отвратительный сериал.
И все отзывы от взрослых людей - подходящие.
Пример "
Пепел" ждали. Еще бы — канал так неистово рекламировал этот проект! Анонсы в эфире появились за несколько месяцев до премьеры. И пресс-релиз канала "Россия 1" не оставлял сомнений в том, какую ставку делали на этот сериал: "Самый громкий, амбициозный и ожидаемый проект года. Захватывающая интрига, невероятные повороты сюжета, перевоплощение героев, звездный кастинг, масштабные массовые сцены, и главное – долгожданное появление на экране самого яркого актерского дуэта наших дней – Евгения Миронова и Владимира Машкова – все это обещает зрителю встречу с настоящим телевизионным кино высокого класса". Читаешь и думаешь: не сериал, а мечта.
Звездный актерский состав добавил ожиданий.
При таком количестве замечательных фамилий в одном сериале, естественно, настраиваешься на то, что тебе покажут редкую штучную работу, которую при нынешнем поточном сериальном производстве всегда ждешь. Но три сценариста и два режиссера (основной – Вадим Перельман, но, кроме него, в титрах в этом качестве значится и Тимур Ванштейн, главный продюсер "Пепла") сочинили историю, в которой почти нет места даже такому понятию, как причинно-следственная связь. И почти в каждом эпизоде – сплошное недоумение.
Действие начинается в 1938 году. Капитану Красной Армии Игорю Петрову (Владимир Машков) грозит арест. Об этом он рассказывает своей жене Рите (Елена Лядова). Пытается скрыться, но при этом обещает скоро вернуться. Рита провожает его на вокзал и ждет любимого мужа. В одном купе с Петровым едет культурно одетый вор-медвежатник по кличке Пепел (это и дает название сериалу, а заодно, видимо, по задумке авторов, придает ему некую метафоричность), которого играет Евгений Миронов.
Сенька-Пепел везет в купе поезда воровской общак: саквояж без замка полностью набит сокровищами. В череде обстоятельств Пепел получает по голове от своих же. Петров тащит его по коридору вагона без сознания. Свидетелей, конечно, нет. Оказавшись в купе, капитан Красной Армии, поразмыслив (причины зрители должны додумать сами), переодевается в одежду Сеньки-Пепла (она, несмотря на разбитую в кровь голову вора, аккуратная, чистая и абсолютно подходит по размеру), надевает на него свою военную форму (это за кадром, но вся амуниция, несмотря на бойню в тамбуре и помощь окровавленному соседу по купе, также абсолютно чистая), меняет документы и оказывается в какой-то деревне с целым саквояжем сокровищ.
Дальше череда эпизодов настолько насыщена, что порой теряешь логику изложения. Какие-то нестыковки, нелепицы и главное — отсутствие психологического рисунка поступков главных персонажей. Понятно, что используется прием, традиционный для кино – герои меняются местами.
Капитан Красной Армии, по документам ставший вором Сенькой-Пеплом, мчится в свою квартиру (это при том, что он боится ареста и как раз собирался исчезнуть), вырезает ножницами из общей фотографии свое лицо, вклеивает его в чужой паспорт. Вор Сенька оказывается в военном госпитале, и понимает, что он теперь — Игорь Петров. А Рита, которую он видел мельком на вокзале, — его жена. Но сначала герой
Машкова зарывает общак, видимо, до лучших времен, но спустя несколько эпизодов, где он успевает прикончить еще двоих, его все равно арестовывает милиция. Уже как уголовника. А Пепел из госпиталя попадает в жестокие руки НКВД. Как врага народа его начинают пытать.
Но воровская шайка не дремлет. Мало того, что они как-то узнают, что попутчиком Пепла был капитан Петров, и что он находится в госпитале, так они еще и подбираются к выдающему себя за вора Сеньку герою Машкова прямо в тот же вагон, в котором он должен поехать по этапу. Для этого рецидивист Витя – Гардероб (Андрей Смоляков) сознательно идет на "мокрое дело", чтобы его посадили (это, между прочим, 1938 год, но кого это волнует!) и, повторюсь, оказывается в том же вагоне, где везут Петрова.
Тем временем под пытками НКВД мучается вор-медвежатник Сенька-Пепел, причем не отказывается от того, что стал Игорем Петровым. Он оказывается в камере с кадровым военным (Владимир Гостюхин). Чистые гимнастерки в камерах уже не должны смущать зрителей. Чего уж там гимнастерки, когда никто кругом не замечает подмены. Энквдэшники не замечают, что капитан Красной Армии имеет несколько наколок, которые бывают только у уголовников; ни милиция, ни уголовники не замечают, что опытный рецидивист не знает жаргона и не имеет тех самых наколок.
Впрочем, прозорливые все-таки находятся. "Коллега по цеху" Витя-Гардероб сразу говорит новоявленному Сеньке-Пеплу очевидные вещи: "Ты на вора похож, как я на композитора". А кадровый военный в камере говорит "Петрову", что у него глаз наметанный, и за 40 лет в армии он научился отличать гражданского от военного. "Вы не тот, за кого себя выдаете", — говорит он герою Миронова.
Кадр из сериала Пепел
© Фото: Пресс-служба канала "Россия 1"
"Пепел" истории. Что мы ищем в фильмах о советском прошлом
Но это лишь единичные прозрения. Остальные сериальные герои, а также зрители почему-то должны поверить в столь радикальное перевоплощение героев на экране. Поверить в это невозможно. Да и авторы не сильно этим озабочены. Главное — двигать сюжет.
Двигается он так: перед расстрелом кадровый военный научит вора-медвежатника профессиональным премудростям. Обучит за несколько дней до такой степени, что тот закончит войну полковником-героем с двумя орденами Красной звезды. Странно, что не Героем Советского Союза. А уж какой из Сеньки-Пепла получился любящий муж (Рита, хоть и не сразу, но, конечно, сдалась, а как тут устоишь – сюжет же), и заботливый, честный командир с хорошо поставленной речью и манерами – просто загляденье!
Ну а что же бывший капитан Петров? Его история полна неясностями. Наколками он все-таки, благодаря Вите, обзавелся. Потом началась война. Петров и Витя сбегают из зоны. По пути Петров убивает Витю-Гардероба и оказывается, там, где когда-то зарыл общак. Очень удачно его, кстати, посадили: после побега до нужного места, где зарыт общак, "оказалось", что можно добраться пешком. Не найдя зарытых сокровищ (правда, пару серий спустя, саквояж с воровскими сокровищами Петров, который к этому времени уже Олег Быстров, совершенно непостижимым образом-таки найдет в целости и сохранности), уже в следующем кадре герой Машкова становится даже не партизаном, а настоящим бандитом. Сколачивает лесную банду. Сначала он ворует золотые слитки прямо в фашистском штабе, запросто попав в логово врага (языков Петров не знает, но это не страшно: на немецком бойко говорит испанец Диего, бывший заключенный и новый подельник Петрова). А уже после войны бывший офицер Красной Армии Петров просто убивает советских тружеников и ворует золото на приисках в Карелии. Именно в Карелии проходит службу и полковник Сенька-Пепел, где живет душа в душу с Ритой, которую Петров считает погибшей.
Видимо, страх разоблачения, возможность потерять (найти) Риту должны заполнить две оставшиеся до финала серии. Но это по логике. Что предложат авторы — тут уже остается только гадать.
Пышная криминальная составляющая, следствие, под руководством героя Сергея Гармаша, пытающегося найти бандита среди офицеров части, маскировка Сеньки-Пепла то в мотоциклиста в черных больших очках, то во врача в белом халате, устраивающего дымовые завесы, чтобы выкрасть свое личное дело из милицейского сейфа, где сказано, что он вор, а потом снова "превращение" в образцового командира части… Броневички, побочные любовные линии (ресторанная певица в исполнении Чулпан Хаматовой выглядит как-то уж совсем неловко), банда в краповых маскхалатах, напоминающая современный спецназ, воровской сходняк, под руководством главаря в исполнении Петра Мамонова (вот уж как-то и его уговорили сняться в этом сериале), эпизод с бывшим однополчанином Пепла, почти списанный, но плохо, с истории Левченко и Шарапова в "Место встречи изменить нельзя…". Все это видят зрители. И в какой-то момент можно даже подумать, что это не приключенческий сериал-детектив, а черная комедия.
То, что происходит в "Пепле" — какая-то картонная экранизация, местами откровенная "клюква", в которую по какому-то недоразумению попали замечательные артисты. Потому что их участие и работу в "Пепле" объяснить, когда смотришь на экран, так же трудно, как и мотивы поступков героев, и развивающийся сериальный сюжет. Сценария нет, диалогов нет, характеров нет.
|