Спасибо, ждал. Лишь бы не очередная режиссерская выдумка отзыв КиноПоиск Вряд ли возможно поспорить с тем, что Иван Грозный — самое известное имя в русской истории. Он оставил в ней жирный кровавый след, который не вывести никакими растворителями. Эпоха его правления вызывает интерес, повергает в шок, нагнетает страх и оставляет массу вопросов. Однако в фильме «Царь» Павла Лунгина мы не увидим иллюстрированный пересказ исторических событий эпохи правления Ивана Грозного. Нам покажут всего два года из его жизни. Но зато каких! Описываемые в фильме события приходятся на момент взаимоотношений царя и митрополита Московского Филиппа, приезд которого Иван Грозный расценил как знамение, ответ на его долгие, самозабвенные, так точно эмоционально переданные П. Мамоновым молитвы, как спасение от неминуемого конца света. Насколько же глубоко оказывается поражён новоиспеченный митрополит, когда на его глазах разворачиваются ужасы, творимые царём и его опричниками. Страшнее всего, что Иван Грозный остается глух к его бесконечным призывам остановить жестокость и проявить милость. Царь считает себя наместником Бога, его голосом на земле, богом для своего народа. Он страдает от себя самого, во всех и каждом он видит врага, повсюду ему мерещится измена, предательство, ему страшно, он болен физически и еще больше психически, он один! Картина не претендует на историческую достоверность, как уже было отмечено ранее, ведь это скорее своеобразная психологическая драма. Мы становимся свидетелями четырех конфликтов — не зря фильм поделен на четыре части: - конфликт царя с Богом; - конфликт царя с митрополитом Филиппом; - конфликт царя с народом; - конфликт царя с самим собой, каждый из которых имеет свое психологическое толкование, но есть две вещи, которые объединяют их все — страх и любовь. Страх и любовь к другу, страх и любовь к Господу, страх и любовь к своему народу, страх и любовь к самому себе. Возникает вполне правомерный вопрос: любил ли этот человек вообще хоть что-нибудь в жизни? Однако, употребив слово «Любовь», я вложила в данном контексте немного более узкое значение, нежели оно имеет на самом деле — своего рода благоговение и трепет, близкие к страху. Царь Иван Грозный в этом фильме предстает, как человек, боящийся всего и вся. Методично убирая вокруг себя людей, как очередную пешку с шахматной доски, он психологически строит вокруг себя непробиваемую стену, остается один, отгораживает себя от внешнего мира. И в стене этой «нет ни одного окна! Мир-то кончится… смотреть будет не на что…» Тут стоит отметить, что игра Мамонова впечатляет. Эти глаза в агонии, сумасшедший, бегающий, загнанный страхом взгляд надолго останется в памяти зрителей, а интонация, пронзительные аккорды в голосе, срывающийся хрип в приступах паранойи до сих пор звучат в ушах. В паре с Янковским им удается создать блестящий тандем. И, пожалуй, именно они спасают фильм от ярлыка `скучного и затянутого кино, которое надо смотреть дома, а не в кинотеатре`. Мы видим одну из самых темных полос русской истории с новой, неожиданной стороны — без прикрас, без лирики, без «киношного» блеска. Фильм практически голый, откровенный и даже немного шокирующий. Здесь все на уровне — поистине профессиональная игра актеров, продуманность сюжета, серьёзный подход к проекту, глубина идеи. Фильм учит, что своей историей надо гордиться, какой бы она не была — это, пожалуй, самый главный и важный посыл фильма, помимо еще одного, не менее важного — религиозного. Безусловно, этот фильм — большой шаг в развитии российского кинематографа.
|