Десять лет назад, когда мы с замиранием сердца смотрели «Монстро», трудно было поверить, что этот эффектный, но очень простой сюжетно фантастический триллер со временем разовьется в одну из самых необычных франшиз современного кино. Создатель фильма Дж. Дж. Абрамс сразу сообщил, что планирует развивать придуманную вселенную в спиноффах, но никто не ожидал, что ее разбросает столь далеко по стилистикам и жанрам. Так, «Кловерфилд, 10» оказался камерным психологическим триллером, который подвязывался к «Монстро» лишь в самом конце, и это было как минимум интересно. Тогда мы поняли, что от цикла можно ждать чего угодно – Абрамс вполне мог сделать следом секс-комедию о потере девственности озабоченными подростками или слезоточивую драму о брошенной собачке, чтобы в финальных кадрах раздавить всех гигантской ступней монстра.
О том, что «Парадокс Кловерфилда» находится в производстве, было известно достаточно давно, но до некоторых пор считалось, что это кинотеатральный релиз – тем не менее появился он в онлайн-гиганте Netflix, купившем картину для эксклюзивного показа, и появился внезапно. Да, он слегка подзадержался, пропустив вперед очень похожее по структуре и персонажам «Живое» (Крис О’Дауд играет, по сути, Райана Рейнольдса), но «Парадокс» выигрывает у него по очень многим пунктам.
Как и «Живое», «Парадокс Кловерфилда» туповат и у него серьезные проблемы с логикой и «фактикой» – вплоть до того, что герои простреливают иллюминатор из какого-то бластера, напечатанного на 3D-принтере. Но во время просмотра задумываться об этом будет некогда – динамика у фильма бешеная, а неожиданных ходов и сюжетных твистов в нем хватит на целый сериал (по сути, это «Остаться в живых» со всеми его «завиральными» плюсами и минусами), все сезоны которого утрамбованы в сто минут.
Это непредсказуемо, это драйвово, это красочно, это в конце концов весело – как скоростной аттракцион, от которого развеваются волосы и закладывает уши, «Парадокс Кловерфилда» мчится вперед, не разбирая дороги, не обращая внимания на отваливающиеся по ходу детали и подвисшие сюжетные нитки (вся линия на Земле ведет, по сути, в никуда и нужна только для того, чтобы мы не забывали, как называется фильм). Не вдаваясь в подробности, достаточно сказать, что здесь будет ползающая сама по себе рука, которая пишет послания! После такого любые претензии к сценарию предъявлять уже как-то странно.
Еще одно, что роднит «Парадокс Кловерфилда» с «Живым», – по-настоящему хорошие актеры в центральных ролях. Команда станции интернациональная, что позволило авторам собрать в одном кадре немца Даниэля Брюля, англичанку Гугу Мбата-Ро (звезда «Сан Джуниперо», лучшего эпизода «Черного зеркала»), китаянку Чжан Цзыи (которая, кажется, не прибавила ни года с момента выхода «Крадущегося тигра»), ирландца Криса О’Дауда и австралийку Элизабет Дебики. Понятно, что от актеров здесь не требуется ничего, кроме как выглядеть крайне встревоженными и умирать по команде, но всегда приятно, когда тебя развлекают не абы кто, а по-настоящему талантливые люди. Все это, конечно, не претендует на какое-то значительное место в истории, но отменно повышает настроение – как будто вы вышли в торговый центр за рядовыми покупками и неожиданно попали там на бесплатный концерт любимой группы.