[JavaScript, Программирование, Разработка веб-сайтов] JavaScript: полное руководство по классам (перевод)
Автор
Сообщение
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Сообщений: 27286
Доброго времени суток, друзья!
В JavaScript используется модель прототипного наследования: каждый объект наследует поля (свойства) и методы объекта-прототипа.
Классов, используемых в Java или Swift в качестве шаблонов или схем для создания объектов, в JavaScript не существует. В прототипном наследовании есть только объекты.
Прототипное наследование может имитировать классическую модель наследования от классов. Для этого в ES6 было представлено ключевое слово class: синтаксический сахар для прототипного наследования.
В данной статье мы научимся работать с классами: определять классы, их частные (приватные) и открытые (публичные) поля и методы, а также создавать экземпляры.
1. Определение: ключевое слово class
Для определения класса используется ключевое слово class:
class User {
// тело класса
}
Такой синтаксис называется объявлением класса.
Класс может не иметь названия. С помощью выражения класса можно присвоить класс переменной:
const UserClass = class {
// тело класса
}
Классы можно экспортировать в виде модулей. Вот пример экспорта по умолчанию:
export default class User {
// тело класса
}
А вот пример именованного экспорта:
export class User {
// тело класса
}
Классы используются для создания экземпляров. Экземпляр — это объект, содержащий данные и логику класса.
Экземпляры создаются с помощью оператора new: instance = new Class().
Вот как создать экземпляр класса User:
const myUser = new User()
2. Инициализация: constructor()
constructor(param1, param2, ...) — это специальный метод внутри класса, служащий для инициализации экземпляра. Это то место, где устанавливаются начальные значения полей экземпляра и осуществляется его настройка.
В следующем примере конструктор устанавливает начальное значение поля name:
class User {
constructor(name) {
this.name = name
}
}
Конструктор принимает один параметр — name, который используется для установки начального значения поля this.name.
this в конструкторе указывает на создаваемый экземпляр.
Аргумент, используемый для создания экземпляра класса, становится параметром его конструктора:
class User {
constructor(name) {
name // Печорин
this.name = name
}
}
const user = new User('Печорин')
Параметр name внутри конструктора имеет значение 'Печорин'.
Если не определить собственный конструктор, будет создан стандартный конструктор, представляющий собой пустую функцию, не влияющую на экземпляр.
3. Поля
Поля класса — это переменные, содержащие определенную информацию. Поля могут быть разделены на две группы:
- Поля экземпляров класса
- Поля самого класса (статические)
Поля также имеют два уровня доступа:
- Открытые (публичные): поля доступны как внутри класса, так и в экзмеплярах
- Частные (приватные): поля доступны только внутри класса
3.1. Открытые поля экземпляров класса
class User {
constructor(name) {
this.name = name
}
}
Выражение this.name = name создает поле экземпляра name и присваивает ему начальное значение.
Доступ к этому полю можно получить с помощью аксессора свойства:
const user = new User('Печорин')
user.name // Печорин
В данном случае name — открытое поле, поскольку оно доступно за пределами класса User.
При неявном создании полей внутри конструктора, сложно получить список всех полей. Для этого поля нужно извлекать из конструктора.
Лучшим способом является явное определение полей класса. Неважно, что делает конструктор, экземпляр всегда имеет одинаковый набор полей.
Предложение по созданию полей класса позволяет определять поля внутри класса. Кроме того, здесь же можно присваивать полям начальные значения:
class SomeClass {
field1
field2 = 'Начальное значение'
// ...
}
Изменим код класса User, определив в нем открытое поле name:
class User {
name
constructor(name) {
this.name = name
}
}
const user = new User('Печорин')
user.name // Печорин
Такие открытые поля являются очень наглядными, быстрый взгляд на класс позволяет понять структуру его данных.
Более того, поле класса может быть инициализировано в момент определения:
class User {
name = 'Имярек'
constructor() {
// инициализация отсутствует
}
}
const user = new User()
user.name // Имярек
На доступ к открытым полям и их изменение нет ограничений. Читать и присваивать значения таким полям можно в конструкторе, методах и за пределами класса.
3.2. Частные поля экземпляров класса
Инкапсуляция позволяет скрывать внутренние детали реализации класса. Тот, кто использует инкапсулированный класс, опирается на публичный интерфейс, не вдаваясь в подробности реализации класса.
Такие классы проще обновлять при изменении деталей реализации.
Хорошим способом скрыть детали является использование частных полей. Такие поля могут быть прочитаны и изменены только внутри класса, которому они принадлежат. За пределами класса частные поля недоступны.
Для того, чтобы сделать поле частным, перед его названием следует поставить символ #, например, #myPrivateField. При обращении к такому полю всегда должен использоваться указанный префикс.
Сделаем поле name частным:
class User {
#name
constructor(name) {
this.#name = name
}
getName() {
return this.#name
}
}
const user = new User('Печорин')
user.getName() // Печорин
user.#name // SyntaxError
#name — частное поле. Доступ к нему можно получить только внутри класса User. Это позволяет сделать метод getName().
Однако, при попытке получить доступ к #name за пределами класса User будет выброшена синтаксическая ошибка: SyntaxError: Private field '#name' must be declared in an enclosing class.
3.3. Открытые статические поля
В классе можно определить поля, принадлежащие самому классу: статические поля. Такие поля используются для создания констант, хранящих нужную классу информацию.
Для создания статических полей используется ключевое слово static перед названием поля: static myStaticField.
Добавим новое поле type для определения типа пользователя: администратора или обычного. Статические поля TYPE_ADMIN и TYPE_REGULAR — константы для каждого типа пользователей:
class User {
static TYPE_ADMIN = 'admin'
static TYPE_REGULAR = 'regular'
name
type
constructor(name, type) {
this.name = name
this.type = type
}
}
const admin = new User('Администратор сайта', User.TYPE_ADMIN)
admin.type === User.TYPE_ADMIN // true
Для доступа к статическим полям следует использовать название класса и название свойства: User.TYPE_ADMIN и User.TYPE_REGULAR.
3.4. Частные статические поля
Иногда статические поля также являются частью внутренней реализации класса. Для инкапсуляции таких полей можно сделать их частными.
Для этого следует перед названием поля поставить префикс #: static #myPrivateStaticFiled.
Предположим, что мы хотим ограничить количество экземпляров класса User. Для сокрытия информации о количестве экземпляров можно создать частные статические поля:
class User {
static #MAX_INSTANCES = 2
static #instances = 0
}
name
constructor(name) {
User.#instances++
if (User.#instances > User.#MAX_INSTANCES) {
throw new Error('Невозможно создать экземпляр класса User')
}
this.name = name
}
new User('Печорин')
new User('Бэла')
new User('Грушницкий') // Невозможно создать экземпляр класса User
Статическое поле User.#MAX_INSTANCES определяет допустимое количество экземпляров, а User.#instances — количество созданных экземпляров.
Эти частные статические поля доступны только внутри класса User. Ничто из внешнего мира не может повлиять на ограничения: в этом заключается одно из преимуществ инкапсуляции.
Прим. пер.: если ограничить количество экземпляров одним, получится интересная реализация шаблона проектирования «Одиночка» (Singleton).
4. Методы
Поля содержат данные. Возможность изменять данные обеспечивается специальными функциями, являющимися частью класса: методами.
JavaScript поддерживает как методы экземпляров класса, так и статические методы.
4.1. Методы экземпляров класса
Методы экземпляра класса могут изменять его данные. Методы экземпляра могут вызывать другие методы экземпляра, а также статические методы.
Например, определим метод getName(), возвращающий имя пользователя:
class User {
name = 'Имярек'
constructor(name) {
this.name = name
}
getName() {
return this.name
}
}
const user = new User('Печорин')
user.getName() // Печорин
В методе класса, также как и в конструкторе, this указывает на создаваемый экземпляр. Используйте this для получения данных экземпляра: this.field, или для вызова методов: this.method().
Добавим новый метод nameContains(str), принимающий один аргумент и вызывающий другой метод:
class User {
name
constructor(name) {
this.name = name
}
getName() {
return this.name
}
nameContains(str) {
return this.getName().includes(str)
}
}
const user = new User('Печорин')
user.nameContains('Печорин') // true
user.nameContains('Грушницкий') // false
nameContains(str) — метод класса User, принимающий один аргумент. Он вызывает другой метод экземпляра getName() для получения имени пользователя.
Метод также может быть частным. Для того, чтобы сделать метод частным следует использовать префикс #.
Сделаем метод getName() частным:
class User {
#name
constructor(name) {
this.#name = name
}
#getName() {
return this.#name
}
nameContains(str) {
return this.#getName().includes(str)
}
}
const user = new User('Печорин')
user.nameContains('Печорин') // true
user.nameContains('Грушницкий') // false
user.#getName // SyntaxError
#getName() — частный метод. Внутри метода nameContains(str) мы вызываем его так: this.#getName().
Будучи частным, метод #getName() не может быть вызван за пределами класса User.
4.2. Геттеры и сеттеры
Геттеры и сеттеры — это аксессоры или вычисляемые свойства. Это методы, имитирующие поля, но позволяющие читать и записывать данные.
Геттеры используются для получения данных, сеттеры — для их изменения.
Для установки запрета на присвоение полю name пустой строки, обернем частное поле #nameValue в геттер и сеттер:
class User {
#nameValue
constructor(name) {
this.name = name
}
get name() {
return this.#nameValue
}
set name(name) {
if (name === '') {
throw new Error('Имя пользователя не может быть пустым')
}
this.#nameValue = name
}
}
const user = new User('Печорин')
user.name // вызывается геттер, Печорин
user.name = 'Бэла' // вызывается сеттер
user.name = '' // Имя пользователя не может быть пустым
4.3. Статические методы
Статические методы — это функции, принадлежащие самому классу. Они определяют логику класса, а не его экземпляров.
Для создания статического метода используется ключевое слово static перед названием метода: static myStaticMethod().
При работе со статическими методами, следует помнить о двух простых правилах:
- Статический метод имеет доступ к статическим полям
- Он не имеет доступа к полям экземпляров
Создадим статический метод для проверки того, что пользователь с указанным именем уже создан:
class User {
static #takenNames = []
static isNameTaken(name) {
return User.#takenNames.includes(name)
}
name = 'Имярек'
constructor(name) {
this.name = name
User.#takenNames.push(name)
}
}
const user = new User('Печорин')
User.isNameTaken('Печорин') // true
User.isNameTaken('Грушницкий') // false
isNameTaken() — статический метод, использующий частное статическое поле User.#takenNames для определения использованных имен.
Статические методы также могут быть частными: static #myPrivateStaticMethod(). Такие методы могут вызываться только внутри класса.
5. Наследование: extends
Классы в JavaScript поддерживают наследование с помощью ключевого слова extends.
В выражении class Child extends Parent { } класс Child наследует от класса Parent конструктор, поля и методы.
Создадим дочерний класс ContentWriter, расширяющий родительский класс User:
class User {
name
constructor(name) {
this.name = name
}
getName() {
return this.name
}
}
class ContentWriter extends User {
posts = []
}
const writer = new ContentWriter('Лермонтов')
writer.name // Лермонтов
writer.getName() // Лермонтов
writer.posts // []
ContentWriter наследует от User конструктор, метод getName() и поле name. В самом ContentWriter определяется новое поле posts.
Обратите внимание, что частные поля и методы родительского класса не наследуются дочерними классами.
5.1. Родительский конструктор: super() в constructor()
Для того, чтобы вызвать конструктор родительского класса в дочернем классе, следует использовать специальную функцию super(), доступную в конструкторе дочернего класса.
Пусть конструктор ContentWriter вызывает родительский конструктор и инициализирует поле posts:
class User {
name
constructor(name) {
this.name = name
}
getName() {
return this.name
}
}
class ContentWriter extends User {
posts = []
constructor(name, posts) {
super(name)
this.posts = posts
}
}
const writer = new ContentWriter('Лермонтов', ['Герой нашего времени'])
writer.name // Лермонтов
writer.posts // ['Герой нашего времени']
super(name) в дочернем классе ContentWriter вызывает конструктор родительского класса User.
Обратите внимание, что в дочернем конструкторе перед использованием ключевого слова this вызывается super(). Вызов super() «привязывает» родительский конструктор к экземпляру.
class Child extends Parent {
constructor(value1, value2) {
// не работает!
this.prop2 = value2
super(value1)
}
}
5.2. Родительский экземпляр: super в методах
Для того, чтобы получить доступ к родительскому методу внутри дочернего класса, следует использовать специальное сокращение super:
class User {
name
constructor(name) {
this.name = name
}
getName() {
return this.name
}
}
class ContentWriter extends User {
posts = []
constructor(name, posts) {
super(name)
this.posts = posts
}
getName() {
const name = super.getName()
if (name === '') {
return 'Имярек'
}
return name
}
}
const writer = new ContentWriter('', ['Герой нашего времени'])
writer.getName() // Имярек
getName() дочернего класса ContentWriter вызывает метод getName() родительского класса User.
Это называется переопределением метода.
Обратите внимание, что super можно использовать и для статических методов родительского класса.
6. Проверка типа объекта: instanceof
Выражение object instanceof Class определяет, является ли объект экземпляром указанного класса.
Рассмотрим пример:
class User {
name
constructor(name) {
this.name = name
}
getName() {
return this.name
}
}
const user = new User('Печорин')
const obj = {}
user instanceof User // true
obj instanceof User // false
Оператор instanceof полиморфичен: он исследует всю цепочку классов.
class User {
name
constructor(name) {
this.name = name
}
getName() {
return this.name
}
}
class ContentWriter extends User {
posts = []
constructor(name, posts) {
super(name)
this.posts = posts
}
}
const writer = new ContentWriter('Лермонтов', ['Герой нашего времени'])
writer instanceof ContentWriter // true
writer instanceof User // true
Что если нам нужно определить конкретный класс экземпляра? Для этого можно использовать свойство constructor:
writer.constructor === ContentWriter // true
writer.constructor === User // false
// или
writer.__proto__ === ContentWriter.prototype // true
writer.__proto__ === User.prototype // false
7. Классы и прототипы
Надо сказать, что синтаксис классов — это хорошая абстракция над прототипным наследованием. Для использования классов не нужно обращаться к прототипам.
Однако, классы являются лишь надстройкой над прототипным наследованием. Любой класс — это функция, создающая экземпляр при вызове конструктора.
Следущие два примера идентичны.
Классы:
class User {
constructor(name) {
this.name = name
}
getName() {
return this.name
}
}
const user = new User('Печорин')
user.getName() // Печорин
user instanceof User // true
Прототипы:
function User(name) {
this.name = name
}
User.prototype.getName = function () {
return this.name
}
const user = new User('Печорин')
user.getName() // Печорин
user instanceof User // true
Поэтому для понимания классов требуется хорошее знание прототипного наследования.
8. Доступность возможностей классов
Возможности классов, представленные в данной статье, распределены между спецификацией ES6 и предложениями, находящимися на третьей стадии рассмотрения:
- Открытые и частные поля экземпляров
- Частные методы экземпляров и аксессоры
- Открытые и частные статические поля и частные статические методы
- Спецификация ES6
Прим. пер.: по данным Can I use поддержка частных полей классов на сегодняшний день составляет 68%.
9. Заключение
Классы в JavaScript используются для инициализации экземпляров с помощью конструктора, определения их полей и методов. С помощью ключевого слова static можно определять поля и методы самого класса.
Наследование реализуется с помощью ключевого слова extends. Ключевое слово super позволяет получить доступ к родительскому классу из дочернего.
Для того, чтобы воспользоваться преимуществами инкапсуляции, т.е. скрыть внутренние детали реализации, сделайте поля и методы частными. Названия таких полей и методов должны начинаться с символа #.
В современном JavaScript классы используются повсеместно.
Надеюсь, статья была вам полезной. Благодарю за внимание.
===========
Источник:
habr.com
===========
===========
Автор оригинала: Dmitri Pavlutin
===========Похожие новости:
- [Производство и разработка электроники, Космонавтика, Научно-популярное, Электроника для начинающих, Схемотехника] Common misconceptions about space-grade integrated circuits
- [Assembler, Игры и игровые приставки, Ненормальное программирование, Разработка игр] Эмуляция NES/Famicom/Денди на веб-технологиях. Доклад Яндекса
- [JavaScript] Прототипы в JS и малоизвестные факты
- [.NET, ASP, C#, Программирование, Тестирование IT-систем] Я 20 лет наслаждаюсь разнообразием архитектур и хочу поделиться мыслями
- [Программирование, Java, .NET] Мне надоело, что индустрия зависит от прихоти создателей языков программирования. Сообществу нужно больше власти
- [Программирование, Java] Знакомимся с Event Sourcing. Часть 1 (перевод)
- [Управление разработкой] Разработка в стартап-студии. Процессы, задачи, команда
- [Игры и игровые приставки, Разработка игр] Бесплатный онлайн-Лекционный вечер по геймдизайну
- [Open source, Программирование микроконтроллеров, Системное программирование] Разбираемся в особенностях графической подсистемы микроконтроллеров
- [Программирование, Совершенный код] Переводим синтаксис 1С на английский язык
Теги для поиска: #_javascript, #_programmirovanie (Программирование), #_razrabotka_vebsajtov (Разработка веб-сайтов), #_javascript, #_programmirovanie (программирование), #_razrabotka (разработка), #_class, #_klass (класс), #_prototype, #_inheritance, #_prototip (прототип), #_nasledovanie (наследование), #_javascript, #_programmirovanie (
Программирование
), #_razrabotka_vebsajtov (
Разработка веб-сайтов
)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 23:56
Часовой пояс: UTC + 5
Автор | Сообщение |
---|---|
news_bot ®
Стаж: 6 лет 9 месяцев |
|
Доброго времени суток, друзья! В JavaScript используется модель прототипного наследования: каждый объект наследует поля (свойства) и методы объекта-прототипа. Классов, используемых в Java или Swift в качестве шаблонов или схем для создания объектов, в JavaScript не существует. В прототипном наследовании есть только объекты. Прототипное наследование может имитировать классическую модель наследования от классов. Для этого в ES6 было представлено ключевое слово class: синтаксический сахар для прототипного наследования. В данной статье мы научимся работать с классами: определять классы, их частные (приватные) и открытые (публичные) поля и методы, а также создавать экземпляры. 1. Определение: ключевое слово class Для определения класса используется ключевое слово class: class User {
// тело класса } Такой синтаксис называется объявлением класса. Класс может не иметь названия. С помощью выражения класса можно присвоить класс переменной: const UserClass = class {
// тело класса } Классы можно экспортировать в виде модулей. Вот пример экспорта по умолчанию: export default class User {
// тело класса } А вот пример именованного экспорта: export class User {
// тело класса } Классы используются для создания экземпляров. Экземпляр — это объект, содержащий данные и логику класса. Экземпляры создаются с помощью оператора new: instance = new Class(). Вот как создать экземпляр класса User: const myUser = new User()
2. Инициализация: constructor() constructor(param1, param2, ...) — это специальный метод внутри класса, служащий для инициализации экземпляра. Это то место, где устанавливаются начальные значения полей экземпляра и осуществляется его настройка. В следующем примере конструктор устанавливает начальное значение поля name: class User {
constructor(name) { this.name = name } } Конструктор принимает один параметр — name, который используется для установки начального значения поля this.name. this в конструкторе указывает на создаваемый экземпляр. Аргумент, используемый для создания экземпляра класса, становится параметром его конструктора: class User {
constructor(name) { name // Печорин this.name = name } } const user = new User('Печорин') Параметр name внутри конструктора имеет значение 'Печорин'. Если не определить собственный конструктор, будет создан стандартный конструктор, представляющий собой пустую функцию, не влияющую на экземпляр. 3. Поля Поля класса — это переменные, содержащие определенную информацию. Поля могут быть разделены на две группы:
Поля также имеют два уровня доступа:
3.1. Открытые поля экземпляров класса class User {
constructor(name) { this.name = name } } Выражение this.name = name создает поле экземпляра name и присваивает ему начальное значение. Доступ к этому полю можно получить с помощью аксессора свойства: const user = new User('Печорин')
user.name // Печорин В данном случае name — открытое поле, поскольку оно доступно за пределами класса User. При неявном создании полей внутри конструктора, сложно получить список всех полей. Для этого поля нужно извлекать из конструктора. Лучшим способом является явное определение полей класса. Неважно, что делает конструктор, экземпляр всегда имеет одинаковый набор полей. Предложение по созданию полей класса позволяет определять поля внутри класса. Кроме того, здесь же можно присваивать полям начальные значения: class SomeClass {
field1 field2 = 'Начальное значение' // ... } Изменим код класса User, определив в нем открытое поле name: class User {
name constructor(name) { this.name = name } } const user = new User('Печорин') user.name // Печорин Такие открытые поля являются очень наглядными, быстрый взгляд на класс позволяет понять структуру его данных. Более того, поле класса может быть инициализировано в момент определения: class User {
name = 'Имярек' constructor() { // инициализация отсутствует } } const user = new User() user.name // Имярек На доступ к открытым полям и их изменение нет ограничений. Читать и присваивать значения таким полям можно в конструкторе, методах и за пределами класса. 3.2. Частные поля экземпляров класса Инкапсуляция позволяет скрывать внутренние детали реализации класса. Тот, кто использует инкапсулированный класс, опирается на публичный интерфейс, не вдаваясь в подробности реализации класса. Такие классы проще обновлять при изменении деталей реализации. Хорошим способом скрыть детали является использование частных полей. Такие поля могут быть прочитаны и изменены только внутри класса, которому они принадлежат. За пределами класса частные поля недоступны. Для того, чтобы сделать поле частным, перед его названием следует поставить символ #, например, #myPrivateField. При обращении к такому полю всегда должен использоваться указанный префикс. Сделаем поле name частным: class User {
#name constructor(name) { this.#name = name } getName() { return this.#name } } const user = new User('Печорин') user.getName() // Печорин user.#name // SyntaxError #name — частное поле. Доступ к нему можно получить только внутри класса User. Это позволяет сделать метод getName(). Однако, при попытке получить доступ к #name за пределами класса User будет выброшена синтаксическая ошибка: SyntaxError: Private field '#name' must be declared in an enclosing class. 3.3. Открытые статические поля В классе можно определить поля, принадлежащие самому классу: статические поля. Такие поля используются для создания констант, хранящих нужную классу информацию. Для создания статических полей используется ключевое слово static перед названием поля: static myStaticField. Добавим новое поле type для определения типа пользователя: администратора или обычного. Статические поля TYPE_ADMIN и TYPE_REGULAR — константы для каждого типа пользователей: class User {
static TYPE_ADMIN = 'admin' static TYPE_REGULAR = 'regular' name type constructor(name, type) { this.name = name this.type = type } } const admin = new User('Администратор сайта', User.TYPE_ADMIN) admin.type === User.TYPE_ADMIN // true Для доступа к статическим полям следует использовать название класса и название свойства: User.TYPE_ADMIN и User.TYPE_REGULAR. 3.4. Частные статические поля Иногда статические поля также являются частью внутренней реализации класса. Для инкапсуляции таких полей можно сделать их частными. Для этого следует перед названием поля поставить префикс #: static #myPrivateStaticFiled. Предположим, что мы хотим ограничить количество экземпляров класса User. Для сокрытия информации о количестве экземпляров можно создать частные статические поля: class User {
static #MAX_INSTANCES = 2 static #instances = 0 } name constructor(name) { User.#instances++ if (User.#instances > User.#MAX_INSTANCES) { throw new Error('Невозможно создать экземпляр класса User') } this.name = name } new User('Печорин') new User('Бэла') new User('Грушницкий') // Невозможно создать экземпляр класса User Статическое поле User.#MAX_INSTANCES определяет допустимое количество экземпляров, а User.#instances — количество созданных экземпляров. Эти частные статические поля доступны только внутри класса User. Ничто из внешнего мира не может повлиять на ограничения: в этом заключается одно из преимуществ инкапсуляции. Прим. пер.: если ограничить количество экземпляров одним, получится интересная реализация шаблона проектирования «Одиночка» (Singleton). 4. Методы Поля содержат данные. Возможность изменять данные обеспечивается специальными функциями, являющимися частью класса: методами. JavaScript поддерживает как методы экземпляров класса, так и статические методы. 4.1. Методы экземпляров класса Методы экземпляра класса могут изменять его данные. Методы экземпляра могут вызывать другие методы экземпляра, а также статические методы. Например, определим метод getName(), возвращающий имя пользователя: class User {
name = 'Имярек' constructor(name) { this.name = name } getName() { return this.name } } const user = new User('Печорин') user.getName() // Печорин В методе класса, также как и в конструкторе, this указывает на создаваемый экземпляр. Используйте this для получения данных экземпляра: this.field, или для вызова методов: this.method(). Добавим новый метод nameContains(str), принимающий один аргумент и вызывающий другой метод: class User {
name constructor(name) { this.name = name } getName() { return this.name } nameContains(str) { return this.getName().includes(str) } } const user = new User('Печорин') user.nameContains('Печорин') // true user.nameContains('Грушницкий') // false nameContains(str) — метод класса User, принимающий один аргумент. Он вызывает другой метод экземпляра getName() для получения имени пользователя. Метод также может быть частным. Для того, чтобы сделать метод частным следует использовать префикс #. Сделаем метод getName() частным: class User {
#name constructor(name) { this.#name = name } #getName() { return this.#name } nameContains(str) { return this.#getName().includes(str) } } const user = new User('Печорин') user.nameContains('Печорин') // true user.nameContains('Грушницкий') // false user.#getName // SyntaxError #getName() — частный метод. Внутри метода nameContains(str) мы вызываем его так: this.#getName(). Будучи частным, метод #getName() не может быть вызван за пределами класса User. 4.2. Геттеры и сеттеры Геттеры и сеттеры — это аксессоры или вычисляемые свойства. Это методы, имитирующие поля, но позволяющие читать и записывать данные. Геттеры используются для получения данных, сеттеры — для их изменения. Для установки запрета на присвоение полю name пустой строки, обернем частное поле #nameValue в геттер и сеттер: class User {
#nameValue constructor(name) { this.name = name } get name() { return this.#nameValue } set name(name) { if (name === '') { throw new Error('Имя пользователя не может быть пустым') } this.#nameValue = name } } const user = new User('Печорин') user.name // вызывается геттер, Печорин user.name = 'Бэла' // вызывается сеттер user.name = '' // Имя пользователя не может быть пустым 4.3. Статические методы Статические методы — это функции, принадлежащие самому классу. Они определяют логику класса, а не его экземпляров. Для создания статического метода используется ключевое слово static перед названием метода: static myStaticMethod(). При работе со статическими методами, следует помнить о двух простых правилах:
Создадим статический метод для проверки того, что пользователь с указанным именем уже создан: class User {
static #takenNames = [] static isNameTaken(name) { return User.#takenNames.includes(name) } name = 'Имярек' constructor(name) { this.name = name User.#takenNames.push(name) } } const user = new User('Печорин') User.isNameTaken('Печорин') // true User.isNameTaken('Грушницкий') // false isNameTaken() — статический метод, использующий частное статическое поле User.#takenNames для определения использованных имен. Статические методы также могут быть частными: static #myPrivateStaticMethod(). Такие методы могут вызываться только внутри класса. 5. Наследование: extends Классы в JavaScript поддерживают наследование с помощью ключевого слова extends. В выражении class Child extends Parent { } класс Child наследует от класса Parent конструктор, поля и методы. Создадим дочерний класс ContentWriter, расширяющий родительский класс User: class User {
name constructor(name) { this.name = name } getName() { return this.name } } class ContentWriter extends User { posts = [] } const writer = new ContentWriter('Лермонтов') writer.name // Лермонтов writer.getName() // Лермонтов writer.posts // [] ContentWriter наследует от User конструктор, метод getName() и поле name. В самом ContentWriter определяется новое поле posts. Обратите внимание, что частные поля и методы родительского класса не наследуются дочерними классами. 5.1. Родительский конструктор: super() в constructor() Для того, чтобы вызвать конструктор родительского класса в дочернем классе, следует использовать специальную функцию super(), доступную в конструкторе дочернего класса. Пусть конструктор ContentWriter вызывает родительский конструктор и инициализирует поле posts: class User {
name constructor(name) { this.name = name } getName() { return this.name } } class ContentWriter extends User { posts = [] constructor(name, posts) { super(name) this.posts = posts } } const writer = new ContentWriter('Лермонтов', ['Герой нашего времени']) writer.name // Лермонтов writer.posts // ['Герой нашего времени'] super(name) в дочернем классе ContentWriter вызывает конструктор родительского класса User. Обратите внимание, что в дочернем конструкторе перед использованием ключевого слова this вызывается super(). Вызов super() «привязывает» родительский конструктор к экземпляру. class Child extends Parent {
constructor(value1, value2) { // не работает! this.prop2 = value2 super(value1) } } 5.2. Родительский экземпляр: super в методах Для того, чтобы получить доступ к родительскому методу внутри дочернего класса, следует использовать специальное сокращение super: class User {
name constructor(name) { this.name = name } getName() { return this.name } } class ContentWriter extends User { posts = [] constructor(name, posts) { super(name) this.posts = posts } getName() { const name = super.getName() if (name === '') { return 'Имярек' } return name } } const writer = new ContentWriter('', ['Герой нашего времени']) writer.getName() // Имярек getName() дочернего класса ContentWriter вызывает метод getName() родительского класса User. Это называется переопределением метода. Обратите внимание, что super можно использовать и для статических методов родительского класса. 6. Проверка типа объекта: instanceof Выражение object instanceof Class определяет, является ли объект экземпляром указанного класса. Рассмотрим пример: class User {
name constructor(name) { this.name = name } getName() { return this.name } } const user = new User('Печорин') const obj = {} user instanceof User // true obj instanceof User // false Оператор instanceof полиморфичен: он исследует всю цепочку классов. class User {
name constructor(name) { this.name = name } getName() { return this.name } } class ContentWriter extends User { posts = [] constructor(name, posts) { super(name) this.posts = posts } } const writer = new ContentWriter('Лермонтов', ['Герой нашего времени']) writer instanceof ContentWriter // true writer instanceof User // true Что если нам нужно определить конкретный класс экземпляра? Для этого можно использовать свойство constructor: writer.constructor === ContentWriter // true
writer.constructor === User // false // или writer.__proto__ === ContentWriter.prototype // true writer.__proto__ === User.prototype // false 7. Классы и прототипы Надо сказать, что синтаксис классов — это хорошая абстракция над прототипным наследованием. Для использования классов не нужно обращаться к прототипам. Однако, классы являются лишь надстройкой над прототипным наследованием. Любой класс — это функция, создающая экземпляр при вызове конструктора. Следущие два примера идентичны. Классы: class User {
constructor(name) { this.name = name } getName() { return this.name } } const user = new User('Печорин') user.getName() // Печорин user instanceof User // true Прототипы: function User(name) {
this.name = name } User.prototype.getName = function () { return this.name } const user = new User('Печорин') user.getName() // Печорин user instanceof User // true Поэтому для понимания классов требуется хорошее знание прототипного наследования. 8. Доступность возможностей классов Возможности классов, представленные в данной статье, распределены между спецификацией ES6 и предложениями, находящимися на третьей стадии рассмотрения:
Прим. пер.: по данным Can I use поддержка частных полей классов на сегодняшний день составляет 68%. 9. Заключение Классы в JavaScript используются для инициализации экземпляров с помощью конструктора, определения их полей и методов. С помощью ключевого слова static можно определять поля и методы самого класса. Наследование реализуется с помощью ключевого слова extends. Ключевое слово super позволяет получить доступ к родительскому классу из дочернего. Для того, чтобы воспользоваться преимуществами инкапсуляции, т.е. скрыть внутренние детали реализации, сделайте поля и методы частными. Названия таких полей и методов должны начинаться с символа #. В современном JavaScript классы используются повсеместно. Надеюсь, статья была вам полезной. Благодарю за внимание. =========== Источник: habr.com =========== =========== Автор оригинала: Dmitri Pavlutin ===========Похожие новости:
Программирование ), #_razrabotka_vebsajtov ( Разработка веб-сайтов ) |
|
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Текущее время: 22-Ноя 23:56
Часовой пояс: UTC + 5