они занимались решением технических вопросов, которые нужно было решать партнерам и клиентам. Чуть подробнее о том какие вопросы решались - ниже, в подразделе “Диверсификация обязанностей”.  Ни о какой круглосуточной работе изначально не было и речи, это была стандартная пятидневка и график с 9:00 до 18:00.Первые пару месяцев они без проблем справлялись со своими обязанностями. Во многом благодаря тому, что мы не афишировали создание нового отдела. Не скрывали, но и не анонсировали - хотели проверить, как все работает. Но когда пользователи, партнеры и коллеги узнали, что появился отдел, который помогает разобраться в нюансах работы продукта, может решить сложные проблемы и задачи, то нагрузка этих двух героев фронта поддержки резко возросла. Стало ясно, что отдел поддержки нужно расширять, и мы пригласили еще пару специалистов. В течение еще 2-3 месяцев все шло относительно неплохо. Суббота и воскресенье? Работаем!Через 2-3 месяца работы саппорта стало ясно, что клиентов и партнеров нужно поддерживать и по выходным. У бизнеса задачи не ограничиваются рабочей неделей, многие компании выполняют те либо иные задачи и тогда, когда все отдыхают. В отделе технической поддержки на тот момент было уже 3 инженера и 1 тимлид. Задумались мы тогда и о круглосуточной поддержке, но эту идею пришлось отложить. Не потому, что организовать ее сложно, а потому, что это дорого. Подсчитали, сколько еще людей нужно добрать, прокалькулировали связанные с расширением операционные расходы, посмотрели статистику звонков. Как оказалось, основной трафик идет по будням с 10:00 до 20:30, так что смысла оплачивать дополнительные 14 часов в день пока не было. Но вот субботу и воскресенье решили добавить.Решение нашли быстро: недельный дежурный с дополнительной оплатой по выходным. А теперь - диверсификация обязанностей Компания росла, расширялся и отдел поддержки. Не очень быстро - к октябрю 2020 года количество сотрудников в нем достигло 6 человек. Это 1 тимлид и 5 инженеров. Клиенты и партнеры саппортом были вполне довольны. Но задач, конечно, стало больше, увеличилось и их разнообразие. С течением времени мы стали замечать, что отдел сам по себе разделился на две части, как раз по типам решаемых задач. Условно это было разделение на "Help Desk" и на "мониторинг". Работа стала эффективнее, и мы уже официально разделили отдел на два подразделения: 
  • Help Desk - 2 человека
  • Мониторинг - 3 человека
Единственное - тимлида разделить не удалось, поскольку он был один и не хотел, чтобы его делили. Пришлось оставить его как есть, с условием, чтобы он координировал работу всего отдела. Задачи Help Desk:
  • Поддержка платформы и локализация ее проблем (ошибки API; кнопка работает не так, как должна; нет доступа и тд.).
  • Поддержка сервисов платформы и локализация проблем с ними (робот не звонит, вместо "привет" распознает "вечер, море, хочу в отпуск", тарабанит фразы как… робот и становится не похож на человека).
  • Поддержка SIP-телефонии (сетевые проблемы телефонии).
  • Поддержка External API.
Задачи мониторинга:
  • Мониторинг сетевой инфраструктуры и своевременная реакция на возникающие проблемы (сервера, базы данных, сетевое оборудование).
  • Мониторинг коммерческого трафика и своевременная реакция на возникающие проблемы (прослушивание некоторого кол-ва звонков, отслеживание ключевых показателей проектов).
Спустя некоторое время оценили преимущества разделения:  
  • Специалисты саппорта прекрасно знали свои обязанности и не мешали друг другу.
  • Специализация в рамках своего подразделения помогла сотрудникам быстро замечать и лучше понимать те места, где требуются улучшения.
  • Задачи выстроились в стройную систему.
  • Выходные можно закрывать без дежурного.
Последний пункт стоит немного пояснить. Дело в том, что на этом этапе мы отказались от дежурного в подразделении Help Desk. Вместо этого мы предложили подразделению мониторинга  7-часовой рабочий день по будням с тем, чтобы на выходные у сотрудников оставалось 10 дополнительных часов. Это решение обсуждалось вместе с сотрудниками, которые были не против. Схема простая: сначала один человек работает по 7 часов по будням и в выходные, потом второй, потом третий и так далее. Ну а затем - наша песня хороша, начинай сначала. Ну привет, круглосуточная поддержкаВыше уже упоминалось, что круглосуточную поддержку мы не вводили, поскольку подавляющее большинство клиентов и партнеров обращались с вопросами в обычное время - с 10:00 до 20:30. Почему так? Все просто - те, с кем мы работали ранее, находились в одном с нами часовом поясе. Все изменилось после того, как Neuro.net стала выходить на зарубежный рынок. Сразу же появились обращения во “внеурочное время” и здесь пришлось взять быка за рога, т.е. все же ввести круглосуточный саппорт.  Сначала получалось так:
  • Help Desk - c 9:00 до 18:00 по будням. Здесь пока что ничего не менялось. 
  • Мониторинг - 3 смены: 9:00-18:00 (2 человека), 14:00-21:00 (1 человек), 1:00-9:00 (1 человек, добрали позже из другого часового пояса на ГПХ).

Но чуть позже количество зарубежных клиентов значительно выросло, увеличился и трафик.  И мы ввели круглосуточную поддержку для двух подразделений - как мониторинга, так и хелп деска. Изначально выбирали из трех перспективных вариантов реализации полноценного круглосуточного саппорта:  
  • Три смены по 9 часов - утро, вечер, ночь.
  • 2/2 по 12 часов
  • Сутки через трое (Why not? как гипотеза подойдет)
По деньгам все варианты более-менее были равны, поэтому стали выбирать, исходя из потребностей и внешних факторов. Основных пунктов было четыре:
  • Желание сохранить команду (многим не нравится сменный график, и в этом нельзя никого винить)
  • Необходимость сделать оплату смен достойной (текучка кадров никому не нужна)
  • Необходимость рассчитать количество сотрудников, которых нужно пригласить дополнительно. 
  • Поиск сотрудников. 
Поразмыслив, мы решили оставить первый вариант - три смены по 9 часов. Почему так? Режим “сутки через трое” рассматривался просто как экзотичный вариант. Но работать 24 часа, а потом трое суток быть дома - на это соглашаются далеко не все, и это понятно. Суточные смены очень сложные.  Два дня по 12 часов через каждые 48 часов - вариант вроде бы неплохой. Но мы - молодая компания с развивающимися технологиями. И не хотелось, чтобы сотрудники выпадали на 48 часов каждые два дня, ведь новая информация и задачи у нас появляются буквально каждый день.  Что было сразу, до глобального перехода на круглосуточную работу?
  • Help Desk - 4 инженера.
  • Мониторинг - 3 инженера + 1 инженер ночью.
Теперь решаем наши задачи:Сохраняем команду - оставляем у всех все так, как есть сейчас. Пусть продолжают работу по стандартному графику - 9:00-18:00Рассчитываем минимальное количество людей на смене - тут все зависит от нагрузки и трафика в вечер и ночь. В нашем случае достаточно по 1 человеку на ночную смену для каждого подразделения:Итого нужно:
  • Help Desk - 4 утро, 1 вечер, 1 ночь.
  • Мониторинг - 3 утро, 1 вечер, 1 ночь.
После решения этой задачи приступаем уже к реализации. Набрасываем график с 18-20 обязательными сменами (естественно, его можно варьировать), чтобы был запас на больничные/отпуска и ребята могли добрать смен вплоть до 25+.
Где мы искали дополнительных сотрудников для вечерних и ночных смен? Да где и все, собственно - HH, Rabota, LinkedIn и др. Кстати, были даже попытки найти разработчиков на Tinder, но об этом уже в другой раз.В качестве завершения стоит сказать, что нас этот вариант устроил идеально - он оказался более чем работоспособным. Какие-то советы здесь давать сложно, ведь у каждой компании собственная ситуация. Зато можем устроить обмен опытом в комментариях - можете задавать дополнительные вопросы и рассказывать о своем опыте создания круглосуточной поддержки и формирования соответствующего отдела.
===========
Источник:
habr.com
===========

Похожие новости: Теги для поиска: #_itinfrastruktura (IT-инфраструктура), #_service_desk, #_upravlenie_proektami (Управление проектами), #_karera_v_itindustrii (Карьера в IT-индустрии), #_neuro.net, #_helpdesk, #_service_desk, #_management, #_blog_kompanii_neuro.net (
Блог компании Neuro.net
)
, #_itinfrastruktura (
IT-инфраструктура
)
, #_service_desk, #_upravlenie_proektami (
Управление проектами
)
, #_karera_v_itindustrii (
Карьера в IT-индустрии
)
Профиль  ЛС 
Показать сообщения:     

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Текущее время: 22-Ноя 12:46
Часовой пояс: UTC + 5